Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(7.130/lp31) *В чём смысл праздника Крещения Господня?*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 20-Jan-2016 17:54


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: В чём смысл праздника Крещения Господня?
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

С праздником Крещения Господня!

 

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.

Опубликовано:
A. "Воскресные беседы" // М.: "Паломник", 2002. стр. 172-5.
(Текст уже был в этой рассылке; это скоращенная версия текста, оп. в сб. "Беседы на Радио 'Свобода'" под заголовком "Богоявление / Обновление твари").
B. сб. "Беседы на Радио 'Свобода'", т. II, под заголовком "Богоявление / Самоотождествление, приятие, прообразование".

 
серия "Православный церковный календарь"
 

 (примерно 1300 слов)

 

 

A.

Почему же захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус — Сын Божий, пришедший в мир исцелить грех Своей безгрешностью, приобщить человека к Божественной жизни? Этот вопрос был, как мы знаем из Евангелия, и в сердце самого Иоанна: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"

> Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми — без единого исключения  — грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении... Отождествляет Себя со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества дать нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками своей совершенной и безгрешной жизни. "Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира", — говорит про Него Иоанн Креститель. В наш мир Христос вошел как младенец, и в Своем рождении Он принимает на Себя, Своею делает нашу человеческую природу. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Но не для праведников, а для грешных и погибающих пришел Он на землю, их возлюбил Он Своею жертвенной любовью, им отдает Себя и всю Свою жизнь. И вот в Крещении Иоаннове Он, безгрешный, — с нами, грешными. Он, Спаситель, — с погибающими, ибо никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку. Он соединяется с грешным человечеством, как позднее, в конце, Он, бессмертный, вольно соединится с человеком и в смерти.

> Всё это свидетельствует о том, что Христос хочет спасти нас любовью и только любовью, а любовь — это всегда и прежде всего соединение с тем, кого любишь. Как сказано у пророка Исайи: "Он взял на Себя наши немощи, понес наши болезни, и ранами Его мы исцелились".

> Но есть и второй смысл, еще более глубокий, еще более радостный в крещении нашего Господа и Спасителя в струях иорданских. Вот после крещенской службы выходим мы, верующие, на водоосвящение. Раздаются торжественные, ликующие слова псалма: "Глас Господень на водах...", и раскрывается нам смысл и значение воды как образа жизни, как образа мира и всего творения. И вот в эту воду спускается, в нее погружается, с нею соединяется пришедший в мир — для его спасения и возрождения — Бог. Мир оторвался от Бога, забыл Его, перестал видеть Его и погрузился в грех, темноту и смерть. Но Бог не забыл мира и вот возвращает его нам, сияющий звездной славой и первозданною красой. "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут ре́ки воды живой". В этом мире всё, включая саму материю, самое вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни. Пришествие Бога к Своему творению празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления. "И се, отверзлись Ему небеса..."

> Мы не знаем, что точно ощутил Иоанн, когда трепетной рукой прикоснулся к Спасителю, как увидел это отверстое небо, какой голос услышал. Но был несомненно этот момент ослепительного света, когда всё вспыхнуло и загорелось радостью первозданной красоты, когда мир открылся как мир Божий, очищенный, омытый, возрожденный, наполненный хвалы и благодарения. "Христос приходит обновить всю тварь". Обновление празднуем мы, когда видим священника, кропящего храм новой святой и Божественной водой, кропящего затем нас, наши дома, всю природу и весь мир. Когда видим людей, устремляющихся к этой живой воде, льющейся к жизни вечной.

> Итак, всякий жаждущий да приходит к Нему и получает дар воды живой, дар новой, чистой и возрожденной жизни.

* * *

B.

> Самоотождествление, приятие, прообразование

> Всё таинственно, всё непонятно на первый взгляд в евангельском рассказе о крещении Иисуса Иоанном Крестителем – в рассказе, который лег в основу древнейшего и величайшего праздника христианства – Крещения Господня. Но выслушаем сперва сам этот рассказ:

> Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна во Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1:4-11).

> Cпросим себя: в чём смысл этого рассказа и, следовательно, в чём содержание и радость праздника, с таким воодушевлением отмечаемого каждый год верующими? И, прежде всего, кто этот таинственный Иоанн Креститель, который появляется у всех четырех евангелистов в самом начале их повествования и чье призвание – «приготовить путь Господень, сделать его прямым» (ср. Мф.3:3)? Образ Иоанна – это образ пустынножителя, аскета, покинувшего мiр, а значит, одного из тех странных по мирским понятиям людей, чье назначение – пробуждать легко засыпающую, суетой притупляемую человеческую совесть, потрясать ее призывом раскаяться в зле, грехе и нечистоте нашей жизни. Но, в отличие от всех других проповедников нравственного возрождения, Иоанн одновременно возвещает пришествие Того, Кого сам называет Сильнейшим его. Евреи на протяжении многих веков жили ожиданием Мессии, т.е. Помазанника Божия, Спасителя, несущего людям освобождение от зла и греха. Пришествие Мессии и грядущее спасение составляет тему всех ветхозаветных пророчеств. Все они направлены к одному решающему событию, к одному великому Дню Господню, когда придет, воцарится и восторжествует сам Бог. Что день этот наступает и Спаситель уже пришел – об этом вся проповедь Иоанна. И в подготовке к этому пришествию – смысл крещения, т.е. погружения приходящих и кающихся в воду Иордана, которое совершал Иоанн.

> В Ветхом Завете вода выступает как потоп, в котором Бог погубил зло мiра. Вода – гибель зла и начало очищения тварной природы. «Итак, – словно говорит своим крещением Иоанн, – наступает день суда над злом, очищения от него и спасения». И вот приходит к Иордану Иисус, и Иоанн, узнав в Нём Мессию, крестит Его.

> Но что же означает это крещение? Ведь Пришедший к Иоанну – Сам Судия и Спаситель. О Нём были все пророчества, Его ожидало человечество, и подготовкой, знамением Его пришествия было, как мы сказали, и само крещение Иоанново.

> На этот вопрос отвечает, и удивительным образом, праздник Крещения Господня. И первый смысл этого события, как раскрывают его молитвы и песнопения Церкви, – в самоотождествлении Христа с каждым человеком, а значит – и с каждым грешником. Безгрешный принимает на Себя наши грехи, становится жертвой за всё зло и всю неправду, воцарившиеся в мiре. Погружаясь вместе с другими пришедшими к Иоанну в воду очищения, Он становится Одним из нас, навеки соединяет Себя с нами и через отождествление Себя с грешниками может и нас, грешных, отождествить со Своею праведностью и безгрешностью.

> Второй смысл крещения Христова раскрывается в ликующем песнопении «Глас Господень на водах...». Когда Христос, Сын Божий, погружается в воду, бывшую с ветхозаветных времен символом потопа, т.е. смерти и наказания, она очищается, чтобы снова стать водою жизни, прозрачной для Божественного света и любви Божией. Таким образом, через воду, пронизывающую собою всё в мiре, происходит воссоединение Бога с космосом, оторванным от Него и от подлинной жизни грехом и злом, – воссоединение, когда ликует вся тварь, принимающая в себя Своего Творца.

> И, наконец, третий, заключительный смысл крещения Христова в том, что оно прообразует другое Его погружение – погружение в смерть, которое призвано окончательно разрушить ее владычество над мiром. Всё это уже как бы дано, заранее явлено в таинственной встрече Христа с последним пророком, носителем всей жажды, всех чаяний человечества; в Его встрече с самим творением, с самой материей, предназначенной отныне стать носительницей Духа Божия; в Его встрече со злом, разрушение которого уже началось, и с человеком, чье подлинное призвание раскрывается постепенно. «Трепетен бысть Предтеча»4, – воспевает в этот день Церковь. И мы приобщаемся этой трепетной радости о пришествии к нам, для нашего спасения, возлюбленного Сына Божия – пришествии, включающем каждого из нас, всех людей, всё творение, весь космос в благоволение Божие.


4 Навечерие Богоявления. Чин Великого водоосвящения. Тропарь на Слава и ныне.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/lp31_130.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
 
 

В избранное