Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

Еще о Декалоге



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Еще о Декалоге

В связи с возникающими иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по материалам книги: Катехизис Католической Церкви. (Раздел II. Пункты 2052-2082).
Опубликовано: catholic.uz/tl_files/library/books/catechism/0321.htm.

 
серия "заповеди, добродетели"
 (примерно 1400 слов)
 

> Десять Заповедей

«Учитель, что сделать мне?..»

> «Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В ответ молодому человеку, задавшему этот вопрос, Иисус сперва напоминает о необходимости признавать «одного Бога» благим, как высшее Добро и источник всяческого блага. Затем Иисус говорит ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». И Он приводит собеседнику правила, касающиеся любви к ближнему: «не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать». Наконец, Иисус соединяет все эти заповеди в одно положительное предписание: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 19,16-19).

> К первому ответу добавляется второй: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф 19,21). Второй ответ не аннулирует первого. Следовать за Иисусом Христом - значит и исполнять заповеди. Закон не нарушен1, но человеку предлагается открыть его в Лице Учителя, Который есть совершенное его исполнение. <....>

> Иисус воспринял Десять Заповедей, но он выявил силу Духа, действующую в их букве. Он проповедовал «праведность, превосходящую праведность книжников и фарисеев» (Мф 5,21-22), как и праведность язычников3. Он раскрыл во всей полноте требования заповедей: «Вы слышали, что сказано древним: ,,не убивай; кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5,21-22).

> Когда Иисусу задают вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф 22,36), Он отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22,37-40)4. Десять Заповедей надлежит толковать в свете этой двойной и единственной заповеди любви, которая есть полнота Закона:

> Заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим 13,9-10).

Декалог (Десять Заповедей) в Священном Писании

> Слово «Декалог» буквально означает «десятословие», «десять слов» (Исх 34, 28; Втор 4,13; 10, 4). Эти «десять слов» Бог открыл Своему народу на священной горе. Они начертаны были «перстом Божиим» (Исх 31,18; Втор 5,22), в отличие от других предписаний, написанных Моисеем5. Они в высшем и самом точном смысле - слова Божии. Нам они переданы в книге Исхода6 и в книге Второзакония7. Уже священные книги Ветхого Завета ссылаются на «десятословие»8, но его полный смысл будет открыт Новым Заветом в Иисусе Христе.

> Декалог становится понятным прежде всего в контексте Исхода, который был великим событием освобождения, совершенного Богом в центре Ветхого Завета. Сформулированы ли они как отрицательные правила, то есть запреты, или носят положительный характер (как «почитай отца и мать твою»), «десять слов» определяют условия жизни, избавленной от рабства греха. Декалог - это путь жизни:

> Если будешь любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: то будешь жить и размножишься (Втор 30,16).

> Эта освобождающая сила Декалога проявляется, например, в заповеди о субботнем отдыхе, которая предназначена и для чужеземцев и рабов:

> И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою (Втор 5,15).

> В «десяти словах» содержится в сжатой форме и провозглашается Закон Божий: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среди огня, облака и мрака, громогласно, и более не говорил, и написал на двух каменных скрижалях, и дал их мне» (Втор 5,22). Поэтому скрижали (таблицы) эти называются «скрижалями откровения» (Исх 25,16). В них содержатся условия союза (завета), заключенного между Богом и Его народом. Эти «скрижали откровения» (Исх 31,18; 32,15; 34,29) должны быть помещены в «ковчег» (Исх 25,16; 40,1-2).

> «Десять слов» произнесены Богом во время Богоявления, («лицем к лицу, на горе из среды огня»: Втор 5,4). Они принадлежат к откровению Богом Самого Себя и явлению Его Славы. <Дарование> заповедей - это <дарование> Богом Самого Себя и Своей святой воли. Позволяя народу узнать Свою волю, Бог открывает ему Самого Себя.

> Дарование заповедей и Закона принадлежит к Завету, заключенному Богом со Своими. По книге Исхода, откровение «десяти слов» дано между предложением Завета9 и заключением его10 - после того, как народ пообещал «сделать» всё, что сказал Господь, и быть «послушным» (Исх 24,7). Декалог передается только после напоминания о Завете («Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве»: Втор 5,2).

Значение заповедей полностью раскрывается внутри завета. По Священному Писанию, нравственное поведение человека приобретает весь свой смысл в завете и через завет. Первое из «десяти слов» напоминает о первичности любви Бога к своему народу:

> Поскольку в наказание за грех человек перешел из рая свободы в рабство этого мира, первая фраза Декалога, первое слово заповедей Божиих касается свободы: «Я Господь, Бог твой. Который вывел тебя из земли Египетской, из лона рабства» (Исх 20,2; Втор 5,6)11.

> Собственно заповеди идут потом: они говорят о значении принадлежности Богу, установленной заветом. Нравственно совершенная жизнь - ответ на инициативу Господней любви. Она - благодарность, дань почитания Ему и возношение благодарения. Она - сотворчество с замыслом, который Бог осуществляет в истории.

> Завет и диалог между Богом и человеком находит свидетельство еще и в том, что обязательства сформулированы в первом лице («Я Господь...») и обращены к другому субъекту («ты»). Во всех заповедях Божиих адресат обозначен личным местоимением в единственном числе. Бог объявляет Свою волю всему народу и одновременно - каждому в отдельности:

> Господь предписал любить Бога и научил справедливости к ближнему, чтобы человек был справедливым и достойным Бога. Так Декалогом Бог готовил человека стать Божиим другом и иметь одно сердце с ближним (...). Слова Декалога так же неизменно остаются и у нас (христиан). Они не только не отменены, но расширены и развиты явлением Господа во плоти12.

Декалог в Предании Церкви

Верное Священному Писанию и примеру Христа, Предание Церкви признает первостепенную роль и значение Декалога.

> Начиная со св. Августина, «Десять Заповедей» занимают центральное место в подготовке оглашаемых к Крещению и в катехизации верных. <....> Церковные катехизисы часто излагали правила христианской морали, следуя порядку «Десяти Заповедей».

> Деление и нумерация заповедей менялись на протяжении истории. <В Католической Церкви принят порядок заповедей, установленный св. Августином. Та же нумерация принята и в протестантских> конфессиях. Греческие Отцы создали несколько иное деление, которое мы находим в Православных Церквах и в реформатских общинах. <(В этом выпуске рассылки нумерация заповедей приведена в соответствие с православной традицией.)>

> Десять Заповедей выражают требования любви к Богу и к ближнему. <Четыре> первые относятся в большей степени к любви к Богу, а <шесть> последующих - к любви к ближнему.

<....>

Единство Декалога

Декалог представляет собою неразделимое целое. Каждое его «слово» отсылает к каждому другому и ко всем «вместе»; они взаимно обуславливают друг друга. Две скрижали взаимно поясняют друг друга; они составляют органичное целое. Нарушить одну заповедь означает нарушить их все16. Нельзя почитать человека, не благословляя Бога, его Создателя. Нельзя любить Бога, не любя всех людей, Им созданных. Десять Заповедей объединяют <религиозную> и общественную жизнь человека.

Декалог и естественный закон

> Десять Заповедей принадлежат к Откровению Божию. В то же время они учат об истинном человечестве человека. Они подчеркивают основные обязанности, следовательно, косвенным образом и фундаментальные права, присущие природе человека. В Десяти Заповедях содержится высшее выражение «естественного закона».

> С самого начала Бог укоренил в сердцах людей предписания естественного закона. Затем Он ограничился напоминанием о них. Это и был Декалог17.

> Предписания Декалога принадлежат к Откровению, хотя они и доступны разуму как таковому. Чтобы достичь полного и уверенного познания требований естественного закона, грешное человечество нуждалось в этом Откровении:

> Полное объяснение заповедей Декалога стало необходимостью в состоянии греха из-за помутнения света разума и искривления воли18.

<.....>

«Без Меня не можете делать ничего»

> Иисус сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15,5). Плод, о котором идет здесь речь, это святость жизни, обогащенной союзом с Христом. Когда мы веруем в Иисуса Христа, приобщаемся Его тайнам и соблюдаем Его заповеди, Спаситель Сам приходит к нам, чтобы в нас любить Своего Отца и Своих братьев - нашего Отца и наших братьев. Благодаря Духу Святому, Его Личность становится для нас живым и внутренним правилом нашего поведения. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15,12).

<.....>


1 Ср. Мф 5,17.
2 Ср. Мф 19,6-12. 21.23-29.
3 Ср. Мф 5,46-47.
4 Ср. Втор 6, 5; Лев 19, 18.
5 Ср. Втор 31, 9. 24.
6 Ср. Исх 20, 1-17.
7 Ср. Втор 5, 6-22.
8 Ср., напр. Ос 4, 2; Иер 7, 9; Иез 18, 5-9.
9 Ср. Исх 19.
10 Ср. Исх 24.
11 Ориген, Проповеди на Исход 8, 1.
12 Св. Ириней, Против ересей 4, 16, 3-4.
16 Ср. Иак 2,10-11.
17 Св. Ириней, Против ересей 4, 15 1.
18 Св. Бонавентура, На книги сентенций 4, 37, 1, 3.

См. также:
свящ. Александр Мень о Декалоге в "Библиологическом словаре"

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/z06_066.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 

В избранное