Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Святитель Григорий Богослов

  Все выпуски  

Письмо св. Григория Богослова к Никовулу


Выпуск No 11

к Никовулу

Из пишущих письма (ты и об этом у меня спрашиваешь)
одни пишут длиннее надлежащего, а другие слишком коротко;
но и те и другие грешат в мере, подобно стреляющим в цель,
из которых одни не докидывают стрелы до цели, а другие перекидывают ее за цель,
в обоих же случаях равно не попадают в цель,
хотя ошибка происходит от противоположных причин.

Мерой для письма служит необходимость.
Не надо писать длинного письма, когда предметов немного;
не надобно и сокращать его, когда предметов много. Поэтому, что же?
Нужно ли мудрость мерять персидской верстой или детскими локтями и писать так несовершенно,
чтобы походило это не на письмо,
а на полуденные тени или на черты, положенные одна на другую, которых длины совпадают,
и более мысленно представляются,
нежели действительно оказываются различенными в одних из своих пределов,
и в собственном смысле, можно сказать, суть подобие подобий?
Чтобы соблюсти меру, необходимо избегать несоразмерности в том и другом.

Вот что знаю касательно краткости;
а в рассуждении ясности известно то, что надобно,
насколько возможно, избегать слога книжного, а более приближаться к слогу разговорному.

Короче же сказать, то письмо совершенно и прекрасно,
которое может угодить и неученому, и ученому,
- первому тем, что приспособлено к понятиям простонародным,
а другому тем, что выше простонародного,
потому что одинаково не занимательны и разгаданная загадка,
и письмо, требующее толкования.

Третья принадлежность писем – приятность.
 А ее соблюдением, если будем писать не вовсе сухо и жестко,
не без украшений, не без искусства, и, как говорится, не дочиста острижено,
то есть когда письмо не лишено мыслей, пословиц, изречений,
также острот и замысловатых выражений,
потому что всем этим речи сообщается усладительность.
Однако же и этих украшений не следует употреблять в излишестве.
Без них письмо грубо, а при их излишестве – надуто.
Ими надобно пользоваться в такой же мере, в какой – красными нитями в тканях.
Допускаем иносказания, но не в большом числе, и притом взятые не с позорных предметов;
а противопоставления, соответственность речений
и равномерность членов речи предоставляем софистам.
Если же где и употребим, то будем ее делать как бы играя, но не намеренно.

А концом письма будет то, что слышал я от одного краснобая об орле.
Когда птицы спорили о царской власти и другие явились в собрание в разных убранствах,
тогда в орле всего прекраснее было то, что он не думал быть красивым.

То же самое должно всего более наблюдать в письмах,
то есть, чтобы письмо не имело излишних украшений и всего более приближалось к естественности.

Вот что о письмах посылаю тебе в письме!
Может быть, взялся я и не за свое дело, потому что занимаюсь более важным.
Прочее дополнишь сам собственным своим трудолюбием как человек понятливый,
а также научат тебя сему люди опытные в этом деле.

возможно 366 год.

Слово Отчее Безначальное, всех яко Бог промысленник,
промыслительною силою тя, блаженне,
Церкви, якоже матери,
словом и мудростию облагодатив твой ум, дар дарует.

   

Святителю отче Григорие Богослове, моли Бога о нас.


Информацию о Святителе можно получить на сайте Православие. RU 

Творения и исследования широко представлены в электронной библиотеке Pagez.ru 
Введите "св. Григорий Богослов" в "Поиск в каталоге литературы".

Ведущий рассылки Андрей будет Вам признателен за пожелания и замечания.
Оставьте сообщение в гостевой книге на сайте рассылки.

Текст письма святителя Григория представлен по изданию: 
Святитель Григорий Богослов " За страдания обещана награда"
Сб. писем./ Сост. Ковыневой. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005.

Молитвословие из канона святителю Григорию Богослову,
архиепископу Константинопольскому представлено по изданию:
" Вселенский каноник" каноны вселенским святым том 1.
Леушинское подворье, Москва * Санкт-Петербург,< Лествица>*<Диоптра>, 2001.


В избранное