Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В поисках русского еврея. Новые публикации.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

В ПОИСКАХ РУССКОГО ЕВРЕЯ

Новости сайта

Появилась, наконец, обещанная статья "Мифологемы обновления традиции (Прометей и Моисей)". Вот небольшой фрагмент из нее (для любителей пофилософствовать):

Я хотел бы предварить свой анализ двух мифологем обновления традиции небольшим введением, в котором постараюсь определить контекст и проблематику последующего анализа. Для этого я воспользуюсь одним из определений слова "традиция", которое приводит энциклопедический словарь Брокгауза и Eфрона:

Традиция (traditio, передача) - установление фактического господства над вещами со стороны их прежнего владельца в пользу нового, приобретающего их в собственность или владение.

В этом восходящем к римскому праву определении можно выделить три элемента: дающий (прежний владелец вещи), получающий (новый владелец) и сама вещь, которая передается по традиции. Из этих трех элементов складывается динамическая модель традиции, к которой мы будем обращаться в дальнейших рассуждениях: дающий держит в руке вещь и протягивает ее получающему, тот, в свою очередь, протягивает руку к вещи и уже держит, т.е. присваивает ее, хотя дающий не убрал еще свою руку, т.е. не отказался полностью от своих прав. Передаваемая вещь на какое-то мгновение зависает меж двух владельцев, ни один из которых не может теперь вполне распоряжаться ею. В момент перехода из рук в руки вещь перестает быть объектом, поскольку зависит теперь не от единственного субъекта, а сразу от двух, от их отношений между собой. Для каждого из них передаваемая вещь выражает волю другого, а для стороннего наблюдателя она становится на время границей между получающим и дающим, определяет их как таковых, подобно тому, как речь определяет говорящего и слушающего, первое и второе лицо, "я" и "ты".

Я построил эту модель, конечно же, не для того, чтобы рассматривать юридическую процедуру передачи собственности, а для анализа современных понятий традиция и традиционная культура. Когда мы говорим о сохранении или восстановлении традиции..., позиция говорящего напоминает скорее позицию субъекта, манипулирующего объектом-традицией по своему собственному усмотрению, чем позицию получающего или дающего в нашей модели. ...

... игнорируется важнейшее свойство традиции - то, что она передается и, следовательно, принадлежит сразу двум инстанциям, двум лицам - дающему и получающему, вступившим в личные отношения друг с другом.

Человек, взаимодействующий с традицией, вступает в отношения с трансцендентным ему Другим, будь то Бог или просто другой человек. Однако для объективирующего взгляда за традицией никто, кроме общества, не стоит. Превращение традиции в объект неизбежно полагает общество ее субъектом, т.е. придает обществу антропоморфный образ. Но этот возникший в результате объективации образ общества не является для человека трансцендентным, поскольку сам человек остается частью этого общества. Диалог с трансцендентным Другим заменяется "диалогом" с самим собой - невротическим монологом одинокого субъекта, потерявшего своего Другого.

Если традиция целиком принадлежит обществу, в котором происходит ее воспроизводство и обновление, то вопрос об отношении человека к традиции (точнее - к стоящему за традицией Другому) сводится к вопросу об отношении индивида к обществу. И тогда все трансцендентное, до которого человек может дотянуться, чтобы вступить с ним в диалог и найти наконец потерянного себя, оказывается всего лишь социальным, а социальное, в свою очередь, сакрализуется, оказывается "божественным социальным", по Дюркгейму. Я полагаю, что многие проблемы современного мира связаны с абсолютизацией этой точки зрения, с признанием ее единственно возможной.


А для любителей мидраша привожу перевод фрагмент из Талмуда (Шабат 88б-89а), который разбирается в той же статье:

[1] Сказал рабби Йеошуа бен Леви: В час, когда поднялся Моисей в небеса, сказали ангелы служения Святому благословенному: Владыка мира! Что [делает] меж нами рожденный женщиной? Сказал им: Получить Тору он пришел.

[2] Сказали Ему: Излюбленное сокровище, что спрятано у Тебя за 974 поколения до сотворения мира - его Ты собираешься отдать простому смертному?! Что человек, чтобы Ты помнил его, и что сын человеческий, чтобы Ты заботился о нем?(Пс. 8:5) Господь, Бог наш! Как велико Имя Твое по всей земле! Ты, который Славу Свою возносит над небесами! (там, 2).

[3] Сказал Святой благословенный Моисею: Ответь ты им! Сказал Ему: Владыка мира! Боюсь я, как бы не сожгли они меня дыханием уст своих. Сказал ему: Держись за престол Славы Моей и отвечай им! Как сказано: Держащийся за престол - Он простер над ним Свое облако (Иов 26:9).

[4] Сказал Ему: Владыка мира! Тора, которую Ты даешь мне - что в ней написано? Я - Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. 20:2). Сказал им: Спускались ли вы в Египет? Порабощал ли вас фараон? Тора для чего вам?

[5] Что еще написано в ней? Да не будет у тебя других богов (там, 4) А вы среди народов, поклоняющихся идолам, жили?

[6] Что еще написано в ней? Помни день субботний, чтобы святить его (там, 8). Но вы не делаете никакой работы, которую нужно прекращать.

[7] Что еще написано в ней? Не спорьте! Есть у вас [споры]?

[8] Что еще написано в ней? Чти отца твоего и мать твою (там, 12). Отец и мать есть у вас?

[9] Что еще написано в ней? Не убивай! Не прелюбодействуй! Не кради! (там, 13-15). Зависть есть у вас? Злая страсть есть у вас?

[10] Тотчас согласились ангелы со Святым благословенным, как сказано: Господь, Бог наш! Как велико Имя Твое по всей земле... но которая Славу Твою возносит над небесами - не написано!

[11] Тотчас каждый из них возлюбил Моисея и передал ему нечто, как сказано: Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары ради человека (Пс. 68:19) - за то, что звали тебя человеком, принял ты дары. Даже ангел смерти передал ему нечто, как сказано: [...начался мор в народе,] а он положил курение и искупил народ (Чис. 17:12). И сказано: И встал он между мертвыми и живыми, [и прекратился мор] (там, 13). Если бы не сказал ему [ангел смерти], кто бы знал, [что так надо делать?]



Из происходящего вокруг хочется отметить появление нового еврейского портала JEWNIVERSE. Он отличается от многих других "беспартийностью", и особенно симпатичен мне своим интересом к идишу и к идишской культуре.

А еще на форуме "Глобус Израиля" я участвовал в дискуссии со странным названием Теологический диспут. Обсуждалась (ну, как обычно обсуждается на таких форумах) возможность "минимального определения иудизма". Я предложил такое примерно определение: "человек, верящий, что он - еврей, уже является немножко религиозным"...


Ваш,
Александр Львов
http://www.cl.spb.ru/alvov

Пишите мне alvov@spb.cityline.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное