← Май 2022 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://messia.ru
Открыта:
25-04-2008
Адрес
автора: religion.prosv-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
(8.pekp04-6/016-8/ib) *Танах, иудейская Библия*
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны! Отправленбыxтьо: 05-May-2022 20:21
> Книга Ионы носит более повествовательный, чем пророческий характер. Но через историю о том, как Иону поглотил «большой кит» (Ион 2:1), а потом выпустил его, чтобы он продолжал свою пророческую проповедь, книга показывает, что милость Божья распространяется не только на людей Завета, но и на все народы, даже на ниневитян. > Книга Михея перекликается с пророчествами Амоса и выступает против безосновательного, но упорного убеждения, что одно лишь правильное поклонение «по букве», без социальной справедливости, способно обеспечить милость Бога:
> Это «только» {Оно, однако, отсутствует в Синодальном переводе Библии.} было названо «самым большим маленьким словом в Библии». > Книга Наума, как и Книга Ионы, повествует о городе Ниневии, столице Ассирии и источнике притеснений Израиля, но не после раскаяния, а после разрушения. Падение Ниневии он толкует как кару Божью за ее прежние грехи:
> Аввакум обращается к вторжению грабителей-вавилонян (Авв 3) не с тем, чтобы обвинять народ в его грехах, но с тем, чтобы осмыслить Провидение Божье в отношении зла в человеческой истории. В Книге Софонии рассматривается падение врагов Израиля как знамение того, что надвигается страшный день Божьего суда, «день гнева Господа» (Соф 1:10-18). > Аггей призывает восстановить Иерусалимский храм, «производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (Аг 1:14) после вавилонского пленения. В Книге Захарии также звучит призыв к Храму, но он выражен в восьми виде́ниях будущего, в которых фигурируют кони, престолы, колесницы и летающие свитки. Книга Малахии обличает и священников, и народ в непослушании Богу, в измене завету между Богом и народом, но содержит обетование: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал 3:1). > Итак, Невиим, книги пророков, как "великих", так и "малых", дают оценку истории Иудеи и Израиля. Они интерпретируют эту историю как знак Божьего суда и Божьей милости, а также призывают народ обратиться к покаянию и вере. Таким образом, поясняя центральные повествования и законы, они играют очень важную роль во всём корпусе литературы Танаха. > Кетувим, Писания> Этот раздел Танаха включает смешанное по характеру собрание священных текстов (часто называемых греческим словом «Агиографы» или «Священные Писания»), которые не могут быть отнесены ни к Торе, ни к Невиим. > Псалтырь, Притчи и Книга Иова составляют основную поэтическую литературу Танаха, хотя поэтические главы есть и в других книгах, даже в <большей частью> прозаических исторических книгах. Во многих отношениях эти книги являют вершину Танаха как литературного произведения, и неслучайно на протяжении веков читатели, не испытывающие особого интереса к специфически религиозному посланию Библии, часто обращались именно к этим книгам. Псалтырь содержит молитвословия и гимны, датирующиеся разными периодами истории Израиля, собранные для использования при общественном богослужении в Иерусалимском храме. Предание утверждает, что впервые их собрал в Псалтырь Давид, и что после Давида были добавлены дополнительные псалмы. Псалмы выражают религиозный поиск личности и народа в размышлениях над деяниями Бога. Некоторые из них, к примеру Псалом 22/23, «Господь — Пастырь мой», и Псалом 89/90, «Господи! Ты нам прибежище в род и род», запечатлелись в коллективной памяти «в род и род», — будь то род иудейский, христианский или даже нерелигиозный. > Другого рода размышления стоят за Книгой Притчей. Как и Псалтырь, она состоит из афоризмов множества израильских мудрецов и даже из народной мудрости всего Ближнего Востока, где уже знали, что «вино — глумливо, сикера — буйна» (Притч 20:1) и не нуждались в божественном откровении, чтоб догадаться об этом. Книга Притчей много чем отличается от остального Танаха, но основная ее особенность состоит в отсутствии аллюзий на события из истории Израиля, будь то времен заключения Завета и Исхода или последующего периода, а также отсутствие ссылок на чаяния Израиля относительно грядущего, мессианские или какие бы то ни было другие. Вместо этого, основную часть книги составляют общие житейские максимы, которые употребимы безотносительно к истории и чаяниям Израиля. Исключение составляет, возможно, голос персонифицированной Премудрости, говорящей в восьмой главе о своих особых отношениях с Богом, предшествующих сотворению мира; впоследствии эти стихи были положены иудеями и христианами в основу метафизической системы