Общероссийская общественная организация работников СМИ
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан по инициативе Гильдии религиозной журналистики МедиаСоюза
и при финансовой поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.
С президентом Ассоциации Христианских журналистов и главным редактором газеты "Вечный Зов" Сергеем РОМАНОВЫМ беседует Александр Петров.
Межконфессиональная социально-просветительская газета “Вечный Зов” выпускается Общественным Благотворительным фондом "Альфа и Омега". Выходит с 1998 года в Петербурге, ежемесячно, объемом 16 страниц формата А-3. Тираж 10.000. Область распространения: Петербург и Ленинградская область; часть тиража распространяется в Москве и за границей.
Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке
Лариса Андреева
26.06.2003
Процесс дехристианизации может быть составной частью процесса секуляризации, т.е. являться следствием отказа человека на уровне его сознания от ориентации на сверхъестественное. Однако дехристианизация не всегда является следствием секуляризации. Иногда она проявлялась в форме стихийного отпадения от церкви при сохранении сознательной ориентации на сверхъестественное. В начале XX века в России, на мой взгляд, наблюдались оба этих типа дехристианизации.
* * *
Российская империя вступила в XX век, будучи страной, где законодательно была закреплена государственная религия – православие. Согласно переписи населения 1897 года, численность православных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5 % населения. [Русское Православие… 1989, с. 380]. Отчеты синодальных прокуроров по ведомству православного исповедания свидетельствуют о том, что за десятилетие с 1880 по 1890 год в среднем за год в России прибавлялось по 251 церкви. Росло количество монастырей. Так число женских обителей с 1840 по 1890 год выросло почти на 100% (с 112 до 228). Число особ архиерейского сана увеличилось за эти 40 лет с 70 до 103. [Отечественная… 1897, с. 20, 14, 12]. Синод в отчете за 1902 год констатировал: "Православный русский народ, по природе глубоко верующий, рассматривает все явления жизни не только семейной и общественной, но и государственной не иначе
как в свете веры" [Персиц, 1965, с. 23]. Однако, уже в 1916 году Синод в определении № 676 признал, что началось массовое отпадение от веры. А еще через год "народ глубоко верующий" предаст свою иерархию и в массе своей с энтузиазмом воспримет коммунистическую идеологию, провозглашавшую религию "опиумом народа". При этом если "страдальцев за веру были тысячи, то отступников – миллионы" [Русская… 1995, с. 22]. Дехристианизация произошла при массовой неграмотности населения, которая по переписи 1897 года составляла 76%.
Религия в научных журналах – 2003
Филипп Щипков
25.06.2003
"С возрастанием религиозности татарской молодёжи уменьшается роль общероссийской государственности как маркера, сплачивающего этнос. В ситуации позиционирования Республики Татарстан как суверенного государственного образования региональная гражданская идентичность – татарстанец доминирует над общенациональной идентичностью в группе молодёжи, отличающейся большей религиозностью ("традиционные мусульмане"), в отличие от внеконфессиональной татарской молодёжи". Можно говорить о сильном различии гражданской идентичности у русской и татарской молодёжи республики: русские позиционируют себя как россияне, а татары как татарстанцы. "Представители "традиционной" группы более склонны к употреблению татарского языка в повседневном общении. Наиболее высокий уровень межэтнической толерантности свойственен внеконфессиональной, а самый низкий – религиозной татарской молодёжи".
(Журнал "Социс" №3, 2003)
Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ" Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой информации в освещении религиозной жизни" info@religare.ru