Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(7.372/es19) *Унижения христианства*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 12-May-2018 16:01


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Унижения христианства
В связи с возникавшими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: священник Сергий Желудков.
Из книги "Почему и я – христианин".
Опубликовано:
kateheo.ru/library/books-for-missionaries/pochemu-i-ja-khristianin#node-582c972840988

 
Cерия "Христианство в современном мире"
В версии книги, опубликованной в "Библиотеке Якова Кротова", (отличающейся наличием подчеркиваний в тексте) данная глава отсутствовала на момент начала подготовки выпуска рассылки.

 (примерно 2090 слов)

предыдущие части книги: Учительный кризис христианства;
3 ответа на вопрос о тайне бытия:
1. атеизм; 2. пессимизм; 3. религиозный ответ
Человеческое Лицо Бога. Богоподобие человека
Евангелия – иконы Христа (1)  (2)  (3)

Христианство и ветхозаветная Библия (1)   (2)
Догматы (1)
  (2)   (3)

 

> «Унижения христианства»

> Ибо ради вас, как написано,
> Имя Божие
> хулится у народов.
> (Рим.2)

 

> Выше были рассмотрены главные моменты современного «теоретического» кризиса христианства. Обращаясь к ПРАКТИКЕ христианства в истории и современности, мы видим два ряда явлений. В одном – мученики и святые подвижники личного духовного совершенства, неизмеримое влияние христианства в улучшении нравов, в просвещении народов, в искусстве... В другом ряду – страшные провалы.

> В общем верно говорят, что в своей наиболее чистой, «монашествующей» форме историческое христианство всегда бывало несправедливо к земной жизни человека, порочило ее радости и не сострадало ее печалям, отрицало культурное и социальное творчество, отдавало мир Божий во власть злых сил... А христианство «мирское» даже вступало с этими силами в постыдный союз. Уже с IV века, как только прекратились гонения, церковная иерархия прямо нарушает слово Христа – вручает Божие кесарю, становится послушным орудием государственной власти. Правда, личные представители этой власти номинально приняли вероисповедание христианства; но порядки в христианском государстве продолжали оставаться совершенно языческими. Так продолжалось до самых последних времен у нас в России, где духовенство было частью государственного аппарата. Еще и сегодня мы читаем в нашем Катехизисе* церковное благословение крепостного рабства и смертной казни... На Западе иерархия долгое время соперничала с мировой властью, но сущность дела от этого не менялась – и там Церковь не только терпела, но и прямо поддерживала социальные несправедливости. Всё это достаточно известно. «Бессовестность христиан беспримерна в истории» (Н.А.Бердяев)... Не христиане – атеисты первые поднялись на борьбу за священные права человека. Этого общего положения не меняют отдельные редкие выступления христиан против социального угнетения (например, святителя Иоанна Златоуста или аббата Ламеннэ). Верно кто-то сказал: всё, что есть нравственно-привлекательного в социализме, – всё это христиане уронили, а безбожники подобрали.

> «Никогда не бывало царства, в котором происходило бы столько междоусобиц, как в царстве Христа» (Монтескье). В религиозных войнах и преследованиях христиане проявили совершенное безумие, опозорили себя навеки. Невозможно было хуже этого изменять Христу, и в этом смысле правильно некто сказал, что один костер святейшей инквизиции во имя Христа был ужаснее всех лагерей смерти во имя Антихриста. Теперь нам невозможно вообразить, что происходило в душе́ христианин, который точил свой нож в вечер Варфоломеевой ночи; или как мог наш преподобный Иосиф Волоцкий требовать казни еретиков... Но всё это БЫЛО и называло себя христианством.

> А что происходит сегодня? Альберт Швейцер имел моральное право обличать практическую область современного христианства: «…Основной элемент всего христианства для Швейцера – общение с Богом через любовь к людям, через отдачу им самого себя. Не желая признавать и проводить в жизнь этот принцип, церкви и теологи отвернулись от мира, потеряли влияние на него. «Является ли религия силой в духовной жизни нашего века? Нет... Доказательство? ВОЙНА» – писал Швейцер в 1934 году» («Вопросы философии», 1965, № 12, стр. 97). И в качестве такого же плачевного доказательства можно назвать еще: ГОЛОД, РАСИЗМ, ТОТАЛИТАРИЗМ... Как могут христиане Европы и Америки спокойно кушать свою рождественскую индейку, наслаждаться процветающей жизнью, когда в Африке дети умирают от голода? Как могут бедные христиане терпеть и даже сами осуществлять угнетение черных? Как получилось, что христиане не оказали должного сопротивления тоталитаризму?.. Почему «наместник Христа на земле», смеющий изрекать новые догматы, не посмел в свое время осудить истребление евреев и другие преступления фашизма? И уже совсем сегодня – сравнительно незначительный, но принципиально не менее позорный, удивительный факт: кровопролитные драки протестантов с католиками в Северной Ирландии. Правда, мы слишком мало осведомлены о других, положительных, вдохновляющих явлениях в Западном христианстве; но, думается, все они не могут закрыть основного впечатления великой практической «НЕУДАЧИ» христианства в современной и грядущей истории.

> Конечно, я воздержусь от особой «критики» русского христианства. В главном же почти все мы, современные христиане, одинаковы во всём мире: за очень редкими исключениями все мы не осуществляем ДЕЯТЕЛЬНОГО ХРИСТИАНСТВА в своей личной жизни. В нашем практическом поведении, как правило, мы не отличаемся от среднего типа атеистов. Как и они, мы в определенных ситуациях бываем скованы эгоизмом и страхом; как и они, бываем иногда честны, великодушны – как и они, как правило, не больше. А ведь даже если оставить совершенно в стороне личную святость, как особое призвание избранных душ, – всё же могли бы мы, христиане, быть ЗАМЕТНО более добры, более правдивы, более свободны от мещанской власти вещей... Апостол писал христианам, что они сияют, как светильники в мире (к Филиппийцам, гл. 2). Увы, этого о нас не скажешь. Не удивительно поэтому, что неверующие не веруют прежде всего в нас самих – в искренность нашей веры, в реальность нашей религиозной интуиции, – и это есть величайшее унижение христианства.

> Христианство унижается в наших делах и в нашем бездействии. Христианство унижается в нашем слове – в современной церковной проповеди, которая, за редчайшими исключениями, вся проходит под знаком кризиса, бездарности, даже притворства. В этой главе нужно остановиться еще на особой форме словесного унижения христианства – на лжеименных «преданиях».

> Понятие церковного Предания, с большой буквы, вообще-то довольно неопределенно; в самом высоком смысле так можно называть преемственный и продолжающийся МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Церкви Христовой. В исторической практике слово это испорчено. «Предание до неразличимости смешивается с «преданиями», которые сами требуют еще оценки в свете вечной правды Церкви» (свящ. А. Шмеман, «Исторический путь Православия»). Это – вежливое указание на предания ложные. С точки зрения ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА я не могу спокойно говорить о ложных преданиях в церковной назидательной литературе, которая для народа была неразличима от священного Писания. Простой человек должен был испытывать страшный соблазн, читая или слушая, например, как из ран мученика вместо крови потекло молоко; или как отроки проспали в пещере двести лет и проснулись; или как святой поплыл по рекам и морям на камне... В церковном календаре до сих пор печатается цифра 14.000 младенцев, избиенных Иродом в Вифлееме – хотя их могло быть там только приблизительно В ТЫСЯЧУ РАЗ меньше. И дело не только в небылицах; местами в преданиях о жизни святых встречается ложное кощунственное понимание самой святости. Яркий пример – сказание о жизни преподобного Алекси́я, «человека Божия». Сбежать от невесты сразу после свадьбы (то есть, лишив ее сначала возможности поискать настоящего жениха), повергнуть в глубочайшее го́ре родителей; затем под видом нищего поселиться с своем же доме, каждый день тайно наблюдать тоску родных по себе; наконец открыться торжественно – уже в гробу... Да это скорее садизм, а уж никак не святость; и всё это – ради собственного своего будущего «немимо текущего наслаждения» (из церковной службы святому). Или вот еще пример, получивший отражение в личном письме: «…Недавно мне пришлось прочесть прямо ошеломляющие подробности о приключениях любимого ученика Иисусова Иоанна. Например. во время своих странствий он нанялся однажды работать истопником в бане; владелица этой бани оказалась женщиной жестокой и однажды потребовала от Иоанна, чтобы он воскресил скоропостижно скончавшегося в бане знатного посетителя; когда Иоанн отказался, то банщица принялась избивать Иоанна и била его до тех пор, пока не воскрес по его молитве скончавшийся... Хорош «сын громов, которого какая-то банщица побоями заставляет воскрешать мертвых!»... Есть что-то особенно неприемлемое в лжеименных преданиях о Божией Матери. Протоиерей о. Сергий Булгаков написал: «…Вкусив естественную смерть по человечеству, в Успении Своем, Она не осталась удержана тлением, но, по верованию Церкви, Она была воскрешена тридневно Сыном Своим и пребывает в Своем прославленном теле одесную Его на небесах, как Царица Небесная» («Православие», стр. 253). Откуда он взял это «по верованию Церкви»? Этого нет ни в Писании, ни в Символе веры, ни в Катехизисе. Оказывается, это – византийское предание. Будто бы апостолы полетели на облачках к похоронам Божией Матери, а апостол Фома на своем облачке задержался на три дня – и так только и обнаружилось это странное воскрешение и вознесение:
> «…По устроению Божьему апостол Фома, проповедывавший в далекой Индии, был принесен на облаке в Иерусалим только на третий день после погребения Пречистой. В большом го́ре он просил апостолов хотя бы показать ему гроб Пресвятой Богородицы. Повели его в Гефсиманию, отвалили камень, закрывавший гробницу, и с изумлением увидели, что она пуста.
> Но могло ли быть иначе? Мог ли Господь наш Иисус Христос допустить, чтобы тело Святейшей из святых, пречистый храм Спасов, подверглось разложению и тлению наравне с телами всех грешных людей? О нет, конечно, нет! Самая мысль об этом невыносима для нас»... (архиепископ Лука, Проповеди, рукопись, 1958).
> Читая это, наш самый благонамеренный современник, боюсь, придет в полное смущение. Кстати, и переведенный митрополитом Филаретом соответственный новейший греческий «чин погребения Божией Матери» прямо-таки поражает своей выдающейся бездарностью.

> У меня сохранилась журнальная вырезка – свидетельство, как уже в нашем веке «формировались» лживые предания: В «Моск<овских> Вед<омостях>» С.Нилус в статье под заглавием «Дух Серафимов» сообщает следующее весьма интересное предсказание препод. Серафима, Саровского чудотворца: «Не то диво, радость моя, что начальники пошли к мельнице, да не дошли, а вот будет диво, так диво, когда от Дивеева-то в Саров крестный ход пойдет, а народу-то, что колосьев в поле. Вот это будет диво!.. А вскоре после того тяжелая для России война будет, и царь пойдет на войну, и я с ними, и мы Англии кафтан-то, радость моя, и раздерем!» («Миссионерское Обозрение», особое приложение за 1904 год. т. е. во время русско-японской войны). Нилус в роли хранителя церковных преданий – это ли не унижение христианства. Известны и другие не сбывшиеся предсказания, приписанные преподобному Серафиму.

