Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА. Рассылка всех обновлений сайта.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА

 

Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru


Запись 26.01.2001


ЕЩЕ РАЗ О КОДАХ В СВЯЗИ С ВОПРОСОМ О ДОВЕРИИ

 

В предыдущей записи о возне вокруг номеров я хотел обратить на еще один немаловажный момент. Судя по некоторым отзывам а также статье Максима Шевченко “АПКАЛИПСИС СЕГОДНЯ” (НГР, № 1, 2001), этот упущенный момент очень даже важен.

Вопрос такой. Чем же все-таки объяснить политику “непротивления” церковной иерархии по отношению к “противономерной” кампании?

Некоторые даже предположили, что это связано с возможностью сравнительно безопасно продемонстрировать силу своего социального влияния, то есть “без драки попасть в большие забияки”. На первый взгляд, такое предположение вполне резонно. Тем более, что накануне в социальной доктрине, принятой на последнем архиерейском соборе упоминается возможность “гражданского неповиновения”. Такое объяснение, однако, в данном случае не столь существенно, поскольку достаточно убедительно проглядывает здесь другая тенденция. На уже упоминавшейся встрече священства и чиновников один из влиятельных минских священников откровенно высказал главную причину “непротивления”.

Причина эта известна, но о ней предпочитают помалкивать. Дело в том, что, мол, вы же понимаете, мы не против, но нам… не поверят прихожане. Зачислят в разряд "запечатанных", тем более, что большинство священнослужителей уже получили эти паспорта - за границу-то без них не выедешь. Такое утверждение о недоверии к собственным пастырям кажется, на первый взгляд, совершенным абсурдом. Возникает вопрос – что же мы за пастыри, если нам не верят пасомые? Куда мы идем, если за нами не хотят идти? Звучит скандально на фоне , казалось бы, благолепного иерархического устройства церкви и повсеместно декларируемого “послушания”. Ставится под вопрос сама дееспособность иерархии. Поэтому и предпочитают помалкивать об этой главной причине.

Если же не прятать голову в песок, то нужно признать этот неумолимый факт – многое в церкви, далеко не только в ситуации с кодами и номерами, сейчас определяется этим недоверием. Приходиться, грубо говоря, потакать толпе. Ведь направление ее движения определяется факторами, далекими от того, чтобы назвать их церковными. Можно говорить о стихийных социальных инстинктах, можно говорить о целенаправленной организации этого движениями. Нот одно ясно – повлиять на него иерархия бессильна. Ей остается только идти где-то рядом, то забегая вперед и делая вид, что, мол, вы не сами идете, но мы вас ведем, то поотставая и как бы подмигивая тем, кто не с толпой: “Ну, вы же понимаете…”.

В своей статье Максим Шевченко призывает иерархию к решительным действиям, как разъяснительным, так и запретительным по отношению к наиболее ретивым борцам с ИНН. Иначе, как он говорит, ей “придется пойти на поводу у у достаточно мрачных и фанатичных сил”

.

Но в том-то и дело, что всеобщее недоверие в церкви, позволяет идти только на поводу наиболее доминирующей тенденции. При этом совершенно не важно, каков ее характер - либеральный или консервативный, реформистский или “фундаменталистский”, прокоммунистический или демократический. Какая побеждает, за той и идем. Вчера экуменизм и демократия, а сегодня обскурантизм и фундаментализм. Ситуация в церкви при этом удивительно точно отображает настроения общества в целом. Когда в обществе были популярны реформы, тогда и в церкви говорилось о “новых формах”. Сегодня откат, ностальгия по “сильной руке”. В церкви, соответственно, потакание фанатизму и подозрительность ко всему новому.

И совершенно не стоит в данном случае винить иерархию. Если бы она даже захотела, реально ничего сделать нельзя. Сказывается какая-то более въевшаяся и глубокая порочность, результат проникновения в церковную среду чуждых ей по природе элементов. В иерархии такой процесс шел еще в богоборческие времена. Несмотря на притеснения, высшая иерархия и часть влиятельной нижней не переставала ощущать себя чиновничеством. Каковы же последствия? Во-первых, чиновникам у нас традиционно не доверяют. Во-вторых, чиновничество, как известно, не столько управляет сколько держится за места, проявляя удивительные способности к мимикрии. У всех на виду, как советское чиновничество практически безболезненно превратилось в “демократическое”. Самое главное, что часто совершенно искренне. В церкви подобную же ситуацию прекрасно иллюстрируют настроения вокруг канонизации Николая II. Еще 2-3 года назад – настороженность, сегодня единодушное голосование с ликующими овациями.

То, что для чиновника важнее всего место, привело к тому, что кадровый вопрос фактически единственный, который может решаться иерархией. Все прочие решения синодов и соборов носят исключительно декларативный характер. Даже общие подходы к тем же кадровым вопросам просто повисают в воздухе. Например, еще несколько лет назад было решено прекратить рукоположение лиц без духовного образования, поскольку сейчас достаточно духовных заведений, чтобы рисковать качеством во имя количества. Но решение это осталось благим пожеланием. Полным ходом, как и прежде идут хиротонии “выдвиженцев из народа”. А некоторые епископы просто боятся образованных, считая их “проблемными” и предпочитая пусть даже и с душком, но простых и безмолвных.

Попросту говоря, в церкви практически отсутствует реальная вертикаль духовной власти. Каждый епископ должен рассчитывать и решать только от себя. На каждого из них всей мощью наваливаются сплоченные и фанатичные околоцерковные “движения”. Кроме того, как и вообще в обществе, в церкви оказываются более прочными экономические, а не административные связи.

Вот эта слабость вертикали в последнее время стала особенно тревожить высшее церковное начальство. Говорил об этом и патриарх на последнем соборе. Стали появляться соответствующие предложения по решению этого вопроса. В том же первом номере НГР, например, выступил диакон Александр Мусин, предложивший создать семь митрополичьих округов в соответствии с семью федеральными округами РФ. Хотя такое предложение вроде бы и канонически резонно, так как церковь всегда, еще с древних времен, приводила границы епархий в соответствие с гражданским территориальным делением, сам по себе интересно, что и тут явно проглядывает полная зависимость церкви от настроений в обществе и государстве.

И если, как уже было сказано, иерархия давно уже ощущала себя частью некой общей властной пирамиды, то слияние нижних слоев церкви с обществом – феномен последнего времени. Сама же иерархия подливает здесь масла в огонь. Чтобы как-то поднять внушительность своего представительства, она предпочитает выступать не столько от имени собственно верующих, составляющих маргинальную долю населения. Сколько от имени “традиционно православных”, коих, якобы, большинство. Только вот власти над этим большинством иерархия уже не имеет совершенно никакой. Поэтому приходится просто потакать этой громаде, чтобы она не раздавила. Желание большей силы и власти порождает еще большее бессилие и безвластие.

 

 


Посетите сайт

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА
Гостевая книга

Пишите: a-shramko@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное