← Март 2011 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
|||
14
|
16
|
20
|
||||
21
|
22
|
25
|
26
|
|||
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://messia.ru
Открыта:
25-04-2008
Адрес
автора: religion.prosv-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Уроки общения с ребенком: (6) Что мешает нам его слушать?
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
> 7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалойи поощрением, или похвалойи одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе всё нипочем». > Чем плоха похвала‑оценка? Во‑первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. > Во‑вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. («А почему ты меня сегодня не похвалила?») (см. Бокс 6‑1) Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких‑то своих соображений. > СЫН: Не получаются у меня эти буквы! > МАМА: Что ты, ты прекрасно их написал! > СЫН: Неправда, ты нарочно так говоришь, чтобы я не расстраивался! > А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка? > Лучше всего просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения "я", «мне» вместо «ты»: > ДОЧЬ: Мама, я сегодня по‑русскому получила сразу две пятерки! > МАМА: Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!») > СЫН: Ведь правда, я плохо выступил? > ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то‑то и то‑то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!») > 8. Обзывание, высмеивание: «Плакса‑вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Всё это лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!» > Вот иллюстрация. > Тринадцатилетняя Маша приглашена с мамой на свадьбу. Девочка очень возбуждена, примеряет разные «наряды», хотя выбор не очень большой. Наконец, появляется перед мамой и бабушкой с завитыми волосами, в длинной юбке и туфлях на высоких каблуках (то и другое «занято» у старшей сестры). > МАША (входит, сияя): Ну как?! > МАМА: Господи! Ну и нарядилась! Прямо первая красавица. Смотри как бы тебя с невестой не перепутали. > БАБУШКА: А туфли‑то зачем? Ты в них как жирафа на ходулях! (Лицо девочки гаснет, настроение испорчено.) > МАША: Ну и идите сами, а я никуда не пойду! > 9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это всё из‑за того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь...» > Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!», что неизменно приводило подростка в ярость. > И в самом деле: кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта. > Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обращается к маме. > ПЕТЯ: Мне никто не звонил? > МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звонка Лены. > ПЕТЯ: А тебе всё надо знать. > МАМА: Надо. Например, я знаю почему у тебя второй день плохое настроение: с Леной поссорился. > ПЕТЯ: Мам, ну хватит! Какое тебе дело! > Близок к этому следующий тип ошибок. > 10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты всё‑таки скажи», «Что же всё‑таки случилось? Я всё равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?». > Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И всё‑таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Об этом мы уже говорили на предыдущем уроке. > Привожу дословно короткий разговор, где мать допускает именно такую ошибку: > ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила! > МАМА: Четыре по математике. Почему же ты злишься? > ДОЧЬ: Да, злюсь, а почему, не знаю. А ты спрашиваешь: «Почему да почему?» (Уходит от разговора, замыкается.) > Более удачный вариант был такой (реальный диалог): > ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила! > МАМА: Четыре по математике. Но я чувствую, что ты злишься. > ДОЧЬ: Да, я злюсь, а почему, не знаю. > МАМА: Тебе плохо. > ДОЧЬ: Да, плохо... Я не хочу, чтобы ты уходила. > МАМА: Ты хочешь, чтобы я осталась дома. > ДОЧЬ: Да (просительно). Мам, пожалуйста, не ходи сегодня на занятия! > Удивительно, как одно, совсем, казалось бы, незначительное изменение в ответе взрослого (вместо: «Почему же ты злишься?» «Я чувствую, что ты злишься») может повернуть разговор иначе. > Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам почти незаметной. А для переживающего ребенка эта разница велика: вопрос звучит как холодное любопытство; утвердительная фраза как понимание и участие. > 11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания. > ДОЧЬ (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору, а Сережка Петров поставил мне подножку и я упала. > ОТЕЦ: Ну ничего, пустяки, ты же не разбилась. > ДОЧЬ: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись. > ПАПА: Да брось, не обращай внимания! > ДОЧЬ: Тебе легко говорить, а мне обидно! > 12. Отшучивание, уход от разговора. > СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю. > ПАПА: Как много между нами общего! > Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!».
> Познакомившись с длинным списком неудачных высказываний, родители обычно восклицают: «И это нельзя, и то нельзя... что же можно?» > И тут возникает необходимость активно слушать уже их самих: > — Вы озадачены и растеряны. > — Конечно! Оказывается, что до сих пор всё делали не так. И потом, ответить правильно очень трудно: всё время лезут привычные советы и замечания. > — То есть вам трудно подбирать необходимые фразы. > — Ну да, они такие непривычные. Неужели нельзя по‑старому? > — Вам хочется по‑старому... > — Да!... то есть нет. Я же вижу, что это ни к чему хорошему не приводит! > В таких случаях мой учитель, профессор Алексей Николаевич Леонтьев любил приводить одно сравнение, и снова речь пойдет о велосипеде. > Представьте себе, что люди никогда не видели велосипедов. И тут им на суд предлагают сразу две конструкции: трехколесный и двухколесный. Какой велосипед они предпочтут? Конечно, трехколесный. Почему? Потому что, сев на него, они поедут сразу легко и «естественно». Преимущества же двухколесного останутся для них за семью печатями... пока они не затратят время и усилия на овладение им. Вот тогда они поймут все замечательные свойства «неудобного» велосипеда. > Замечу, что наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками это не «естественные», а тоже выученныефразы. Но они подобны неэффективной езде на машине старой конструкции. > Психологи всего мира потратили много усилий, чтобы усовершенствовать эту конструкцию и помочь родителям научиться «ездить» на «лучшей машине». В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху». > Очень важно научиться слышать собственные ошибки. Давайте для упражнения нашего слуха разберем запись «типичного домашнего конфликта», сделанную мамой. Были ли некоторые ответы родителей неудачными, и если да, то к какому типу ошибок они относились? > ДОЧЬ (четырех лет): Мама, кушать скорее! > МАМА: Садись, я уже налила. > ДОЧЬ (Садится за стол, гримаса): У, этот суп невкусный. Я не буду. > МАМА: Оставь и уходи. (Приказ.) > ДОЧЬ: Я есть хочу! > Вмешивается папа. > ПАПА: Сядь и ешь без капризов! (Приказ.) > ДОЧЬ (на грани слез): А я с морковкой не люблю. > МАМА: Я тебе ее выловлю. > ДОЧЬ: А всё равно... > МАМА (взрывается): Я не для того варила, чтобы ты тут носом крутила! (Назидание, критика.) > У дочери закапали первые слезы... > ПАПА: Сядь хорошо и ешь. Набирай ложку. В рот! Жуй, жуй, а не держи во рту! (Приказ, команда.) > ДОЧЬ: А мне невкусно!!! > МАМА: Уходи из‑за стола, ходи голодная. (Команда, угроза.) > ПАПА: Я вот сейчас... (Угроза.) > Дочь со слезами берет ложку, начинает есть через пень‑колоду. Через минуту ест нормально, через пять минут съедает всё. Но настроение у всех испорчено. > Хотелось бы в заключение этого урока привести другой реальный диалог, который показывает, как родители вполне успешно овладевают методом активного слушания. Это тоже документальная запись одной мамы. > "Рассматриваем с дочкой фотографию группы детского сада. Дочка показывает на воспитательницу (замечаю, что на фотографии ее лицо поцарапано): > ДОЧЬ: Видеть ее не могу! > Я: Тебе очень неприятно ее видеть. > ДОЧЬ: Да, она очень злая. > Я: Она тебя обижала. > ДОЧЬ: Да, она ругала меня борзой собакой и говорила, что если я наябедничаю, то уж она тогда... > Я: Тогда она что‑то сделает. > ДОЧЬ: Да. Она не говорила, что. > Я: Тебе не хотелось это рассказывать раньше. > ДОЧЬ: Да, я боялась (готова заплакать). > Беру ее на руки". > В этом диалоге мама уже в первой фразе избежала возможной традиционной ошибки «воспитательного» замечания. Она вполне могла бы ответить: «Как ты можешь так говорить о воспитательнице! И почему ты поцарапала фотографию?» Вместо этого она «озвучила» чувство ребенка, показала, что готова разделить и принять его. Это помогло девочке освободиться от загнанных вглубь страха и обиды. Навернувшиеся слезы слезы облегчения.
> ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
> Задание первое> Попробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя (ключ вы найдете в самом конце урока).
> ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному! > МАТЬ: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (1) > ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь как было больно! > МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов. (2) > ДОЧЬ: Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь! > СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе. > МАТЬ: Ну, ничего, кому‑то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик; а потом сам виноват. (3) > СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть! > МАТЬ: Откуда ты знаешь, что он слабее? (4) > СЫН: Знаю! Я один из лучших в команде. > МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (5) > СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...
> Девочка пяти лет отцу (плачет) > ДОЧЬ: Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается. > ПАПА: Да, действительно. А как это случилось? (6) > ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку‑у‑колка! > ПАПА: Ну успокойся. Давай что‑нибудь придумаем. (7) > ДОЧЬ: Не могу‑у успокоиться, ку‑у‑колка моя... > ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик. (Улыбается). (8) > ДОЧЬ (плачет сильнее): Не хочу представлять... Не смейся. Я убью его в следующий раз! > ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал! (9) > ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма‑аам, посмотри...
> Задание второе> Сделайте то же, что в задании 1, на этот раз рассматривая рисунки: 6.1, 6.2, 6.3. (Ключ в конце урока).
> Задание третье> Понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что‑то случилось. Не узнаете ли вы в них некоторые типы высказываний из нашего списка? Продолжайте упражняться в активном слушании. Это самый главный навык, без овладения которым будет невозможно продвигаться дальше в наших уроках.
> Задание четвертое> Попробуйте провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего сына или дочери. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.
> ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ> ВОПРОС: Что, так уж никогда нельзя задавать вопросы, давать советы и так далее? > ОТВЕТ: Замечу еще раз, что все разобранные нами типы ответов не стоит применять вместо активного слушания, то есть, когда у ребенка есть эмоциональная проблема. Если он спокоен или если вы чувствуете, что эмоциональный контакт у вас уже есть, то можете беседовать более свободно. > Один вопрос среди десяти «понимающих» фраз вряд ли испортит дело. Некоторые родители даже находят полезным иногда нарушать строгие правила активного слушания, чтобы их новый стиль беседы с ребенком не выглядел уж столь отличным от старого. Однако важно узнавать «старые» фразы и не позволять им выскакивать автоматически. > ВОПРОС: А что если ребенок настойчиво требует невозможного, и при этом плачет или очень расстроен? Ведь слушание здесь не поможет. > ОТВЕТ: Всё‑таки попробуйте его активно послушать. Ваши первые фразы, в которых он услышит участие, могут несколько смягчить обстановку. Вслед за этим попробуйте помечтать с ним вместе о невозможном (см. Бокс 6‑2).
|
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
|
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.messia.ru/r2/5/c11_123.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||
В избранное | ||