Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная семья - форум Отца Сергия Дед Мороз: казнить нельзя, помиловать


     Православная семья - форум Отца Сергия

 

Дед Мороз: казнить нельзя, помиловать

Авторитетное мнение
Следует сразу пресечь высказывания некоторых не по разуму ретивых «защитников чистоты православия», которые утверждают, что Дед Мороз - это чисто языческий и чуть ли не демонический персонаж и что ему нет места на наших новогодних праздниках.
Даже глава российской православной церкви, патриарх Алексий II, в беседе с журналистами 30 декабря 2004 года высказался за Деда Мороза: «Подобные новогодние или рождественские символы традиционны не только для нашей страны, но и для многих государств Европы. Дед Мороз (в ряде стран - Санта Клаус) одаривает, утешает, ободряет детей. Если этот сказочный персонаж способен согреть сердца людей взаимной любовью и заботой, то такую традицию можно приветствовать, поощрять и разделять с детьми их радость».

Ступенька вверх
Пожалуй, для любого ребенка Новогодние и Рождественские праздники - это время соприкосновения с чудом. За окном снег и таинственный полумрак, а в теплом доме стоит нарядная елка - загадочный символ из далекого леса, источник долгожданных подарков, чудесным образом возникающих в новогоднее утро. Каждый из нас никогда не забудет этих прекрасных детских мгновений радости, и, согласитесь, это одни из самых замечательных дней нашей жизни и до сих пор самый любимый праздник. Встреча с Новогодним волшебством - это прикосновение к области таинственного, потустороннего, мистического мира. Пусть, этот мир был создан взрослыми, но кто осмелится назвать его ложным? Задумайтесь, а не является ли детское переживание новогодней сказки отблеском того истинного утраченного нами мира, который, взрослые, уже потеряли? И теперь мы стремимся вернуться в тот утраченный рай, наивно полагая, что сможем сделать это с помощью денег и современных технологий, но утративши веру в светлое чудо добра, мы вновь обретаем наутро вместо радости лишь похмельный синдром.

Верить и удивлять
Как бы ни назывались добрые рождественские персонажи у разных народов мира: Дед Мороз - в России, Санта Клаус - в Америке и Англии, Дэд Мраз - у хорватов, Святы Микалаус - у чехов, Синтер Клаас - в Голландии, Пер Ноэль - во Франции, или даже как у финнов - Йолупукки - их связь с великим святым угодником Божьим IV века, святителем Николаем Мирликийским, очевидна. Важно нам не забывать про нее и суметь передать нашим детям его завет на все времена - явно верить в Бога и тайно творить добро.

Не оборвать ниточку
Религиозное переживание человеком другого духовного мира является неоспоримым фактом. Каждый из нас в детском возрасте испытывает каким-то шестым чувством прикосновение к этой запредельной реальности, в дальнейшем эта связь (латинское religare - «связывать», отсюда - религия) может или укрепляться, или исчезнуть. Это религиозное ощущение (как музыкальная или художественная одаренность) присуща людям в разной степени, но всегда требует кропотливого развития.
Сегодня мы живем в другом обществе, но в отношении религиозного воспитания коренных изменений не произошло.
Преподавая в школе Основы православной культуры, я наблюдаю всю ту же картину: школьники 2-3 классов искренне верят в Деда Мороза и готовы драться за свои убеждения, но ничего не знают о Боге (да и откуда им знать - они дети своих родителей). Я не разубеждаю малышей в отношении доброго Дедушки, но стараюсь донести свет подлинной веры. Пройдет время, и они сами смогут отделить сказку от истины.
Но сколько таких школ в нашей стране?

С легкой руки Петра
Многие думают, что в России Дед Мороз является исконным новогодним персонажем, но это не так. Традицию встречать Новый год зимой 1 января ввел у нас реформатор Петр I указом от 15 декабря 1699 года.
До петровского указа начало календарного года отмечалось 1 сентября, а еще раньше - 1 марта.
В указе Петра со свойственной этому правителю прямолинейностью говорилось: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря по примеру всех христианских народов... В честь Нового года детей забавлять, на санях катать с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает». Надо заметить, что последние слова в повелении императора так и не были услышаны россиянами.

Удивительные метаморфозы
В Германии Санта Клаус (Святой Николай) в традиционном для нас амплуа новогоднего дарителя фиксируется с Х века. В России же он явился в виде Деда Мороза не ранее XVIII-XIX вв. с присущим ему русским морозным колоритом. С образом аскетического греческого святого произошли удивительные метаморфозы. Современный облик американского Санта Клауса в виде красного гибрида гнома и Деда Мороза возник только в 1931 году в качестве рекламного образа для компании «Кока-кола», и, конечно, не имеет никакого отношения к иконописному лику Николая Чудотворца.

Прототип Деда Мороза
Многие европейские народы к 17 веку уже отмечали Новый год 1 января, а вот традиция дарить в этот день детям подарки имеет еще более древние корни и связана со святителем Николаем, архиепископом города Миры в Малой Азии (территория современной Турции).
В житии Николая Угодника - так называли этого святого на Руси - рассказывается, что однажды ночью, желая помочь обреченному на нищету семейству, он тайком подбросил в их дом мешочек с деньгами, чем спас их от бесчестия. Отсюда и явились знакомые сегодня каждому тайные ночные подарки. Да и мешочек, неизбежно увеличившись до размера мешка (ведь одарить надо всех), стал обязательным атрибутом новогоднего благодетеля.
День памяти этого любимого народом святого издавна празднуется 19 декабря. И на Рождество тоже следовало дарить подарки как воспоминание о волхвах, принесших дары новорожденному Иисусу Христу. Вероятно, дважды дарить подарки в течение столь короткого промежутка времени для средневекового бюджета было слишком расточительно. Вот и пришлось соединить две традиции - и святой Николай стал тайком дарить детям подарки на Рождество.

С Новым годом и Рождеством Христовым поздравляю всех читателей журнала «Няня»!

Татьянин день
25 января Церковь празднует память святой мученицы Татианы, пострадавшей за Христа в Риме в начале III века. В России с давних пор этот день считается днем студенчества. Связано это не с окончанием зимней сессии, как полагают некоторые, а с православным храмом при Московском Университете, посвященном этой святой. Мало кто знает, что в Москве есть еще один храм, посвященный мученице Татиане. Это возрождающаяся ныне домовая церковь при Детской клинической больнице № 13 им. Н.Ф. Филатова (ул. Садово-Кудринская, д. 15). До революции эта больница называлась Софийской в честь ее основательницы княгини Софии Щербатовой. Это была первая общедоступная детская больница в Москве. Храм в ней был освящен в 1897 году. Таким образом, святая мученица Татиана может считаться не только покровительницей студенчества, но и детских врачей, по крайней мере, в Москве. Сегодня духовная жизнь в больничном храме только налаживается, еще не все помещения храма возвращены Церкви, но уже сегодня здесь крестят и причащают больных детей, проходящих лечение в больнице.


В избранное