Страдание святой мученицы девицы Пелагии (ок. 290). Страдание святого мученика Сильвана, епископа Кесийского и с ним сорока мучеников (311). Страдание святого мученика Алвиана епископа и ученика его (304). Страдание святого мученика Еразма (303). Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) (XIV-XV). В 1826 г. мнимая кончина Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Государя Императора Александра I, в Белеве. В 1728 г. кончина цесаревны Анны Петровны, герцогини Голштейн-Готторпской. В 1844 г. родился Сергей Бехтеев (1844-1911) - отец царского поэта Сергея Сергеевича Бехтеева (1879-1954), русский политик, идеолог крупного дворянства, член Госсовета (1909-11 гг.). В 1916 г. в бою у Босфора Русские корабли вывели из строя турецкий линкор "Гебен". В 1863 г. началось строительство Одесской железной дороги. В 1811 г. англо-испанские войска разгромили армию Наполеона в битве у Альбуэры (Испания). В 1553 г. родилась Маргарита Валуа,
В 1826 г. мнимая кончина Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Государя Императора Александра I, в Белеве
В 1728 г. кончина цесаревны Анны Петровны, герцогини Голштейн-Готторпской
В 1844 г. родился Сергей Бехтеев (1844-1911) - отец царского поэта Сергея Сергеевича Бехтеева (1879-1954), русский политик, идеолог крупного дворянства, член Госсовета (1909-11 гг.)
В 1916 г. в бою у Босфора Русские корабли вывели из строя
турецкий линкор "Гебен"
В 1863 г. началось строительство Одесской железной дороги
В 1811 г. англо-испанские войска разгромили армию Наполеона в битве у Альбуэры (Испания)
В 1553 г. родилась Маргарита Валуа, французская королева, известная как "королева Марго"
В 1666 г. родился Виктор Амадеус II, первый король Сардинии
В 1817 г. родился Николай Косто
маров, русский историк, создатель Кирилло-Мефодиевского братства ("Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей")
В 1847 г. родился Иван Цветаев, Русский историк, первый директор московского Музея изящных искусств
В 1919 г. объявлена национализация церковного и монастырского имущества в России
Завтра, Пятница, 18 Мая 2012 года (5 Мая 2012 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1703 г. на Неве произошло пленение шведских кораблей солдатами Преображенского и Семеновского полков. Морской бой в устье Невы и захват на абордаж двух шведских кораблей. Cчитается днем основания Балтийского флота
В 1867 г. в России учреждена земская почта
В 1630 г. запорожские казаки под руководством Тараса Трясила разбили поляков под Переяславлем
В 1648 г. Богдан Хмельницкий разбил поляков под Желтыми Водами
В 1820
г. родился историк Сергей Михайлович Соловьев, автор 29-томной "Истории России с древнейших времен" (ум. 4 октября 1879 г.)
В 1886 г. родился Альфонс XIII, испанский король (1902-31 гг.)
В 1897 г. Австрия и Россия договорились соблюдать статус-кво на Балканах
В 1887 г. началась первая стачка шахтеров Донбасса
В 1915 г. под Ригой были проведены испытания первого в мире т
анка "Вездеход". Эта машина была построена в России Александром Пороховщиковым. Во всех документах машина упоминается как "самоход", "усовершенствованный автомобиль", "самодвижущийся экипаж"
В 1618 г. немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) открыл закон движения планет
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святой мученицы девицы Пелагии
Страница 1
Страдание святой мученицы девицы Пелагии
Когда нечестивый император римский
Диоклитиан1 воздвиг на христиан гонение,
тогда многие из них, страшась мучений, бежали в горы. Но те из христиан,
которые были крепки в вере и боялись Бога более, чем людей, остались при
церквах, к которым принадлежали, и горячо молили Бога укрепить их на подвиг,
дабы они вышли из предстоящей борьбы победителями.
В это время в городе Тарсе2
епископом был Клинон. Он обратил к истинному Богу и крестил многих язычников;
присоединяя их, как добрый пастырь, к Христову стаду, он увещевал каждого из
них мужественно стоять за исповедание имени Христова и положить за Него душу
свою, с несомненной надеждою воспринять от Него в небесном царстве венец
победы.
Диоклитиан, находившийся тогда в Киликии, услыхав о сем
мужественном епископе, приказал схватить его и повелел затворить городские
ворота, чтобы он не мог спастись из города бегством. Но еще раньше приказа
епископ получил от Бога откровение о всем, имеющем совершиться, и тайно от всех
вы шел из города, так как еще не пришел час его. Он вместе с другими
христианами скрывался по горам и пустыням. Диоклитиан же, раздраженный тем, что
не мог найти епископа, обратил свою ярость на тех, кого епископ привел ко
Христу; приказав схватить многих из новообращенных христиан, он заключил их в
темницу.
В это время в городе Тарсе жила одна девица по имени
Пелагия, знатная родом, славная богатством и красотою, преисполненная страха
Божия и целомудрия. Когда она услыхала от христиан об Иисусе Христе, Сыне
Божием, сердце ее воспылало любовью к Нему, она уверовала в Него и дала обет не
соединяться брачным союзом ни с кем из смертных людей, решившись уневеститъся
небесному, бессмертному, нетленному Жениху; уверовав во Христа, она возжелала
сподобиться святого крещения.
Но узнав, что епископ христианский ушел из города, она
сильно опечалилась, так как хотела видеть его и принять от рук его святое
крещение. До тех пор она не видала еще епископа и лишь слышала о нем. Так как
мать Пелагии, вдова, была предана идолослужению, то Пелагия скрывала от нее и
свою веру во Христа, и свои намерения.
В это время сын царя3
услыхал об удивительной красоте девицы Пелагии; он имел случай видеть ее. Он
послал к ней почетных мужей, которым поручено было передать Пелагии о намерении
сына царя сочетаться с нею брачным союзом.
Мать Пелагии была очень рада такому обороту дела, но святая
девица решила иначе. Осенив себя крестным знамением, она без боязни отвечала
посланным: "Я уже обручилась с Сыном Божиим, Царем Бессмертным".
С этим ответом посланные вернулись к царскому сыну.
Услыхав ответ святой Пелагии, царский сын пришел в великий
гнев; он замыслил жестоко отомстить святой девице, но не сейчас, так как
надеялся, что девица одумается и исполнит его желание.
Между тем Пелагия сказала своей матери, что она желает
посетить свою кормилицу, которую давно не видела. Кормилица же ее жила за
городом, и Пелагия собралась уйти из дому с той целью, чтобы найти христианского
епископа, о месте тайного убежища которого она слышала от некоторых христиан.
Мать же святой Пелагии, по диавольскому наущению, не соглашалась исполнить
просьбу своей дочери и решительно воспротивилась ей, говоря: "Нельзя
теперь тебе туда идти; пойдешь в другой раз".
Это весьма опечалило Пелагию.
В ту же ночь явился ей Господь в образе епископа Клинона,
ничего не говоря ей. Удивилась она этому видению, потому что честной лик
явившегося ей сиял светом и дивно было одеяние его.
Проснувшись, она тайно снарядила двух своих самых верных
евнухов4 в темницу к христианам, там
заключенным, с целью расспросить их о внешнем виде епископа. Они исполнили
поручение и возвратились с подробным описанием внешности епископа. Изумилась
честная девица тому, что наружность епископа, по их словам, во всем
согласовалась с тем, что видела она во сне, и поняла, что во сне видела она
епископа. Исполнившись радости, она всем сердцем возжелала видеть его наяву и
усердно молилась Богу такими словами: "Дай мне, Господи, увидеть Твоего
служителя, вестника Твоих благ, и не лиши меня святых Твоих таинств".
После того снова стала она проситься у матери своей
отпустить ее к кормилице, говоря, что скучает по ней, не видав ее так давно. Не
хотелось матери ее отпускать. Но боясь, что от печали она заболеет, мать
исполнила ее просьбу и приказала приготовить колесницы, коней и слуг для
путешествия. Затем, надев на Пелагию, как невесту царского сына, царскую
порфиру и украсив ее золотыми уборами и драгоценными камнями, она отпустила ее
в сопровождении довереннейших слуг и евнухов в роскошной колеснице с
напутствием: "Поезжай, будь здорова, дочь моя, и передай привет от меня
своей кормилице".
С радостью поехала Пелагия, окруженная множеством слуг.
Отъехав от города около десяти поприщ5,
они приближались к одной, покрытой густым лесом, горе. В это время один из слуг
ее, по имени Лонгин, увидел честного мужа, сходящего с горы. То был епископ
Клинон, которому по Божию усмотрению случилось здесь встретиться спутникам.
Лонгин, бывший тайным христианином, узнал в сем муже епископа Клинона и сказал
другому слуге, тайному христианину:
- Брат Юлиан! Узнаешь ли ты мужа, идущего нам навстречу? Это
человек Божий, епископ Клинон, слава о котором идет по всему востоку, по
причине совершаемых им чудес; царь, узнав о нем, долго искал его, но не мог
найти, и за это воздвиг гонение на христиан.
Страдание святого мученика Сильвана, епископа Кесийского1 и с ним сорока мучеников
Страница 1
Страдание святого мученика Сильвана, епископа Кесийского1 и с ним сорока мучеников
Святой священномученик Сильван происходил
из окрестностей города Газы2 и был сперва
воином. Впоследствии он оставил для Христовой веры воинство у земного царя и стал
воином царя небесного - Христа, почему и удостоился благодати священства: был
сперва пресвитером, а потом и епископом. Стоя во главе Христовой Церкви, он
своим учительным словом многих неверующих обратил к истинному Богу. За это
ревностные почитатели идолов схватили его и привели на суд в город Кесарию3. Здесь его подвергли сперва жестокому
избиению, потом повесили и строгали тело его, и, наконец, он был осужден на
работы в медных рудниках4. Исполняя эти
работы, святой мученик дошел до полного изнеможения, но непрестанно исповедывал
Христа Богом, за что язычники и отсекли мечом голову ему, а также и сорока
другим мученикам, которые были наставлены им в Христовой вере5.
1 Святой священномученик Сильван называется епископом
Кесийским, т.е. Кесарийским, по месту осуждения его на каторжные работы, а по
месту служения он был Газским (или вблизи Газы), как это указано и в
Четьи-Минеях.
2 Древний филистимский город Газа находился в
Палестине и расположен был недалеко от южной границы Иудеи, близ берегов
Средиземного моря. C IV в. Газа была уже христианским городом; в VII в. она
была покорена магометанами.
3 Город Кесария, некогда резиденция римских
прокураторов Палестины, находился в пределах древней Самарии на берегу
Средиземного моря.
4 Евсевий, современник святых мучеников, говорит, что
Сильван осужден был на работы в рудокопнях города Фена, который по мнению
некоторых находился в пустынях Аравии, а по Евсевию - в Палестине.
Страдание святого мученика Алвиана епископа1 и ученика его
Страница 1
Страдание святого мученика Алвиана епископа1 и ученика его
Святой священномученик Алвиан пострадал в
царствование императора Максимиана2, когда
Асия3 находилась под управлением Элиана.
Святой Алвиан схвачен был в то время, когда некий языческий
жрец, по имени Агрипин, совершал жертвоприношения идолам. Святого стали
принуждать принести жертву идолам и повергнуть на жертвенник ладон, но он на
это с достоинством ответил: "Я воздаю хвалу вере во Христа, а служение
идолам поношу".
За это ему сперва обожгли раскаленными железными прутьями
живот и голени, а потом без всякой пощады стали бить палками.
Такими истязаниями мучители хотели принудить святого
отречься от Христа и принести жертву идолам, но на это не согласился ни он сам,
ни ученик его, вместе с ним подверженный мучениям. После сего он осужден был на
сожжение, для чего раскалили печь и бросили в нее его и его ученика, где святые
мученики и скончались4.
1 Святой священномученик Алвиан был епископом в городе
Анее, находившемся в римской малоазийской провинции Асии.
2 Здесь разумеется Максимиан Галерий, соправитель
Диоклитиана, с 305 г. правивший восточною частою римской империи.
3 Асиею называлась небольшая, обильная водами,
болотистая равнина в Лидии, т.е. средина западной части нынешнего малоазийского
полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. В ней находились упоминаемые в
Апокалипсисе (1:11) семь малоазийских городов, и она была некоторое время
местом деятельности св. апостола Иоанна Богослова.
Блаженный Еразм, с юных лет своих воспылав
любовью ко Христу, ревностно исполнял Его заповеди и поставлен был епископом
города Формии1. Когда нечестивый император
Диоклитиан, подвергая христиан мучениям, привел в смятение жителей городов
своего царства, то святой Еразм оставил свою кафедру и бежал в Ливанские горы2, где и пробыл, скрываясь от гонителей, семь
лет. Однажды он услышал с неба голос ангела, который сказал ему: "Еразм!
никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно
подвизайся и победишь врагов".
Когда после этих слов Еразм отправился в указанный ему
ангелом путь, то его встретили воины и спросили: "Какого Бога ты
почитаешь?" Святой Еразм объявил себя христианином. Тогда воины схватили
его и привели в Антиохию24 к императору Диоклитиану. На дороге святой открыто
признал себя христианином, и император приказал бить его палками, но он обличил
императора. Тогда последний повелел бить его свинцовыми прутьями и, так как и
после этого он остался непоколебимым в своей вере, то по приказанию мучителя
его подвергли новым мучениям: железными скобами острогали сперва всю кожу на
теле его, а потом растопили смолу и серу и стали лить ее на раны, но это не
причинило ему никакой боли. После этого мучитель повелел наложить на его шею
тяжелые железные оковы и заключить его в темницу, но ангел Господень, открыв
двери темницы, освободил его от оков и сказал ему: "Иди за мною, я отведу
тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению".
После сего ангел привел святого Еразма в город Ликий4 и там оставил его. Еразм стал учить всех вере
во Христа и крестить. Он совершал при этом великие чудеса, воскресил между
прочим сына одного знатного человека, по имени Анастасия, и крестил после этого
десять тысяч человек. Максимиан5, узнав об
этом, послал воинов, чтобы те привели его в Италию, и, когда святой был
приведен, повелел бить его по щекам и угрожал ему распятием на кресте, если он
не принесет жертвы языческим богам. Тогда Еразм сказал ему:
- Где же находятся боги твои, чтобы я мог принести им
жертву?
Святого привели в храм Юпитера. Здесь он помолился, и по
молитве его все идолы попадали, а из храма вышел огонь и попалил
идолопоклонников, так что Максимиан вынужден был бежать из города. После сего
святой Еразм крестил здесь много народа и ушел в город Сирмий6.
В этом городе, по повелению Максимиана, он опять был схвачен и подвержен новым
мучениям. На него надели медную броню и посадили на раскаленное ложе, а ноги
прибили гвоздями к земле. После сего обложили ложе дровами до верха и, зажегши
дрова, стали поливать их смолою и маслом, но дрова сгорели, а святой остался
невредимым. Максимиан убоялся народа и ушел во дворец, а ангел Господень, взяв
святого, привел его в город Формию, где им крещено было еще множество народа.
После всего этого святой Еразм с молитвою благодарения за все предал душу свою
в руки Божий7, и христиане с честью
похоронили его.
1 Город Формия находился в Италии у Кастанского залива
на берегу Средиземного моря.
2 Ливанские горы находятся в Сирии.
3 Антиохия, древняя столица Сирии, расположена была на
берегах реки Оронта, недалеко от впадения ее в Средиземное море.
4 Местоположение города Ликия указывают различно. По
Никодиму это был македонский город Лихнид, расположенный на берегу озера того
же имени.
5 Максимиан Геркул, носивший титул августа, был
соправителем Диоклитиана и управлял западною половиною римской империи с 285 до
305 г.
6 Город Сирмий находился в Иллирии на берегу притока
реки Дуная - Савы.
7 Святой священномученик скончался в 303 г., 10 июля.
При св. папе Григории (590 - 604 г.) мощи его находились в Формии, а в IX в.
перенесены в Кайсту.
Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) (XIV-XV)
Страница 1
Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, ИсаакийАлфановы (Сокольницкие) (XIV-XV)
Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор,
Климент, ИсаакийАлфановы (Сокольницкие) жили в XIV веке в Новгороде; они проводили
праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как
сообщают летописи, "на Сокольей горе поставиша
церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша" в 1389 году. Праведные Алфановы
были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом
или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от
преследований за сношения с Москвой, и праведники подверглись бедам по
родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись
для блаженной вечности. В "Сказании" о святых братьях описаны чудеса,
происходившие от мощей после их кончины. Празднование их памяти положено 4 мая
и 17 июня. В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую
обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая
1775 года.