мира. > Книга Иова — одно из самых сложных и глубоких литературных произведений во всей Библии (и мировой литературы в целом), описывающее состояние богобоязненного человека, ставшего жертвой ряда несчастий. Из ситуации богатства и процветания Иов приходит в полный упадок, утрачивая богатство, власть и семью. В беседах Иова с другими людьми, друзьями и женой, приводится множество объяснений случившегося, либо из народной мудрости, либо из мудрости Израиля, обычно употребляемых для пояснения такого положения дел. Но в каждом случае беседа обнаруживает, что объяснение неправильно или, по крайней мере, чрезмерно упрощено. В конце концов, в разговор вмешивается сам Господь, не для того, чтобы ввести еще одно сверхупрощение, а чтобы провозгласить, что пути Господни неисповедимы и единственное правильное решение — это довериться их сокровенной цели:
> Второй сборник Кетувим — Мегилот, или Свитки, — содержит Песнь Песней, Книгу Руфи, Плач Иеремии, Книгу Екклесиаста и Книгу Эсфири. > Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, по мнению многих ученых, первоначально представляла сборник <поэзии, превозносившей> человеческую любовь:
> Но уже ко времени включения ее в канон Танаха она, вероятно, толковалась как аллегория любви между Богом и Израилем. В аллегорическом ключе ее толковали и впоследствии, в том числе, христиане. > Книга Руфи повествует историю моавитянки, которая вышла за израильтянина, приобщившись к потомкам Давида. Ее самоотверженная верность выражена известными словами: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь 1:16). > Плач Иеремии — это серия акростихов, описывающих захват Иерусалима и оплакивающих его судьбу; он завершается мольбой о Божьей милости:
> В первых словах Книги Екклесиаста или Когэлета (Проповедника): «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (Еккл 1:2) выражен суровый реализм, граничащий со скептицизмом. Как и в Книге Иова, он может быть направлен против представления, которое возникало у некоторых при чтении Притчей, — что человек, послушный моральным максимам здравого смысла, будет процветать на земле. В ней автор описывает, как он испытал все общепринятые способы достигнуть счастья — мудрость, удовольствия, власть — и нашел их бесполезными. Отображая общечеловеческий опыт размышления о жизни, Екклесиаст стал источником множества крылатых выражений, вроде «нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1:9). > Книга Эсфири примечательна <.> тем, что в ней ни разу не упоминается Господь. Это история царя Артаксеркса и царицы Эсфири поясняет происхождение праздника Пурим (Эсф 9:24-26). Из иудейской классификации этих пяти книг, а также и по их содержанию, очевидно, что достаточно «светский» характер некоторых из них несколько проблематизировал их статус как Писаний. > В Кетувим включены также книги Даниила, Ездры, Неемии, Первая и Вторая книги Паралипоменон (Хроники). Книга о Данииле, в судьбу которого вмешался сам Бог: «послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили» (Дан 6:23), содержит во второй части глубоко символичное толкование всемирной истории как серии «царств», руководимых Божьим промыслом; она до сих пор увлекает и обескураживает читателей. Другие книги объединяются как произведение, очевидно, одного автора, обычно называемого «Хронистом». В Первой и Второй книгах Паралипоменон он повторяет большую часть материала из предыдущих исторических книг, сосредоточиваясь на истории Иудейского царства. Первая книга Паралепоменон представляет, в основном, биографию Давида, прибавляя к истории, изложенной в первых книгах Царств, некоторые дополнительные сведения. Вторая книга Паралепоменон начинается с истории Соломона и, повествуя о разделении царства, завершается правлением Седекии; тут летописец дополняет тот материал, который был уже изложен в Первой и Второй книгах Царств. > В Книге Ездры описывается возвращение евреев из вавилонского пленения и восстановление Храма. Она включает списки возвратившихся родов и тексты указов, позволивших им вернуться. > В Книге Неемии, тесно связанной с Книгой Ездры, восстановление городских стен Иерусалима составляет основу для размышлений об отношениях между Богом и Его народом. В этой книге также можно найти список тех, кто участвовал в восстановлении стен (Езд 4:8-22), но она в большой мере сосредоточена на фигуре пророка Неемии и на его стойкости в исполнении своего задания. > Иудейский канон Танаха> Как показывает этот довольно беглый обзор, книги Библии были написаны не в одночасье, а на протяжении длительного периода. Заглавие «Библия» изначально имело множественное число и означало «книги», и позднее в латыни приобрело единственное число женского рода лишь после того, как многие