Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Правословие - о смысле жизни, о добре и зле, о семье. Анализ 'ОПК'. Урок 2. Православие и культура


Анализируя следующий урок вновь становится очевидным то, что учебник создан не для того что бы познакомить ученика с Христианством, а для того что бы привлечь его в Христианство. Что это значит, и в чём отличие, должен понять каждый родитель и каждый учитель.

Данное утверждение подтверждается вопросами в конце урока.

Вопросы:

1. Что такое культура и религия? Какова связь между ними?

2. Что значит быть православным человеком?

4. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

Так же как и традиции, культура (по сути культура - это свод традиций, а так же свод представлений о мире и конечно знания, которыми живёт общество) рождается внутри общества, там же живёт и меняется вместе с самим обществом. Религия же – это один из тех искусственных институтов, которые создаются группой людей, которые, в свою очередь, не являются естественной частью данного общества. При этом религия навязывается, в основном только с помощью власти в стране, всему обществу. Если бы такое явление как «Православное Христианство», родилось внутри общества, то просто невозможно было бы так быстро предать его забвению, как это произошло в 1917 году. И дело здесь не в какой-то особой без-духовности, о которой так любит говорить РПЦ (и это после нескольких веков абсолютной идеологической власти в имперской России), а дело в том, что Христианство не является (и не являлось) частью общества – любая религия лишь инструмент в руках тех, кто желает управлять обществом по своему усмотрению.

История появления этой религии в России так же подтверждает тот факт, что данный идеологический инструмент создан искусственно, появился в стране по желанию не народной власти, изменился под некоторые местные традиции, впитал часть терминов и понятий, подавил своего прямого конкурента, рождённого как раз таки внутри общества, и имевшего качественно иное назначение в Обществе.

А именно с этой целью Христианство и появилось в нашей стране тысячу лет назад – изменить сознание и мировоззрение русских людей, и ведь именно для них в первую очередь предназначалась эта религия. И именно поэтому сегодня «слуги народа» день «Крещения Руси» делают государственным праздником – сами люди до такого бы никогда не додумались. И существовало долгое время в царской России Христианство только потому, что это было частью государственной, весьма жёсткой в отношении идеологии, политики. Сегодня поступать жёстко сразу нельзя – это вызовет массу протестов, а вот постепенно – получается, чему мы являемся свидетелями. Сначала продвижение христианской нравственности как единственной альтернативы бездуховности, а потом нельзя будет и помыслить плохого на церковь - штрафом не отделаешься..

Поэтому, связи между культурой и религией не может быть в принципе – потому-то религия и претендует на статус культуры, изживает и подменяет культуру (то есть склад традиций рождённых самим обществом), хотя и примеряет на себя маску «части культуры». Но это всё равно, что демократию или коммунизм называть частью культуры. Да, у многих народов уже давно религия, и религиозные действа в частности, стали частью их жизни. Но было ли так же до того, как религия появилась в их стране? Никто из людей возможно не вспомнит этого или не захочет копаться в прошлом, а зря.

Если взять для примера Христианство в России, то здесь ситуация ничем не будет отличаться от множества других стран, но есть одно отличие – русский народ - в основном именно русским навязываются оковы Христианства - до сих пор сопротивляется чуждой его духу идеологии. Религия пришла тысячу лет назад, с помощью огня и меча водрузила себя на пьедестал власти в качестве главной идеологической силы, а все те понятия и представления мировоззренческого характера, которые невозможно было изжить, она «просто» впитала в себя. Например, слово ПРАВОСЛАВИЕ, которое неуклюже пытаются представить в качестве перевода слова «Ортодоксия». Понятие «Православие» исконно русское и существовало задолго до прихода Христианства в Россию, и состоит их двух исконно русских слов - Правь и Славь, и относится к Мировоззрению, которое сама же Церковь в своё время и разрушила, и обзывает сегодня «язычеством».

Поэтому задавая в конце урока вопрос – «что значит быть православным человеком?», преследуется только одна цель – необходимо, что бы ученик связывал для себя нужные понятия с «правильной» трактовкой, которая не может быть иной, так как все эти понятия и термины (идеологического характера) принадлежат самой РПЦ, монополизированы ею на государственном уровне. Как подтверждение – следующий вопрос с совершенно некорректным оборотом: «Какие черты русской православной культуры ..» - цель и здесь очевидна: русская культура = православная культура = Христианство. А венчает всё это очень некрасивый вопрос: «Хорошо ли это?». Ведь очевидно, что учитель будет рассказывать этот урок, объяснять все понятия только с точки зрения РПЦ, и поэтому вопрос «Хорошо ли это?» оставляет ученику только один путь – встать на сторону точки зрения РПЦ.

А там где ещё осталась «свобода» выбора, этот выбор сужен до минимума. Вновь единственной альтернативой «божественной» нравственности может быть только «светская этика», которое отображается в учебнике как явление бытового характера с дремучими представлениями о морали.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Неужели деятелям и теоретикам РПЦ не может быть понятным простой факт, что ложь разрушает отношения внутри общества, внутри семьи, между людьми. И не нужны разные мнения по данному вопросу, не нужен надсмотрщик, пусть и «на небе», нужно всего лишь ПОНИМАНИЕ этих вопросов. Нет правды (есть ложь) – значит нет понимания между людьми, нет доверия, нет качества отношений и как следствие, нет гармоничной жизни, нет полезного взаимодействия, нет единства социального организма. Понимание таких простых вещей и следование им - и есть Нравственность, рождённая внутри общества, самим обществом, это и есть качественная ступень, которая достигается жизнью – это и есть «Объективно правильно»! И не могут любые другие объяснения быть привнесёнными из вне, и не могут они стать частью культуры – подобные «наросты» обычно уничтожают организм, или как минимум мешает его нормальной жизни и гармоничному развитию.

www.pravoslovie.ru

В избранное