Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободомыслие

  Все выпуски  

Дух свободы


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Бунтарь": философско-образовательный проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ДУХ СВОБОДЫ

1/2008-11-25

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы начинаем вести эту рассылку.

Я подозреваю, что некоторые из подписчиков уже с нами знакомы по двум другим нашим рассылкам. Однако, поскольку у меня нет уверенности, что все знают нас, я хочу немного рассказать о нас. Тем же, кто уже знаком с нами, этот рассказ уже известен, и я прошу их запастись маленьким количеством терпения, потому что совсем скоро мы будем публиковать новые тексты.

Итак, давайте познакомимся. Авторами этой рассылки являются два человека: я, Елена Преображенская, и мой друг Александр Грайцер. Хотя главная идея создания рассылки принадлежит мне и, так сказать, технической работой тоже занимаюсь я, тем не менее, я считаю, что она, как и все наши Интернет-проекты, является плодом нашего общения с Александром. Статьи и книги Александра размещены (и ещё будут размещаться) на моих сайтах, а так же публикуются в рассылке «Человек и религия в современном мире».

Мы с Александром никогда не встречались и не видели друг друга «живьём», поскольку живём достаточно далеко друг от друга: я – в Москве, а Александр – в Тель-Авиве. Познакомились мы «виртуально» на одном из христианских форумов, где Александр пытался рассказать о своём видении религии и духовного пути. Позиция Александра «не вписывалась» в традиционные церковные рамки, за что он был подвергнут агрессии и «гонениям». Мне показались достаточно интересными его мысли, и со временем я нашла для себя теоретическую базу для их обоснования.

Сущность нашего видения заключается в том, что духовный поиск человека – это процесс глубоко личностный, интимный, а потому не может быть сведён к принятию ряда исторически сложившихся религиозных догм и доктрин. Вера – это, прежде всего, личное отношение к проблемам бытия Бога, смысла жизни, нравственным вопросам. Вы можете в этом отношении быть солидарны с теми или иными философами или богословами, но если ваши представления сводятся только к повторению чужих слов, то это не ваша личная вера. В этом случае вы просто копируете чужие установки, но они – не ваши. Вы верите им, но они для вас являются лишь мёртвыми формулами, которые вы повторяете в силу традиции. Вера может стать вашей собственной лишь через личный опыт, через внутреннее озарение, через инсайт, через личное переживание, через ваш собственный, а не чужой опыт, через ваши собственные, а не чужие мысли.

А поскольку все люди очень разные как личности, имеют разную степень образованности, принадлежат к разным культурам, это порождает бесчисленное множество различных субъективных восприятий как жизни вообще, так и веры в частности. Это многообразие взглядов, позиций и точек зрения открывает перед нами замечательную картину сложности нашего бытия. Оно предстаёт перед нами в огромном спектре цветов разных гамм, а не в виде чёрно-белого изображения. Оно открывает перед нами множество различных граней и ракурсов, а не плоское двухмерное видение. Эта позиция высказана Александром, в частности, в таких глубоких статьях как Камень истины, Панорамное видение, Свобода от стереотипов, Принцип айсберга, и мною в статьях Научиться понимать других, Ментальные идолы, или легенда о Будде. (Более конкретно см. весь раздел Наши статьи и книги).

Самое большое искушение верующих и, не побоюсь слов, самое большое зло, порождённое религией, заключается в стремлении унифицировать видение бытия, или, говоря проще, «приватизировать» истину и Бога, заклеймив все иные взгляды как «еретические». Подобное отношение к истине, к видению бытия, к познанию Бога приводит к бесконечной вражде, религиозным войнам, инквизиционному насилию всех времён и мастей. Оно запрещает людям вести личный поиск истины, замораживая разум и совесть в мёртвом догматизме, что, в свою очередь, ведёт к формализации веры. Когда вера перестаёт быть личной, когда человек живёт чужим умом и приучен лишь к подчинению, тогда растворяется в сплошной серой массе его личностная индивидуальность, а религиозная жизнь сводится к механическому исполнению традиций и обрядов, часто без всякого нравственного содержания.

Отсюда мы наблюдаем множество людей, называющих себя верующими, жизнь которых весьма далека от религиозных заповедей и морали. Отсюда рождается, в частности, яркий евангельский образ, многократно повторяющийся в истории, толпы, сегодня кричащей «Осанна!», а завтра кричащей «Распни Его!». Отсюда рождается и масса религиозных фанатиков, которые «распинают» своих ближних в полной уверенности, что тем служат Богу. И когда религия приобретает столь уродливые формы (а случается это в истории, увы, достаточно часто), тогда рождаются атеистические и антиклерикальные формы мысли, которые, к стыду верующих, отстаивают попранную идею свободы, уважения и любви к человеку, вне зависимости от его религиозных взглядов.

Мы во многом солидарны с антиклерикалами, атеистами, агностиками, религиозными скептиками, которые, с одной стороны, отстаивают идеалы гуманизма, и, с другой стороны, отрицают упрощённые религиозные стереотипы, разоблачая их абсурдность. Тем не менее, мы не атеисты, мы верующие, хотя верим мы «по-своему».

Суть наших убеждений заключается в следующем. О Боге можно говорить лишь на языке аналогии, но никакие аналогии, никакие богословские схемы не могут претендовать на безошибочность и полноту. Поэтому наиболее адекватно говорить о Боге можно апофатически: через отрицание, чем Он не является, а не через утверждения, чем Он является.

Можно согласиться со словами Вернадского: «Чувство религиозное или религиозное переживание, когда оно достигнет известной высоты, несовместимо ни с каким выражением образного и рационалистического характера, которое заключает в своей основе представления или понятия, зависящие от преходящих представлениях времени и места. С этой точки зрения должны быть оставлены в стороне все построения теологов, философские, религиозные концепции или создания догмы и культа любой конкретной религии. Они все могут иметь значение только иллюстрации или далёкого подхода к действительному святая святых всякой религии, не выразимого в своей основе ни в словах, ни в образах, может быть глубже всего сказывающихся - во внешнем выражении - в музыке, и то только отражённо... Откровение - всякой религии - есть неизбежное ограничение, иногда чрезвычайное сужение того, что может и должно давать религиозное переживание человеческой личности».

Понятие Бога не может сводиться к традиционным догмам и доктринам. Богословские подходы несовершенны хотя бы уже потому, что всегда являются частью культурно-исторической среды. К примеру, традиционное христианское богословие – это ничто иное, как попытка синтеза первоначального христианства, рождённого в иудаизме, и эллинистической ментальности, греческой философии. Говоря современным языком, христианская догматика – это плод инкультурации, вхождения изначально еврейской религии в греческую культуру. Родоначальником этого процесса был апостол Павел, богословие которого резко отлично как от учения Иисуса Христа, так и от учения других апостолов. Результатом этого процесса явилось широкое распространение христианства в среде языческих народов, но отторжение его со стороны иудеев, поскольку они видят в нём чуждую культуру. Ислам является попыткой совершить синтез иудаизма и христианства на иной культурно-исторической почве. Межрелигиозные конфликты рождаются, когда представители различных культур начинают отстаивать свои догмы и доктрины как «единственно истинную веру», а другие отрицают как «ложные», «еретические» и даже «сатанинские».

Не отвергая исторически сложившиеся формы религии, мы рассматриваем их как разные грани сложной, а не упрощённой картины бытия. Кроме того, мы утверждаем, что религиозные идеи должны зазвучать по-новому: на языке людей современной эпохи и культуры, что пытаются сделать, каждый по своему, представители либерального богословия и новых религиозных движений.

Мы призываем к собственному свободному и творческому поиску истины, смысла жизни и веры, к преодолению религиозных (и иных идеологических) стереотипов, к погружению на духовную глубину, в чём, несомненно, помогают святые разных религий, к выработке человеком своей точки зрения при непременном уважении иных точек зрения - инакомыслия и инаковерия.

В сердцевине подлинно религиозной или духовной жизни лежит преодолевание узких личных или групповых интересов, выход за их пределы на уровень надличностный и всеобщий или, проще говоря, возрастание в неэгоистичной и ничем необусловленной любви к каждому человеку.

Каждый из нас – и я, и Александр, пришёл к подобным представлениям своим собственным путём, независимо от другого, но, познакомившись, мы стали взаимно обогащать друг друга. По крайней мере, я  ощущаю, что мысли и видение Александра хорошо дополняют мои собственные. Хотя, конечно, когда я пишу свои статьи, то опираюсь, прежде всего, на свой опыт и убеждения.

Но я чувствую, что мы едины в главном – в идее, что вера должна опираться на внутренний опыт человека, а не на многовековые и нередко устаревшие доктрины; что человек должен, прежде всего, думать сам, а не слепо принимать сказанное теми или иными авторитетами; что, следовательно, необходимо преодолевать деструктивное и авторитарное влияние систем организованных форм религии; и, наконец, не воевать с другими конфессиями и религиями из-за догмы, а стремиться понять чужие убеждения, учась друг у друга и взаимно обогащая друг друга.

Александр своё видение назвал «творческим путём богопознания». Я же называю свои взгляды «религиозным либерализмом». Если говорить о религиозных направлениях, то мне кажется, что мои представления ближе всего к квакерским, судя по их литературе (см. "Религиозное общество Друзей": сайт квакеров). А в философском отношении мне импонирует пантеизм и нравятся идеи Спинозы. Более конкретно вы можете прочитать на сайте FAQ: Ответы на частые вопросы.

Те, кто уже «виртуально» знаком с нами, знают, что я много пишу критики в адрес религиозного фундаментализма: в рассылке «Человек в поисках истины» - с позиций естественно-научных, а в рассылке «Человек и религия в современном мире» - с позиций социальных и либерально-богословских. И действительно, своей главной задачей Интернет-деятельности я ставлю провозглашение (или проповедь, как вам больше нравится) принципов свободы, добра и миролюбия. Как бы банально ни звучали эти принципы, но на практике мир религиозных людей, к сожалению, весьма и весьма далёк от воплощения их в жизнь, и мощным тормозом является ничто иное, как стереотипы фундаменталистского мышления.

О чём будет эта рассылка? Описание вы, конечно, прочитали. Коротко там было сказано: «Духовное чтение, медитативные размышления и молитва вне догм и конфессионально-религиозных границ». Это значит, что мы не намерены заниматься проповедью идей какой-то конкретной религиозной конфессии и, возможно, этим сильно разочаруем тех, кто этого ожидает. Но подобная проповедь противоречила бы тому, во что мы верим, а именно – что Бог не принадлежит какой-то одной религии, Он принадлежит всем, и, более того, что Бог принимает всех, а не последователей какой-либо одной религии. Мы не верим в авторитарный образ Бога, который, по образу тоталитарных вождей, принимает «своих» и ненавидит «чужих». В частности, я об этом писала в статьях Ограничена ли милость Бога? и Между апофатикой и антропоморфизмом: верно ли представлять Бога по подобию человека?. Иисус Христос так же не принадлежит одним лишь христианам, но Он принадлежит всем, хотя люди разных культур понимают Его по-разному. См. статьи Что значит "знать Христа"? и Что такое религия и вера, и в чём их смысл?. Правда, эти статьи были написаны уже давно, и с тех пор мои представления ещё более эволюционировали.

По этим причинам мне бы хотелось представить в рассылке взгляды и идеи людей, которые так же стремились объединить или синтезировать в своём внутреннем мире мысли и представления разных религиозно-философских традиций и родить в результате нечто новое. Под «новым» я не имею в виду какую-то новую религию, но некий новый взгляд, хотя иногда из таких идей действительно возникают новые религиозные течения. Однако, наша цель не в том, чтобы создавать новые религиозные течения, а в том, чтобы нечто новое рождалось внутри человека, который вполне может (если считает это важным и нужным) оставаться внутри той религиозной традиции, к которой уже принадлежит. Иначе говоря, наша цель – обновление ума и сердца, а не привлечение людей к каким-то религиозным сообществам.

Сейчас мне бы хотелось предложить к вашему размышления книгу Вильяма Джонстона «Христианский дзен. Путь медитации». Возможно, что я буду комментировать его мысли или пояснять что-то, имея в виду, что среди наших читателей не все могут иметь представление о дзен-буддизме. Однако, я не могу заранее сказать, смогу ли делать это каждый раз, учитывая, что уже веду две другие рассылки. По возможности, постараюсь.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию предисловие автора к книге (перевод Галины Востоковой).

Предисловие ко второму изданию

Почти десять лет прошло с тех пор, как эта книга была написана, и знаю, что не смог бы написать то же сегодня. Когда Томаса Мертона спрашивали об одной из его ранних работ, он говорил: «Человек, который писал эту, книгу умер». На самом деле, Мертон, как автор, умирал и возрождался много раз, как происходит с каждым автором, который живет и созидает. Вот почему я могу воспользоваться его словами и сказать, что человек, который писал «Христианский дзен», мертв.

Верно и то, что человек, который писал эту книгу, мертв,  и то, что он жив. И глядя на эти страницы, я думаю иногда, правда, с натяжкой, что все изложенные здесь идеи сохраняются и посейчас в основном неизменными. Некоторые были отвергнуты, только, чтобы быть принятыми снова. Другие, надо надеяться, были углублены и переработаны. Но, в общем, я все же придерживаюсь того, что писал в 1970.

            В то время западный мир уже был отчасти знаком с техниками медитаций, которые впоследствии получили более широкое распространение. Трансцендентальная медитация и йога, и дзен стали достаточно популярными. Христиане спрашивали, а нет ли возможности и для них воспользоваться богатством восточной духовности, притом, что они оставались бы в лоне своей религии, веруя во Христа и почитая Евангелие. И я захотел ответить на этот вопрос, благодаря чему именно интересующиеся духовными восточными практиками христиане могли бы воспользоваться техниками медитации. Более того, они должны бы лидировать в религиозном движении, медитации которого были бы обращены к Христу. Они могли бы, многое почерпнув у дзена и Востока,  более полно проникнуться духом Евангелия. Я все еще полагаю, что это так. Для второго издания «Христианского дзена» я написал в качестве дополнения довольно длинный постскриптум, который содержит практическую инструкцию о восточном искусстве медитации для христианина. И наконец, в конце постскриптума я описываю, как развивались мои собственные отношения с дзеном после публикации этой книги.

Есть только одна вещь, которую я изменил бы при переработке книги, но это касается не столько дзена, сколько Ирландии. Кое-где я  делал шутливые замечания о религиозном фанатизме людей в той части мира, где я родился. Теперь я прошу моего читателя помнить, что когда эта книга была написана, насилие там еще не переросло в жестокие трагедии, которые мы позже видели и которые вызвали бесчисленные страдания. Когда я писал, еще было возможным подсмеиваться. Но это больше не шутка.

Больше мне нечего сказать. Только позвольте выразить мое убеждение в том, что подлинная христианская медитация есть ключевой фактор в исцелении разделенного общества. Медитация нерасторжимо связана с идеей примирения и прощения, которой проникнута молитва Иисуса, помогающая людям устранить противоречия.

                                                                       Софийский университет

                                                                       Токио, 1979

Книга начнётся в следующей рассылке

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер


В избранное