Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА. Рассылка всех обновлений сайта.


Информационный Канал Subscribe.Ru


ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА

 

Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru


21.06.2002
ГЛЯДЯ НА ИКОНУ НОВОМУЧЕНИКОВ

 

В алтаре нашей церкви новая, прекрасно написанная икона. Новомучеников земли Белорусской┘ Именно Так будет называться один из пределов нового строящегося храма. Икона удивительно притягивает к себе и, конечно, толкает на размышления. Почему-то далеко не праздничные.

Снова и снова задумываешься над тем самым "наследием новомучеников", о котором частенько говорят, да как-то неясно, что же имеют в виду. Икона замечательна тем, что иконописцы подошли к делу неформально и все лики не только подписаны с указанием фамилии , но даже довольно точно соблюдено портретное сходство. Но вот восхищение по поводу такой тщательности и добросовестности мастеров постепенно сменяется каким-то смутным чувством неестественности такого детального подхода. Все в рамках какого-то уже знакомого повсеместного желания "отдать дань подвигу"┘ и поскорее. Имя фамилии портреты, многостраничные списки┘ как протокол, за которым уже и не видны личности. Что лично для меня значит этот новомученик или этот?┘ Что значат и говорят эти ряды званий , имен и фамилий для православного верующего? Сквозь эту скрупулезность почтить каждого святого конкретным упоминанием и даже портретным изображением сквозит в общем-то полная его безликость для нас и наше к нему равнодушие.

Как же так получилось, что святые, столь близкие и родные по духу и времени , оказались для нас мертвой записью на скрижалях "почитания"? Сама их канонизация не выросла из естественного почитания и зримых личных знаков благодати, а на основании протоколов допросов, зафиксированных в бумагах лживой власти. Именно оттуда и выуживались факты, кто и как держался на допросах , отрекался от веры и Церкви или не отрекался. Сомнительный источник, что и говорить┘ Не говоря уже о каком-то мистическом доверии к этой могущественной карающей структуре, "авторитетной и серьезной". И еще один "авторитет" - советская прокуратура┘ Без ее справочки о реабилитации ни о какой святости не может идти речь┘ Оказывается для святости необходима "невиновность" для государства. И не простого государства, а выросшего из диктатуры безбожной истерии. Так вот и получается, что самая высшая для нас инстанция это власть.

Кроме 23 собственно белорусских новомучеников, на иконе изображены и лики других святых, жизнь которых каким-то образом была связана с Беларусью. В том числе и семья Николая Второго - ведь он был правителем и "Белыя Руси"┘ И, глядя на икону, понимаешь, что он тут, как ни сомнителен его мученический подвиг, да и вся царская семья, конечно, наиболее персонифицированная фигура. И какое б там ни было, но к нему личное отношение определенно существует. Его конкретно жизнь и судьба является предметом поклонения, переживаний, столкновений мнений, споров┘ Он для нас живой человек. Можно, конечно, сказать, что это просто исторически крупная фигура. Но не совсем так.

Сравнительно недавно в Белоруссии был канонизирован праведный Иоанн Кормянский. Это был сельский батюшка, о котором и вспомнили-то, наверное, только когда обрели его нетленные мощи. "Обычная" святая жизнь без того яркого ореола, которым так или иначе увенчан мученический подвиг. Но тут же возгорелся интерес к его жизни, стали всплывать воспоминания, факты, те самые личные знаки благодати. Его жизнь стала живым примером праведности, по которой так тоскует истинно верующая душа. А иначе зачем и канонизировать святого, если только не для подражания его святой жизни. Святому ведь почести не нужны. А мы решили именно "отдать почести", оставив за скобками саму сущность новомученичества. Оно оказывается не понятым, не близким большинству верующих. Поэтому даже достаточно яркие в историческом плане святые оказываются безликими. Как, например, канонизированный в соборе белорусских новомучеников архимандрит Серафим Шахмуть. Ведь именно он был главным действующим лицом в огромнейшей работе по открытию храмов в оккупированной Белоруссии. Нужно было ездить по всей стране, способствуя словом и делом восстановлению угасшей церковной жизни - в восточной Белоруссии до войны уже не было ни одного действующего храма. Но кому это теперь интересно? Он стоит среди прочих.. Портретное сходство, чин, имя, фамилия┘. Так помещают фотографии и пишут на кладбище, прекрасно понимая, что, скорее всего, эти изображения и надписи будут что-то говорить только для родных и близких, которым, собственно, эти анкетные данные не нужны.

А храмы, "как известно", открыл товарищ Сталин┘ Вдохновленный неким заморским митрополитом┘ Чуть ли не духовный подвиг. Эдак и до канонизации недалеко. И я лично не могу поручиться, что этого позора не будет. Уже попахивает и канонизацией Распутина, Ивана Грозного. Канонизировали адмирала Ушакова за "патриотизм". Чем хуже диктатор Сталин, возглавивший победу в самой страшной для России войне? Его антихристова сущность остается "за кадром", поскольку там же остается Христова сущность подвига новомученичества. И не к нам ли сейчас так ясно и определенно обращены таинственные слова Спасителя:

"Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы." (Лук 11, 47-48)

Свящ. Александр Шрамко


Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное