Житие преподобной матери нашей Макрины (380). Житие преподобного отца нашего Дия (ок. 430). В 1903 г. в день рождения святого преподобного Серафима Саровского, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. В этот день Церковь празднует обретение мощей прп. Серафима Саровского. В 1754 г. родился будущий великий старец преподобный Серафим Саровский в городе Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных богоугодной жизни, отмеченных добродетелью и трудолюбием. Во святом крещении он был наречен Прохором, в честь одного их первых семи диаконов Христовой Церкви. В 1903 г. состоялись торжества прославления прп. Серафима Саровского с участием Императора Николая II и Царской Семьи и многочисленном стечении народа на день рождения святого. В 1696 г. турки капитулировали в крепости Азов. В 1914 г. Германский Император Вильгельм II объявил войну России - началась Первая мировая война.
В 1903 г. в день рождения святого преподобного Серафима Саровского, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. В этот день Церковь празднует обретение мощей прп. Серафима Саровского
В 1754 г. родился будущий великий старец преподобный Серафим Саровский в городе Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных богоугодной жизни, отмеченных добродетелью и трудолюбием. Во святом крещении он был наречен Прохором, в честь одного их первых семи диаконов Христовой Церкви
В 1903 г. состоялись торжества прославления прп. Серафима Саровского с участием Императора Николая II и Царской Семьи и многочисленном стечении народа на день рождения святого
В 1696 г. турки капитулировали в крепости Азов
В 1914 г. Германский Император Вильгельм II объявил войну России – началась Первая мировая война
Завтра, Воскресение, 2 Августа 2020 года (20 Июля 2020 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1550 г. cкончалась младенец Царевна Анна (дочь Царя Ивана Грозного), не дожив 21 день до года (родилась 10 (23) августа 1549 года). Была похоронена в Новодевичьем монастыре
В 1561 г. на память пророка Илии в Успенском соборе митрополитом Макарием была крещена невеста Царя Ивана Грозного (Кученей, дочь кабардинского князя Темрюка). В крещении получила имя Мария (в честь св. Марии Магдалины)
В 1826 г. умерла мать Николая Александровича Мотовилова (1809-1879) Мария Александровна, урожденная Дурасова. Отказ Николая Александровича Мотовилова вступить в масонскую ложу
В 1887 г. умер Михаил Никифорович Катков (род. 1 ноября 1818 г.), редактор-издатель "Московских ведомостей" и "Русского вестника"
В 1945 г. завершилась Потсдамская конференция, проходившая с 17 июля.
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобной матери нашей Макрины
Страница 1
Житие преподобной матери нашей Макрины
Святая Макрина родилась в Каппадокии в
царствование Константина Великого1.
Родителя ее были Василий и Эмилия; она была у них первым ребенком и была
старшей сестрой Василия Великого2, Григория
Нисского3 и других братьев и сестер. У
честных родителей всего было десять человек детей: четыре сына и шесть дочерей.
Этой первой дочери до рождения ее по Божию откровению, бывшему матери во сне,
было дано имя Фекла: а именно перед самым временем рождения мать уснула и
увидала во сне, что она носит на руках еще не рожденное дитя. И подошел будто
бы какой-то светлый и честный муж, посмотрел ласково на дитя и три раза назвал
его Феклой, давая знать, что это дитя будет подражательницей целомудренной
жизни святой первомученицы Феклы4 и вольной
мученицей без крови.
Проснувшись после этого видения, Эмилия родила это дитя и
назвала его Феклою; но домашние и родственники захотели лучше назвать ее
Макриною, по имени ее бабки с отцовской стороны, святой Макрины, которая в
царствование Максимиана Галерия5
подверглась вместе со своим мужем гонению за Христа и семь лет скиталась в
пустынях, терпя крайнюю нужду, пока не прекратилось гонение. Итак двойное имя
было у новорожденной: Фекла по откровению, Макрина по прозванию; и не напрасно:
она унаследовала богоугодную жизнь от обеих тех угодниц Божиих, так же, как и
они, пылая в сердце пламенной любовью к Богу. Привычка называть ее Макриною
настолько укрепилась среди людей, что некоторые и не знали ее первого имени, и
все звали ее другим: верим, что под обоими теми именами записана на небе, в
книге жизни эта невеста Христова.
