Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное паломничество

  Все выпуски  

Православное паломничество. История паломничества. Глава 1: НАЧАЛО.





Истоки современного православного паломничества скрываются во мгле веков и даже тысячелетий. Речь — вообще о христианском паломничестве, а ещё точнее — о паломничестве к Господу Богу. А это уже — о древнем Израиле. И началось паломничество древних израильтян к Богу ещё во времена Судей, то есть до первого царя Саула и до царя Давида.

Стоит ли православным закапываться так далеко в пыль времён, в Ветхозаветные времена? Обязательно. Почему? Загляните в самый обычный служебный церковный православный календарь (с тропарями и кондаками) на 2020 год. А в нём в конце есть приложение с именами всех наших святых. Какие имена мы там увидим? Самуил, пророк, судия Израильский (память 20 августа по церковному стилю). Мало? Вот ещё: Сампсон, судия Израильский (в Соборе святых праотец). Мало? Пожалуйста ещё: Гедеон, судия Израильский (память 26 сентября и в Соборе святых праотец). Впрочем, сами посмотрите, что это такое «Собор святых праотец». К сожалению, мы знаем очень мало о наших святых, максимум до 50 человек, а ведь их тысячи….

Итак, паломничал народ Божий к святым Божиим… не догадываясь об этом.

И паломничать своей народ к Богу обязал сам ...Бог. Нет, это не было желательным деянием, а именно обязанностью, и только мужчин (женщины в расчёт в те времена вообще не брались). Вот цитата из Пятикнижия Моисея:

"Три раза в году празднуй Мне: наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются перед лицом Моим с пустыми руками; наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою.

Три раза в году должен являться весь мужской пол твой перед лицом Владыки, Господа твоего.

Когда изгоню язычников от лица твоего и распространю пределы твои, не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра. Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его". (Исход, 23,14-19).

Итак, первые паломничества к Истинному Богу стали совершаться в период между 1200 и 1050 годами до Рождества Христова, когда Израиль покорил часть Ханаанской земли и распределил её между двенадцатью коленами Израилевыми. Колена стали жить независимой друг от друга жизнью, соблюдая свой старинный патриархальный уклад. Но это не было то, к чему стремился Бог —  сохранить единство избранного Им народа. Как же сохранить единство, если нет государства? Для этого тогда существовал только один способ: религиозное единство, а его можно сохранить только имея единый центр поклонения Богу, куда, по предписанию Моисееву, народ должен являться трижды в год.

Что же это было за место? Именно то, где находился Ковчег Завета, в котором хранились скрижали Завета, расцветший жезл Ааронов, манна Небесная. А где он находился в те времена? Правильно, не в Иерусалиме.  А в том месте, куда после взятия Иерихона был перенесён Ковчег Завета:

«Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию  Завета, ибо земля была покорена ими» (Иисус Навин. 18:1). И стал Силом духовным центром древнего Израиля. На минуточку —  на  триста лет. Именно здесь Иисус Навин разделил землю Израиля на двенадцать частей, всем коленам Израилевым.

Сейчас такого города на карте Израиля нет (фото рядом). Но где он находился? Археологи, кажется, нашли. Он рядом с современным израильским поселением Шило, на западном горном склоне долины реки Иордан (Западном берегу реки Иордан), в 45 километрах к северу от Иерусалима. Практически, ничего не сохранилось, только руины фундаментов строений и среди них, возможно, фундамент (а был ли он?) скинии Завета, в которой стоял ковчег Завета.

Но вернёмся назад. А что это были за три великих духовных дня поклонения Израиля Богу Живому? Господь выделил для древних Израильтян три праздника, связанных с сельским хозяйством (не забудем, что в те времена они все были скотоводами или земледельцами, а отнюдь не менялами, ростовщиками или купцами). Первый день — весной: праздник опресноков во время сбора урожая ячменя. Второй день — летом: первых плодов, во время сбора урожая пшеницы, близкий к современной Пятидесятнице. Третий — осенью: позже его назовут праздником палаток или, точнее, хижин, праздником скиний (Суккот). Это — главный праздник урожая, он был самым важным и любимым израильтянами. Его называли «праздником Яхве» или просто, но с большой буквы —  «Праздником».

А где же Песах? Тот самый, в воспоминание освобождения от египетского рабства? В те времена Песах был семейным праздником. И только, спустя сотни лет, он вышел на одно из первых мест. А вот у Бога все три были сельскими, олицетворявшими цикл сельскохозяйственных работ. Почему Бог выделили именно эти три праздника? Потому что они позволяли приносить жертвы Богу и кормить его служителей — священников и левитов.

Но были и другие, "местные" святыни. Например, Авраамов Мамврийский дуб, Галгал (Гилгал) (место при переходе Израильтян через Иордан у Иерихона, в котором около двух недель стоял ковчег Завета), на севере в колене Дановом было своё святилище, на юге — святилище Вирсавии (поэтому и возникло выражение «от Дана до Вирсавии», то есть, на всём пространстве Израилевом. 

Паломничают ли современные православные христиане в окрестности Шило? Глубоко сомневаюсь.  А жаль. Ведь это место освящено жизнями святых Праотец и ковчегом Завета Господня. 

А вот современные израильтяне — да. Это — их экскурсии в собственное прошлое (фото выше). Они имеют на это все основания.

На этом пока и закончим короткий экскурс в самые первые паломничества к истинному Богу в надежде, что вы узнали и поняли нечто новое из собственной истории. Продолжение следует.


Портал ПАЛОМНИК


В избранное