Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА. Рассылка всех обновлений сайта.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА

 

Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru


02.11.2001
ТАБУ ВМЕСТО СОВЕСТИ

 

⌠Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом■. (Мф 12, 43-45)

 

В церковь приходят грешники. Естественно и понятно - ведь это же лечебница┘Для излечения от греха сюда и приходят. Грех даже может найти себе уютное пристанище в церкви, а то и возвышение┘. .. Не очень естественно, печально, но объяснимо √ ложь всегда умела рядиться в одежды правды и добродетели ┘

Не так легко понять другое

Почему, окунаясь в церковную среду, люди склонны терять некоторые добрые и вполне христианские по духу качества души? Особенно такие, как открытость, непосредственность, искренность, чуткость┘

Казалось бы, человек очистился покаянием, вокруг него братья┘ Не ждешь удара исподтишка.. Так должно быть, по крайней мере.. Как правило┘ Ведь что такое Царство Божие по-простому? Это там, где не нужно защищаться┘ Блаженство, открытость, мир┘

Церковь же √ зримо осуществляемое Царство Божие. Свидетельство, возвещающее грядущее совершенство. Благодать, немощствующих врачующая и оскудевающих восполняющая┘ Почему же нередко не успев излечиться, где-то на подступах к Церкви, в каком-то заразном приемном боксе пришедший подхватывает такую болезнь, которая расшатывает всю его иммунную систему, делает невосприимчивым к истинному церковному лечению?

Приходит человек с открытой душой, с доверием, с радостью и надеждой┘ Не это ли мы называем ⌠первоначальной благодатью■? То, что действительно дается ни за что, как и положено благодати. Просто бурно прорастает она в чистой и восприимчивой душе. Держи, человече, ее, пока можно. Потом ты ⌠воцерковишься■┘ Там уже не до благодати. Гнет, ломает себя человек, чтобы соответствовать┘ Горше то, что не знает чему┘ По сторонам оглядывается √ православный имидж по крохам собирает. Дело нелегкое, и кажется √ да это ж она, та самая духовная брань, о которой в книжках написано. А книжек много, и написано в них то так да этак. Надо к ⌠опытным■ приглядеться - каковы они церковные стандарты? Вот уже и есть в голове твоей прокрустово ложе, в которое предстоит до конца дней своих запихивать твою неповторимую душу. ⌠Смиряется■┘ Оно как бы и соответствует:

⌠Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее■ (Мф 16, 24)

Только вот ради Него ли? И так ли уж теряем? Нет, боимся потерять, куда там┘Сберечь, запрятать, затесать в штампы хотим┘ Вот и замкнутость, лицемерие, ревнивый взгляд по сторонам √ если я, то пусть и другие корежатся┘ А что же Он говорит дальше?

⌠Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?■ (Мф 16, 24)

Бедный человек, то же сделал ты с душою своей? И там потерял, и здесь не приобрел┘

┘Молодой священнослужитель под тяжестью внезапно нахлынувших житейских и семейных забот вдруг роняет фразу: ⌠Хорошо быть неверующим.. Никакой тебе ответственности, никакого долга √ все забыл и живи спокойно■. Несерьезно, конечно, с юморком сказано. Но, как говорится, в любой шутке есть доля шутки┘ ⌠И что, ты думаешь, у неверующего человека нет ни ответственности, ни чувства долга, ни иных моральных критериев, через которые он не может переступить?■ - ⌠Ну, а чего ему не переступить, делай что хочешь √ бояться-то некого┘■

Подумать только! Даже забыто о существовании совести. Но не в этом ли разгадка?

Пока мы далеки от церковности, Бог дает знать о себе через внутренний голос, √ совесть руководит нами. Мы можем этот голос заглушить, но если к нему прислушаться, то без книг и наставлений будешь жить так, как задумано Богом┘ Какова же была бы духовная сила человека, если бы обретенное знание о Боге он добавил к голосу совести! Но беда в том, что мы не столько добавляем, сколько заменяем его тем, что слишком иногда опрометчиво называем верой┘ Но как же часто мы принимаем за веру просто доверие к закону, запретительной заповеди, ко всему тому, что должно замениться благодатью. Благодать гораздо роднее с совестью, чем с законом. Благодать преумножает совесть, тогда как закон дает средство ориентации для тех, кто разучился слушать ее голос. Это пройденный этап дохристианской истории. Нам дано все, чтобы взлететь, но нам уютнее кутаться в норке табу, запретов, установлений┘Мы где-то слышали, что вера превыше всего и с легкостью ставим превыше всего нашу доморощенную ⌠веру■, становимся глухи и бесчувственны. Любой поступок, если даже он осуждается совестью, признается правильным, если он по не противоречит табуированной схеме нашего мировосприятия. Так начав духом, мы заканчиваем плотью (Гал 3,3). И если хорошо натренироваться, то уже не будет никакого голоса совести, а только мертвая схема, имеющая только вид благочестия, но сколь же далекая от него. Поэтому так и страшна ⌠религиозность■ √ она не остановится ни перед чем, только дай ей ⌠освященное■ оправдание. Но самое страшное, что это могила для истинной веры √ как же ⌠верующему■ еще и веру искать?

Свящ. Александр Шрамко


Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное