Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная семья - форум Отца Сергия Заповеди любви


     Православная семья - форум Отца Сергия

 

Заповеди любви

Здравствуйте, иерей Сергий! Объясните, пожалуйста, как правильно понимать библейское выражение «да убоится жена мужа своего»?

Действительно, есть такое выражение, более того, оно произносятся во время совершения таинства Венчания. Некоторые мужья охотно пытаются употреблять его по делу и без дела, а жены, наоборот, отвергают его. И те и другие наивно полагают, что здесь кроется священное обоснование супружеской тирании. Но давайте разберемся, о чем здесь идет речь на самом деле?

Эта цитата из Послания апостола Павла к Ефесянам (гл. 5, ст. 33): «Жена да боится своего мужа». Как любую другую цитату из Библии, ее надо понимать в контексте. В этой главе говорится об идеальных взаимоотношениях в семье: мужья призываются к любви, а жены – к повиновению. В качестве высшего примера такого идеального союза апостол приводит не что иное, как отношения между Иисусом Христом и созданной Им Церковью (союзом верующих). Это не юридическое право, а пастырское пожелание, заповедь любви.

Муж призван быть главой семьи и любить свою супругу. Здесь говорится о жертвенной любви, а не о чувстве влюбленности. Предполагается забота мужа о семье, служение ей и полная ответственность за ее судьбу как в материальном, так и в духовном отношении. Высший образ такой жертвенной любви показал нам Христос, отдав жизнь за людей. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна гл. 15 , ст. 13). Многие ли мужья способны на такое?

Выражение «да боится», конечно, образное и не означает рабского страха, которому нет места в христианстве – религии любви и свободы. Этот «страх» есть уважение к мужу с опасением, как бы не оскорбить его и тем уменьшить его любовь к себе. Также и термин «страх Божий» предполагает, прежде всего, боязнь оскорбить своими грехами Того, кого любишь и Кто так любит и заботится о нас. Так послушные дети стараются не шуметь и не баловаться у постели больной матери не потому что боятся ее гнева, а потому что не хотят огорчить ее. Будьте, как дети, «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14.) Глубоко ошибаются те, кто намерены использовать эти евангельские принципы в качестве богословского подкрепления своих властных амбиций.

А если мужа не за что уважать или он, по сути, не глава семьи? И вообще, в современном мире все так перемешалось!

Отклонения от приведенного выше идеала случались во все времена. Более того, такая идеальная семья – это, скорее, редкость, исключение. Но все это не значит,что к этому не надо стремиться. Христианство никогда не опускает планку духовности, даже если общество не может до нее допрыгнуть. Христос заповедал: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный». Кто может достичь такого совершенства? Но это как раз и указывает на божественное, а не человеческое происхождение нашей веры. Можно было бы все упростить, внести более выполнимые нормы поведения, корректировать их при общих упадках нравственности, расписать конкретные образы действий, но это слишком по-человечески, а мы ищем небесного. В данном случае мы разбираем заповедь апостола Павла к христианским супругам. Это призыв, а не юридический закон.

Вот такая семейная ситуация: муж – тиран и жена, которую это не устраивает. Для чего такой муж дан жене Богом, для того ли, чтобы воспитывать в ней смирение, или для того чтобы она перевоспитывала своего мужа? Не лучше ли им развестись, чтобы дети не страдали?

Что значит: «такой муж дан жене Богом»? Разве вас насильно замуж выдали или был голос с неба? Не следует на Бога перекладывать вину за наши необдуманные или нехорошие поступки.

В наше время женщины, чаще чем мужчины, являются инициаторами разводов, наивное полагая, что следует только сменить «плохого» мужа на «хорошего», и все автоматически исправится. Но реальность не оправдывает радужных надежд. Семью создают не для того, чтобы кого-то смирять или перевоспитывать, ее создают для радости, взаимного общения и любви. Перестанут ли дети страдать после развода? Не факт. Семья – это не гордиев узел, разрубив который можно решить все проблемы, и не поле битвы, где любыми способами надо добиться победы над противником. Христианская семья – это ежедневный подвиг распятия своего эгоизма через взаимное снисхождение и жертвенную любовь.

Муж у меня человек положительный. Помогает по дому, заботится, дочь любит. Но если спорить начинаем, очень грубо со мной разговаривает. Сам он не считает свою манеру общаться грубой. Хотя я и объясняла, что меня она обижает. Правда, потом раскаивается, дарит цветы или говорит, что вовсе не хотел обижать. Стоит ли венчаться с таким человеком? Мы еще не успели обвенчаться.

Моя точка зрения такова: если вы давно живете вместе, если у вас есть ребенок, то непременно следует жить вместе, а чтобы эта жизнь была по возможности счастливой и богоугодной, надо обвенчаться. Это вам нужно. О том, правильный ли ваш выбор или нет, мне кажется, уже поздно думать. В свое время вы уже отдали свое предпочтение этому человеку. Так всегда бывает в жизни –настает момент, когда нужно совершить поступок, выбрать учебное заведение, профессию, спутника жизни, веру наконец. Иногда мы точно не знаем, чем обернется для нас этот выбор, счастьем или горем. Но мы должны сделать этот шаг. А потом… если счастливы – благодарим Бога, если ошиблись – терпеливо несем последствия своего решения и тем спасаемся. Чтобы не ошибиться, надо лучше думать, не спешить с решением, и, конечно, молиться.

Как вы понимаете, Церковь не отмечает 8 марта, «Международный женский день», придуманный Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Но, тем не менее, существует день, который можно назвать «Православным женским днем». Это день памяти святых жен-мироносиц. Праздник этот является переходящим, т.е. не имеющим постоянной даты, и отмечается он всегда на второе воскресенье после Пасхи. В 2008 году он приходится на 11 мая. В этот день вспоминаются женщины – ученицы Иисуса Христа, которые после Его казни и погребения пришли к Нему к гробу и принесли благоухающее масло – миро. Отсюда и название мироносицы. Мы сейчас приходим на кладбище с цветами, а тогда было принято приносить миро для помазания тела новопреставленного человека. Со стороны жен-мироносиц это был очень смелый поступок: ведь они пришли на могилу к Казненному по политическому обвинению. Мужчины-апостолы тогда все в страхе разбежались, и только Мария Магдалина и другие мироносицы не побоялись прийти к могиле убитого Учителя. Их траурная миссия закончилась чудесной радостью. Воскресший из мертвых Христос встретил и утешил их.

 

Форум ОТЦА СЕРГИЯ


В избранное