Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии (283). Память святого мученика Панхария (ок. 302). Преподобная Васса Псково-Печерская (ок. 1473). Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский (1511-1522). Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Умиление" (1103). В 1611 г. поляки сожгли Москву, что привело к восстанию в столице против иноземцев. В 1814 г. Император Александр I торжественно въехал в Париж. В 1876 г. умер писатель и общественный деятель, талантливейший представитель славянофильства Юрий Федорович Самарин (род. 21 апреля 1819 г.). В 1881 г. обнародовано Высочайшее повеление Императора Александра III, унаследовавшего Российский Престол. В нем Александр III возвещал о принятии чрезвычайных мер с выражением "твердой решимости положить предел дальнейшему развитию преступной деятельности злоумышленников и оградить столицу от позора быть местом и свидетелем совершающихся в ней преступлений и даровать оной спокойствие". В царском повелении прозвучал ответ на ультиматум
В 1611 г. поляки сожгли Москву, что привело к восстанию в столице против иноземцев
В 1814 г. Император Александр I торжественно въехал в Париж
В 1876 г. умер писатель и общественный деятель, талантливейший представитель славянофильства Юрий Федорович Самарин (род. 21 апреля 1819 г.)
В 1881 г. обнародовано Высочайшее повеление Императора Александра III, унаследовавшего Российский Престол. В нем Александр III возвещал о принятии
чрезвычайных мер с выражением "твердой решимости положить предел дальнейшему развитию преступной деятельности злоумышленников и оградить столицу от позора быть местом и свидетелем совершающихся в ней преступлений и даровать оной спокойствие". В царском повелении прозвучал ответ на ультиматум (от 10 марта) новому Императору от исполнительного комитета "Народной воли", убившего его Венценосного Родителя – Александра II Освободителя
Завтра, Четверг, 2 Апреля 2020 года (20 Марта 2020 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1155 г. Великий Князь Юрий Долгорукий (Великий Князь Киевский 1149-1150, 1150, 1155-1157) вступил в Киев, в результате победы в междоусобной войне над Ростиславом Мстиславичем (Великий Князь Киевский 1154-1155,1159-1161,1161-1168)
В 1613 г. Русский крестьянин Иван Сусанин, совершив подвиг, спас жизнь Царю Михаилу Романову (род. в 1596 г., правил 1613-1645)
В 1809 г. родился Русский писатель Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы
Миргородского уезда Полтавской губернии (умер 21 февраля 1852 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии
Страница 1
Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии
Некто Полемий, муж знатного происхождения, вместе с сыном
своим Хрисанфом переселился из Александрии1
в Рим2. Здесь он был принят с честью и
удостоен императором сенаторского сана. Желая дать образование Хрисанфу,
Полемий отдал его в философскую школу. Любознательной и весьма разумной юноша
Хрисанф, с ревностью изучая различные науки, случайно нашел книги Нового
Завета; внимательно прочитывая и углубляясь в их смысл, Хрисанф так размышлял:
- До тех
пор тебе подобало, Хрисанф, изучать языческие писания, полные тьмы, пока ты не
познал истинного света, которого одного и держись. Ибо не разумно было бы
возвращатьсяот тьмы к свету. Ты погубишь
труды учения, если отвергнешь плоды этих трудов. Плоды же трудов подаются от
Бога ищущим их. Ибо так повелевает Сам Бог, как ты и читал в книгах Нового
Завета: «просите, и дано будет вам;
ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лук.11:9),Если же
захочешь оставить то, что искал и нашел, то ты будешь подобен несмысленным и
безумным людям. Итак, твёрдо держись того, чего подобает держаться всем умом,
дабы не лишиться добровольно с таким трудом приобретенного блага: ты нашел
золото и серебро, нашел драгоценной камень. Ибо ты искал с тем, чтобы найти и
для того нашел, чтобы воспользоваться приобретенным: итак, смотри. чтобы у тебя
не было отнято приобретенное тобой сокровище.
