Собор святого архангела Гавриила. Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского (304). Житие преподобного отца нашего Малха (IV). Память 26-ти мучеников Готских (ок. 375). Житие преподобного отца нашего Василия Нового (X).
В 1111 г. Князь Владимир Мономах одержал победу над половцами на р. Салнице
В 1462 г. скончался Вел. князь Василий II Васильевич (Темный). На престол вступил Иоанн III Васильевич
В 1793 г. произошло присоединение к Российской Империи древних русских земель Волыни, Подольской и Минской губерний
В 1795 г. были присоединены Курляндия и Семигалия
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Собор святого архангела Гавриила
Страница 1
Собор святого архангела Гавриила
На другой день после Благовещения Пречистой
Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом
великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила
особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине,
особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес
Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если
заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское
милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною
честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла
Небесного Царя, величайшего князя ангельского, пришедшего ко всему роду
человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение.
И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому
Захарии: "Я Гавриил, предстоящий
перед Богом" (Лк.1:19), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу
Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более
осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более
удаленных от царя, - подобно сему и в царстве небесном святые ангелы, ближе
предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и
славою, чем другие ангелы низших чинов.
Священное Писание повествует, что пред неприступною славою
Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей
ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе,
что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн
Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих
ангелах, говоря: "Благодать вам и
мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред
престолом Его" (Откр.1:4). В числе сих семи считается и Гавриил,
вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так:
Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве
первейшего по чину из своих ангелов - Михаила, но второго за ним Гавриила, -
тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему
достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них
имеет свое особенное служение. Михаил - победитель супостатов; Гавриил -
вестник Тайн Божьих; Рафаил - врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием
огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил - молитвенник,
всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил -
прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в
чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги;
Варахиил - раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии
благодеяния.
Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве
потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч,
ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то
свойственно его служению - извещать таинства Божий. Он возвещал святому пророку
Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени
пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи
от матери, неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при
написании книги Бытия, передавая ему откровения Божий о первых родах и летах,
начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он
благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и
был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения
Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о
зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что
в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит
"крепость Божия", также "муж-Бог". Итак, самым именем своим
благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается
совершенным человеком (мужем), т.е. является совершенным Богом и совершенным
человеком, - совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму.
Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них
никакой крепости, - напротив Младенец, зачатый в девической утробе
Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом
неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем
совершенным. Сие провидя, пророк говорит: "И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне
Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет
уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства
Дамаска" (Ис.8:3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий
говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих.
Преобразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж - Бог,
Крепкий Бог. И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа,
зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл2,
патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:
- Самое имя ангела чудесно по своему значению, ибо
благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и
преобразовал Богочеловека, имеющего прийти в Мир. Гавриил значит: Муж Крепкий,
или Муж - Бог, происходит от слова Гавир, что значит: крепкий, или Бог, а в
совокупности обоих речений это слово означает: Муж - Бог. Издревле еще
предвозвестил сие Иеремия, говоря: "Господь
сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа" (Иер.31:22). Итак
высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего
служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой,
которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем
величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн,
чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того
времени, сподобился он в сонме самих ангелов почитаемый ими, как ближайший
зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.
Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского
Страница 1
Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского
В царствование нечестивых римских царей
Диоклитиана и Максимиана1, во время
воздвигнутого ими на христиан жестокого гонения, верующие, подъемля на себя
различные подвиги, с усердием принимали налагаемые на них за Христа мучителями
страдания, взирая на вечное воздаяние. В сие время в Сирмии2, городе Паннонии3,
епископом был муж молодых лет, но совершенный в православной вере и в законе
Господнем. Имя ему было - Ириней. Ради любви ко Христу претерпевая множество
гонений, он за исповедание Христово сподобился получить заслуженный венец
победы.
Захваченный в Сирмии воинами, Ириней был приведен в Паннонию
к игемону4 Пробу. Обратившись к нему,
Проб сказал:
- Тот, кто приносит жертву ложным богам, а не Единому
истинному Богу, истребится из среды людей своих.
Игемон снова сказал:
- Всемилостивейшие цари всем повелели: или принести жертву
богам, или быть подверженными мучениям.
- Мне заповедано, - отвечал святой, - скорее принять
тягчайшие мучения, нежели, отвергшись истинного Бога, принести жертву бесам.
Игемон еще раз повторил:
- Или принеси жертвы богам, или немедленно повелю мучить
тебя.
- Я возрадуюсь, - отвечал святой, - если ты сделаешь это со
мною, ибо тогда и я буду причастником страданий Господа моего.
Тогда игемон тотчас же повелел воинам предать святого
мучениям. Во время жестоких мучений игемон спросил его:
- Что скажешь, Ириней, - принесешь ли теперь жертву богам?
Святой на сие отвечал:
- Я приношу жертву добрым исповеданием Богу моему, Которому
всегда и приносил.
Пришли родители святого и все его домашние и, увидев, что
его беспощадно мучат, обнимая ноги его, умоляли пожалеть молодость свою и
повиноваться царским повелениям. С одной стороны рыдали его отец и мать, с
другой - все ближние, друзья и родственники громко плакали о нем, и все в один
голос восклицали:
Но святой, объятый высшим желанием к Богу и имея пред своим
духовным взором Его заповедь, всем отвечал:
- Слова Господа моего Иисуса Христа таковы: "Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь
от того и Я пред Отцом Моим Небесным" (Мф.10:33). Итак знайте,
возлюбленные, что ни мольбами вашими, ни царскими угрозами и никаким другим
образом вы не в состоянии будете отвратить меня от Бога и от закона Его: я всею
мыслию стремлюсь к надежде горняго5
звания.
Проб, снова призвав к себе блаженного Иринея, убеждал его,
говоря:
- Тронься хотя слезами скорбящих о тебе, и оставь свое
безумие, и, щадя юность свою, принеси жертву богам.
На это святой отвечал:
- Я пощажу себя навеки, если не принесу такой жертвы.
Тогда игемон повелел отвести Иринея в темницу, пока он
решит, как с ним поступить.
Между тем святой, находясь в темнице в продолжение многих
дней, от тяжести темничного заключения постигнут был различными болезнями. Но
вот однажды в полночь областеначальник Проб приказал опять привести его к себе
и сказал ему:
- Довольно с тебя уже и сих мучений, коим ты был в
продолжение долгого времени подвергаем. Приступи лучше и принеси жертву богам
нашим.
- Если ты решил, что делать со мною, - отвечал святой
Иринеи, - то делай скорее, не отлагая. Знай, что я остаюсь при том же
исповедании имени Христова, при котором я до сих пор был; я и ныне есмь и
пребуду до конца твердым и неизменным.
Тогда игемон, в гневе, повелел в продолжение долгого времени
бить его палками. Он же среди мучений взывал:
- Я имею Бога, Которого от самых юных лет научился чтить:
Ему я поклоняюсь, Ему и жертву приношу; но рукотворенным богам поклоняться не
могу.
- Удовольствуйся уже и теми мучениями, - говорил ему Проб, -
кои подъял на себя; не желай смерти.
Святой отвечал:
- Я и не умру, ибо мне принадлежит жизнь, и мук, кои ты
причиняешь мне ради имени Господа моего Иисуса Христа, я не чувствую. Я скажу
тебе даже гораздо более: чрез них надеюсь я получить не смерть, но жизнь
вечную.
- Имеешь ли ты жену? - спросил Проб.
Святой отвечал, что не имеет. Тогда Проб еще спросил:
- Имеешь ли ты родителей?
- Не имею, - отвечал святой. Проб снова спросил:
- Имеешь ли ты сыновей или дочерей?
Святой и на это отвечал, что не имеет.
- Кто же, - спросил Проб, - были те, кои рыдали и плакали о
тебе на суде?
Святой Ириней отвечал:
- Я исполняю заповеди Господа моего Иисуса Христа, Который
сказал: если кто не отвержется родителей своих и не отречется от всего своего
имения, "не может быть Моим
учеником" (Лк.14:26), "и
кто любит отца или мать, сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня"
(Мф.10:37). Итак, кто воистину любит Бога и на Него одного уповает, тот
презирает земную суету, и никого не исповедует отцом своим, кроме Бога.
Преподобный Малх в юности своей был
земледельцем села Маронийского, отстоявшего за тридцать стадий1 от Антиохии Сирийской2.
Он был один сын у родителей своих, и потому они, желая, чтобы он, как их
отрасль, был наследником их рода, принуждали его к браку. Но на все их
понуждения он отвечал одно:
- Я более желаю быть иноком, нежели мирянином.
Как только ни принуждали Малха к женитьбе - отец посредством
различных угроз, мать посредством ласковых увещаний - он не послушался своих
родителей и, наконец, тайно бежал, покидая для Бога дом, родителей и женитьбу.
Он направился в пустынную местность, находившуюся между Иммой и Вирией. Там он
нашел монастырь, иноки которого вели богоугодную жизнь. Предавши себя их наставлениям,
Малх остался жить там и стал совершенствоваться в иноческих подвигах, трудами и
постничеством умерщвляя в себе плотские страсти.
Спустя много лет пришла ему мысль: пойти в свое отечество,
чтобы утешить мать свою, которая в это время овдовела, ибо он услышал, что отец
его умер, и он думал продать свое наследственное имение и раздать вырученные за
него деньги: частью нищим, частью на монастыри, и немногое оставить на свои
нужды.
Узнав о таковом намерении Малха, игумен начал выговаривать
ему, убеждая, что это - диавольское искушение и коварство исконного врага рода
человеческого, искусно скрытое под образом как будто доброго дела.
- Это, - говорил он, - будет то же самое, о чем Писание
говорит: "Пес возвращается на свою
блевотину" (2Пет.2:22). Подобным образом многие монахи были прельщены,
ибо диавол никогда явно ни с кем не ведет борьбы.
В доказательство игумен приводил Малху различные повести из
книг, начиная с Адама и Евы, соблазненных диаволом надеждою получения божеского
достоинства и за то лишенных рая. Когда же игумен оказался не в состоянии
убедить его, то припал к его коленам, умоляя не оставлять своей духовной
дружины, чтобы не погубить ему самому себя, да не озирается назад возложивший
руку свою на плуг (Лк.9:62). Однако Малх нисколько не послушал игумена и ушел
из монастыря.
Прощаясь с Малхом, игумен провожал его со слезами, точно
умершего на погребение.
- Вижу, чадо, - таково было последнее слово игумена к Малху,
- что ты попал власти сатаны. О причине твоего разлучения с нами я более
спрашивать уже не буду и оправданий твоих не принимаю. Овца, вышедшая за
ограду, тотчас же становится пищею волков3.
Таким образом, они расстались, и Малх пошел в путь свой.
Недалеко от той пустыни лежал большой общенародный путь из
Вирии в Эдес4; на том пути на путников часто
нападали сарацины5. Посему путники,
предпринимая путешествие, собирались вместе в одну толпу, на случай нападения
сарацин, чтобы иметь возможность сопротивляться им и избежать плена; Малх также
присоединился к такой толпе путников, достигавшей числом до семидесяти человек,
среди коих было и несколько женщин. Когда они шли вместе тою дорогою, вдруг
внезапно, к их ужасу, явилось множество полунагих измаильтян, вооруженных как
бы на битву. Окружив путников, они перехватали их всех до одного, вместе с
Малхом, и отвели в плен. Тогда Малх понял суету прежнего своего намерения и
обольщение вражеское и каялся, что не послушался увещания игумена, отделился от
духовной общины и присоединился к обществу мирскому, и вместе с прочими попал в
плен иноплеменникам. Но раскаяние его было уже несвоевременно: желая прежде
наследовать родительское имущество, он теперь сам стал собственностью сарацин.
