Память преподобного отца нашего Тимофея, пустынника в Символах (795). Память святого Георгия, епископа Амастридского (802-811). Житие святого отца нашего Евстафия, епископа Антиохийского (337). Козельщанская икона Божией Матери (1881). В 1613 г. Михаил Феодорович Романов (род. в 1596 г., правил 1613-1645) наречен Царем и Великим Князем всея Руси на Земско-Поместном Соборе. В 1582 г. Царь Иван IV Грозный согласился устроить диспут о вере с латиняном папским легатом Посевином, приехавшим в Москву в надежде уговорить Царя принять униатскую ересь. Царь Иван прямо заявил о том, что только одна православная вера истинна и строго обличил папистскую ересь. Раздосадованный папский легат Посевин, возвратившись домой, составил свой знаменитый трактат о Царе Иване IV, всячески очерняющий его, выставлявший его необузданным дикарем, с которым не то чтобы вести переговоры, но и разговаривать просто невозможно. Это один из многочисленных источников клеветы на Грозного Царя. Впоследствии, в в
В 1613 г. Михаил Феодорович Романов (род. в 1596 г., правил 1613-1645) наречен Царем и Великим Князем всея Руси на Земско-Поместном Соборе
В 1582 г. Царь Иван IV Грозный согласился устроить диспут о вере с латиняном папским легатом Посевином, приехавшим в Москву в надежде уговорить Царя принять униатскую ересь. Царь Иван прямо заявил о том, что только одна православная вера истинна и строго обличил папистскую ересь. Раздосадованный папский легат Посевин, возвратившись
домой, составил свой знаменитый трактат о Царе Иване IV, всячески очерняющий его, выставлявший его необузданным дикарем, с которым не то чтобы вести переговоры, но и разговаривать просто невозможно. Это один из многочисленных источников клеветы на Грозного Царя. Впоследствии, в венецианской типографии, Посевин напечатал повесть "о юноше Димитрии", лживо выдававшей самозванца Лжедмитрия за спасенного царевича Димитрия, убиенного сына Ивана Грозного
В
1852
г. умер Русский писатель Николай Васильевич Гоголь в г. Москве (род. 20 марта 1809 г.)
В 1804 г. умер зодчий Андрей Никифорович Воронихин (род. 17 октября 1759 г.)
В 1895 г. умер писатель Николай Семенович Лесков (род. 4 февраля 1831 г.)
Завтра, Вторник, 7 Марта 2017 года (22 Февраля 2017 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1711 г. Петр I вместо Боярской Думы учредил Правительствующий Сенат
В 1851 г. умер композитор Александр Александрович Алябьев (род. 4 августа 1787 г.), участник Отечественной войны 1812 г
В 1917 г. Император Николай II отбыл из Царского Села в ставку, находившуюся в Могилеве
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память преподобного отца нашего Тимофея, пустынника в Символах
Страница 1
Память преподобного отца нашего Тимофея, пустынника в Символах
Близ Олимпийской горы1
находилось одно пустынное место, прозываемое Символы, где стоял монастырь.
Архимандритом того монастыря был преподобный Феоктист, муж добродетельный, у
которого преподобный исповедник Платон поучался иноческому житию. Среди
учеников блаженного архимандрита Феоктиста был и преподобный Тимофей; с юных
лет он посвятил себя иноческим подвигам, подвизался в посте, воздержании и посвящал
целые ночи молитве; окончательно умертвив в себе плоть, он был чужд страстей и
отличался духовным совершенством и до самой кончины своей соблюдал девство
душевное и телесное, ибо положил завет с самого раннего возраста никогда не
взирать на лицо женское. Посему он и сподобился быть храмом Духа Святого и
восприял дар исцеления и силу против бесов; по его молитвам происходило много
чудес: святой исцелял всякие недуги и изгонял из людей нечистых духов. Много
лет он скитался по горам и пустыням, жил один в Господе и в непрестанной
молитве проливал обильные слезы, орошая ими свою душу, как росою. В такой жизни
он достиг глубокой старости и отошел к Господу.
Кондак, глас 4:
Яко звезда многосветлая от востока возсияв, озарил еси в
сердцах верных добродетели чудес твоих, чудоносче всеблаженне Тимофее.
Родители преподобного, Феодор и Мигефуса, были
люди благочестивые, происходили из знатного рода и отличались добродетельной
жизнью1. Будучи бездетными, они усердно
молились Богу о даровании им детей, и только в глубокой старости Господь
исполнил их молитву. Голос с неба возвестил им о рождении у них сына, нарек ему
имя и предсказал, что родившийся удостоен будет благодати епископства. Сын
родился. Это и был преподобный Георгий. Когда он достиг отроческих лет, то
стало приходить в исполнение и предсказанное о нем, ибо он оказывал блестящие
успехи в светских и духовных науках, и родители, видя это, прославляли Бога.
Придя в совершенный возраст и окончив образование, преподобный Георгий оставил
свое отечество и удалился в Сирикийские горы. Здесь он встретил одного благочестивого
старца, принял от него иноческое пострижение и под его руководством стал
проходить иноческую жизнь. После кончины старца преподобный ушел в Вониссу и
предался здесь суровым подвигам постнической жизни. Благочестивая жизнь святого
Георгия скоро стала известна всем, и когда скончался епископ города Амастриды2, то изволением Божиим он был избран
клиром и народом епископом. Прибыв в Царьград для рукоположения, он приобрел
расположение императора Константина VI и матери его Ирины и посвящен патриархом
Тарасием. Таким образом, и сбылось, наконец, все то, что некогда предсказал о
нем Господь его родителям, - преподобный был возведен на кафедру Амастридского
епископа, подобно светильнику, которого не скрывают под сосудом, но ставят на
подсвечнике (Мф.5:15). Когда он прибыл из столицы в свой кафедральный город, то
утвердил свою паству в Божественном учении, умножил церковную утварь и
украшения в храмах и составил церковные правила относительно алтаря. При этом
он всегда был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и разрешителем долгов и
для всех служил образом истинно богоугодной жизни. Преподобный совершал много
чудес: так, например, своими молитвами он прогнал от города сарацин,
опустошавших окрестную страну; спас чудесным образом амастридских купцов,
взятых в Трапезунде и несправедливо осужденных на смерть. Прожив в таком
благочестии земную жизнь, преподобный Георгий оставил ее и с миром предал дух
свой Господу, Которому да будет слава теперь, всегда и во веки веков3.
1 Они жили в городе Кромне, в Пафлогонии, при Черном
море.
2 Город Амастрида находился в Пафлогонии, одной из
северных малоазийских провинций Римской империи, расположенной между Вифинией и
Понтом по берегу Понта Евкоинского, ныне Черного моря.
3 Святой Георгий скончался 3 марта в царствование
Никифора Логофета (802-811 гг.). При гробе его совершалось много чудес.
Житие святого отца нашего Евстафия, епископа Антиохийского
Страница 1
Житие святого отца нашего Евстафия, епископа Антиохийского
В сонме великих святителей Церкви Христовой
святой Евстафий, епископ древней столицы Малоазийского Востока и Греко-Римской
империи - Антиохии1, является одним из
славнейших христианских исповедников и борцов-защитников истинной веры в Бога.
Жил святитель Евстафий2
с конца третьего до половины четвертого столетия. Родился он в городе Сиде3 Памфилийском, а архипастырствовал
сначала в Берии4 Сирийской, откуда за
свои достоинства и заслуги Церкви, по желанию народа, отцами I Вселенского
Собора перемещен был в Антиохию.
Время архипастырской деятельности святого Евстафия было
временем чрезвычайным и единственным в ряду веков жизни Церкви Христовой. Это
был век особенно светоносный и по числу и по величию светил Церкви, учителей
вселенских. Века последующие хотя славны также учителями веры, но то были уже
подражатели и ученики богомудрейших отцов века четвертого. Брань христианства
против язычества, совершавшаяся за первые три века под знамением Креста
Христова, окончилась в начале четвертого века полной победой над язычеством, и
уже не было более нужды защищать христианскую веру против язычества во всемирной
Греко-Римской империи, уже не было нужды доказывать превосходство христианства
над язычеством. Внешний покой, наступивший тогда для Церкви Христовой, дал
возможность к всеобщему однообразному устроению внутренних дел Церкви и к
беспрепятственным учительным беседам пастырей с пасомыми. Но тут-то и возникла
еще большая нужда в брани еще труднейшей с внутренними врагами Церкви, с
еретиками5.
Главным из еретиков, смущавших в то время Церковь, оказался
ученый пресвитер Александрийской6
церкви в Египте по имени Арий7. В
гордом увлечении своего ограниченного умствования Арий, возобновляя языческое
учение о сообщении божества не богам, богохульно утверждал, что: 1) Бог Отец
хотя вечен, но было время, когда Он не был Отцом и у Него не было Сына; 2) Сын
создан, сотворен Отцом прежде всего и чрез Сына создан мир; 3) Сын не вечный,
но высший всех тварей; Сын подобен Отцу - Бог по имени, но не по существу; 4) Бог
Отец по благости сообщил Сыну мудрость: но Сын не знает вполне Бога Отца; 5)
Дух Святой также не лицо Божие, а создан Сыном8.
Возмущенный таким богохульным лжеучением, Александрийский
епископ Александр9 убеждал Ария
отказаться от такого еретичества. А когда Арий не подчинился кротким увещаниям
епископа, был созван поместный собор из ста епископов Египта и Ливии. Этот
поместный собор Александрийской церкви отлучил, как богохульных еретиков, Ария
с несколькими единомышленными ему пресвитерами и диаконами, а они деятельно
стали стараться приобрести себе поддержку не только между пастырями соседних
церквей, а также и среди народа. Для этого они рассылали своих единомышленников
и письма со своим хитросплетенным лжеучением по всем церквам Востока и
составляли в духе Ариева лжеучения песни, распеваемые на народные напевы.
Страсть же к богословским рассуждениям и спорам была в то время на Востоке
столь велика, что религиозными вопросами занимались не только в домах, а и на
площадях и перекрестках; язычники даже осмеивали эти споры в своих театрах и
обращали разногласия христиан в пользу отвергнутого язычества.
Смущаемые таким образом лукавыми еретиками арианами,
волновались церкви и в Сирии и там, где архипастырствовал святой Евстафий,
спорили о разрешении богословских вопросов и недоумений... Святой же Евстафий,
отличавшийся глубокими богословскими знаниями и светской ученостью, был
твердым, неустрашимым исповедником10
православной веры Христовой и в Берии, во время последнего языческого гонения
христиан, и теперь, при смущении Церкви арианством, одним из первых святителей
ревностно восстал устно и письменно против богохульного лжеучения Ария и ариан.
Восстановить согласие и мир между православными и арианами в
Александрии, в Сирии и в других церквах пробовал, но не смог даже
равноапостольный император Константин Великий11.
Поэтому для прекращения раздора император решил прибегнуть к епископству всей
Церкви христианской и созвал в Никеи12
I Вселенский Собор Церкви.
Император Константин, созывая этот собор, желал, по словам
Евсевия, историка того времени, посвятить Христу Спасителю "священнический
венец из прекрасных цветов, сплетенный и связанный единением мира". И на
зов императора собралось в город Никею из Азии, Африки и Европы одних епископов
до трехсот; были даже епископы из стран, не подчиненных Греко-Римской империи,
например, из Персии и Скифии13. Число
же сопутствовавших им пресвитеров, диаконов и прочих клириков было еще много
больше числа епископов. Из мирян, кроме высших сановников, прибыло в Никею
много философов14 и ученых. И вот на
этом соборе святому Евстафию вследствие его великого благочестия и глубоких
познаний богословских и мирских, соединенных с непоколебимой ревностью к
сохранению чистоты православного вероучения, дано было святителями Церкви
особенно выдающееся важное значение. Святому Евстафию поручено было первое
председательство15 на великом
Вселенском Соборе; он занимал место первого епископа, сидя с правой стороны
императора, и ему дана была честь от всего Вселенского Собора приветствовать
речью равноапостольного императора Константина. Вот эта красноречивая и сильная
верой и духом речь святителя Евстафия:
Козельщанская
икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления
(1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского
происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы
Елизаветы Петровны (1741 - 1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря
Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов
и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской
губернии. На сырной седмице 1880
г. дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач
определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и
наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому
хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был
сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и
предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала
облегчения.
После
Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее
искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который
нашел и в левой ноге вывих, и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав
немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным
воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы
девочки упали, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не
чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были
найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя
чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная
степень болезни и неизвестность ее причины заставили возвратиться домой. В
октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Здесь он обращался к
известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.
Родители
и больная уже отчаивались в спасении. Но неожиданно предоставилась возможность
обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву
оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в
деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную
дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля 1881 г. получили телеграмму,
что профессор едет в Москву. Такое известие встревожило больную: не окажется ли
и он, как другие, бессильным?
Мать, решив
ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала
дочери: "Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери,
почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть
поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь". Больная
и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и
вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как
чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с
мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся
чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую
икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и
отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва
больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и
громко закричала: "Мама! мама! я чувствую ноги! Мама, я чувствую
руки". Она сорвала металлические упорки н бинты и стала свободно ходить по
комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери.
Немедленно приглашен был приходской священник и пред образом Божией Матери был
совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным
в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с
собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а
потом в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько
исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже
знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в
Москве, и многие собрались для поклонения образу. Хранить далее икону в доме не
было возможности, и, с разрешения. Высокопреосвященного Иоанна,
архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально
устроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не умолкало пред
образом молебное пение и чтение акафистов.
В
1882 г.
был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. была учреждена
женская община, 17 февраля 1891
г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества
Пресвятой Богородицы.
В
настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском
Покровском женском монастыре (Киевская епархия). Козельщанской иконе Божией
Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.