Размышляя таким образом, Хрисанф
искал, кто бы научил его Божественному Писанию. И как вначале был слышателем
премудрости риторской и философской и ученик учителей премудрейших, так теперь
желал найти учителей некнижных, каковы были некогда Апостолы Христовы,
некнижные рыбари, приведшие однако в познание Христово весь мир. «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что
они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они
были с Иисусом» (Деян. 4:13);
Таких учителей и искал прилежно премудрой юноша Хрисанф, ибо читал у Апостола,
которой говорит: "Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог
мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости" (1 Кор.1:20-21; срав. Исаии
33:18).
Так в себе размышляя и разыскивая
христианского учителя, Хрисанф узнал про одного христианина, по имени
Карпофора, что он весьма сведущ в Божественном Писании; этот Карпофор жил, или
лучше сказать скрывался из-за гонения - в некоей пещере, на одном никому
неизвестном месте. Услыхав об этом христианине, благочестивой юноша весьма
обрадовался и усердно умолял сообщившего ему об этом христианине, чтобы он
показал ему то место, где живет тот человек Божий.
Узнав об его местожительстве,
Хрисанф пришел к Карпофору, саном пресвитеру и был научен им Божественному
Писанию и вере христианской; часто к нему приходя, он получал от него
наставление на путь спасения. Наставляемой пресвитером Карпофором, Хрисанф в несколько
месяцев постиг тайны Божественного Писания и затем принял от него святое
крещение. И настолько утвердился Хрисанф в христианскойвере и утвердился в любви ко Христу, что по истечении семи
дней открощения своего, открыто начал проповедывать в народе Христа
Сына Божия. Услыхав об этом, некоторые из знатных родственников Хрисанфа
сказали отцу его:
- Смотри, на тебе будет вина и с
тебя взыщется за то, что дерзает делать твой сын, ибо он злословит богов,
некоего же Христа признает истинным Богом; и если слух об этом дойдет до царя,
то из-за него ни тебе, ни нам - родственникам его - не будет это прощено, и мы
все лишимся царской милости. Ибо кто смееет говорить такие хульные речи на
богов, тот тем самым является противником царских законов».
Разгневавшись на Хрисанфа, Полемий
затворил сына в мрачной и смрадной темнице и морил его голодом, только вечером
выдавая ему небольшое количество пищи. Блаженной же Хрисанф считал для себя ту
темницу и голод не как наказание, но как обучение в посте, безмолвии и скромности
христианского жития и радовался своему тёмному и тесному жилищу более, чем
просторным и светлым палатам.
- Если ты хочешь отвратить сына от
христианской веры, то сделай так, чтобы он
Узнав об этом, домашние и
родственники дали такой совет Полемию:пребывал на свободе и пользовался
удовольствиями. Найди ему красивую и умную девицу и сочетай его с ней браком, и
он тогда позабудет о христианстве. Темницу же, узы и голод, которыми ты мучишь
Хрисанфа, христиане вменяют себе в славу и честь, более чем в мучение.
Слыша это, Полемий приказал
приготовить роскошную палату, украсить в ней стены дорогими обоями, поставить в
ней драгоценную постель и приготовить там всё для веселья и удовольствий.
Выведя затем сына из его темного затвора и облекши его в дорогие одежды,
Полемий привел его в ту палату. Избрав затем из своих рабынь самых красивых
девиц и одев их в роскошные одежды, Полемий затворил их в той палате с своим
сыном, строго наказав при этом девицам, чтобы они всячески старались прельстить
Хрисанфа на плотскую сладострастную любовь, от Христа же отвратить его. И
подавались в ту палату в изобилии всякая пища и наилучшее вино, - а девицы те
пели перед святым Хрисанфом любодейные песни, плясали перед ним, говорили
бесстыдные слова, всеми способами стараясь уловить в любодеяние и плотские
удовольствия душу блаженного юноши.
В
царствование Диоклитиана и Максимиана1 из коих
последний проживал в древнем Риме, в римской империи было распространено
почитание различных богов, а у исповедников Христа не только отнимали
имущество, но и подвергали их различным мучениям. В это время в Риме
проживал некий муж, по имени Панхарий. Он был родом из страны Узов2, из города Вилапата, происходил от христианских
предков и отличался высоким ростом и красотою. Пришедши в Рим, он приблизился к
Максимиану и достиг того, что занял первое место между его приближенными и
пользовался особенною его любовью. Чтобы сохранить за собою эту любовь, он
отрёкся от веры во Христа. Из любви к нему Максимиан поручил ему принимать
яства и всякие другие приносимые в виде подати дары, - одни по заведённому
обычаю, а другие, пользуясь властью, и составлять себе, таким образом,
состояние для услаждения зрения и доставления удобств жизни в будущем. Панхарий
так и поступал и во всем разделял мнение императора. Между тем мать и сестра
его, узнав обо всем этом, прислали ему письмо, в котором убеждали его прежде
всего привести себе на память страх Божий, а потом вспомнить и о Страшном
будущем Суде Христовом, так как многие, услышав о нем, смело заявляли пред царями
и правителями о своем желании унаследовать то обещание, о котором узнавали из
евангельского повествования о нем. Далее, они советовали ему подумать еще и о
том, какому страшному осуждению подвержен будет на этом Суде тот, кто отречется
от веры в Божество Христа (Мф.10:33; Мрк.8:38; Лк.9:26) и, наконец, напоминали
ему слова Христовы, говорящие о том, что если бы человек стал обладателем и
целого мира, душе своей повредил, то какое он сделал бы себе этим приобретение,
ибо если кто повредит душе своей, то чем искупит ее (Мрк.8:36-37)? Получив
такое письмо и прочитав его, Панхарий, пришедши в себя, горько заплакал и, пав
на землю, в сердечной скорби стал взывать:
- Господи Вседержитель! помилуй меня и не посрами раба
Твоего пред Ангелами и человеками на Суде Твоем, но пощади меня по великой
милости Твоей.
Некоторые из придворных, увидев Панхария плачущим и
произносящим такие слова, сообщили об этом Максимиану, и, когда Панхарий пришел
к нему, то он спросил его:
- Любезнейший
Панхарий, скажи мне, неужели и ты назарянин3?
- Да, царь, -
ответил Панхарий, - я - назарянин и был им и прежде, еще до того, как стал
твоим единомышленником.
- Откажись, - сказал
ему на это Максимиан, - от такого признания ради той любви, которую я питаю к
тебе, в противном случае я не дам тебе пощады, - пусть это будет известно тебе,
- и скоро не предам тебя смерти, но ты умрешь только после того, как я истомлю
тебя многими, разнообразными мучениями».
На это Панхарий
ответил:
- О, царь! я прихожу
в ужас, вспоминая свое прошлое, и боюсь, чтобы огонь, сшедши с неба, не сжег
меня уже за то, что я был до сих пор твоим единомышленником. Но с этого часа я
уже никогда не отрекусь от Господа моего Иисуса Христа, ни теперь, ни в течение
того долгого времени, когда ты, как сказал мне, подвергнешь многоразличным
мучениям тело мое».
Выслушав от Панхария
такой ответ, Максимилиан велел раздеть его и на глазах всех собравшихся и
предстоявших царских сановников бить его по голому телу ремнями из воловьей
кожи. После сего, обратившись к предстоящим, сказал им:
- Теперь вы узнали,
что Панхарий, сакелларий4 двора моего и мой
близкий друг, впал в галилейскую5 веру;
скажите же, как мне поступить с ним».
На это сановники
царские сказали императору:
- О, царь! повели
отвести его на место народных зрелищ6 и там
раздеть его и предать публичному избиению, а потом пошли его к правителю
Никомидии. Пусть он подвергнет его мучениям, чтобы и нам не стать виновниками в
его смерти, так как он пользуется твоею великою любовью.
Такой совет
понравился Максимиану, так как он действительно сильно любил Панхария и не
находил в себе сил предать его смерти. Посему он повелел отвести его на
место зрелищ и на глазах народа подвергнуть его жестокому избиению, а потом
отдал его воинам для препровождения в Никомидию и послал с ними никомидийскому
градоначальнику письмо, в котором повелел после многих мучений предать Панхария
смерти. Когда святой мученик прибыл в Никомидию и приведен был к правителю
города на допрос, то сказал ему:
- Всё то, что повелевает тебе относительно меня император,
ты исполни совершенно точно.
Тогда правитель города спросил его:
- Как твое имя?