Девочку вскормили, и, когда ребенок стал приходить в
возраст, мать начала ее воспитывать и учить грамоте, начиная не с языческих
басен (как это делали обыкновенно другие матери) и не с сочинений поэтов, в
которых много такого, что недостойно чистого девического слуха; она выбирала из
книги премудрости Соломона6 и из псалмов
Давида или из других книг божественного писания подходящие стихи, и именно
такие, которые заключали в себе или молитвы и славословия Божии, или же добрые
нравоучения. Девочка училась успешно, она была способная; и были постоянно у
ней на устах слова книжные и молитвенное пение на всякое время дня: вставала ли
она с постели, или принималась за какое-либо дело, садилась обедать или
вставала из-за стола, полдень и вечер она не пропускала без пения, псалмов, и,
отправляясь спасть, она совершала установленную молитву. Она была научена
матерью и рукоделию, свойственному девице, и ей не позволяли проводить время в
праздности и детских играх, но постоянно занимались или чтением книг, или
рукодельем.
Когда отроковице исполнилось двенадцать лет, она оказалась
настолько красивой, что не было подобной девушки во всей той стране; даже
живописцы не могли изобразить красоту лица; поэтому много богачей и знатных
людей беспокоили просьбами ее отца, каждый желая женить на ней своего сына.
Отец же Макрины, как благоразумный человек, выбрал из всех
одного юношу, отличавшегося среди других не только знатным происхождением, но и
разумом и добронравием, и обручил с ним свою прекрасную дочь Макрину; но
свадьбу отложил, пока девушка подрастет и достигнет брачного возраста. Юноша же
дожидался и успешно занимался науками; но Бог, устраивающий всё премудро, по
Своему смотрению пресек временную жизнь его и перенес его в жизнь вечную. Тогда
блаженная девица, в юных летах отличавшаяся разумом старицы, твердо решила ни
за кого не выходить замуж, но сберечь в чистоте девство свое до конца жизни.
Много юношей упрашивали Макрину выйти замуж, и сами родители и родственники
уговаривали ее вступить в брак; но она, не по летам рассудительная, словно не
юная, а скорее старица, по своим благоразумию и рассудительности, отвечала:
– Не хорошо девушке, обрученной одному жениху, выходить за
другого, незаконно преступить однажды совершенное обручение; ведь по
естественному закону супружество должно быть одно, как одно рождение и одна
смерть, а тот, кому я обручена и кого называют умершим, не умер, – верю я в
надежде воскресения, – а жив и только ушел далеко в другую страну до времени
общего воскресения; не мал грех и позор супруге, если она, по уходе куда-нибудь
своего супруга, не сохранит супружеской верности, а соединится с другим.
Так отвечала благоразумная девица Макрина всякому, кто
говорил ей о браке и советовал выйти замуж, и сохраняла себя в непорочном
девстве; она была постоянно при своей матери, как при бдительном стороже ее
жизни и служила ей усердно, со смирением, не стыдясь и тех работ, которые
исполняли барыни, но работала всё с ними вместе, как бы одна из рабынь.
Особенно, когда отец ее отошел к Господу, она стала для овдовевшей матери
неотступной служанкой и утешительницей во всех ее печалях и скорбях; она
усердно смотрела за всем домом, а всем остальным своим братьям и сестрам, как
старшая, была учительницей и наставницей, как вторая мать, в особенности же
последнему брату Петру, который родился во время кончины отца: когда он явился
в мир из утробы матери, отец ушел из мира; этого последнего брата сама святая
Макрина научила грамоте, воспитала его благоразумию и добронравию, научила его
целомудренной жизни, и он был потом святителем, не последним среди угодников
Божиих.