> «Негодных же и бабьих басен – отвращайся» (к Тимофею 1, гл. 4). Не помню кто из древних учителей Церкви объяснял факт сочинения ложных «евангелий» в первые времена христианства происками самого Дьявола. Вот это же можно бы сказать и о лживых преданиях, которые смешались у нас с преданиями истинными и составляют сущее горе нашей Церкви. Благодарение Богу, они уже не переиздаются; но и до сих пор то и дело проповедуются с церковных амвонов... Вспоминаю хорошего священника, которого по поводу его свободных суждений незадачливый коллега посмел упрекнуть, что он – «неверующий». Ничуть не смутившись, он отвечал: «Неверующий... СМОТРЯ ВО ЧТО НЕ ВЕРУЮЩИЙ». Активное сопротивление – таково только и должно быть отношение к лжеименным преданиям.

> Нужно кратко упомянуть еще о повсеместном у нас «литургическом» унижении христианства. Не входя в подобное изложение этой особенной темы, можно в самой общей форме представить ее с точки зрения нашего современника, у которого возник глубокий интерес к христианству. В нашем церковном «культе» он не найдет достаточно культуры, красоты, которая достойно отображала бы красоту христианства. А некоторые отрицательные явления в наших храмах заставят его вспомнить о евангельском биче в руке Господа... Естественно, он пробует поискать для себя лучшего в молитвенных собраниях русских протестантов – так называемых «баптистов». Но уже самое это название говорит о безнадежном провинциализме. Выражаясь опять весьма кратко, наш посетитель получит (сужу по себе) отталкивающее впечатление карикатуры христианства.

> И в храмах, и у «баптистов» совершенно подавляющее большинство народа – простая женщина. Насмешники уже называют современное христианство «женской религией». На это надо возразить, что и в евангельской истории простые женщины не оставили Христа, когда даже почти все ученики Его разбежались. Ни одна женщина не причинила зла Сыну Человеческому, и даже римлянка, жена Пилата, пыталась защитить еврейского Узника (по Матвею, гл. 27). Простые женщины не оставили Христа даже во гробе – и простые женщины первые приняли весть Воскресения, стали «апостолами для самих апостолов»… Не выражается ли здесь та общая истина, что женская душа более восприимчива к подлинной глубине жизни?

> Верующие мужчины редко ходят в храм потому, что их не удовлетворяет церковная служба и проповедь в современном плачевном состоянии. Но и независимо от посещаемости храмов статистика, по всей вероятности, показала бы, что верующих мужчин значительно меньше, чем женщин. В огромной степени это прямо объясняется «теоретическим» кризисом современного христианства. Он должен непременно быть разрешен – должна быть дана простому человеку возможность сознательной веры.

> Я добросовестно описал как будто все исторические и современные наши грехи, все унижения христианства. Их так много, они так велики, что приобретают значение обратного аргумента – в защиту христианства. Невольно вспоминается тот еврей у Боккаччо, который побывал в Риме, увидел все пороки духовенства – и пожелал креститься: ибо, решил он, если и при столь ужасных безобразиях католическая вера не умирает в сердцах народа – значит, это истинная вера... Так и у нас сегодня; ибо при такой «теоретической» нашей растерянности и при такой грандиозной практической дискредитации христианства – оно давно уже должно было погибнуть; но вот, оказывается, ничто, ничто это не может разрушить СВЯТЫНЮ христианства в душе́ человека. Свидетельствую это с радостным удивлением: никакое из описанных унижений христианства не внушает мне никаких хоть сколько-нибудь антихристианских настроений. Напротив – эта боль пробуждает религиозную ревность и совесть. ПОСМОТРИ НА СЕБЯ. Вот ведь и в твоей ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ так унижается, так «не удается» христианство. Но это говорит совсем не о ложности христианства, а о его высоте и о личном твоем недостоинстве... Вспоминается чье-то мудрое слово: если с христианством мы так плохи – то что́ было бы с нами без христианства? И всякая серьезная критика учения и практика исторического христианства исходят из самого христианства – из идеалов милосердия и свободы, которые мы узнали и приняли в самом христианстве. Само христианство при всех своих исторических унижениях несет в себе вечный Принцип своего обновления.

 


* Имеется в виду «Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» свт. Филарета (Дроздова). (Прим. ред. рассылки.)

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно – не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/es19_372.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии и часть книги
 
 

В избранное