- Имя мое, - отвечал святый мученик, - Панхарий. От предков
моих я был христианином, но по злой воле своей уклонился к нечестивой вере
императора и был во всем единомышленником. Бог же, а также мать и сестра моя
направили меня на истинный путь, и я возвратился к вере во Христа моего, а
теперь я горю желанием умереть за Него, чтобы смертью заплатить мое отречение,
которое я так преступно совершил.
Преподобная
Васса почитаются как одна из родоначальниц
Псково-Печерского монастыря.
В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно
из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие
деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: "Богом зданная пещера". (Есть предание о том, что некий
юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал
эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась.)
На это святое
место, намоленное первыми подвижниками, пришел
священник Иоанн по прозвищу "Шестник" -
переселенец. Он был родом из "Московския
страны" и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в "правоверной церкви,
поставленной отпскович"
во имя святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником
Исидором духовно окормляя живших там русских. В 1470
году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований
немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в
новоявленную "Богом зданную пещеру", чтобы
там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия.
Вскоре
заболела его жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса,
скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее
муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в
стене "Богом зданной пещеры", но ночью ее
гроб был "изставлен из земли невидимою Божиею
силою". Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы
смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин
отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь
оказалось "на верху земли". Тогда стало ясно, что это - знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны.
Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы и стал подвизаться еще
усерднее.
Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами
преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на
монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть
крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого
карающего огня до сих пор видны на гробе преподобнойВассы.
Преподобный
Иннокентий Комельский, Вологодский, родился в Москве и происходил от рода
московских князей Охлябининых. Он принял монашество в монастыре преподобного Кирилла
Белозерского (+ 9
июня 1427 года) и был отдан в руководство преподобному Нилу
Сорскому (+ 1508, память 7 мая).
Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку и
побывали в Палестине, Константинополе, провели несколько лет в Афонских
монастырях. Вернувшись на Русь, святые поселились не в самом
Кирилло-Белозерском монастыре, а в уединенной келлии
за монастырской оградой. Из любви к пустынножительству они затем удалились в
непроходимый лес на реку Сору, за 15 верст от монастыря. Здесь они водрузили
крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских
пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была устроена
церковь. Отшельники вели суровую жизнь.
Предвидя
свое преставление, преподобный Нил послал святого Иннокентия на реку Нурму и
предсказал ему: "Бог тебя прославит там.и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустыня после
смерти моей останется такой же, как при моей жизни, и братия по одному будут
жить в своих келлиях".
По
преставлении преподобного Нила, его святой ученик ушел
в Вологодские пределы и в 1491 году поставил келью на речке Еде, впадавшей в
реку Нурму. В скором времени к нему стали собираться ученики. Следуя завету
учителя, преподобный Иннокентий ни у кого не спрашивал вкладов.
Тридцать лет
трудился преподобный Иннокентий в устройстве монастыря. На основании творений
святых отцов и особенно писаний преподобного Нила Сорского, он оставил для
братии наставления. Преподобный Иннокентий завещал
прежде всего избегать ссор и споров и просил хранить любовь о Христе и мир
духовный. Святой запретил принимать и постригать в своей пустыни юных и
безбородых иноков, вводить в пустынь женщин. Выходивший из пустыни инок терял
право на келлию, а если возвращался, то мог занять ее
лишь с согласия настоятеля и братий. Будущую церковь преподобный просил
освятить во имя святого и великого Иоанна Предтечи
Крестителя Господня, в воспоминание третьего обретения его честной главы
(празднуемого 25 мая), ибо святой Иоанн - наставник всем инокам и
пустынножителям (в дальнейшем монастырь стал называться Преображенским по
главному храму).
Скончался
преподобный Иннокентий 19
марта 1521 года. Согласно завещанию он был погребен в углу
монастыря близ болота. На могилу его был положен камень, на котором записан
год, месяц и день преставления.
Смоленская
икона Божией Матери, именуемая "Умиление", явилась в 1103 году в
Смоленске. Известна другая Смоленская икона "Умиление" из местечка
Окопы (под Смоленском). Эта икона находилась в лагере русских войск воеводы
Шеина, удерживавших в течение 20 месяцев (1611 - 1613) польских захватчиков от
разграбления Смоленска.