Когда брат ее Василий, который родился после нее,
возвратился домой после многих лет учения в различных странах и стал по своей
юности гордиться своей ученостью, святая Макрина кроткими и боговдохновенными
речами своими вскоре привела его к таком у смирению, что он вскоре презрел всё
житейское и избрал себе монашескую жизнь. Эта истинная раба Христова и другого
брата, по имени Невкратия, еще юного, своими душеполезными беседами обратила к
любви Божией и к чистой жизни: оставив всё, Невкратий ушел в пустыню, где,
служа престарелым пустынникам, окончил свою жизнь в молодых еще летах.
Родиной преподобного Дия была Антиохия
Сирийская; он происходил от христианских родителей, бы воспитан в благочестии,
с юности стал совершать постнический подвиг, наставленный боговдохновенными мужами
на добродетельную иноческую жизнь, много боролся с невидимым врагом – диаволом
и с более близким врагом, с собственною плотью, вводящею душу в соблазн.
Диавола он побеждал постоянною молитвою, а плоть свою одолевал постом и
бодрствованием, и многими другими трудами всячески умерщвлял тело свое земное,
порабощая плоть духу. Ел он очень мало, и то не каждый день, но через день или
два, а часто и целые недели проводил без пищи и без сна. Покорив себя таким
воздержанием, победив врага духовного, он достиг высокой степени бесстрастной
жизни и сделался чистым жилищем Святого Духа: вселилась в него благодать Божия,
и стал он человеком сильным и в деле и в слове, – творил чудеса, многих
наставлял на спасение и славился через него Отец небесный. Он прожил довольно
долго в Антиохии, потом Бог повелел ему в видении идти в Константинополь, чтобы
принести людям еще больше пользы. Сначала он не поверил видению и боялся, нет
ли тут какой-нибудь козни от диавола, ибо знал, что и диавол может преобразить
сея в ангела света (2Кор.11:14). Но когда во второй раз было ему это же
Господне явление и повеление, а кроме того ему был показан и самый город тот, в
котором он никогда не был, а именно в видении он увидел весь Царьград, как он
есть, – тогда он повиновался воле, делающего всё на пользу, Бога и, оставив
Антиохию, прибыл в Царьград. Войдя в город и увидев святые Божии церкви, дворцы
и прекрасные городские строения, он удивлялся: всё это он видел в откровении,
показанном ему Богом, и тут он убедился, что видение, которое он имел, когда
был в Антиохии, было истинно. Ходя не только по городу, но и по окрестностям,
он нашел одно пустынное место за городом, на котором находились древние
языческие могилы и жило много бесов; прохожие очень боялись этого места из-за
бесовских привидений и ужасов; но ему понравилось это место, и, вооружившись
силою крестною и молитвою, словно оружием, против бесов, он поселился там,
построив себе маленькую хижинку. Нельзя пересказать всех беспокойств, которые
ему причиняли бесы и днем и ночью. Они беспрестанно нападали на него в разных
странных привидениях, желая его испугать и прогнать с того места, но он, как
храбрый воин Царя небесного, призывая страшное для бесов имя Христово,
мужественно сопротивлялся им, не чувствуя боязни, и побеждал их. Желая узнать,
благословляет ли Господь его жить на этом месте, он помолился об этом три раза
Единому в Троице Богу и, взяв свой сухой посох, воткнул его в землю со словами:
– Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! если этот посох
произрастет здесь и пустит корни, то и я останусь здесь.
Бог же, исполняющий желание боящихся Его и принимающий их
молитвы, услышал молитву угодника Своего и исполнил его просьбу: сухой посох Он
оживил влагой; и принялся посох, пустил корни, выросли у него ветви, и начал он
понемногу расти, пока в течение нескольких лет не вырос в большой дуб, который
и впоследствии, после смерти преподобного, стоял не одну сотню лет, но много,
пока процветало правоверие в христианстве. Преподобный Дий, увидев, что сухой
посох принялся, понял из этого, что воля его Господа – жить ему на этом месте.
Он еще крепче вооружился против бесов, очищая это место от их скверных
привидений и ужасов. Долго боролись с ним бесы, но не могли одолеть его и
прогнать с того места и бежали сами оттуда, как побежденные и обращенные в
бегство. Очистив таким образом своими молитвами это место от бесов, святой жил
в нем по ангельски, славословя Бога день и ночь, получая пищу Промыслом Божиим.
Потом стали про него узнавать люди. Окрестные жители, увидев, что старец
поселился на таком страшном месте, мимо которого и проходить опасно, сначала
удивлялись, а потом начали приходить к нему. Увидев, что у него нет ничего в
келье, стали приносить ему необходимое, а он поучал приходивших к нему пусти
спасения и пользовал их боговдохновенными словами, а тем, что ему приносили,
угощал приносящих, а также кормил нищих и проходящих странников. Особенно
пронеслась о нем слава, когда по благодати Божией, жившей в нем, он начал
исцелять людские болезни, и стало стекаться к нему множество больных, и он
скоро давал им не только телесное, но и душевное здоровье: к телесным болезням,
как лечебный пластырь, он прикладывал молитву, а душевные раны перевязывал
полезным учением, приводя в умиление и убеждая каяться.
В то время царствовал благочестивый и христолюбивый царь
Феодосий Младший1, внук Феодосия Великого.
Услыхав о преподобном Дии, он сам пришел посетить его; он удивился его образу
жизни и его нестяжанию и умилился благодатию душеполезного учения, исходившего
из его уст. Еще подивился он и сухому посоху, который принялся и из которого
выросло дерево: он приказал на свои царские средства поставить там церковь и
построить монастырь, чтоб преподобный отец начальствовал там над многими и
руководил ими на пути к спасению, а святейший патриарх Аттик уговорил
преподобного принять священнический сан. Таким образом угодник Божий Дий стал
игуменом собравшейся к нему братии, славным учителем всех, кто приходил к нему,
чудесным врачом души тела, и был полезен всей столице. А обитель его сделалась
покойным пристанищем для тех, кому некуда было преклонить голову. В обители не
хватало воды, так как место то было безводное, и воду носили издалека. Поэтому
братия просили преподобного позволить выкопать колодезь в монастыре, не только
для монастырских нужд, но и для пользы приходящих туда. Святой согласился на их
просьбу; долго копали колодезь, и выкопали уже глубоко, но воды всё не было:
место было холмистое и каменистое. Братия были в отчаянии, рабочие хотели
перестать работать, так как воды уже перестали ждать; тогда пришел преподобный
к месту работы и, взяв заступ, велел опустить себя в колодезь; когда его
опустили до половины колодезя, он велел остановить корзинку, в которой его
спускали, и ударил заступом три раза в земляную стену, произнося имя Пресвятой
Троицы; и тотчас оттуда вышел обильный источник воды; едва успели вытащить вон
рабочих, работавших на дне колодезя: так быстро стала прибывать вода и
наполнять колодезь; все удивлялись этому чуду и славили Бога. Один из рабочих,
стоя наверху и видя, что вода течет из земляной стены, не поверил и сказал
другому тайно, что старец волшебством каким-нибудь сделал так, что потекла
вода: ибо он помышлял про себя, – как это можно, чтоб на самом дне на нашлось
воды, и вдруг вверху из стен она потекла так обильно? При этих словах его
внезапно постиг суд Божий: он поскользнулся, упал в воду и утонул. Узнав об
этом, его жена прибежала быстро, громко рыдая, и начала кричать на преподобного
и упрекать его следующими бранными словами: