Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Житие святой царицы Пульхерии. Память святых Трех жен, обретенных в пустынной горе. Память святого мученика Варипсава. Память святых Апостолов Апеллия, Луки и Климента. Святители Петр и Павел, епископы Никейские (IX). Преподобный Андрей Спасокубенский, Каменский, князь (1453). В 1839 г. в Москве заложен Храм Христа Спасителя в память об избавлении России от иноплеменников-французов.
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры
Страница 1
Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры
Три девы - Минодора, Митродора и
Нимфодора - принесли себя в дар Пресвятой Троице. Иные приносят дары Богу от
своего имения, - подобно тому как некогда три восточных царя принесли Ему
золото, ладан и смирну1 (см.
Мф.2:11); девы же святые принесли Богу дары от внутренних своих сокровищ. Они
принесли Ему вместо золота свои души, искупленные не тленным золотом, а честною
кровию непорочного Агнца2(см.
1Пет.1:19); вместо ладана принесли чистую совесть, говоря вместе с Апостолом:
"Ибо мы Христово благоухание"3 (2Кор.2:15); вместо смирны принесли в дар Господу
самое тело, отдавши его еще в непорочном девстве на раны за Христа. Святые девы
твердо были убеждены в том, что Господь требует не временного богатства нашего,
но нас самих, как некогда сказал Давид: "Ты - Господь мой; блага мои
Тебе не нужны" (Пс.15:2). Поэтому они и принесли в жертву Богу самих
себя, как это ясно видно из святой их жизни и мужественных страданий.
Святые девы родились в Вифинии4. Сестры по плоти, они остались сестрами и по духу:
ибо единодушно предпочли лучше служить Богу, нежели быть рабынями мира и всей
его суеты. Желая же вместе с душою и тело сохранить не оскверненным и в
совершенной чистоте соединиться с чистым Женихом своим, Христом Господом,
святые девы последовали Его призыву: "И потому выйдите из среды их и
отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас"
(2Кор.6:17). Всего более возлюбив девическую чистоту и зная, как трудно
сохранить эту чистоту среди народа, склонного к любодеянию и непрестанному
греху, святые девы оставили людское общество и, отстранив себя от всего мира,
поселились в уединенном месте. Подобно тому как воды речные, впадающие в море,
лишь только сольются с морскими водами, тотчас теряют свою сладость и
становятся солеными, - и чистота душевная, пребывая среди мира, не может не
заразиться его сластолюбием. Так дочь Иакова, Дина, сохраняла свою девическую
чистоту, пока не отдала себя в языческий город Сихем; но как только
познакомилась с жившими в том городе дочерьми и вступила с ними в общение,
тотчас погубила свое девство5. Мир
сей с своими тремя дочерьми - похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою6 (см. 1Иоан.2:16) - тот же
Сихем и ни о чем другом не заботится, как только причинять вред тем, кто питает
к нему любовь, как смола чернит прикасающихся к ней, так и мир делает
почитателей своих скверными и нечистыми. Блажен посему тот, кто избегает мира,
чтобы не запятнать себя его нечистотою; блаженны и сии три девы, бежавшие от
мира и от злых его дочерей. Не очернили святых дев мирские скверны, и они
остались чистыми, как белые голубки, летая на крыльях добродетели и Боговидения
по горам и пустыням и желая найти приют, как в гнезде, в любви Божественной.
Так у пустынников, живущих вне суетного мира, бывает одно только непрестанное
стремление к Богу.
Для своего местопребывания святые девы избрали один высокий
и пустынный холм, находившийся в двух поприщах7 от теплых источников в Пифиях8. Поселившись здесь, они обрели тихое
пристанище и надежный покой и проводили свою жизнь в посте и непрестанных
молитвах. Святые девы скрыли свою девическую чистоту от взоров людских в
пустыне и вознесли чистоту сию на высокий холм, чтобы ее видели ангелы; они
взошли на самую вершину горы, чтобы, отряхнувши прах земной, удобнее
приблизиться к небу. О том, как добродетельна была их жизнь, можно судить по
самому месту их пребывания. Ибо что означает пустыня, как не отвержение всего и
уединение? О чем свидетельствует высокий холм, как не о Богомыслии? Что
знаменуют теплые воды, при коих поселились святые девы, как не сердечную их
теплоту к Богу? Как израильтяне, избавившись от рабства египетского, должны
были пройти пустыню9; так
святые девы, вышедши из мира, возлюбили пустынную жизнь. Как Моисей, взойдя на
гору, узрел Бога (см.Исх.34:4, 6); так и они, обитая на высоком холме и возводя
очи свои к Господу, ясно созерцали Его своим умственным взором. Как в пустыне
из камня, от удара в него жезлом, истекали воды (Числ.20:2-11); так от
смиряющих ударов в грудь лились из очей святых дев потоки слез. И эти горячие
слезы такую имели силу, какой не было какой не было у источников теплых вод:
воды могли омыть только телесную нечистоту, а слезы очищали душевные пороки и
делали душу белее снега. Но что было и очищать слезами у тех, которые, очистив
себя от всякой скверны, и телесной и душевной (1 Кор. 7:1), жили на земле, как
ангелы? Если в чьем-либо сердце и могут зародиться слезы от воспоминания о
множестве грехов, то в этих чистых девах плач происходил только от любви к
Богу. Ибо где любовь к Богу горит пламенным огнем, там не могут не быть потоки
слез. Такова сила этого огня, что когда он возгорится, как в печи, в чьем-либо
сердце, то насколько будет разрастаться пламя, настолько увеличится и роса: ибо
сколь велика любовь, столь велико и умиление. Слезы рождаются от любви: потому
и о Христе, когда Он прослезился над Лазарем умершим, говорили: "смотри, как он любил его" (Ин.
11:36). Святые девы плакали, совершая свои молитвы и размышляя о Боге: ибо они
любили своего Господа и желали насытиться Его лицезрением; со слезами они
ожидали того времени, когда увидят возлюбленного Жениха Небесного. Каждая из
них повторяла слова Давида: "Когда
прийду и явлюсь пред лице Божие; были слезы Мои Мне хлебом день и ночь"
(Пс. 41:3-4)10. И день и ночь мы плачем о том,
говорили святые девы, что так долго не настает то время, когда мы явимся пред
лицом Сладчайшего Жениха нашего Иисуса Христа, насытиться видением Которого мы
также сильно желаем, как олень жаждет источников воды (Пс. 41:1).
Греческий
император Аркадий1, умирая, оставил после себя
восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину.
Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и скромностью. То
был великий дар Божественного Промысла греческому царству - в помощь юному
Феодосию и в защиту православия от нападений еретиков2.
Мудрая не по годам, она принята была братом в соцарствование и получила титул
Августы3. Ей было 16 лет, когда, достигши
власти, она начала управлять греческой империей не с разумением жены, а с
мудростью мужа, вызывая удивление всего тогдашнего мира: так дано было ей от
Бога за чистоту ее жизни. Ибо по любви своей к Богу, а также заботясь о мире и
спокойствии своих подданных, она отказалась от замужества, чтобы не было
каких-либо раздоров между ее мужем и братом, и, обручив себя Богу, до смерти
пребывала в девстве: а в знак поручения своего девства Богу устроила в соборной4 церкви св. престол из золота и драгоценных камней,
дивной работы и многоценный. Сестер своих она также убеждала хранить девство, и
они дали Богу обет хранить девическую чистоту до самой кончины своей и жили
вместе с ней в посте и молитвах, повинуясь ей не только как старшей сестре, но
и как матери и царице.
Пульхерия была вместо матери и брату своему, императору
Феодосию, и всячески заботилась о нем, научая его страху Божьему. Хорошо зная
греческий и латинский языки, она сама была его учительницей и учила его не
только книгам, но и благонравию; она давала ему наставления в том, каков он
должен быть в беседе, как должен вообще держать себя, как наказывать и миловать
виновных, словом - учила его всему тому, что необходимо для доброго правителя.
И доброе семя пало не на худую землю, ибо он во всем слушался ее; и полученное
им доброе воспитание привело к тому, что, достигши зрелого возраста, он более
других царей быль добр, кроток, терпелив, незлобив, мудр, рассудителен и
милосерд; но, кроме воспитания, и молитвы святой Пульхерии помогали ему в
жизни. Она устроила благолепный храм во имя Пречистой Богородицы во Влахернах5 и многие другие церкви и монастыри, и раздавала
обильную милостыню нищим. Ее заботами греческое царство пребывало, кроме
внутренних еретических волнений, в мире и тишине.
Когда Феодосию пошел двадцатый год и настало время ему
вступить в супружество, блаженная Пульхерия озабочена была приисканием ему
достойной жены. В это время из Афин6 прибыла в
Царьград одна девица, по имени Афинаида, языческой веры, прекрасная собой,
скромная и разумная, дочь славного философа7
Афинского Леонтия, наученная отцом астрономии, геометрии и всякой еллинской8 мудрости и превосходившая разумом многих мудрецов. В
Царьград явилась она по следующему поводу. Отец, умирая, разделил все свое
достояние между двумя сыновьями своими Валерием и Аэцием, а ей не оставил
ничего, кроме нескольких золотых монет; когда же родственники и соседи
спрашивали его, что он оставляет своей дочери, Леонтий отвечал: "Довольно
с нее ее красоты и мудрости".
По смерти отца два брата разделили между собою все отцовское
имущество, а сестре не дали ничего: с жалобой на братьев она и явилась в
Константинополь. Увидев ее, святая Пульхерия обратила внимание на ее красоту,
благонравие и ум и решила женить на ней брата. Но сначала она привела ее к вере
Христовой и приблизила ее к себе, как родную дочь, и только тогда уже как
достойную брака с царем выдала за Феодосия. В св. крещении ей было дано имя
Евдокии. От брака ее с Феодосием родилась дочь Евдокия, бывшая впоследствии
замужем за Римским императором Валентинианом III9.
В царствование императоров Феодосия и Валентиниана10 стараниями блаженной Пульхерии был собран Ш
Вселенский Собор в Ефесе против нечестивого Нестория11.
Пульхерия имела великую ревность по благочестию и своими увещаниями обратила
брата, который начал было увлекаться ересью и отдаляться от истинного учения, и
утвердила его в православии, за что и почтена была многими похвалами от святых
отцов. Но прошло несколько лет, и враг рода человеческого, не желая более
терпеть ударов, наносимых ереси святой Пульхерией, вооружился против нее и
замыслил удалить ее от царского престола и от власти, что и удалось ему на
некоторое время, так как Бог попускает иногда, чтобы святые угодники
подвергались искушениям. Искушение святой Пульхерии началось следующим образом.
У императора Феодосия был один евнух12 по
имени Хрисафий, любимец и советник императора, человек лукавый, злобный и
сребролюбивый. Он враждебно относился к патриарху Флавиану13,
преемнику святого Прокла. Флавиан был вполне достоин патриаршества за свое
благочестие и безукоризненную жизнь, а Хрисафий был еретик14
и потому не сочувствовал оставлению Флавиана в патриархи. Желая возвести на
Флавиана какое-нибудь обвинение, Хрисафий потребовал от него, чтобы он поднес
императору какой-либо дар "на благословение", как новопоставленный
святитель. Флавиан, приказав изготовить несколько хлебов из чистой муки,
отправил их во дворец; но Хрисафий не принял их, говоря, что "на
благословение" патриарх должен прислать не хлебы, а золото. Патриарх через
посланных ответил: "Хрисафий хорошо знает, что церковное золото и серебро
- Божие, и никому не может быть отдано, кроме разве нищих".
Память святых Трех жен, обретенных в пустынной горе
Страница 1
Память святых Трех жен, обретенных в пустынной горе
Епископ Монемвасийский2
Павел поведал следующее сказание.
Когда я был мирянином, то был послан на Восток для собирания
царской дани. По пути я увидал пустынный монастырь и пожелал войти в него.
Навстречу мне вышел из монастыря игумен с братиею, и мы после взаимных
приветствий присели на монастырском дворе, где был разбит фруктовый сад. И вот,
мы видим, что к деревьям прилетают птицы, отламывают ветки с плодами и быстро
улетают.
Я спросил игумена:
- Отчего птицы не едят здесь же, на месте, плодов, а уносят
их вместе с ветками?
Игумен отвечал:
- Вот уже одиннадцатый год, как эти птицы делают так.
Тогда я, как бы по откровению от Бога, высказал, что
где-нибудь в близлежащих горах находятся подвижники или подвижницы Божии, и
им-то, по повелению Господа, птицы носят эти плоды. В то время, как я говорил
это прилетел ворон и отломил ветку с плодом. Тогда я предложил игумену пойти за
птицею, и мы последовали за вороном, который летел пред нами с плодом: но вот
ворон взлетел н холм и опустился, положив ветку на землю. Когда мы стали
подниматься на холм, то ворон вновь взял ветку и полетел в глубокое, как
пропасть, ущелье, откуда вслед затем и вылетел, но уже без ветки. Тогда и мы
подошли к тому ущелью и бросили туда камень. Вдруг до нас донесся оттуда голос:
- Если вы - христиане, не убивайте нас.
Мы спросили:
- Кто вы такие?
Они отвечали:
- Если вы желаете видеть нас, то бросьте нам три одежды, ибо
мы - женщины и наги, и тогда идите возле горы и найдете там узкую тропу,
которая и приведет к нам.
Тогда три монаха из сопровождавшей нас братии сняли с себя
одежду и завернув в нее камни, бросили ту одежду к ним вниз; сами же мы,
спустившись с холма, нашли, как нам было сказано, тесный проход, по которому
едва можно было пройти, и этим путем достигли ущелья, где находились три святые
женщины. При встрече с нами, женщины поклонились до земли; мы же, сотворив
молитву, сели; села также и одна из женщин, а другие две остались стоять. Тогда
игумен обратисля к сидевшей женщине с вопросом:
- Откуда ты и как пришла в такое место?
Вопрошаемая отвечала:
- Я из Константинополя, где была замужем за царедворцем; но
муж мой умер в молодых летах, а я осталась вдовою двадцати с небольшим лет,
опалкивая как свое вдовство, так и бездетность. По прошествии нескольких дней,
один вельможа, услыхав о мне, прислал своих рабов, желая силою взять меня к
себе, и посланные требовали, чтобы я немедленно шла к их господину. Тогда я,
вознеся молитву к Господу моему Иисусу Христу, дабы Он избавил меня от того
человека, желавшего насилием растлить мою душу и тело, сказала рабам:
"неужели вы сомневаетесь, что я с радостью пошла бы к вашему столь важному
господину? Но в настоящее время я одержима женской болезнью и нечиста от
постоянного кровотечения. Подождите немного, пока я оправлюсь от болезни и
очищусь, и тогда я с радостью отправлюсь к вашему господину". Выслушав
меня, посланные ушли, говоря: "хорошо, наш господин подождет тебя до 40
дней". По уходе их я отпустила на волю рабов и рабынь, оделив их золотом,
и оставила при себе лишь двух, которых вы видите здесь, раздав все свое
имущество нищим. Затем я пригласила к себе родственника своего, человека
богобоязненного, и под страшной клятвой взяла с него слово, чтобы он распродал
мои поместья и дома и вырученные суммы раздал нищим. Вслед затем ночью я взяла
с собою этих двух служанок, ныне же сестер моих, и села с ними в корабль, на
котором по указанию Божьему и прибыла на это место, и вот идет уже одиннадцатый
год, как мы не видали ни одного человеческого лица, кроме вас сегодня. Одежды
же наши, по прошествии года, обветшав, спали с нас.
Игумен спросил ее:
- Откуда вы достаете себе пропитание?
Святая жена ответила:
- Благой и человеколюбивый Бог наш, питавший Свой народ в
пустыне в течение сорока лет, посылает и нам, недостойным рабыням Своим, пищу.
Ежедневно, по Его Божественному промыслу, птицы приносят нам пищу в несравненно
большем количестве, чем нам потребно. Тот же преблагой Господь покрывает нас
нагих и согревает нас Своею благодатью, так как мы не боимся ни стужи - зимой,
ни зноя - летом, но живем, как в раю, постоянно прославляя Святую Троицу.
Подивившись слышанному, игумен сказал:
- Если позволишь, госпожа, я пошлю одного из братии в
монастырь за пищею - и подкрепимся с вами.
Но святая жена отвечала:
- Лучше прикажи, чтобы пришел священник и, совершив здесь
святую литургию, сподобил нас причащения пречистых Таин Христовых, ибо с тех
пор, как вышли мы из города, мы лишены причащения.
Игумен точась же отправил монаха в монастырь за священником
и пищей. Пришедший священник совершил литургию, и затем причастилась Пречистых
Таин прежде сама госпожа, а потом и рабыни ее. После того, вкусив с нами пищи,
заканчивает свой рассказ епископ Павел, святая жена обратилась к игумену с
просьбой пробыть у них три дня, на что игумен отвечал согласием. Тогда
блаженная жена, вставши, сотворила усердную молитву и предала дух свой Богу. Мы
же со слезами пропели надгробные песнопения и затем похоронили ее. На другой
день вторая женщина, помолившись, мирно также преставилась, а на третий день и
- третья женщина. Похоронив их, мы возвратились в монастырь, славя Христа Бога
нашего, творящего во святых Своих преславные знамения и чудеса. Ему подобает честь
и поклонение во веки. Аминь.
2 Монемвасия - город на о.
Миноа, на Аргосском заливе, бывший сильным укреплением и главным центром
торговых сношений Византии с Востоком. Ныне незначительный городок с
развалинами крепостных сооружений.
Сей святой получил от одного пустынника
кровь, истекшую из пречистого ребра Господа нашего Иисуса Христа, и совершал ею
много исцелений. Язычники ночью убили св. Варипсава1, а великое
сокровище, кровь Христова, было сохранено у его ученика.
Святой Апостол Апеллий был епископом в
Смирне1; о нем упоминает Апостол
Павел в послании к Римлянам (16:10). Святой Лука (Лукий) - о коем
свидетельствует Ап. Павел также в послании к Римлянам (15:21), был епископом в
Лаодикии Сирской2.
Святой Климент, о котором Ап. Павел упоминает в послании к Филиппийцам (4:2),
был епископом в Сардике3.
1 Смирна - знаменитый
торговый город Ионии, в восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага),
верстах в 56 от Ефеса, при устье реки Мелес, один из древнейших городов Малой
Азии; церковь насаждена была в Смирне св. Апостолом Иоанном Богословом. Смирна
в настоящее время принадлежит туркам, но и доселе там сохраняется и процветает
православная христианская вера. Город остается и теперь одним из самых цветущих
и очень населенных городов империи.
2 Лаодикия Сирская - главный
некогда город Фригии, на юго-западе ее, в Малой Азии, при реке Ликус; славился
широкой торговлей. В настоящее время только одни развалины на одном невысоком
холме при опустошенно селении Эски-Гассара служат памятником этого древнего
города.
3 Сардика - древний Сардис,
или Сарды, богатый город Лидии, в северо-западной части Малой Азии, бывший
некогда столицею и резиденциею известного своим богатством царя Креза; во
времена апостольские был еще значительным городом; рано возникла там и
христианская церковь. В X в. Сардика азиатским завоевателем Тамерланом была
разрушена до основания. теперь здесь - лишь ничтожная деревенька, и только
развалины свидетельствуют о прошлом величии этого города.
Святители Петр и Павел были епископами в Никее. Святой Петр защищал православную веру против
иконоборцев при царе Льве Исаврянине (813 - 820) и
претерпел за это страдания. Он скончался не ранее 823 года. Известны четыре
письма святого Феодора Студита к святителю Петру,
написанные в 816 - 823 гг.
О житии Павла, епископа Никейского, сведений не
сохранилось. В первый раз его имя встречается в так называемом
"Петровом" греческом Прологе XI века.
Преподобный Андрей Спасокубенский, Каменский, князь
Страница 1
Преподобный Андрей Спасокубенский, Каменский,
князь (1453)
Преподобный Иоасаф
Каменский, Вологодский чудотворец, в миру именовался
князем Андреем. Родители его - князь Димитрий
Васильевич Заозерский Меньшой (потомок святого благоверного князя Феодора Ростиславича, Смоленского и Ярославского) и княгиня Мария
были известны своим высоким благочестием, которое наследовал будущий подвижник.
В двадцатилетнем возрасте князь Андрей принял постриг в Кубенском Спасо-Каменном монастыре с именем Иоасаф,
в честь святого Иоасафа, царевича Индийского (память
19 ноября). Инок Иоасаф снискал себе известность
полным послушанием, постничеством, усердием к молитве и любовью к книгам.
Братия монастыря удивлялась благой кротости и разумной простоте юного
подвижника. Поддуховнымокормлением опытного старца Григория, впоследствии епископа
Ростовского, святой Иоасаф преуспевал в добродетелях.
Он вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких
духовных дарований. Святой Иоасаф подвизался в Спасо-Каменном монастыре в течение пяти лет. В последний
год своей жизни он только один раз в неделю вкушал пищу и каждый воскресный
день приобщался Святых Таин. Перед кончиной преподобный простился с братией,
утешая и увещевая иноков не скорбеть о его исходе. В присутствии братии Святой
совершил правило, сотворил молитву Господу и Богоматери, возлег на смертный одр
и тихо скончался с молитвой на устах 10 сентября 1453 года.