На фото: религиозное краеведение начинается с попыток восстановить образ придорожных крестов
(изображение можно увеличить)
В последние полтора десятка лет в Германию с просторов бывшего Советского Союза переселились сотни
тысяч православных людей и для из окормления русская церковь открыла по всей стране до сотни
приходов. Более ста священников, прошедших обучение в стенах различных семинарий (и духовных академий)
России, Украины и Белоруссии ответственно несут свой крест за землях в общем-то далеких от
православия и ее культуры: по православному чину крестят, венчают, отпевают, проводят водосвятные
молебны и к настоящему моменту любой переселенец в любом уголке Германии может стать прихожанином
Русской Православной Церкви Московского Патриархата и для этого не нужно ехать за тридевять земель.
Налажено и православное паломничество, когда целые автобусы отправляются из разных городов страны к
православным святыням и все чаще - к местным. Чего стоит только посещение католического собора в Прюме,
что расположился в уютной долинке вулканического Айфеля и в котором хранятся сандалии Спасителя
нашего Иисуса Христа. Или совсем недалеко в церкви поселка Бланкенхайм сохраняются мощи Георгия Победоносца.
Но все чаще и чаще православные сталкиваются с вопросами. Например, как относиться к местным придорожным
крестам, креститься ли перед ними, ведь они были поставлены католиками или протестантами? А еще возникло
чувство обеспокоенности, когда в последние годы стали массово закрываться местные католические и, особенно,
евангелические храмы и то-ли передаваться неизвестно каким организациям, то ли вообще идти под слом. Возникла
обеспокоенность тем, что дух христанства в землях германских исчезает и все больше и больше строится
мусульманских мечетей.
В связи с этими последними событиями архиепископ Лонгин Клинский, представитель Русской Церкви В Германии
благословил так называемое религиозное краеведение. Это означает, что возникла необходимость систематического
описания всего того христианского, что еще остается на землях Германии. Описать и каталогизировать как письменно,
так в виде фотоизображений и карт местности. В том числе выкладывая все полученные материалы в русскоязычном
интернете. И теперь в земле Северный Рейн-Вестфалия можно встретить прихожан Свято-Покровского храма
Дюссельдорфа, идущих пешком с крестом или иконой Божией Матери в руках и с рюкзаком или сумкой, в которых
находятся блокнот с ручкой или диктофон, фотоаппарат и подробная карта местности. Приходится обходить все дороги,
лесные и полевые тропы, чтобы не пропустить где-нибудь в укромном месте установленного охранного креста или
христианского изображения.
Путь этот непрост и утомителен, преодолевается с непрестанной молитвой и поэтому даже трудно определить, что же
это за явление: крестный ход или паломничество с целью поиска пока еще существующих христанских святынь? А
может это все вместе дорога к Господу, у которой вообще нет никакого определения? Одно только точно - это
не светский туризм.
Все святые, молите Бога о нас.
Текст и фотоизображение: Алексей Потупин, Дюссельдорф.