книги были собраны в одну, так что англоязычное употребление до сих пор колеблется между единственным числом — «Писание», и множественным числом — «Писания». Вопрос, какие книги принадлежат к Танаху, усложняется историей Танаха в иудаизме, а потом — в христианстве. Употребление слова «канон»в отношении авторитетного списка священных книг — довольно позднее явление в истории еврейской общины, да и сама идея стабильного и окончательного списка пришла довольно поздно, после длительной эволюции. > Неизвестно, когда и как возникли наиболее ранние собрания Священных Писаний на иврите. Запись о том, что «сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу Закона я нашел в доме Господнем» (4Цар 22:8), отчетливо указывает на существование подобного сборника. Но ни этот случай, ни появление собрания невозможно датировать, и некоторые критики даже допускали, что вся эта история была вымышлена с целью пояснить собрание частей Торы, включая большую часть Второзакония, или даже всю эту книгу. Очевидно, однако, что процесс соединения Пентатевха (или, по крайней мере, первых четырех книг) начался в Иерусалиме уже до этого времени. > Разделение на Тору, Невиим и Кетувим может объясняться этапами в истории сложения канона. Следовательно, Закон, Тора (вместе с Второзаконием или без него), очевидно, был канонизован в первую очередь, потом Невиим как писаная форма посланий пророков, а потом Кетувим, составлявшийся из разных писаний, статус и набор которых, возможно, оставался под вопросом и после этого. С другой стороны, некоторые историки древнего Израиля и исследователи канона Танаха склонны не соглашаться с этой версией. Можно было бы говорить с большей уверенностью, если бы содержание книг Ездры и Неемии было известно как «Закон». Поздняя еврейская традиция говорит, что «Великая Синагога», собравшись, установила канон Библии во времена Ездры и Неемии. Хотя эта традиция получила широкое распространение и доверие как среди иудеев, так и среди христиан, сегодня большинство историков ставят под сомнение ее правдивость, поскольку из других, и более надежных, источников очевидно, что расширение Танаха оставалось проблемой для евреев (и впоследствии для христиан) еще долгое время после трудов Ездры (Езд 7) и Неемии (Неем 7-10). > Вот наиболее бесспорное обобщение на этот счет: разные сборники священных текстов были собраны вместе в довольно ранний момент истории Израиля, что очевидно из такого термина, как «книги» (Дан 9:2), но в канон они превратились гораздо позже. Само название «канон» может быть оправданно применено к книгам, принятым собранием раввинов во главе с Рабби Акивой в Ямнии около 90 или 100 г. н.э. До этого времени, видимо, статус Песни Песней и Книги Екклесиаста оставался сомнительным, но в Ямнии они были окончательно включены в канон. Формально, еврейский канон Библии включает три части: Тору, Невиим и Кетувим, — в этом порядке он и был тут нами описан. В этом каноне, однако, Тора занимала и занимает особое место, как своего рода «канон в каноне». > Во многом свет на процесс формирования иудейского канона проливает открытие свитков Мертвого моря. Книги, входящие в них, наводят на мысль, что Тора и Невиим были стандартизированы около IV века до н.э., вместе с большей частью Кетувим, но кое-что из Кетувим (включая, вероятно, Книгу Даниила) всё еще было под вопросом для собрания в Ямнии. После разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. и в связи с ростом христианского движения, еврейская община была вынуждена в сжатые сроки точно очертить границы своей Библии. Так и получилось, что некоторые книги, включенные ранее, были исключены, а считавшиеся ранее спорными были включены. > Из священных повествований этого собрания книг и из веры, которую они проповедуют, произошли три великие монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам. Поэтому Авраам предстает «отцом всех верующих» (Рим 4:11): отцом народа израильского через своего сына Исаака, сына обетования, отцом христианской Церкви через Иисуса Христа, провозгласившего: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8:56) и, через своего первородного сына Измаила (Быт 25:12-18), отцом народов ислама, которым их священная книга — Коран — повелевает вспоминать: «Вот сказал Ибрахим: “Господи! сделай этот град безопасным...”» (Коран, 14:35). Все три исповедуют происхождение от него и верность ему, поскольку сам он был верен самому Единому истинному Богу: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15:6; Гал 3:6).
| Буду
благодарен за материальную поддержку проекта.
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте] | messia.ru/r2/8/pekp04_016_ib.htm
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии | | |||
В избранное | ||