Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии (160-170). Страдание святых мучеников Нестора и Тривимия (III). Страдание святой мученицы Антонины (III-IV). Память преподобной Домнины (ок. 450-460). Преподобный Мартирий Зеленецкий (1603). В 1881 г. в Петербурге убит Государь Император Александр II, Царь-Освободитель. Восшествие на престол Императора Александра III. В 1881 г. Великий Князь Николай Александрович Высочайшим манифестом объявлен Наследником Престола Всероссийского. В 1564 г. в Москве выпущена первая печатная книга "Апостол" Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. В 1887 г. были арестованы члены террористической организации "Народная воля" (куда в числе прочих входил А.И. Ульянов), готовившие покушение на Императора Александра III. В 1917 г. петроградским советом издан "Приказ No1", лишавший офицеров дисциплинарной власти над солдатами, что повлекло за собой развал армии`.
В 1881 г. в Петербурге убит Государь Император Александр II, Царь-Освободитель. Восшествие на престол Императора Александра III
В 1881 г. Великий Князь Николай Александрович Высочайшим манифестом объявлен Наследником Престола Всероссийского
В 1564 г. в Москве выпущена первая печатная книга "Апостол" Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем
В 1887 г. были арестованы члены террористической организации "Народная воля" (куда в числе прочих входил А.И. Ульянов), готовившие покушение на Императора Александра III
В 1917 г. петроградским советом издан "Приказ №1", лишавший офицеров дисциплинарной власти над солдатами, что повлекло за собой развал армии `
Завтра, Понедельник, 15 Марта 2021 года (2 Марта 2021 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1881 г. Император Александр III вступил на Престол
В 1917 г. произошло отречение от Престола Императора Николая II (Гефсимания Царя-искупителя) в пользу младшего брата, Михаила Александровича. Явление иконы Божией Матери "Державная" в с. Коломенское под Москвой
В 1922 г. в г. Шуя красноармейцы открыли огонь по верующим, защищавшим храмы от безбожников
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии
Страница 1
Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии
В царствование Траяна1
в городе Илиополе2, что в Келесирии3, в области Финикии Ливанской4, сопредельной с иудейской страной, жила
девица по имени Евдокия. По происхождению и по вере она была самарянка5. Прельщая своей великой красотой, она
многих безжалостно увлекала к погибели, собирая посредством плотской нечистоты,
этого легкого способа приобретения, свое постыдное достояние от богатства тех
стран. Лицо ее было настолько красиво, что и художник затруднился бы изобразить
эту красоту. Повсюду шла о ней молва, и множество благородных юношей и даже
представителей власти из других стран и городов стекались в Илиополь, как будто
бы за другой надобностью, на самом же деле только для того, чтобы видеть и
насладиться красотой Евдокии, греховными делами собравшей богатство чуть ли не
равное царской казне. И через это продолжительное собирание сокровищ, Евдокия
так омертвела душой в своей нечистой жизни и окаменела в сердечном ожесточении,
что никакая сила, кроме Божественной, не исцелила бы безнадежной душевной
болезни этой отчаянной грешницы. Однако настало время, когда избавляющая от
погибели рука доброго пастыря, идущего заблудшей овцы, поспешила и к ней:
воззрел Творец на Свое создание, растленное злобой диавола, и восхотел обновить
его. Истинный домохозяин позаботился о плодах Своего виноградника,
подвергавшихся вражескому расхищению. Владыка небесных сокровищ поспешил
принять в вечную сокровищницу валявшуюся на земле в грязи и гибнущую драхму.
Хранитель благ, ожидаемых праведными, призвал эту отчаянную самарянку к Своей
совершенной надежде, а диавола оставил посрамленным. Он сделал то, что
валявшаяся некогда в болоте, как скот, стала нескверною, как агница; прежний
сосуд нечистоты наполнился чистотою; навозный ров сделался вечным, невозмутимым
источником; грязный поток преобразился в благовонное озеро; смрад прогнившего и
засмердевшего колодца оказался алавастром многоценного мира; та, что для многих
людей являлась духовной смертью, та самая для многих же оказалась виновницей
спасения. Вот как началось обращение к Богу этой великой грешницы.
Один инок, по имени Герман, возвращался через Илиополь из
путешествия в свою обитель. Он пришел в город вечером и остановился у одного
знакомого христианина, жившего близ городских ворот, причем комната его была
смежной со стеной дома той девицы, о которой идет речь. Инок, уснув немного,
ночью встал по обыкновению своему для пения псалмов и, по окончании положенного
правила, сел и, взяв книжку, которую носил с собой за пазухой, надолго
углубился в чтение. В книжке было написано о страшном суде Божьем и о том, что
праведные просветятся, подобно солнцу, в царстве небесном, а грешные пойдут в
огонь неугасимый, где будут преданы навеки лютым мучениям. В эту самую ночь Евдокия,
по Божественному смотрению, была одна. Спальня, в которой она затворилась,
примыкала к той стене, за которой инок подвизался в молитве и чтении. Когда
начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели,
слушала все до самого конца чтения. Ей слышно было все, что читал инок, ибо
одна только стена, и та не толстая, разделяла их, тем более, что инок читал
громко. Слушая чтение, грешница пришла в великое умиление и не спала до самого
рассвета, с трепетом сердечным размышляя о множестве своих грехов, о страшном
суде и нестерпимой муке грешников. Как только настал день, она (под действием
Божественной благодати, возбуждавшей ее к покаянию) велела позвать к ней того,
кто читал ночью книгу, и, когда он пришел, спросила его:
- Что ты за человек и откуда? Как ты живешь и какая твоя
вера? Умоляю тебя, скажи мне всю правду. Услышав, что ты читал ночью, я
смущена, и душа моя истомилась, ибо я слышала что-то страшное и удивительное,
до сих пор мне неизвестное. И если правда, что грешники предаются огню, то кто
же может спастись?
Блаженный Герман сказал ей:
- Госпожа! Какой же ты веры, если ты никогда не слыхала о
страшном суде Божьем и не понимаешь значения читанных мною слов?
- По своему отечеству и по вере, - сказала Евдокия, - я
самарянка; богатство мое безмерно, и меня особенно смущает и устрашает то горе
и тот вечный и неугасимый огнь, которыми угрожает богатым читанная тобой книга.
В книгах нашей веры я таких слов никогда не встречала и поэтому немало
встревожилась, услышав что-то новое и неожиданное.
Блаженный Герман спросил:
- Есть ли у тебя муж, госпожа? И откуда у тебя безмерное,
как ты говоришь, богатство?
- Законного мужа не имею, - ответила она, - а богатство мое
собрано от многих мужей. И если богатые осуждены будут по смерти на такую
тяжкую и вечную муку, то какая же мне польза от моего богатства?
Герман сказал ей:
- Поведай мне истинную правду (ибо и Христос мой, Коему я
служу, неложен и истинен), хочешь ли ты быть спасенной без богатств и жить
благополучно, в веселии и в радости, бесконечные века? Или хочешь с богатством
своим жестоко мучиться в вечном огне?
- Гораздо лучше мне без богатства получить жизнь вечную, -
ответила Евдокия, - чем с богатством погибнуть однажды навеки. Но я удивляюсь,
за что богатый будет так казнен по смерти? Ужели Бог ваш питает такую жестокую
и неумолимую ненависть к богатым?
Святые Нестор и Тривимий жили в
царствование нечестивого Декия1 и были
родом из города Пергии2. Будучи
христианами, они безбоязненно проповедовали о Христе, и за это язычники сделали
на них донос правителю области. Последний немедленно же послал большой отряд
воинов с приказанием связать их и привести к нему для суда. Когда святые
мученики были представлены на суд, то правитель, чтобы устрашить их, велел
разложить пред ними все орудия мучений, но они, видя эту угрозу, громким
голосом стали проповедовать о Христе. Тогда правитель велел раздеть их и без
пощады бить сухими воловьими жилами, после чего их повесили на дерево и
строгали тела их до тех пор, пока не обнажились их внутренности. Убедившись,
наконец, что святые непоколебимы в своей вере во Христа, Бога нашего, правитель
приказал палачам снять их с дерева и отрезать им головы ножами. Благодаря
Господа, так скончались святые мученики, и Христос Бог принял их в царство
Свое.
