Российский протестантизм: прошлое, настоящее и будущее
Протестантское образование в России: между конфессиональностью и светскостью
Оксана Куропаткина
Российский протестантизм переживает сейчас переходный этап. Остались позади 1990-е годы – время активного миссионерства, массовых обращений и энтузиазма, радикального неофитского разрыва с русской культурой или полного ее игнорирования. 2000-е годы поставили перед протестантами новую задачи: как быть принятыми обществом, не становясь православными? Как на равных разговаривать не только с наркоманами и ПТУшниками, но и с интеллигенцией? Таким образом, самая насущная проблема для российских протестантов – это
инкультурация. Естественно, первый шаг к ней – это получение образования. Многочисленные библейские школы разных деноминаций давали узкие знания по богословию определенной церкви, но никак не помогали ориентироваться в российской культурной атмосфере. Поэтому протестантскому образованию пришлось перестраиваться. Кто-то хотел оставить конфессиональное образование, «разбавив» его светскими элементами, кто-то стремился полностью уйти от конфессиональности. Таким образом, ведущие протестантские заведения можно условно
разделить на три типа:
1) Узкоконфессиональные со светскими чертами
2) «Евангелические» со светскими чертами, открытые для всех протестантов.
3) Полностью светские.
В пример первого типа можно привести Евроазиатскую семинарию, Московский теологический институт и Заокский адвентистский университет.
Евроазиатская семинария (ассоциация «Церковь Божия», РОСХВЕ) – главное учебное заведения союза «новых» пятидесятников. И по контингенту учащихся, и по специфике программы это явно конфессиональное заведение. Тем не менее, в библиотеке ЕАС хорошо представлены не только книги по протестантской теологии (от кальвинистской до пятидесятнической), но и по мистическому богословию Восточной церкви, к которому и студенты, и преподаватели ЕАС испытывают неподдельный интерес.
Заокский адвентистский университет, узкоконфессиональное учебное заведение, интересно широким спектром представленных там дисциплин, которые, с одной стороны, соответствуют сугубо адвентистским интересам, с другой – дает широкую возможность трудоустройства в светских сферах, таких, как музыка, экономика, общественное питание, сельское хозяйство, компьютерные технологии и т.д. Кроме того, интересен сам ректор ЗАУ. Евгений Зайцев – кандидат философских наук специалист по русской религиозной философии и один
из главных идеологов интеллектуальной элиты современного «евангельского» движения в России, нацеленного на уважение к православию и изучению святоотеческого наследия, на творческий синтез протестантизма и русской культуры.
Московский теологический институт – главное учебное заведение Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ). Вуз подчеркнуто конфессиональный, однако там присутствует неподдельный интерес к светской науке. Во-первых, к библеистике – в библиотеке МТИ представлены все книги по этой дисциплине на русском языке; кроме того, один из преподавателей специально отучился в Библейско-богословском институте св.апостола Андрея, который отличается уникальными лекциями по академической библеистике . Во-вторых, к
религиоведению – руководство МТИ приглашало светских специалистов для чтения религиоведческих курсов; кроме того, МТИ заключил соглашение с Российской христианской гуманитарной академией о получении студентами дипломов по специальности «религиоведение». В-третьих, к естествознанию: руководство МТИ пригласило читать лекции известного православного биолога-эволюциониста Галину Муравник. Вопреки опасениям (пятидесятники, как консервативная протестантская деноминация, как правило, креационисты), курс Муравник вызвал
большой интерес у студентов и помог им по-новому взглянуть на задачи христианской апологетики.
К «евангелическим» можно отнести Санкт-Петербургский христианский университет – протестантское учебное заведение, принимающее всех «евангельских» христиан, т.е. пресвитериан, баптистов, пятидесятников и т.п. Вуз дает богословское образование, как теоретическое, так и практическое, и нацелен на подготовку «активных служителей». К светским чертам можно отнести интерес к академической библеистике: в списке литературы, помимо консервативных протестантских авторов, указаны также и светские ученые-библеисты.
Особняком стоит Русско-американский христианский институт – учебное заведение, основанное протестантами, но принимающее и другие христианские конфессии: в РАХИ учились и католики, и православные. РАХИ принципиально отмежевывается от конфессиональной и богословской составляющей: руководство постоянно подчеркивает, что этот вуз – светский, а «христианский» предполагает всего лишь признание студентами и преподавателями христианских ценностей и жизнь среди коллег-христиан. В этом плане РАХИ наследует традиции
некоторых американских вузов, которые, будучи по предлагаемой ими программе обучения светскими, тем не менее, требуют от абитуриентов согласия с христианскими ценностями и этикой. От конфессионального в РАХИ только изучение на младших курсах Библии и неформальная студенческая жизнь: выезды в христианские лагеря и т.д. Факультеты светские: экономический, филологический и факультет социальной работы. Отметим, что экономика и социальная работа – предмет особого конфессионального интереса протестантской среды, поэтому
его появление вполне естественно. Для «евангельских христиан», желающих получить интересующее их образование, будучи при этом в знакомой среде и имея в перспективе получение диплома государственного образца (обе специальности аккредитованы), РАХИ – самый логичный и удобный вариант. Что касается филологии, то, на мой взгляд, его появление объясняется растущим интересом протестантов не только к специальному образованию, которое дает только узкие профессиональные навыки, но и к более фундаментальному – гуманитарному,
приобщающему к культуре и дающему возможность говорить на равных с интеллигенцией.
Впрочем, в этом смысле самый уникальный вуз– это Русская христианская гуманитарная академия, который можно отнести к третьей категории. Это учебное заведение светское и по названию, и по содержанию своих курсов, оно обладает несравнимым со всеми остальными вузами протестантского толка авторитетом в академическом мире; кроме того, одним из учредителей РХГА была Санкт-Петербургская духовная академия, открыв тем самым возможность и православным учиться в этом вузе. РХГА исходит из скепсиса по отношению к узкоспециальному
образованию и видит свое предназначение к возврату к фундаментальной гуманитарной науке. Христианизация гуманитарного образования – это отнюдь не клерикализация, считает руководство РХГА, это всего лишь способность распознать христианский фундамент европейской, в частности русской культуры. Студенты должны углубленно изучать русскую культуру, причем в контексте мировой и европейской – такова еще одна установка РХГА. Под такую концепцию подстроена и программа обучения, где студенты в обязательном порядке пять
лет слушают историю культуры.
Такая концепция делает РХГА идеальным вузом для тех, кто, следуя магистральным настроениям в современном российском протестантизме, стремится получить фундаментальные гуманитарные знания. Особенно тесно сотрудничают с РХГА пятидесятники, у которых особенно остро ощущается потребность в серьезном образовании: Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» уже несколько лет целенаправленно посылает туда учиться своих пасторов; Московский теологический институт недавно заключил с РХГА соглашение, по которому
студенты МТИ получают второй диплом от РХГА по специальности «религиоведение». У РОСХВЕ тоже довольно тесные отношения с РХГА; светское религиоведение становится все более популярным у пасторов «новых» пятидесятников.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: протестантское образование в России в связи как с вызовами времени (необходимость социализации и инкультурации), так и с общей установкой протестантизма на максимальную близость к окружающему миру, неизменно становится все более светским. С одной стороны, конфессиональные учебные заведения приобретают светские черты, с другой – все больше протестантов стремится получить серьезное светское образование, выйти из конфессиональных рамок.