Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА. Рассылка всех обновлений сайта.


Информационный Канал Subscribe.Ru


ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА

 

Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru


08.11.2002
НА ЗЕМЛЕ МЫ ИЛИ НА НЕБЕ?

 

При всем сочувствии протестантизму мне все же не дает покоя один вопрос - об эстетическом восприятии протестантского богослужения и всего вокруг него. Скорее именно в этом "вокруг" и проблема. Сама простота протестантских собраний мне даже импонирует. Видно, вдосталь пресытился обрядовым символизмом. А вот "вокруг"┘. Все эти косвенные элементы. Особенно музыка, слова┘ Каким-то странно примитивно-сентиментальным многое кажется┘ Я бы сказал нарочито┘ Как оказалось, это далеко не только мое субъективное восприятие.

И вот на двух баптистских форумах в Интернете я так прямо и спросил:

Баптисты мне во многом близки и симпатичны. Но вот интересно - многое не могу принять чисто эстетически. Если по правде, то просто иногда коробит от музыки, особенно текстов. Может это простота во Христе. Умом понимаю, душой принять не могу. И это не "прививка" православием. Помню,- а к вере я когда-то пришел через баптизм, - мне с самого начала что-то не очень все шло. Вы не чувствуете что-то подобное?

Как оказалось это "подобное" ощущают сами баптисты.

"Да будут украшением вашим не внешнее..."

...к месту и не к месту цитируя этот стих, напрочь искажают его смысл...этим стихом не порицалось украшение как таковое, а лишь подчёркивалось, что не внешнее должно быть во главе угла...

...а мы, протестанты, часто понимая все буквально, с ревностью кидаемся все исполнять, при этом с водой выплескивая и ребенка...
...кто бы знал, какое это испытание слушать "прославления" в некоторых церквах...примитивизм текстов и мелодий ужасает...а исполнение вызывает желание куда-нибудь спрятаться...
...все это оправдывают тем, что славят Бога в "простоте сердца", как могут...я могу это принять и принимаю, поскольку много лет с Богом и научилась снисходить...но что при этом думают неверующие, входящие в наши церкви?...часто это просто оскорбляет слух...
...я рассуждаю как профессионал... может для многих не так и заметно - си или си бемоль, есть рифма или нет, несет ли гимн какую-то смысловую нагрузку или так, набор слов и проч...

..но надо признать, что минимализм в протестантстве - серьезная проблема...наше дилетантство ничем не оправдано...профессионализм необходим..."
"С эстетикой у нас явно далеко не всё в порядке. И с музыкой в частности"┘
"Да от текстов и меня иногда коробит. От музыки, кстати, больше (до сих пор с содроганием вспоминаю общее пение┘ - "Э-О-О-Имя-а-а-и-и"). Бывает и от украшений молитвенных домов. Бывает и от стихотворений-декламаций. Бывает и от проповедей┘"

Но тут же типичный ответ:

"В этом ли дело?
Христианство - это встреча со Христом. А всё остальное - наносное.
Поиски второстепенного в христианстве всегда убивают главное. Что толку от машины с великолепным стерео, которая не едет?"

"Стремление к красоте ради самой красоты - грех. Просто грех. Обожествление красоты - идолопоклонство. Знаменитая легенда о том, как князь Владимир веру выбирал, показательна тем, что вернувшиеся из Константинополя послы рекомендовали князю православный вариант христианства не из-за того, что осознали свою греховнось, поняли величие Христа Вседержителя, а на основании "эстетических" пристрастий". Они рассказывали, что находясь в св.Софии не могли понять: на небе они или на земле. Так всё было потрясающе красиво. Но внешнее, по моему мнению, поглотило внутреннее. Соловьев, кажется, отмечал, что после этого события "Русь крестили, но не просветили"┘

А если это не просто стремление к красоте любой ценой? Если это просто свидетельство какой-то нарушенной гармонии? Вот это как раз меня беспокоит, а не действительно праздное и побочное желание "красивости". Да и нет особо такого желания, если по правде. Чересчур замысловатое пение в храме прихожане не столько любят, сколько "терпят". Мне даже кажется, что многие предпочитают ранние литургии по воскресеньям не в последнюю очередь потому, что там пение простого хора┘ Просто даже отдыхаешь душой от этих гремучих "профессионалов"-наемников, без которых почему-то никак нельзя┘
Нет.. дело не в этом. Не в самом эстетизме, которого и у нас в храме явный неизбыток. Безвкусица на каждом шагу. Но есть какой-то заряд, некая потенция┘ Ты понимаешь, что все "некрасивости" в православном храме от несовершенства не самого православия, а конкретно несовершенных в православии людей. Как-то легко представить даже, как все гармонично где-то далеко┘ в недостижимом, но вполне реальном пространстве.
Вот это как раз у баптистов не чувствуется. Чувствуется, что этот "минимализм" - неотрывная часть всего, самой сути. И вряд ли можно согласиться, что

"┘баптистам и проч. в России около 100 лет, в большинстве это "простые люди", которые сами песни придумывали и таких же "простых людей" тексты вполне устраивают┘"

Ведь совершенно ясно, что

"Христианство - преображение человека во всей его полноте. Покаяние (метаноя) преображает в человеке в том числе и его понимание прекрасного. Тяга, стремление к красоте - стремление к божественному. Это аксиома. Отрицание эстетической стороны богопочитания, хотя бы и на основании тезиса "простоты во Христе" - абсурд┘"

"А у нас, баптистов (коль уж речь пошла за нас , любимых) иногда подчеркивается, демонстративно подчеркивается антиэстетичность. Это и есть, якобы "простота во Христе", что на самом-то деле является конечно юродством, но не по Богу. Я думаю, что это не есть хорошо и не по тому это происходит из-за того, что в протестантизме якобы изначально заложено стремление уйти от внешней красоты с целью сосредоточения на внутреннем┘"

Так так┘ а от чего же? Послушаем дальше┘


"Мне же кажется, что в протестантизме присутствует мощное эстетическое начало. Только направлено оно не столько на развитие эстетики богослужения, сколько на культивирование красивого, эстетического "вокруг себя": в семье, доме, обществе, государстве. Со времён Лютера цель христианина-протестанта заключается в том, что бы всё буквально всё вокруг себя превратить в богослужение. И кухарка моет посуду во славу Господа, следовательно и понимание прекрасного сосредоточено в протестантизме не в храме, месте богослужения, а на "всём что ты делаешь"


Стоп.. а не здесь ли ключ к ответу?. Здесь тоже прозвучало это "вокруг", с чего я сам и начинал. Но я говорил о "вокруг" богослужения┘, а эстетизм надо было искать "вокруг себя"┘
Вот почему мы не понимаем друг друга. Для нас все христианство это богослужение. По его качеству мы и сверяем "истинность". Наши богослужения насыщеннее, многословнее, многограннее, многосимволичнее, продолжительнее┘ Но именно потому, что нам хочется продлить свое христианство. Иначе, если коротко (то есть меньше трех часов), как сказал один православный, "я ухожу недовольный и неудовлетворенный"

И вот за порогом храма кончается наше христианство и наша "красота"┘ Ведь до чего же не устроен эстетически наш быт! Даже в устройстве жилища у нас есть только то лучшее, что мы скопировали у Запада┘ И чем "православнее", тем больше нарочитой той самой антиэстетичности, возведенной в ранг добродетели. И все это на фоне рулад "больших хоров" и многоцветии росписей и убранства храмов. Все самое свое "красивое" мы унесли в храм. Ибо только там и ожидаем Бога.

Бог попустил дьяволу спародировать православие. Мы пережили эпоху антирелигии коммунизма. Где все продолжилось в том же русле. Трущобы, унылый быт, скучные лица рядом с восторгом, музыкой и многоцветием демонстраций, зрелищ, спартакиад и прочей мишуры, вливаясь в которую советский человек , как под наркотиком, начинал чувствовать "пульс вечности" и восторженно ждал "светлого будущего".

Бог это попустил. Разве зря мы страдали? Усвоили ли мы урок?
Не указание ли это нам? В храме мы пребываем на небе┘ Нам кажется несущественным земное. Однако же христианство это религия встречи земного и небесного. Такими страданиями и неисчислимыми жертвами Бог нам дал это вспомнить┘

Так вспомним же о земле. Но не опустимся на нее. А соединим земное и небесное. Пусть не только богослужение наше в храме станет более приближенным к реальной жизни, но и вся наша жизнь пусть станет бого-служением. Именно служением.. Богу и людям. Тогда наше удовлетворение будет всегда насыщено, ибо продолжаться такое богослужение будет не два-три часа, а все 24. И мы будем помнить, что здесь на земле мы для того, чтобы землю эту преобразить и освятить. Нашей жизнью в Боге. В любви к нему и к людям. И тогда прекрасное, которое, как в сжатой пружине, таится в православии, заполнит весь мир. И будет именно так, как некогда сказал наш великий писатель-пророк Достоевский - красота спасет мир.

Свящ. Александр Шрамко


Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное