Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(7.367/t05) *Пасха, смерть и обожение*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 08-Apr-2018 17:49


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Пасха, смерть и обо́жение
В связи с возникавшими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: Лев Карсавин.
Заглавие публикации: "Пасха Красная, Пасха".
(Дополнено переводом цитат из богослужения, ср.: перевод иером. Амвросия (Тимрота)) и версия перевода в редакции составителя рассылки; исправлена пунктуация в этих цитатах; . Примечания – редактора рассылки.)

серия "Человек"

 (примерно 1960 слов, не считая дополнений)

 

> Праздник праздников и торжество торжеств, Пасха — самое полное и радостное литургическое, т.е. церковно-жизненное, выражение христианской истины и христианского упования. Догматическое и жизненное содержание Пасхи так глубоко и так священно, что всякое изъяснение его ограничено невольною робостью. Приближаясь к Святому Святых, человек боится и себе самому сказать то, что думает и на что уповает. Человеческое слово звучит как уничижение Бога Слова... Потому так много недосказанного и условного применительно сказанного о величайшей человеческой истине и тайне. И потому для нас христианство  не Богочеловеческое средоточие нашей жизни, а всё еще — "запечатанный гроб" Христов. Чтобы не было обмана и мог смеяться "ад всесмехливый"*&, приставлена ко гробу стража "до третьего дня", а таинственно проистекающая из гроба жизнь не знает, откуда исходит, и беспомощно мечется в поисках своей правды и своего смысла.

> Но "Слово было Богом" и "всё чрез Него начало быть", как говорят читаемые на пасхальной литургии слова евангелиста. "В Нём была жизнь", "свет человеков". И Оно, сам "Свет истинный, который просвещает всякого человека", "стало плотию и обитало с нами", как один из нас, как слабый и немощный человек. Пусть наши слова слабы и немощны, как мы сами. — Оно тоже было слабым и немощным человеком, а всё же было Богом и возвещало истину. Пусть наши слова грешны, ошибочны. — Оно взяло на себя наши грехи, искупает их, исправляет наши ошибки. Пусть даже мы называем Его, Сына Божия, Словом "по аналогии" с нашим словом. — Мы называем Его так потому, что от Него наше слово и Он в нашем слове. Иначе, как словом, не снять печати с гроба Господня. Благочестивым должно быть слово, но оно еще прежде того должно быть искренним и прямым. И лучше, чтобы оно было искренним и дерзким, чем благочестивым и лживым. Тот, кто принял от нас крестные му́ки и глумление, простит нам и дерзость; ложь же — грех против Духа Истины.

  О, Пасха – / избавление от скорби! / Ибо из гроба в сей день, / как жених из брачного чертога / просияв, Христос / женщин радости исполнил словами: / «Возвестите Апостолам!» (стихиры Пасхи)

  Отходное песнопение / и надгробную песнь воспою Тебе, / погребением Своим входы жизни мне отворившему / и смертию смерть и ад умертвившему. (канон Великой Ссубботы)

> "Пасха! избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога воссияв Христос" "смертию смерть и ад умертвил", и "мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой вечной жизни"*. Как "Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти", так и мы, "крестившеся в смерть Его", "соединенные с Ним подобием смерти, должны быть соединены и подобием воскресения во Христе"**. Смерть и ад теряют власть над нами: мы побеждаем их во Христе, в нём смертию попирая смерть и воскресая в жизнь вечную. Правда, это лишь начало, и "не уявися, что́ будем"***, но это не образ, не отражение в чём-то ином, а самое реальное, самое действительное начало, сама начинающаяся "вечная жизнь". Потому и в состоянии мы до некоторой степени ее себе представлять, думать и говорить о ней.

> Вечная жизнь противопоставляется нашей жизни прежде всего как "жизнь бесконечная". У нее нет конца, как у нашей жизни, вернее — у нее нет такого конца, ибо какая-то оконеченность или определенность ей всё же свойственна: иначе она была бы неопределенною и неопределимою, дурною бесконечностью. Недостаток же нашей жизни в том, что она дурно кончается, кончается именно такою смертью. Именно такая смерть "вошла в мир грехом"& и является грехом.

> Какова же оконеченность вечной жизни? — Ведь не случайно и недаром называем мы ее жизнью, тем же словом, которым обозначаем и нашу жизнь. Мы ведь не противопоставляем вечной жизни нашей жизни, как бытие — небытию или хотя бы только быванию. В ней, несомненно, есть всё то, что является благом и радостью нашей жизни, есть творчество, вечное появление нового и невиданного, движение. Вечная жизнь не может быть каким[-то] стоянием на месте, окоченелостью, неподвижностью. Она — Богобытие, т.е. самое совершенное и полное бытие. Так как же не быть в ней и движению, рождению, появлению всё нового, раз всё это, несомненно, есть и есть даже в нашей несовершенной жизни?

> Однако в совершенной вечной жизни так появляется (но самым действительным образом появляется) новое, что оно всегда и есть: всегда и всё же всегда появляется, и никогда не подобно мертвому камню. Если же есть в жизни вечной появление нового, то должно быть в ней и исчезновение, т.е. умирание. Как же буду обновляться, изменяться, не переставая быть прежним? Значит, есть в жизни вечной и смерть, только не такая же, как в нашей жизни, совершенная. В вечности всё умирает, но так, что всегда и есть. В ней, как и на земле, возникновение связано со смертью, но оба не противоречат всегдашнему бытию возникающего и умирающего.

> Скажут, это невозможно. — Опытному в умозрении это представляется не только возможным, но и единственно возможным и необходимым. Да и неопытный чувствует правду этого. И возможнее ли, желаннее ли неподвижность, каменность всегда себе равного бытия, тем не менее неполного, ибо, вот, в нём нет бывания, становления, творчества, т.е. жизни?.. Но зачем нам здесь аргументы от разума, когда говорим от высшего, от веры? — Сын Божий, Бог Вечный, воплотился, умер и воскрес, родился от Девы, чтобы умереть, умер и воскрес. Его Божественная и единственная Личность или Ипостась (ведь другой, тварной личности у Него не было, да и вообще-то нет), как сам Он, страдала и вопияла к "оставившему" Ее Отцу. Иначе для Личности Богочеловека страдания были не страданиями, а нас всех обманувшею комедиею. Иначе никакого смысла в них не было, человечество же без Бога страдало и страдает, никак греха своего не искупая. Иначе их, да и вообще страданий в действительности нет, ибо только Бог дарует бытие всему. Но если страдала Вторая Ипостась, Она и умерла и воскресла, ибо иначе и смерть Богочеловека не настоящая, а только кажущаяся. И нечего тут бояться слов. — Бог страдал и Бог умер; даже — как дважды Он рождается (от Отца предвечно и от Девы <во времени>), так дважды и умирает: как Логос в лоне Св. Троицы и как Иисус Христос в соединении с человечеством. Умирая же с нами, Он делает нас причастниками и Божественной Своей Смерти, т.е. обо́жает.

> Но Бог бесстрастен и бессмертен. — Да, Он бесстрастен и потому, что чуждо Ему вольное несовершенство наших страстей, и потому, что страдания в Нём совместимы с бесстрастием. Он бессмертен потому, что Его смерти чуждо несовершенство нашей смерти, и потому, что совершенная, полная смерть Его совместима в Нём с Его воскресением и Его бытием всегда.

> Здесь, этими истинами христианства ниспровергается эллинская, натуралистическая мудрость века сего; нам же, с точки зрения той же эллинской мудрости, говорят: невозможно, чтобы Бог страдал и умер, это — безумие.

> Изложим то же самое еще раз в вопросах и ответах. — Существует ли сейчас Иисус Христос или Он без остатка растворился в Логосе? — Конечно, существует. — Помнит ли Он теперь о том, что страдал за нас и умер, или забыл? — Помнит. — Совершенна ли память Христа воскресшего, прославленного, и по человечеству всецело обоженного? — Разумеется, совершенна. — А не является ли воспоминание лишь тогда совершенным, когда воспоминаемое не беднее действительности, а всецело с нею совпадает и когда воспоминание есть то же самое, что восприятие? — Иначе и думать нельзя. — Следовательно, если Иисус Христос, будучи Логосом, Богом бесстрастным и бессмертным, вспоминает о Своей земной жизни, страданиях и смерти, Он и сейчас действительно живет, страдает и умирает при Понтийском Пилате. Для нас-то всё это в прошлом, а для Него, хотя и в прошлом, но всё равно как бы и в настоящем. В Его вечной жизни самым действительным образом содержится вся Его земная жизнь.

> После всего сказанного уясняется недостаточность обычного приближенного и приблизительного представления о вечной жизни и соотношении ее с нашею, эмпирическою. — Представляют себе какое-то неподвижное бытие, в котором, как таковом, не может быть ни сознания, ни знания, ни личности (хотя исподтишка и противоречиво всё это приписывают); воображают бессмертие души, бессмертную жизнь, которая по этому самому уже не может быть жизнью; говорят о воскресении преображенного тела и сознания индивидуального, не задумываясь над тем, как сохранится мое индивидуальное сознание без этого моего тела и, следовательно, без этих людей, с которыми я сейчас общаюсь, без этой пищи, этой земли, этого воздуха.

> Чаще всего такой образ мыслей сказывается в том, что место веры в спасение и преображение существующего занимает вера в замену его чем-то другим. Человеческая личность живет для того только, чтобы достойно встретить смерть и, умерев, воскреснуть в виде совсем иной личности, которая непонятным и противоречивым образом отожествляется с прежнею. Земной труд человека утрачивает всякую самостоятельную ценность. Он становится только средством заработать загробное блаженство, своего рода "отхожим промыслом" людей. И во что превращаются заветы христианской жизни? — Надо быть смиренным, терпеливым, кротким, страдать, любить самоотверженно и отдавать свою жизнь за других. Зачем надо? — Чтобы утешиться, насытиться, наследовать землю и достичь вечного блаженства. Но почему так надо, почему здесь надо всё наоборот? — Потому, что так велел Бог, а Божие "почему" непостижимо. Но мы не рабы, а сыны, и должны знать и это "почему" не для того, чтобы возвысить себя, а для того, чтобы не унизить имени нашего Отца.

> <.> чаще всего христианское сознание приходит к обесценению и обессмысливанию нашей эмпирической жизни <.....>.

  Христос воскрес из мёртвых, / смертию смерть поправ / и бывшим во гробах / жизнь даровав. (тропарь Пасхи)

  Всегда благословляя Господа, / воспеваем воскресение Его, / ибо Он, распятие претерпев, / смертию смерть сокрушил. (Воскресная песнь)

> Основная черта нашей эмпирической жизни  не смерть, а вольное несовершенство. В силу этого несовершенна, неполна, не окончательна и наша эмпирическая смерть. Мы не хотим умирать и потому за эмпирической смертью продолжаем действительно дурную бесконечность нашего существования. И так раскрывается глубочайший смысл слов церковного прославления Христа: "смертью смерть поправ", "смертью смерть разруши́". — Прияв в ипостасное бытие свое несовершенное, вольно обрекшее себя на дурную бесконечность умирания без смерти человеческое естество, Сын Божий и волею этого естества восхотел и достиг такой же совершенной, полной, окончательной смерти, какою умирает по-своему Божество. Через Него и в Нём несовершенные люди вопреки своему нехотению истинной смерти хотят ее и достигают. Делаясь же общниками смерти Христовой, они в ней побеждают несовершенную, дурную смерть и возносятся над несовместимостью жизни и смерти. Они становятся бессмертными в смысле освобождения от уз несовершенного умирания и живут вечною жизнью, т. е. жизнью через истинную смерть.

> Но смысл истинной смерти  не просто в том, что человек умирает и окончательно перестает быть. Истинно умирая, человек вольно уступает место другим людям: он умирает для того, чтобы были другие существа и Бог. Истинная смерть — жертва, самопожертвование, как наивысшее осуществление любви. В этом смысл христианской нравственности и "почему" заветов Божьих. Бог отдает Себя миру, чтобы мир существовал, причаствовал Богу и обо́жился. Бог воплощается, истощает и уничтожает Себя до крестной смерти, чтобы свободно несовершенный, т.е. не желающий совсем обожиться, мир всё же мог свободно совсем обожиться. И как основание и начало мира заключается только в Божьей Любви, так нет другого пути к обожению, кроме этой же любви.

> Не хочешь — не обожайся и "живи" в свободно избираемой тобою бесконечности умирания. Бог тебя ни к чему не приневоливает. Но истинно жить иначе, как через Божью Любовь, т.е. чрез истинную жертвенную смерть, невозможно. Однако, если ты уже как-то, хотя бы самым несовершенным образом живешь, ты уже хочешь жить и обожиться, только несовершенно, не совсем хочешь. В себе большего хотения ты уже не найдешь, ибо таков ты и есть, каким быть хочешь. Но дивным чудом Любви Божией ты всё еще можешь приобщиться к полноте Богочеловеческого и Божьего хотения. Тогда и невозможное для тебя совершится в твоей же свободной воле. Тогда ты сможешь умереть — "ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка... с миром" — и, умерев, воскреснешь в жизнь вечную или жизнь чрез истинную смерть, жизнь любви. Вечная же жизнь не отменяет эмпирической, но, лишь ограниченность ее преодолевая, целиком содержит ее в себе, ибо в вечности жизнь совместима со смертью, рождение — с умиранием и воскрешением, бытие с небытием.

  Пасха! / Радостно друг друга обнимем. (стихиры Пасхи)

 

  Воскресения день! / Засияем торжеством, / и друг друга обнимем; / скажем: «Братья!» / и ненавидящим нас, – / всё простим ради воскресения / и так возгласим: / «Христос воскрес из мёртвых, / смертию смерть поправ, / и бывшим во гробах, жизнь даровав!» (стихиры Пасхи)

  Хозяин, будучи щедр, принимает последнего так же, как и первого:
Он дает отдых пришедшему в одиннадцатом часу, как и поработавшему с первого;
и последнего Он милует, и о первом печётся;
и тому дает, и этого одаряет;
и дела́ принимает, и намерение приветствует;
и действие ценит, и намерение хвалит.
Так войдите же все в радость Господа сво
его, –
и первые и вторые получи́те награду. /.../

Пусть никто не плачет о своем убожестве,
ибо для всех явилось Царство.
Пусть никто не скорбит о согрешениях,
ибо прощение из гроба воссияло.
Пусть никто не страшится смерти,
ибо освободила нас смерть Спасителя.
(Огласительное слово свт. ИоаннаЗлатоуста)

> Таким образом праздник Пасхи — праздник Любви. "Пасха! Радостию друг друга обымем". Он праздник утверждения и обновления, воскресения всего мира — "вся земля да поклонится Тебе". Он праздник признания абсолютной ценности всякого земного труда и потому радостного прощения. "Рцем Братие! и ненавидящим нас, простим вся воскресением". "Любвеобилен Владыка и принимает последнего как первого... и дела принимает и намерения приветствует, и делания почитает и рассуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа Своего... Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть".

 


* ц.-слав.: "Смерти празднуем умерщвление, / адово разрушение, / иного жития вечнаго начало, / и играюще поем Виновнаго, / Единаго благословеннаго / отцев Бога, и препрославленнаго" (пасхальный канон преп. Иоанна Дамаскина, песнь 7).

** Из Римлянам 6:3-11, апостольского чтения Великой Субботы.

*** 1Ин.3:2, ц.-слав.

*& эти слова встречаются в одной из стихир на стиховне Великой пятницы, но там у них, возможно, другой смыл, чем тот, в каком автор использует их тут, ср. русский перевод о. Амвросия: Когда в гробнице новой / за весь мiр Ты был положен, Искупитель всех, / ад, всяческого осмеяния достойный, / Тебя увидев, устрашился, / засовы были разбиты, сломлены врата, / гробницы отверзлись, мертвые восставали. Возможно, греческеское "пангласто" допускает и такое понимание: "ад, смеявшийся (глумливо) над всеми. Однако, архиеп. Иларион (Алфеев) отмечает, что в современном греч. варианте стихиры стоит "дилео" = "жалкий".

& Римлянам 5:12.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно – не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/t05_367.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии "Человек"
 
 
 

В избранное