Святая мученица Христова Антонина
пострадала в городе Никее1, в
царствование Диоклитиана и Максимиана2.
Так как она веровала во Христа, то Максимиану донесли на нее, что она -
христианка. Приведенная в Никою и представ перед императором, она безбоязненно
исповедала свою веру. Чтобы принудить ее отречься от Христа и принести жертву
идолам, ее подвергли жестоким мучениям, но она не покорилась желанию мучителей
и была заключена в темницу. Вскоре после сего Максимиан повелел вывести ее из
темницы и стал снова принуждать ее к отречению от Христа, но и на этот раз она
не послушалась императора. Тогда Максимиан приказал повесить ее и строгать по
ребрам. Среди мучений святая Антонина все время обличала заблуждение императора
и проповедовала о Христе. Видя это, Максимиан велел палачам снять с нее одежду
и бить ее по голому телу. Но когда палачи хотели исполнить повеление
императора, явились ангелы и, охраняя святую мученицу, подвергли мучениям самих
мучителей. После сего святую положили на раскаленный железный одр, но она
осталась невредимою. Тогда ее в мешке бросили в Никейское озеро.
1 Город Никея находился в малоазийской области
Вифинии, лежавшей в северной части Малой Азии по берегам Мраморного и Черного
морей. Известен в истории тем, что в нем происходили I и VII Вселенские Соборы.
2 В 284 г. Римская империя разделилась на восточную,
которою правил Диоклитиан, и западную, с 285 г. находившуюся под властью
августа Максимиана Геркула. Но здесь надо разуметь не Максимиана Геркула, а
Максимиана Галерия, бывшего соправителем Диоклитиана на востоке, зятя и
впоследствии преемника его (306 - 311 гг.). Хотя открытое гонение на христиан
началось с 303 г., но еще за несколько лет до этого Галерей преследовал
христиан частным образом.
Преподобная дева Домнина подвизалась в
Сирии. Живя в палатке, ею самой устроенной в саду при доме ее матери, она
непрестанно источала слезы, питалась только чечевицею, смоченною водой, и
каждые утро и вечер ходила в храм Божий для молитвы, покрытая с головы до колен
покрывалом, чтобы никто не видел ее лица. Она скончалась в мире между 450 и 460
годами.
В
тот же день память святых мучеников Маркелла и Антония, огнем за Христа
сожженных.
Преподобный
Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители
его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал
его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все
более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев,
его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском
Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам
принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель
и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок
Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В
это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое
попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел
на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом
приложился к нему, горячему от столпа огненного, и
проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на
поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери.
Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для
прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих
Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни
принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были
посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения
на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие,
где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить,
святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией
Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому
явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем
и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне,
"где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".
Жестоко,
многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни
лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости
претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и
благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть
во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился
Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний
преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда
преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня
освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы
назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним.
Умножившееся братство учеников побудило преподобного
построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные
иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на
обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным
крестом сиявший на небе Крест.
Так
было положено начало Троицкому Зеленецкому монастыря -
"Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем
самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений.
Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства
благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о
той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.
От Пречистой
Богородицы преподобный продолжал получать благодатные
подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама
явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я
глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых
капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от
лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее
во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне
Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал
преподобный.
Вскоре
после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий
принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно,
что в 1582 году он был уже игуменом.
Позже Господь
даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери
святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона
Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и
Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь
больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской
иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста -
Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В
1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив
основанный преподобным монастырь.
Достигнув
глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе
могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там.
Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о
Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело
возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись
Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем
православным", - в духовном веселии почил о
Господе 1 марта 1603 года.
Преподобный
был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его
святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным
храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок
Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698),
составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав
личные записки и завещание преподобного.