Когда пленники были разделены между варварами, инок Малх достался вместе с
некоею женщиною одному арабу, который, посадив их обоих на верблюде, быстро
отправился с ними в путь. Так как верблюд шел очень быстро, то Малх с женщиною
тою, сидя на нем, крепко держались друга за друга, чтобы не упасть, и так
продолжали свое путешествие; пищею же их в пути было недоваренное мясо и
верблюжье молоко.
Совершив продолжительный путь чрез Аравийскую пустыню и
перешедши чрез одну большую реку, сарацины возвратились в свою страну. Господин
Малха привел своих пленников к жене своей и велел им, согласно обычаю
сарацинскому, поклониться его жене и детям. Малх должен был преклонить вместе с
пленницей главу свою и поклонился своей госпоже, а та приставила Малха к
домашней работе: носить воду, выметать сор и исполнять прочие, самые тяжелые
работы. Так работал Малх за преслушание отца своего - игумена, изменив совсем
вид инока, ходя, по обычаю той страны, нагим и, по причине солнечного зноя,
прикрывая одеждой лишь те части тела, кои необходимо прикрывать. Потом ему
повелено было пасти овец в пустыне, и здесь Малх имел одну лишь ту отраду и
утешение в своих бедствиях, что редко видел своих господ и соработников и, в
уединении, находясь с овцами, вспоминал святого Иакова (Быт.30:36) и Моисея
(Исх.3:1), также некогда пасших стада в пустыне. Питался он сыром и молоком и,
пася овец, усердно молился, воспевая псалмы, коим научился в монастыре, и в том
находил в плену своем утешение, благодаря Бога, что то монашеское житье,
которое он погубил в своем отечестве, он снова обрел теперь в пустыне. Но
коварство диавола на всяком месте столь изощренно, что нельзя себе и
представить: ибо и там, при таковом житии, Малх был найден своим злокозненным
врагом.
Сарацин, видя, что раб его Малх во всем служит ему усердно и
верно и что скот его все приумножается, размышлял, какую бы дать ему награду за
верную службу, и порешил дать Малху в супружество ту самую плененную женщину,
которая была привезена вместе с ним на одном верблюде. Призвав Малха, он стал
говорить ему о ней, чтобы он взял ее себе в супружество. Но Малх противился и
говорил, что он - христианин, а по закону христианскому нельзя вступать в брак
с женой, муж которой жив, ибо муж той женщины был отведен в плен другим
сарацином. Тогда сарацин пришел в ярость и, извлекши меч, хотел умертвить
Малха, и если бы тот не поспешил в знак своего согласия обнять шею той женщины,
то господин его на том же месте пролил бы его кровь.
Сии святые мученики пострадали при готском
царе Унгерихе в царствование римских императоров Юлиана, Валентиниана и
Грациана2. В то время, когда они, будучи
христианами, совершали богослужение и прославляли Бога в храмах своих, Унгерих
послал своих слуг, которые по его повелению подожгли храмы и сожгли всех,
находившихся в них, числом 308 человек. После сего, если встречали христианина,
несшего во храм приношение, то, схватив, его подвергали допросу и, если он
исповедовал свою веру во Христа, то его тут же бросали в огонь, и, таким
образом, вместо приношений приносились Христу тела христиан. Эти тела святых
мучеников собирала супруга другого готского царя, по имени Алла, готка по
происхождению и правоверная христианка3.
Передав правление своему сыну4 и взяв с
собою пресвитеров, она переходила с места на место, пока не поселилась вместе с
дочерью своею Дуклидою в стране Сирской5.
После сего она призвала к себе сына своего и, когда тот пришел, она
возвратилась с ним в Готию, а мощи святых отдала дочери своей, которая в
царствование Валентиана и Феодосия пришла в Кизик6
и отдала часть мощей в этом городе на освящение храма. Возвратившись в Готию,
святая Алла была побита камнями вместе с Агафоном и, таким образом, приняла
мученическую кончину, а Дуклида мирно скончалась, спустя несколько лет после
смерти своей матери.
1 Готская страна простиралась от нижней Вислы до
Черного моря. Готы жили главным образом по реке Дунаю в нынешней Румынии.
Впоследствии они расселились почти по всей Европе.
2 Юлиан царствовал с 361 до 363 г., Валентиниан - с
364 до 375 г., а Грациан - с 375 до 383 г., так что царствование этих трех
императоров обнимает период времени около 20 лет.
3 Среди готов в значительной степени была
распространена армянская ересь.
4 Сын св. Аллы носил имя Аримерия.
5 Сирская страна, или Сирия, расположена была в Азии, на
севере от Палестины. Предполагают, что Сирской страной здесь называется страна
римская, вероятно, нынешняя Румыния.
6 Под этим названием известен город в северной Мизии,
в Малой Азии, но так же называлась местность в нынешнем Крыму, где было готское
княжество.
В десятый год царствования благочестивых
царей греческих, Льва Мудрого1 и брата его
Александра2, сыновей императора Василия
Македонянина3, некие магистриане4, возвращаясь из Асийской страны5, куда они были посланы по царскому повелению,
и проходя мимо одной пустынной горы, увидели ходившего по ней человека,
покрытого худым рубищем и видом весьма необычайного и даже страшного, потому
что он вырос в пустыне, вдали от людей. Удивившись странному зраку его,
магистриане погнались за ним и схватили его; потом, думая, что это лазутчик
(между тем как, на самом деле, это был блаженный Василий, о житии которого мы
повествуем), они связали сего дивного мужа и повели за собою в царствующий град
- Константинополь.
Представ пред царями, магистриане поведали им о схваченном в
пути человеке. Тогда царь Лев, увидев святого, повелел подвергнуть его допросу
и поручил некоему патрицию6 Самону,
агарянину7 по происхождению, расследовать:
кто он, откуда и как ему имя.
Самон ввел человека Божия в свой дом. Затем, воссев на
судилище, окруженный советниками, с подобающим его сану величием, он повелел
представить ему блаженного Василия. Представ пред патрицием, святой не воздал
ему чести и поклонения. Патриций же спросил его:
- Кто ты, и откуда, и как тебе имя?
Но блаженный "ответа
не дал ему" (Ин.19:9)8 и молча
стоял, кроткими очами смотря на судью своего.
Тогда Самон снова спросил его:
- Возвести нам, откуда ты?
На это святой ответствовал:
- Лучше ты сам скажи, кто ты и откуда?
И сказал ему Самон:
- Спрашиваем мы тебя, и ты должен отвечать нам. А кто я, о
том тебе не следует вопрошать. Впрочем, если ты так уже хочешь узнать обо мне,
кто я такой, то я скажу тебе. Я - Самон, патриций и старейшина кувикулариев9 ныне царствующих самодержцев. Теперь скажи ты
мне: кто ты и откуда и чем занимаешься?
Блаженный ответил:
- Я один из пришлецов и странников, обитающих на земле.
- Итак, правильно говорят о тебе, что ты лазутчик, пришедший
для осмотра греческой земли? - спросил святого Самон.
На это преподобный ничего не ответил ему. И многие из
присутствовавших на допросе понуждали его к ответу, говоря:
- Кто ты?
Но святой и им не отвечал ничего.
Тогда Самон повелел принести железные прутья, сухие воловьи
жилы и другие, наводящие ужас, орудия пытки; и все это для устрашения святого
разложили пред ним, в надежде, что он устрашится мук и расскажет о себе. Но
преподобный, увидев все эти страшные орудия, не обмолвился ни единых словом.
