Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная семья - форум Отца Сергия Семья и Великий пост


     Православная семья - форум Отца Сергия

Семья и Великий пост

Наступает Великий пост и перед современным человеком, стремящимся жить по христианским законам, встает целый ряд вопросов. Как поститься на работе? Что делать, если соблюдать пост со всей строгостью не позволяет здоровье? И как, наконец, поститься детям? Постараемся разобраться с этими актуальными вопросами.

 

 


Сколько длится пост?

 

Великий пост, время самоограничения и духовной подготовки к главному христианскому празднику – Пасхе, был установлен уже в раннюю христианскую эпоху и практикуется во всех традиционных конфессиях христианства.

 

Другое наименование этого периода – «Святая четыредесятница», так он называется из-за своей формальной продолжительности – 40 дней. Именно столько времени, согласно Евангелию, постился Иисус Христос в пустыне, подготавливая Себя к началу спасительного служения людям.

 

С другой стороны, 40 дней - это примерно десятая часть года, а Библия указывает посвящать десятину от всего, что имеешь, Богу, в данном случае десятину времени.

 

Фактически Великий пост длится дольше – семь недель, но последняя неделя считается особенным периодом, это «Страстная седмица», посвященная воспоминанию последних дней жизни Христа перед воскресением.

 

 

Когда начинается Великий пост?

 

В 2012 году Великий пост начинается 27 февраля и продлится до 14 апреля, Пасха Христова празднуется 15 апреля.

 

 

Чего нельзя в Великий пост?

 

Во все времена этот период времени люди посвящали воздержанию, направленному на обуздание греховных наклонностей, и сосредотачивались на духовной жизни. Предписывалось ограничение в еде – отказ от любой пищи животного происхождения, а строгие монастырские уставы требовали ограничения и в растительной пище, вплоть до сухоядения. В супружеской жизни также указывалось на необходимость воздержания. Всяческие развлечения и увеселения в это время не приветствуются, на Руси постом прекращали работу все театры, цирки и балаганы.

 

Жизнь христианина в это время сосредотачивается на молитве - общении с Богом, покаянии - осознании и исправлении своих внешних и внутренних недостатков, чтении душеполезной литературы,  совершении дел милосердия и совершенствование в других добродетелях.

 

Прежде всего, следует понять, что гастрономическое воздержание не является самоцелью поста, это, если угодно, строительные леса, помогающие в сооружении здания добродетели, сами по себе, вне стройки, леса бессмысленны. Типичной ошибкой современного христианина является попытка исполнить все уставные предписания, касающиеся воздержания в пище, при этом основное содержание Типикона (книги богослужебного устава) о порядке совершения молитв в эти дни практически игнорируется, в связи с естественной занятостью на работе. В результате мы видим, как человек строго исполняя предписания устава, питается один или два раза в день сырыми овощами без масла. При этом он пытается исполнять также устав родного предприятия, предписывающий 8-10-часовой рабочий день с обязательной рутиной и нервотрепками. Добавим сюда давку в общественном транспорте или простаивание в пробках два раза в день и получим очевидный результат - минимум пользы для души, максимум вреда для тела.

Церковный устав предполагает гармонию между телесным воздержанием и духовным деланием. Пищевое самоограничение призвано помочь человеку в молитве, без молитвы пост превращается во вредную диету. Наши предки знали это.

 

 

В ранний весенний период святой четыредясятницы, когда в деревне еще нет основных сельскохозяйственных работ, а в городе замирала вся светская жизнь, встав рано утром, они совершали домашнее молитвенное правило и отправлялись на службу в храм. После продолжительной службы в несколько часов, шли домой, благо храм всегда был рядом, и подкреплялись постной пищей, затем, несколько отдохнув, направлялись на вечернее богослужение. День заканчивался скромным ужином и вечерними молитвами. Более интенсивная духовная жизнь шла, впрочем, и сейчас идет, в монастырях. Монахи, люди отрекшиеся от всех треволнений мирской жизни, целиком посвящают себя жизни духовной. Они встают на молитвы и ночью, первые дни поста едят только хлеб и воду. При этом сохраняют здоровье и долголетие.

 

Причина этого в том, что молитва дает людям другую силу и энергию, которую невозможно измерить в килокалориях. Эта сила благодати. Когда человек молится по-настоящему, он не чувствует голода, или чувствует его по-другому, не как раздражительность и слабость, а как легкость и внутреннюю свободу. Обильная еда препятствует чистоте и сосредоточенности молитвы, появляются посторонние мысли. Именно поэтому в древности пост стали присоединять к молитве.

 

 

Как соблюдать пост?

 

Когда ко мне обращаются люди с вопросом о том, как строго им надо поститься, я отвечаю, что пост должен быть пропорционален молитве. Если вы совершенно не молитесь в течение дня, то любое воздержание в пище не принесет вам пользы. Если успеваете прочитать только Серафимово правило утром и вечером - воздерживайтесь от мяса. С трудом читаете полностью вечерние и утренние молитвы, но валитесь с ног после трудового дня, - оставьте для себя рыбу, если есть силы – воздержитесь, и так далее. Пост – упражнение индивидуальное, это в монастырях, где все живут по одному распорядку, есть коллективный устав трапезы, и то для больных и слабых делается послабление.

 

Если вы больны и не можете отказаться от каких-то продуктов по медицинским показаниям, не отказывайтесь. Ведь основной смысл поста, как мы уже сказали, не в отказе от употребления скоромных продуктов. Аналогично можно ответить на вопрос: "Как соблюдать пост беременным женщинам?"

 

Соблюдать ли пост детям?

 

Правило о гармонии поста и молитвы актуально и в применении к детям. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что этот подвижник уже в грудном возрасте стремился к воздержанию в постные дни. Конечно, это чудо, и как любое чудо является исключением, но исключения подтверждают правила. Если ребенок воспитывается в семье, соблюдающей пост, будет неверным не приобщать его к семейной традиции.

 

Прежде всего, надо объяснить на доступном уровне назначение поста как упражнения в развитии воли к преодолению дурных наклонностей, как способ самодисциплины и подспорье в молитве. Желательно, чтобы дети в это время, как и в любое другое, кушали за столом ту же еду, что и родители, не следует готовить для них особых блюд, это нарушает осознание единства семьи и значительно осложнит в дальнейшем сознательно воспринять культуру поста. Сложно представить себе ребенка, который согласится поститься сразу после достижения совершеннолетия, если его оберегали от поста в отрочестве, ссылаясь на рост организма.

 

Для растущего организма требуются, прежде всего, молочные продукты. Предлагая к общему столу приготовленную для всех постную трапезу, вы можете позволить своим чадам употреблять кисломолочные продукты, если, конечно, они сами этого хотят. Бывает, что ребенок сам стремится к религиозной жизни, юности свойственна жажда подвига, не следует препятствовать таким порывам молодой души.

 

Если дети сами стремятся к посту, у них могут возникнуть вопросы в отношении его соблюдения в образовательных учреждениях. Ведь там предлагают пищу скоромную, а целый день оставаться голодным тяжело и вредно. Пусть по возможности воздерживаются от мяса. Есть в супе мясо, - суп ешь, а мясо оставь, также и со вторым - гречку съешь, а котлету оставь, и не важно, что там бульон мясной или подлива жирная, главное - принципиальное воздержание, а не наличие «скоромных молекул».

 

Это, кстати, еще одна распространенная ошибка современных постников, - боязнь невольно оскоромиться. «Купил пирожок, вроде с яблоками, съел, а потом состав прочитал, а там молоко в тесте. Все кончено, весь пост насмарку!» Как будто в постные дни какие-то продукты становятся греховными сами по себе. Смысл поста в сознательном самоограничении, прежде всего, от дурных поступков, слов и мыслей. А тот, кто боится невольно оскоромиться, как правило, вольно или невольно осуждает тех, кто не постится. Вот осуждение, - это однозначный грех.

 

Пост должен научить ребенка, прежде всего, сосредоточенному отношению к своему внутреннему миру. Поэтому более важным, нежели отказ от эскалопов и ромштексов, является воздержание в эти дни от праздных развлечений, первыми из которых в наши дни стали телевизор и компьютерные игры, в том числе телефонные и приставочные.

 

Есть семьи, в которых на все время поста телевизор закрывается красивой тряпочкой и вплоть до Пасхи остается просто предметом интерьера. Если вы не способны к такому подвигу, то ограничьте просмотр новостными передачами и серьезными фильмами с дисков, благо их сейчас не мало.

 

Принцип воспитания души и тела в умеренности и самоограничении закладывается в детстве, и тот, кто привыкнет к нему сызмальства, тот со значительно меньшим трудом, а то и с радостью понесет его, будучи взрослым. А такой полезный опыт пригодится каждому человеку в нашем мире.

 

 

Священник Сергий Матюшин

 

Сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

 


Форум ОТЦА СЕРГИЯ


В избранное