Слово на Обрезание Христово. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского (379). Память святого мученика Василия Анкирского (ок. 362). Указом Петра I начало Нового года в России отныне принято считать 1 января 1700 г. (первый день после 31 декабря 7208 г. от Сотворения мира - разница - 5508 лет), до 1492 г. Новый год начинался 1 марта - в день сотворения Адама и Евы; с 1492 г. до 1700 г. - 1 сентября, эта дата по-прежнему отмечается в Православии как Церковное Новолетие. В 1573 г. Русские войска, под непосредственным руководством Царя Ивана Грозного (как и в 1563 г. под Полоцком), штурмом взяли крепость Пайду, крупнейший после Ревеля опорный пункт шведов Ливонии. Царю удалось привлечь на свою сторону множество ливонских рыцарей. В 1895 г. вступило в силу "Положение о казенной продаже питий", согласно которому окончательно была введена винная монополия. В 1929 г. умер духовный писатель Сергей Александрович Нилус (род. 25 августа 1862 г.). В 1810 г. Имп
Указом Петра I начало Нового года в России отныне принято считать 1 января 1700 г. (первый день после 31 декабря 7208 г. от Сотворения мира - разница – 5508 лет), до 1492 г. Новый год начинался 1 марта – в день сотворения Адама и Евы; с 1492 г. до 1700 г. – 1 сентября, эта дата по-прежнему отмечается в Православии как Церковное Новолетие
В 1573 г. Русские войска, под непосредственным руководством Царя Ивана Грозного (как и в 1563 г. под Полоцком), штурмом взяли крепость
Пайду, крупнейший после Ревеля опорный пункт шведов Ливонии. Царю удалось привлечь на свою сторону множество ливонских рыцарей
В 1895 г. вступило в силу "Положение о казенной продаже питий", согласно которому окончательно была введена винная монополия
В 1929 г. умер духовный писатель Сергей Александрович Нилус (род. 25 августа 1862 г.)
В 1810 г. Император Александр I Издал "МАНИФЕСТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
ГОСУДАРС
ТВЕННОГО СОВЕТА" к утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении
Завтра, Пятница, 15 Января 2021 года (2 Января 2021 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1833 г. преподобный иеромонах Серафим Саровский был найден коленнопреклоненным с крестообразно сложенными руками перед иконой Божией матери "Умиление". Его чистая душа во время молитвы была взята к Престолу Господа Вседержителя. Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предено земле с правой южной стороны от алтаря Успенского Собора
В 193 г. в гладиаторской казарме убит римский император Коммод
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Слово на Обрезание Христово
Страница 1
Слово на Обрезание Христово
Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми
дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его
для того, чтобы исполнить закон: "не нарушить закон пришел Я, - сказал
Он, - но исполнить" (Мф.5:17); ибо Он повиновался закону, дабы
освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит
апостол: "Бог послал Сына Своего, подчинился закону, чтобы искупить
подзаконных" (Гал.4:5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того,
чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы
заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной
плоти человеческой, но родился только призрачно1.
Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не
облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем
Сирин говорит: "Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как
Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся
действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли,
как подобает имеющему человеческую природу". Но, кроме того, Он принял
плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание2; ибо, закончивши ветхий, касавшийся плоти3, закон, Он положил начало новому, духовному. И
как ветхозаветный плотской человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый
духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть,
гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения. Обрезан же
был Он на восьмой день потому, что предизображал нам кровью Своею грядущую
жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком.
Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: "будущаго
непрестанною осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию"4. И святой Григорий Нисский так говорит:
"Обрезание по закону должно было совершаться в восьмой день, причем
восьмое число предуказывало на восьмой будущий век5.
Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ
крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался
совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос
добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было
только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил
Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на крест6,
а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и
Духом. Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и
знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит
Давид, и в грехе родила его мать его (Пс.50:7), отчего и язва оставалась на
отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему
уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий,
сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе
змеиного яда (Числ.21:9), так и Христос был истинный человек, но непричастный
человеческому греху, и родился, сверхъестественным образом, от чистой и безмужней
Матери. Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и
претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять
на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха Он
сделал для нас жертвою за грех (2Кор.5:21), то Он, будучи без греха,
претерпевает обрезание, как бы грешник. И в обрезании Владыка нам явил большее
смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ
человека, по слову апостола: "сделавшись подобным человекам и по виду
став как человек" (Флп.2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ
грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был
виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: "чего я
не отнимал, то должен отдать" (Пс.68:5), т.е. за тот грех, коему я
непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, им принятым, Он предначал
Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца,
когда, вися на кресте, произнес: "Совершилось" (Иоан.19:30)!
Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет
истекать впоследствии из всего Его тела. Он начинает терпеть в младенчестве и
приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести
более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности.
Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет
рождение, а вечер кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обожаемый человек,
выходит на дело свое, на труды - Он в трудах с самой юности Своей и на работу
свою до вечера (Пс.103:23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле
будет тьма, до часа девятого. И возглаголет Он иудеям: "Отец Мой доныне
делает, и Я делаю" (Иоан.5:17). Что же соделывает нам Господь? - Наше
спасение: "устрояющий спасение посреди земли" (Пс.73:12). А
чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от
юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о
нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он - Христос7. С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к
вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления. Обожаемому Младенцу было
наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом
Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии,
прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла
слова благовестника, прежде чем сказала: "се, Раба Господня; да будет
Мне по слову твоему!" (Лк.1:38). Ибо, при этих словах Её, Слово Божье
тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу. Итак,
пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при
обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя
Иисус значит - спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и
говоря: "наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их"
(Мф.1:21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими
словами: "нет другого имени под небом, данного человекам, которым
надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12). Сие спасительное имя Иисус
прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовлено, написано и до сего
времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как безценный жемчуг,
принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и
открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс.50:8).
Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: "А
для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды"
(Малах.4:2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную:
разлитое миро - сказано в Писании - от благовония мастей твоих (Песн.1:2), не в
сосуд оставшееся миро - имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде,
до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то
тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока
скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с
небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время
обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все
народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца8. Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то
дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило
бесов, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак.2:19); от того самого имени
сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы,
разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и
просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан.1:9). О сем имени выше
всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных,
земных и преисподних (Флп.2:10). Это имя Иисусово есть сильное оружие против
врагов, как говорит святой Иоанн Лествичник: "именем Иисуса всегда поражай
ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле. Как
сладко сердцу, любящему Христа Иисуса это драгоценнейшее имя Иисус! Как приятно
оно тому, кто имеет его! Ибо Иисус - весь любовь, весь сладость. Как любезно
это пресвятое имя Иисус рабу и узнику Иисусову, взятому в плен Его любовью!
Иисус - в уме, Иисус - на устах, Иисус - где сердцем веруют к праведности,
Иисус - где устами исповедуют ко спасению (Рим.10:10). Ходишь ли ты, сидишь ли
на месте, или что работаешь - Иисус всегда находится пред очами. Ибо я
рассудил, - сказал апостол, - быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса
(1Кор.2:2). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума,
красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость
в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах, и надежда на спасение и
для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние.
Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Страница 1
Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Великий угодник Божий и Богомудрый
учитель Церкви Василий родился от благородных и благочестивых родителей в
Каппадокийском городе Кесарии1, около 330
года, в царствование императора Константина Великого2.
Отца его звали также Василием3, а мать -
Еммелией. Первая смена благочестия были посеяны в его душе благочестивой его
бабкой, Макриною, которая в юности своей удостоилась слышать наставления из уст
святого Григория Чудотворца4 - и матерью,
благочестивой Еммелией. Отец же Василия наставлял его не только в христианской
вере, но учил и светским наукам, который ему были хорошо известны, так как он
сам преподавал риторику, т. е. ораторское искусство, и философию. Когда Василию
было около 14-ти лет отец его скончался, и осиротевший Василий два или три года
провел с своею бабкою Макриною, невдалеке, от Неокесарии, близ реки Ириса5, в загородном доме, которым владела его бабка
и который впоследствии был обращен в монастырь. Отсюда Василий часто ходил и в
Кесарию, чтобы навещать свою мать, которая с прочими своими детьми жила в этом
городе, откуда она была родом.
По смерти
Макрины, Василий на 17-м году жизни снова поселился в Кесарии, чтобы заниматься
в тамошних школах разными науками. Благодаря особой остроте, ума, Василий скоро
сравнялся в познаниях со своими учителями и, ища новых знаний, отправился в
Константинополь, где в то время славился своим красноречием молодой софист
Ливаний6. Но и здесь Василий пробыл недолго и
ушел в Афины - город, бывший матерью всей эллинской премудрости7. В Афинах он стал слушать уроки одного
славного языческого учителя, по имени Еввула, посещая вместе с тем школы двоих
других славных афинских учителей, Иберия и Проэресия8.
Василию в это время пошел уже двадцать шестой год и он обнаруживал чрезвычайное
усердие в занятиях науками, но в то же время заслуживал и всеобщее одобрение
чистотою своей жизни. Ему известны были только две дороги в Афинах - одна,
ведшая в церковь, а другая, - в школу. В Афинах Василий подружился с другим
славным святителем - Григорием Богословом, также обучавшимся в то время в
афинских школах9. Василий и Григорий, будучи
похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили
друг друга, как будто у них была одна душа, - и эту взаимную любовь они
сохранили впоследствии навсегда. Василий настолько увлечен был науками, что
часто даже забывал сидя за книгами, о необходимости принимать пищу. Он изучил
грамматику, риторику, астрономию, философию, физику, медицину и естественные
науки. Но все эти светские, земные науки не могли насытить его ум искавший
высшего, небесного озарения и, пробыв в Афинах около пяти лет Василий
почувствовал, что мирская наука не может дать ему твердой опоры, в деле,
христианского усовершенствования. Поэтому он решился отправиться в те страны,
где жили христианские подвижники, и где бы он мог вполне ознакомиться с
истинно-христианскою наукою.
Итак в то
время как Григорий Богослов оставался в Афинах уже сам сделавшись учителем
риторики, Василий пошел в Египет где процветала иноческая жизнь10. Здесь у некоего архимандрита Порфирия он
нашел большое собрание богословских творений, в изучении которых провел целый
год упражняясь в то же время в постнических подвигах. В Египте Василий наблюдал
за жизнью знаменитых современных ему, подвижников - Пахомия, жившего в Фиваиде,
Макария старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других. Из
Египта Василий отправился в Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы обозреть
святые места и ознакомиться с жизнью тамошних подвижников. Но на пути в
Палестину, он заходил в Афины и здесь имел собеседование со своим прежним
наставником Еввулом, а также препирался об истинной вере с другими греческими
философами.
Желая
обратить своего учителя в истинную веру и этим заплатить ему за то добро, которое
он сам получил от него, Василий стал искать его по всему городу. Долго он не
находил его, но, наконец за городскими стенами встретился с ним в то время, как
Еввул беседовал с другими философами о каком-то важном предмете. Прислушавшись
к спору и не открывая еще своего имени, Василий вступил в разговор тотчас же
разрешив затруднительный вопрос и потом со своей стороны задал новый вопрос
своему учителю. Когда слушатели недоумевали, кто бы это мог так отвечать и
возражать знаменитому Еввулу, последний сказал:
Узнав
Василия, Еввул отпустил своих друзей и учеников, а сам привел Василия к себе, и
они целых три дня провели в беседе, почти не вкушая пищи. Между прочим Еввул спросил
Василия о том, в чем по его мнению, состоит существенное достоинство философии.
- Сущность
философии, - отвечал Василий, - заключается в том, что она дает человеку
памятование о смерти12.
Святой мученик Василий принадлежал к
знатным гражданам Анкиры1. В царствование императора
Юлиана Отступника2, за исповедание и
проповедь христианской веры, он был схвачен и приведен к игемону Сатурнину. На
вопрос игемона, верует ли он во Христа, Василий громким голосом воскликнул:
- Нет
иного Бога, кроме Него.
Так святой
без малейшего страха засвидетельствовал о своей вере во Христа, за что и был
подвергнут жестокой пытке: он был повешен на дереве и тело его немилосердно
строгали железными орудиями.
Затем
дерзновенный исповедник Христов отослан был в Константинополь и там снова
подвергся тому же тяжкому испытанию. После того мучители стали вытягивать тело
страстотерпца с такой силой, что его кости вышли из своих суставов; при этом с
воина Христова срезали кожу в виде ремней и кололи тело его раскаленными железными
спицами.
Святой
Василий мужественно претерпел все эти мучения, будучи подкрепляем Божественною
силой. Наконец мучители ввергли его в раскаленную печь. Сохраненный силою
Божьей невредимым от огня, Василий в узах отведен был из Константинополя в Кесарию3 и здесь осужден на растерзание зверям. С
горячею молитвою ожидал святой Василий мученического венца и стяжал его, после
того как был растерзан львицей4.
Некоторые
из сродников и друзей святого страстотерпца тщательно собрали священные его
останки, умастили их благовониями и обвив пеленами, предали честному
погребению. Впоследствии при гробнице святого мученика Василия сооружен был
храм.