Тогда патриций повелел разложить блаженного Василия на земле и бить ею
воловьими жилами, вопрошая:
- Кто ты?
Испытывая жестокие удары, преподобный не нарушил своего
молчания и терпеливо сносил все мучения. А истязатели били его до тех пор, пока
им не показалось, что он должен скоро умереть; поэтому, взяв святого, как
бревно, не могущее двигаться, они понесли его и вверили в темницу.
На другой день патриций Самон - этот зверь неукротимый,
воссев на судилище, повелел снова привести к себе узника. Посланные за
блаженным Василием нашли его вполне здравым и невредимым, стоящим в ожидании их
вне темницы, хотя двери темницы оставались запертыми. Удивленные, они стали
спрашивать святого:
- Поведай нам, как ты вышел из темницы, двери которой
накрепко заперты.
Но блаженный ответа не дал и молча пошел за ними, чтобы предстать
пред лицо патриция.
Тогда некоторые из посланных за святым Василием пошли вперед
и рассказали обо всем случившемся Самону: как нашли они блаженного вне темницы,
хотя затворы ее были целы. Самой и все бывшие с ним удивились, услышав рассказ
их, и не поверили им. Некоторые же говорили про святого, что он волхв и
сотворил такое чудо силою волшебства. Между тем блаженный предстал пред
патрицием Самоном, и Самон снова начал допрашивать его настойчиво и долго,
всячески понуждая его сказать, кто он и откуда. Но преподобный продолжал
хранить молчание и не давал патрицию ответа. Сильно разгневался на святого
Самон и повелел снова растянуть его на земле и нещадно бить палками, доколе он
не расскажет о себе и своем происхождении. И били они святого долго, так что
сломали шесть жезлов, но не могли вынудить у него признания: блаженный Василий
доблестно претерпевал все мучения, не нарушая своего молчания ни единым словом,
так что все дивились неизреченному терпению и молчанию его. Патриций же Самон
произнес при этом:
- Знаю, что этот соглядатай надеется впоследствии величаться
и говорить: молчанием победил их. Но я готов поклясться жизнью самодержцев
наших, что не попущу ему хвалиться и надругаться над нами. Сказав это, Самон
повелел снова отвести преподобного в темницу и в течение всей последующей
недели бить его, налагая каждый день триста ударов плетьми и триста палками.
Блаженный же Василий терпеливо сносил все мучения, скрывая втайне доблестные
подвиги свои и не желая рассказывать другим о своей подвижнической жизни. Ибо
от юности он стал иноком и поселился в пустыне, в которой скитался много лет,
проводя в суровых пустыннических подвигах жизнь свою, питаясь только злаками и
кореньями, ходя постоянно босым и покрываясь худым рубищем. О такой
добродетельной и полной подвигов жизни святой не хотел никому рассказывать, и
потому-то на все вопросы патриция Самона об образе жизни его отвечал молчанием,
памятуя повеление Небесного Владыки, сказавшего: "Пусть левая рука не знает, что делает правая" (Мф.6:3). Ибо
всякий, кто обнаруживает пред людьми добрые дела свои, приемлет на земле мзду
свою в похвале от людей, а вечной и небесной славы лишается; кто же желает
достигнуть вечной награды, тот должен утаивать от людей свою добродетель, и
если, не оцененный людьми, он подвергнется от них поруганиям и даже истязаниям,
то и в таком случае он должен молча и терпеливо сносить злобу людскую; тогда он
воистину заслужит наименование мученика. Все это ведал преподобный Василий и,
желая получить славу не у людей, но у Бога, терпеливо переносил причиняемые ему
жестокие страдания, не желая выдавать своей тайны. По прошествии недели, в
течение коей святой ежедневно был подвергаем ударам, патриций Самон, видя, что
блаженный остается непоколебимым и не открывает своего имени и происхождения,
снова воссел на судилище и повелел привести к себе преподобного. И когда тот
предстал пред ним, Самон гневно посмотрел на него и сказал: