«Международная Амнистия» начала новую срочную акцию в помощь «Свидетелям Иеговы» в Туркмении
Влиятельная правозащитная организация "Международная Амнистия" начала новую срочную акцию в помощь сознательным отказчикам от военной службы из числа "Свидетелей Иеговы" в Туркменистане, сообщили корреспонденту " Портала-Credo.Ru" в Российском ресурсном центре "Международной Амнистии".=
По имеющимся сведениям, обвинение обжаловало тюремный приговор, вынесенный Нурыагды Гаирову, на том основании, что он "слишком
суров". По поступившей информации, 26 июля суд города Ашхабада заменил назначенный ему 18-месячный срок лишение свободы на годичный условный приговор. В тот же вечер его освободили из яшлыкской тюрьмы, расположенной примерно в 40 километрах от туркменской столицы.
"Члены "AmnestyInternational" быстро приступили к действию, привлекая внимание международной общественности к положению Нурыагды Гаирова. "Свидетели Иеговы" признательны за столь оперативные действия, которые помогли ему получить свободу", - сообщил организации представитель "Свидетелей Иеговы".
Однако 26 июля "AmnestyInternational" стало известно о еще одном сознательном отказчике от военной службы - обвинение в "уклонении от призыва на военную службу" предъявлено Сулейману Удаеву. Судебное разбирательство по его делу состоится 3 августа. Ему грозит тюремное заключение
сроком до двух лет.
Насколько известно, ситуация 20-летнего Байрама Аширгельдиева и 27-летнего Александра Зуева,
о которой сообщалось ранее, не изменилась.
"AmnestyInternational" рекомендует как можно скорее отправить обращения к президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедову, выразив тревогу по поводу того, что Сулейману Удаеву предъявили обвинения в "уклонении
от призыва на военную службу", когда он отказался служить в армии по причине сознательных убеждений. Участникам акции предлагается также поддержать призыв "AmnestyInternational" отменить условные приговоры в отношении сознательных отказчиков Нурыагды Гаирова, Байрама Аширгельдиева и Александра Зуева, и обратиться к властям Туркмении с просьбой содействовать принятию законов, позволяющих проходить альтернативную гражданскую службу всем тем, кто по своему сознательному убеждению не может нести воинскую службу, причём продолжительность альтернативной службы не должна приравнивать её к наказанию.
Напомним,
что "AmnestyInternational" считает узником совести любое лицо, задержанное или лишённое свободы исключительно из-за отказа служить в армии на основании
сознательных убеждений, и призывает к незамедлительному и безусловному освобождению таких лиц.
"WASHINGTON POST": Государство против 30 кришнаитов. Местный земельный спор перерос для Казахстана в международный конфликт
Каркас из полуразрушенных стен и груда разбитых шлакоблоков и поломанных досок на краю узкой улочки - вот все, что осталось от дома, где жила Мая Салахутдинова. В прошлом месяце ее дом и еще 11 домов в этом тихом поселке в часе езды от Алматы, коммерческой столицы Казахстана, был снесены бульдозерами по решению суда.
Все разрушенные здания принадлежали членам общины сознания Кришны, у которой здесь храм, находящийся в бывшем фермерском доме, а также 47,7 гектаров сельскохозяйственной земли. Еще 14 домов кришнаитов были снесены в ноябре прошлого года.
"Для меня это был шок, - говорит Салахутдинова, 43-летняя казашка, присоединившаяся к движению сознания Кришны 12 лет назад. - За день до этого я получила извещение с требованием о выселении, но в нем не были указаны ни дата, ни время. Я не была готова".
Началось все с земельного спора между общиной сознания Кришны и местной администрацией, но со временем этот спор перерос в международный конфликт, ставящий под угрозу планы Казахстана на председательство в 2009 г. в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Одним из основополагающих принципов этой организации, созданной во время холодной войны для поощрения диалога между Востоком и Западом и объединяющей сейчас 56 стран, является свобода вероисповедания. Но жесткая позиция в отношении движения сознания Кришны может испортить имидж гармоничного, многоконфессионального государства, который эта среднеазиатская страна последовательно
культивирует, пытаясь пробиться в штаб-квартиру ОБСЕ в Вене.
За неделю до июньской акции глава Комитета по делам религии при Министерстве юстиции Казахстана заявил на совещании ОБСЕ в Румынии, что в его стране "самые либеральные" законы о религии "на всем постсоветском пространстве".
Однако в обращении Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и вероисповедания, сделанном после первого сноса, было сказано следующее: "Действия властей, направленные против членов общины сознания Кришны, заставляют предположить, что эти люди подвергаются преследованию из-за своей религиозной принадлежности".
В неофициальных беседах некоторые западные дипломаты выражают недоумение действиями Казахстана, пятнающими его репутацию как раз в тот момент, когда ему особо требовалась поддержка стран-членов ОБСЕ для получения почетного места председателя в этой организации. Уже в то время некоторые члены ОБСЕ выражали сомнение в демократических достижениях этой страны, богатой энергетическими
ресурсами и руководимой президентом Нурсултаном Назарбаевым. Еще один удар по репутации страны был нанесен в мае, когда Казахстан выдал ордер на арест своего посла в ОБСЕ и Австрии, бывшего зятя Назарбаева, которого обвинили в похищении людей и применении насилия.
Чиновники в столичной Астане утверждают, что этот правовой спор никоим образом не является преследованием по религиозным мотивам. Как они говорят, преданные Кришны приобрели землю незаконно. По их словам, земля не была правильным образом оформлена, а дома были куплены у людей, не имевших необходимых правоустанавливающих документов. Казахстанские суды передали земельные участки
в собственность местной администрации.
"Мы понимаем, что этот мелкий спор имеет очень большое значение. Если б мы этого не понимали, мы бы не сбивались с ног в поисках решения, - говорит Ералы Тугжанов, председатель Комитета по делам религии. - Самое опасное в данном вопросе - и мы не должны этого допустить - это попытки придать конфликту политическую окраску. Если сейчас каждый верующий в Казахстане начнет
решать свои личные проблемы или проблемы со своей собственностью через религиозные организации, придавая им какой-то религиозный смысл, это будет просто смешно, это будет абсурд".
Правозащитники считают, что причиной сноса домов может быть как предубеждение против данной религии, так и скрытые экономические интересы. Цены на землю в этом районе заметно подскочили по сравнению с 90-ми годами. Многие жители Алматы, желающие приобрести дома за городом, были бы рады обосноваться в этом месте. В этом году Государственный департамент США отметил в своем докладе,
что в ноябре, когда был произведен первый снос, еще не закончила свою деятельность специальная комиссия, созданная для улаживания конфликта.
"Многие из жителей поселка могли бы оказаться в той же ситуации, что и кришнаиты, потому что их правоустанавливающие документы не в порядке, однако их никто не преследует - преследуют кришнаитов, - говорит Нинель Фокина, председатель Алматинского Хельсинского комитета, правозащитной организации. - Кто-то дал приказ избавиться от этой общины".
Казахстанский Омбудсмен Болат Байкадамов заявил, что снос незаконно приватизированных домов происходит сейчас повсеместно в Алматинской области. По его словам, "были снесены сотни или даже тысячи домов".
Местные чиновники, которые, как сказал Байкадамов, могут предоставить списки домов, снесенных в окрестностях поселка, никакого ответа не дали. Из домов, снесенных в Селекции, судя по всему, только один не принадлежал кришнаитам, но и этот дом его новый хозяин лишь недавно купил у члена религиозной общины.
Фокина и община сознания Кришны оспаривают заявление о массовом сносе домов в окрестностях Селекции. "Существует неофициальная политика, цель которой - избавиться от религиозного меньшинства", - говорит Максим Варфоломеев, представитель общины сознания Кришны в Селекции.
Сейчас эта религиозная группа насчитывает порядка 30 человек. Раньше их было в поселке около 100, но многие были вынуждены покинуть его после того, как были снесены их дома.
Питер Финн, 25 июля 2007 г.
Церковь евангельских христиан Московской области выиграла дело в Европейском суде по правам человека
Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял решение в пользу Церкви евангельских христиан «Благодать Христова», которая действует в г. Чехове Московской области, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. С жалобой на местную администрацию, которая запретила общине проводить публичные богослужения где бы то
ни было, кроме здания церкви, в Европейский суд обратился пастор церкви Петр Баранкевич.
Решение о приемлемости жалобы было принято в 2005 году(no. 10519/03) . 26 июля 2007 года Страсбургский суд признал, что в данном случае имело место нарушение ст. 11 Конвенции о защите прав человека (свобода собраний и ассоциаций), рассмотренной в свете ст. 9 Конвенции (свобода мысли, совести и религии). Помимо этого, суд присудил заявителю 6 тысяч евро в качестве возмещения морального
вреда.
Суд отметил в своем решении, что тот факт, что евангельское христианство в Чехове исповедует меньшинство населения, не может служить оправданием для воспрепятствования осуществлению церковью своих прав. Не подлежит сомнению, что собрание, которое планировалось заявителем, носит мирный характер. Даже если и была какая-либо угроза выступлений против церкви, говорится в решении Европейского суда, то у
администрации Чехова был большой выбор мер, которые бы облегчили проведение собрания безо всяких помех. Таким образом, суд решил, что запрет на проведение публичного богослужения не является необходимым и допустимым в демократическом обществе.
Напомним, что конфликт по поводу проведения публичного богослужения между Церковью евангельских христиан «Благодать Христова» и Чеховской городской администрацией возник еще в 2002 году. Пастор Петр Баранкевич обратился за разрешением на проведение публичного богослужения в сентябре 2002 года. Заместитель главы администрации отказал в разрешении и указал, что «Администрация г. Чехова неоднократно информировала
о невозможности проведения публичного богослужения на городских территориях общего пользования… (площадях, улицах, парках и т. п.)». Пастору было рекомендовано проводить службы и другие религиозные обряды по юридическому адресу церкви или в других помещениях, находящихся в собственности или пользовании членов церкви.
Петр Баранкевич обжаловал решение администрации, но в октябре 2002 года Чеховский городской суд Московской области отклонил жалобу. В решении этого суда говорилось: «Обжалуемый отказ является законным, поскольку он оправдан. Поскольку церковь евангельских христиан исповедует религию, отличную от религии, исповедуемой большинством населения данной местности, и с учетом того, что в Чеховском районе действует
более 20 религиозных организаций различных конфессий, проведение одной из них публичного богослужения в общественном месте может привести к… недовольству лиц, принадлежащих к другой конфессии, и к общественным беспорядкам». Московский областной суд в ноябре 2002 года также оставил решение администрации в силе.
Славянский правовой центр, который принимал деятельное участие в судьбе чеховской Церкви евангельских христиан «Благодать Христова», надеется, что данное решение Европейского суда, как и решение по Московскому отделению Армии Спасения 2006 года, послужит хорошим уроком для чиновников, которые по тем или иным причинам захотят нарушить конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания.
Любые неправовые решения, будут иметь негативные последствия и для самих недобросовестных чиновников, и для имиджа России в мире.
http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1445
Решение о приемлемости жалобы № 10519/03, поданной Петром Баранкевичем против России