Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дело о караимском молитвеннике


Информационный Канал Subscribe.Ru

В ПОИСКАХ РУССКОГО ЕВРЕЯ

новости сайта

В сегодняшнем выпуске рассылки - первая часть статьи о судьбе караимского молитвенника А.С.Фирковича, изданного субботниками в г. Царицыне в 1892 г. (см. http://lvov.judaica.spb.ru/gersub.shtml)

Дело о караимских молитвенниках1

1. Завязка

24 мая 1893 г. епископ Астраханский и Енотаевский Пав ел направил Астраханскому губернатору конфиденциальное отношение следу ющего содержания:

Из рапортов миссионеров Астраханской епар хии Советом Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества своевременно было усмотрено, что сильное впечатление среди православных Царевского уезда Астраханской губернии и большую кичливость между сектантами прои звела появившаяся и распространившаяся книга под заглавием “Порядок мо литв для караимов, составленный гахамом и главным учителем караимов А. С. Фирковичем. Перевод И. Фиркович”2. Кн ига отпечатана в Царицыне в типографии Федорова и помечена: “Дозволено цензурою. Москва. 18 апреля 1892 года”. Сектанты выставляют сию книгу, как главное доказательство того, что их вера одобряется печатно, следо вательно, правая, чем производят сильное смущение между православными, в особенности между колеблющимися и нетвердыми. По наведенным Советом Кирилло-Мефодиевского Общества справкам оказалось, что такая книга была действительно на основании ст. 34 Цензурного Устава на рассмотрени све тского Московского Цензурного Комитета, но что сей последний выпускного билета на эту книгу до сих пор еще не выдавал за непредоставлением тип ографиею Федорова в Царицыне цензурного оригинала и узаконенного числа печатных ее экземпляров, согласно ст. 54 и 72 Цензурного Устава, почему выхода в свет и распространения сия книга иметь не должна.

Вследствие постановления Совета Кирилло-Мефодиевского Общества в заседании 7 мая сего года покорнейше прошу Ваше Высокопрево сходительство оказать свое просвещенное содействие к изъятию на основа нии всего вышеизложенного из обращения книги под упомянутым заглавием среди сектантов Царевского уезда Астраханской губернии3.

Имя Авраама Фирковича ассоциируется прежде всего со з наменитым собранием еврейских рукописей, хранящимся в библиотеках Пете рбурга, с далекими путешествиями и скандальными мистификациями. Многол етняя и бурная деятельность Фирковича оставила весьма заметный след и в науке, и в жизни караимских общин Крыма и западных губерний России. Ка жется, что кипучая энергия этого человека не знала никаких преград, но все же трудно себе представить, что влияние “главного учителя караимов” распространилось и на глухую заволжскую провинцию, на малограмотных ру сских крестьян, населявших далекий Царевский уезд... Однако же, как ви дно из приведенного выше письма епископа, появление русского перевода молитвенника Фирковича в заволжских селах вызвало такое волнение, что церковные власти сочли необходимым вмешаться и потребовать изъятия кни ги.

Каким же образом это могло случиться? Зачем р усским крестьянам (пускай даже - сектантам) понадобился караимский мол итвенник?

2. Историческая справка: иудействующие Астраханской губернии

Сектанты, о которых идет речь в письме еписко па, назывались чаще всего субботниками или иудействующими (другие названия: жидовствующие, молокане-субботники, геры).

Это массовое движение, охватывающее преимущес твенно сельское население центральных и южных губерний России, возникло во второй половине XVIII в. и существует по сей день. Главными отличия ми иудействующих в сравнении с другими возникшими в то же время просто народными иконоборческими движениями духоборов и молокан являются а) приверженность Ветхому Завету и неприятие Нового Завета в качестве источника и обоснования религиозных практик, и б) ориентация на еврейские религиозные практики и русско-еврейскую религиозную литер атуру.

На территории Царевского уезда Астраханской г убернии4 - в селах Балыклей и Быково, ра сположенных на левом берегу Волги, а также в долине р. Ахтубы: в селах Пришибе, Заплавном и в маленьком уездном городке Цареве - сектанты сел ились с конца XVIII - начала XIX в. Сюда, в глухие по тем временам зав олжские края уходили из Воронежской губернии, спасаясь от преследовани й, и молокане-субботники: Сапунковы из села Мечетки, Шишлянниковы из Н овой Чиглы, Бочарниковы из Клеповки и Гвазды, и другие.

Несколько волн переселений субботников нам уд ается проследить не только по фамилиям крестьян. Так, 14 мая 1806 г. В оронежский губернатор доносил в министерство внутренних дел:

На сих днях поступила ко мне просьба секты сей однодворцев сел Клеповки и Гвазды Антона Рогова и Алексея Бочаров, которые описывая оне(?) настоящее их в таковом суеверии положение, и ч то по разноверию их принуждаются от жителей тех селений чувствовать ра зличные укоризны и притеснения, а посему во избежание дальнейших могущ их произойти от того им обид и угнетений, желают с семействами своими в числе пятидесяти семи душ состоящими переселиться из Воронежской в Аст раханскую губернию5.

Правительству удалось выработать определенное отношен ие к иудействующим лишь в 1825 г.6, а в 1806 г. провозглашенные Александром I принципы веротерпимости необходи мо было каждый раз согласовывать с нетерпимостью по отношению к этой и менно секте (как, впрочем, и ко всем остальным простонародным религиоз ным движениям). Поэтому, наверное, министерский управляющий Карл Радли ц, отвечая на вопрос о переселении крестьян, пустился в общие рассужде ния об иудействующих, представляющие для нас определенный интерес:

Хотя позволено сим людям поселиться особо в другом месте и могли бы прекратиться несогласия и раздоры между ими и правоверными, но тут нужно кажется сообразить, не подастся ли им чрез то повод думать, что правительство дозволяет им явно отвергнуться от Х ристианской веры? Да и должно ли отпускать их в Астраханский или Кавка зский край, где единомышленники их, сколько известно уже в некоторых м естах не только рассеяны, но и целые селения составляют, и в истекшем году просили даже позволения на построение храмины или синагоги. ... О ткрытое их противоборство христианству вообще как основанное на Иудейс ких правилах, не может кажется, согласно быть с терпимостию духоборцев и других раскольников, или природных евреев и прочих не христианского исповедания народов, поелику первые составляют токмо особые секты хрис тианской веры и не отвергая существенных ее правил, отличаются по боль шей части одними только обрядами, а последние, наблюдая природную веру по преданиям предков своих, не делают тем соблазна, обращать же других в свои толки запрещено им строжайшими законами. ... Лучше... поселить их в Новороссийском крае вместе с настоящими евреями... исключив их во все из Российских обществ и причислив к Еврейским. ... Сим средством м ожно было бы прекратить распространение помянутой секты между русскими крестьянами, которая к стыду возникла и вкоренилась местами в одной то лько России между чернью, ибо не было, кажется, нигде примера, чтоб це лые общества из христианства переходили в жидовство. ...не подводить их под правила, на переселение прочих казенных крестьян изданные, дабы не показать им вида покровительства в рассуждении их веры7.

Опасения Радлица подать сектантам “повод думать, что правительство дозволяет им явно отвергнуться от Христианской веры”, бы ли отнюдь не напрасными. Крестьяне искали малейшей возможности истолко вать действия правительства как поддержку, а гонения отнести на счет м естной власти, нарушающей, с их точки зрения, государственные и божеск ие законы. Не только переселение духоборцев в Таврический, а иудейству ющих в Кавказский край воспринималось ими как полученное от царя разре шение следовать своей вере, но также и в любых письменных документах - от царских указов до напечатанных Библий - крестьяне могли найти “повод думать”. Если высшая власть разрешает печатать Библию, разве может она не одобрять точного исполнения того, что в этой Библии написано? Именно такой логикой руководствовались молокане - как воскресники, остающиеся христианами, так и субботники, иудействующие - в своих начавшихся в 1760-х гг. и непрекращавшихся в течение всего XIX в. попытках найти в правительстве защиту от местного духовного и светского начальства.

Правительство же, очевидно, преследовало прямо против положные цели и до 1905 г. старалось избегать, насколько это было возм ожно, официального признания существования иноверия среди русских. В Р оссийской империи помимо православия признавались лишь “иностранные ис поведания”, а русские раскольники и сектанты в большинстве своем имели статус временно “отпавших от православия” и потому подлежавших бессроч ному “нравственному увещанию”. Лишь немногие из религиозных диссидентов - как правило, прошедшие через суд, тюремное заключение и ссылку - чис лились сектантами, а все остальные (и таких было, видимо, большинство) формально считались православными. Однако, не признавая этих последних сектантами, правительство теряло возможность контролировать их количес тво, перемещения и распространение разноверия. Так, 24 июля 1806 г. ми нистр внутренних дел направил Воронежскому губернатору следующее предп исание:

Рассматривая отношение Вашего Превосходит ельства от 30 числа Июня, о желании однодворцев уездов: Павловского, с ела Клеповки, и Бобровского, села Верхних Острожков Козловка тож8 переселиться Астраханской губернии в селение П ришибинское, и не находя никаких препятствий... я прошу вас, Милостивый Государь мой, немедленно дозволить им отправиться в путь, ... наблюдая однако ж, чтоб в числе идущих из села Клеповки не было таких, о коих вы в мае месяце писали, что придерживаются Моисеева закона9.

Однако власти вряд ли были способны эффективно отдели ть “православных” переселенцев от тех, которые “придерживаются Моисеева закона”. Последние попадали в поле зрения бюрократии лишь в тех случая х, когда сами открыто заявляли о своем иноверии, а в остальное время их как бы и не было вовсе10. Так или иначе, в 1806 г. крестьяне сел Козловки, Гвазды и Клеповки в количестве 254 д уш переселились в с. Пришиб Астраханской губернии11, а в 1807 г. в этом селе от обязательной исп оведи впервые отказались 784 человека (120 дворов), объявивших себя мо локанами12.

По сведениям анонимного церковного историка, в Пришибе 1830-х гг. на пятьсот дворов “не было ни одного православного”13, хотя по исповедным ведомостям количество пр авославных в этом селе и в 1830-е гг., и позже в 1,5-2 раза превышает количество сектантов14. В первой полови не XIX в. сектантов в Ахтубинской долине “не трогали”, а 1850-х гг. “м ного молокан было сослано в Закавказский край, причем дети их отбирали сь от родителей, крестились и отдавались на воспитание родственникам п равославным. ... После и эти дети и их воспитатели оказались отъявленн ыми сектантами”15.

В начале 1860-х гг. среди молокан Пришиба обнаружились различные толки, остававшиеся незаметными для властей (а возможно, и д ля самих сектантов) в царствование Николая I. Сельский священник П. Бо бров, 18 лет прослуживший в Пришибе, сообщает, что в 1861 г. в сектант ские приходы пришло новое “Наставление для руководства при исполнитель ных действиях и совещания по делам, до раскола относящимся”16, и хотя, как пишет священник, “наставление э то дано нам и полиции секретно, но молокане скоро узнали, и несказанно возрадовались. Для бесед и молитвенных собраний они начали выбирать до ма более просторные, на видных местах; на собраниях запели громче и по вели беседу с полною свободою. Прежде св. писание толковали одни сколь ко-нибудь грамотные старцы, а теперь на свободе стали мало по малу вме шиваться в религиозные рассуждения и не старцы, особенно кто в сельском училище выучился правильнее читать и следовательно лучше понимать. ... Эта свобода, это размножение наставников... и повело молоканство к раз делению”17.

Вначале из среды пришибинских молокан выделил ись воскресники и субботники, а вскоре и те, и другие разделились на н есколько толков. Среди иудействующих выделились субботники, которые, “руководствуясь исключительно св. Писанием Ветхого Завета, празднуют (по-молокански, а не по-еврейски) субботу и обрезываются”, и “талмудис ты”, которые под влиянием еврейских раввинов “совершенно научились мол иться с ремешками”18.

Как видно, священник (да и многие другие авто ры) считает субботничество связанным исключительно с Библией, а появле ние “талмудистов” объясняет влиянием евреев. Между тем разделение иуде йствующих на толки, начавшееся в сектантских селах Поволжья и Закавказ ья в 1860-х гг., проявлялось здесь как разделение на “караимов” и “тал мудистов”, т.е. использовало термины, заимствованные из истории еврейс кой цивилизации, а вовсе не из одной только Библии. Так, в 1862 г. куп цы соседнего с Царевским уездом посада Дубовки в своем прошении минист ру внутренних дел обнаружили хорошее знание расхождений между караимск им и раввинистическим направлениями в иудаизме:

...нас местное Начальство и Духовенство н азывают Иудействующей секты. Но мы сему названию нисколько не подлежим, даже и понятия о сем не имеем но еще и нипринимаем в уважение книг меш ны и гемары, изустных преданий и толков Иудействующих Раввинов, но мы основываемся на буквальном тексти Моисеева Закона и десяти заповедей д анных Богом на горе Синайской. Вследствие чего прибегаем к Особе Вашего Высокопревосходительства и просим у Вашего Добродушия дозволения иметь нам молитвенный Дом по обрядам Евреи Караимов равно и иметь наставника Ученого из среды себя19.

Понятно, что о “книгах мешны [мишны] и гемары”, равно как и о том, что караимы не принимают их “в уважение”, субботники могли узнать либо от евреев, либо от караимов, либо из популярных очерков ев рейской истории - но никак не из Библии. Подобно тому, как субботник и-“караимы” декларировали свое неуважение к книгам, которых они не ник огда читали и, вероятно, не видели, другие крестьяне - из тех, которые “совершенно научились молиться с ремешками” - называли себя “талмудист ами”, определяя свою веру через столь же мало известный им Талмуд. Так, например, крестьянин с. Пришиба Антон Петров Дубровин20 жаловался на волостное правление, которое, по его словам,

...признает меня секты иудейской. Напротив того я состою на законе еврейском тулмудистов с 1865 года. Признаю себя и семейство мое в еврейском законе и содержу оный в точности по день с мерти моей. Предки мои и отец мой содержали секту молоканскую, а я как сказано выше обязуюсь содержать еврейский закон21

Разделяясь на различные толки, иудействующие использо вали уже существующее в еврейском мире разделение. Называя себя “караи мами” или “талмудистами”, иудействующие, с одной стороны, вкладывали в заимствуемые термины свой собственный смысл22, а с другой - стремились перенять у ашкеназс ких евреев и караимов религиозные символы и тексты, связанные со своими новыми самоназваниями. Но, в то время как “талмудисты” уже с 1860-х гг. имели возможность пользоваться двуязычными русско-еврейскими молитвенн иками виленского издания, субботники-“караимы” располагали одной лишь Библией, в которой, конечно, не было ничего специфически караимского.

Вот как описывает православный миссионер, пос етивший в 1870-х гг. одно из сел Царевского уезда, появление “талмудис тов” в молитвенном собрании “караимов”:

В сарай вошли два еще довольно молодые кр естьянина. Оба они были щеголевато одеты; на головах у них были надеты новенькие бархатные ермолки, с кисточками на макушке. Из-под ермолок у каждого из вновь вошедших высовывались пряди волос, свернутые тщательно на висках в кольца, - это пейсы. При входе этих крестьян на лицах моля щихся скользнула тень озлобления, на что вошедшие ответили презрительн о-гордой улыбкой. ... Они вынули из своих карманов по красивому малень кому бумажному футлярику, откуда извлекли по маленькой в красивом коре шковом переплете книжке. Это “молитвы евреев на весь год, с дословным русским переводом, изданные А. Л. Волем в Вильне в 1870г.”23.

Субботники, лишенные столь зримых - и к тому же “красивых” - атрибутов своей веры, отзывались о “талмудистах” неодо брительно: “...шляются к нам, да хвастаются своими книжечками и ермолк ами; мы их не очень жалуем”24. Однако же “караимы” подобных “книжечек” (равно как ермолок и пейсов) не имели - “хвастаться” им было просто нечем. Они сообщили миссионеру: “Нам желат ельно сблизиться с караимами: мы близки к ним по своим обрядам. Недавно мы посылали своих в Керчь к караимам узнать про их порядки в вере и мо лениях и просили их написать для нас свои правила веры. Но караимы не могли исполнить нашей просьбы: они не знают хорошо нашего языка, а наши послы не знают еврейского”25. Вероятно, субботники желали “сблизиться с караимами” не только для того, чтобы у знать от них “правила веры”, но также и для того, чтобы получить в свое распоряжение зримые символы этой веры, которые можно было бы протвопос тавить ермолкам и молитвенникам “талмудистов”.

Десятью годами раньше известный русский этног раф С. Максимов писал о попытках иудействующих закавказского села Прив ольное заказать перевод молитвенника на русский язык. Неясно, с кем се ктанты вели переговоры, однако закончились они неудачей - стороны не с ошлись в цене: “просили четыре тысячи - дорого, не поднять: больно бог атых нет, которому бы это нипочем, а нуждающимся 50-75 рублей в складч ине сильные деньги”26. Лишь в 1892 г. с убботники получили, наконец, возможность гордиться своими собственными караимскими “книжечками”.

3. Кульминация

31 мая того же 1893 г. губернатор направил Царевскому уездному исправнику предписание (также помеченное как конфиденциальное) изъять из обращения караимские молитвенники. Это предписание начиналось словами: “Покровитель Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества епи скоп Павел от 24го Мая за №4 уведомил меня, что сильное впечатле ние среди православных Царевского уезда и большую кичливость между сек тантами произвела появившаяся и распространившаяся книга...” и далее в оспроизводило дословно аргументацию епископа Павла, изложенную в его п исьме27. Не получив по этому предписанию никакого ответа в течении трех месяцев, губернатор 8 сентября повторно написал исправнику и потребовал отчета об исполнении приказа. В рапорте от 15 октября уездный исправник сообщал: “Книга... из обращения изъята, всего отобрано 64 экземпляра, которые находятся у меня”, и спрашивал, “куда надлежит передать эти экземпляры”. Губернатор ответил 24 октября: “отослать на распоряжение Астраханской Духовной Консистории”28.

(Продолжение следует)

Опубликовано в альманахе "Параллели", №4


Примечания

1 Работа выполнена при п оддержке Международного исследовательского центра российского и восточ ноевропейского еврейства.

2 Более точное название книги: Порядок молитв для караимов, составленный вкратце гахамом и гла вным учителем караимов Авраамом Самойловичем Фирковичем. Перевел И. Б. Н. Фиркович. Царицын: типо-лит. Е. Н. Федорова, 1892. В 1901 г. там же, в типо-литографии В. Р. Федоровой вышло второе издание этой книги.

3 ГААО. Ф. 1. Оп. 9, д. 829. Л. 1-1об.

4 Ныне входит в состав В олгоградской и Саратовской областей.

5 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1806 г.), д. 11. Л. 1об.

6 См. Указ 3 февраля 1825 г. “О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников” (ПСЗ, т. XL, №30436а).

7 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1806 г.), д. 11. Л. 5-9.

8 Козловка, наряду с упо минавшейся уже Клеповкой, также была в начале XIX в. одним из центров субботничества. Среди других фамилий козловских субботников упоминаются Гридневы, Кончаковы, Воронины, Жабины. В 1813 г. почти все они под угр озой ссылки и разлуки с детьми (подлежащими крещению и передаче на вос питание православным) вернулись к православию (см. В.Т. Село Верхние О строжки (или Козловка) // Воронежские епархиальные ведомости. 1885. №2-3), однако с конца XIX в. и по сей день эти фамилии носят иуд ействующие (геры), ныне живущие в пос. Высокий Воронежской области или в Израиле. Фамилии Кончаков и Жабин также были распростр анены среди субботников Царевского уезда и близкого к нему посада Дубо вки Саратовской губернии.

9 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1806 г.), д. 11. Л. 15.

10 Позиция правительства в отношении учета иудействующих (как и других сектантов и раскольников) была в высшей степени противоречивой, что отчетливо проявилось, наприм ер, в одном из пунктов указа 1825 г. “О мерах к отвращению распростран ения жидовской секты под названием субботников”. С одной стороны, прав ительство желало и требовало от местных начальств “иметь верные сведен ия о числе Иудейскому заблуждению предавшихся крестьян”, а с другой - опасалось, как бы сбором этих сведений “не дать повода к каким-либо не удобствам, как то или оглашению еще большего числа этих Русских Евреев, доселе вероятно еще скрывающихся, или распространению толка, что они П равительством терпимы, подобно тому, как уже случалось при разысканиях о числе раскольников” (см. ПСЗ, т. XL, №30436а).

11 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1806 г.), д. 12. Л. 10.

12 См. Бобров П. Приход ская летопись села Пришиба, Царевского уезда, Астраханской губернии // Астраханские епархиальные ведомости. 1875. №5, с. 12. В 1835 г. была еще одна волна переселений из тех же воронежских сел в Пришиб, Со лодники, Никольское Астраханской губернии, и среди переселенцев мы вст речаем распространенные впоследствии среди иудействующих Нижней Волги фамилии Бочарниковых, Подосинниковых из Клеповки и Каширских из Козлов ки (ГААО. Ф. 2. Оп. 1, д. 154. Л. 74-99).

13 К истории сектантства в Астраханской губернии // Астраханские епархиальные ведомости. 1891. №12, с. 266.

14 Бобров П. Приходская летопись села Пришиба, с. 12-14.

15 М. Тифлов. Принятие православия раввином жидовствующих (из Ахтубинской долины) // Астрахан ские епархиальные ведомости. 1888. №12, с. 550.

16 По всей видимости, с вящ. Бобров имел в виду циркулярное письмо министерства внутренних дел от 15 октября 1858 г. за №184, которым были введены в действие н овые Высочайше одобренные правила для действий с раскольниками. Новые правила не изменяли по сути правовое положение сектантов, остававшихся по-прежнему вне закона, но усложняли прощедуру судебного преследования “отпавших от православия”. Письмо министерства сектанты действительно знали и толковали его весьма своеобразно (см. Львов А. Прошения сектан тов в МВД (в печати); Львов А. «Иудействовать и молокани ть недозволенно» или об особенностях народной герменевтики). Ошибка в дате связана, вероятно, с тем, что это изменение политики в отношении сектантов Бобров ассоциировал (надо заметить, совершено справедливо) с другими реформами той эпохи и с главной из них - освобождением крестьян в 1861 г.

17 Бобров П. По поводу статьи “Несколько слов о Пришибинских сектантах”, напечатанной в №22 Астраханских епархиальных ведомостей за 1877 год // Астрахан ские епархиальные ведомости. 1877. №38, с. 6-7.

18 Там же, с. 9.

19 РГИА. Ф. 1284. Оп. 217 (1862 г.), д. 11. Л. 2.

20 Вполне вероятно, что это - тот самый Дубровин, чья образцовая ферма времен первой алии возле Йесод а-Ма’ала стала в современном Израиле музеем (The Dubrovin Farm), и о котором “Российская еврейская энциклопедия” пишет, соед иняя легенды о российском прошлом своего героя с его израильской истор ией: “Дубровин Йоав (1831-1935) общественный деятель. Родился в зажито чной русской крестьянской семье, владелец богатого крестьянского хозяй ства. Принял иудаизм в Царицыне. С 1903 г. в Эрец-Исраэль; вместе с гр уппой русских крестьян, принявших иудаизм, поселился в с.-х. Поселении Бейт Ган. В 1906 основал собственную ферму на Севере страны, оснастил ее закупленным в России современным с.-х. Оборудованием и превратил хо зяйство в одно из лучших в округе” (Российская еврейская энциклопедия. Изд. 2-е. Т. 1. М., 1994, с. 444).

21 РГИА. Ф. 1284. Оп. 220 (1873 г.), д. 23. Л. 1-1об.

22 Как уже говорилось, религиозная культура иудействующих имеет два характерных основания: оп ора на библейские тексты и ориентация на еврейскую устную традицию. Ко нфликт между этими двумя основаниями (т.е. между стремлениями делать в се “как написано” и делать все, как делают “природные евреи”), постоян но присутствующий в культуре иудействующих, и породил, в частности, ра зделение на толки “караимов” и “талмудистов”. Подробнее см. Львов А. Геры и субботники - "та лмудисты" и караимы" // Материалы Девятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференци по иудаике. Ч. 1. М., 2002. С. 305–310.

23 Попов К. На молитвен ных собраниях у субботников // Странник. 1877. Т. 2, с. 197-198.

24 Там же, с. 199.

25 Там же, с. 199.

26 Максимов С. За Кавка зом (из дорожных заметок) // Отечественные записки. 1867. Кн. 2-я, с. 343.

27 ГААО. Ф. 1. Оп. 9, д. 829. Л. 2-2об.

28 Там же. Л. 3-6об.


Ваш,
Александр Львов http://lvov.judaica.spb.ru

Пишите мне alvov@spb.cityline.ru.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное