Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Александр Кырлежев. Радикальный традиционализм о. Александра Шмемана


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #270, /2004-04-22/


     Четверг: А.Кырлежев. События. Комментарий

Радикальный традиционализм о. Александра Шмемана
Александр Кырлежев
22.04.2004


"Христианство — литургическая религия". Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать это определение о. Георгия Флоровского, одного из крупнейших православных авторитетов XX столетия. Ведь речь идет об интерпретации христианства в духе восточной традиции, а церковный Восток, как известно, по преимуществу литургичен.

Однако определение это может оказаться верным по существу, даже если вынести за скобки конфессиональные предпосылки. Изначально, в античную эпоху, слово литургия (буквально — "общее дело") обозначало общественную повинность и не имело никакого религиозного смысла. Но разве христианство не является в замысле именно "общим делом", некоторым действием (или миссией), направленным из общины верующих — в человеческое общество, актом религиозного свидетельства? Если это так, значит, христиане призваны, во-первых, строить собой и из себя Церковь как литургическую общность, в которой действует Бог, и, во-вторых, проявлять Богочеловеческие церковные энергии за пределами Церкви в социальном пространстве, свидетельствуя о своей истине, то есть о возможности и реальности Бога в человеческом мире.

Словосочетание "литургическая религия" содержит внутреннюю напряженность, оппозицию между "религией" как самодостаточным культом и "литургией" как изменяющей мир активностью; с другой стороны, эта последняя имеет источник именно в "религии", то есть в той связи (или отношении), которая возникает между человеком и Богом. Поэтому, преодолевая самодостаточность "религии", христианство остается религиозным, укорененным в тайне веры.

Впрочем, такое понимание христианства плохо согласуется с видимой нами православной церковностью. Напряжение исчезает и само определение приобретает совсем иной смысл, если синонимом слова "литургия" становится слово "богослужение", как это принято в православном обиходе. На первый план выступает "восточно-христианская специфика", и, соответственно, возникает проблема понимания христианства...

[ весь материал на http://www.religare.ru/article9169.htm ]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное