Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Правословие - о смысле жизни, о добре и зле, о семье. Добро и Справедливость


Здравствуйте!

Эта рассылка предназначена для тех, кто ищет смысл жизни, цель в жизни, любовь, радость, хочет развиваться, иметь крепкую семью, собственную позицию, различать добро и зло, кто запутался в религии и философии, кто желает определиться с мировоззрением и научиться жить!


В современном мире существует множество мнений, взглядов, законов, религий, философских течений, убеждений и заблуждений. Каждый живёт или по своей правде или по чужой, у каждого своё понимание любви, добра и зла, справедливости, целей и вообще смысла жизни. Кто-то точно знает, для чего и зачем он живёт, кто-то плывёт по течению и одновременно находится в поисках ответов на свои вопросы. Каждому хотелось бы знать не только "что" и "как", но и "зачем", почему" и "для чего". Многим хотелось бы не просто делать то, что говорит один или второй, а совершать осознанные поступки в жизни, и видеть их результат. Это возможно в любом возрасте и в любых ситуациях, нужно лишь понять основные принципы, и научиться применять их в жизни.

Сегодня мы рассмотрим понятия Добро и Справедливость с принципиальных позиций.

Итак Добро. Многие люди придерживаются следующего мнения – добро это вымышленное, сказочное или условное понятие, либо добро – оно для каждого своё, и без пользы спорить, что есть добро, а что нет. Так что же такое Добро? Мы уже рассматривали это в статье Добро и Зло, сейчас же стоит остановится на возникновении данного явления, и тогда станет понятно его значение.

В Природе нет добра или зла, там протекают процессы. Взорвавшаяся звезда, или извергающийся вулкан не думают о живом, не выполняют какую то миссию по наказанию – это только процесс происходящий в природе. И даже среди животного мира, что так же одно из проявлений Природы, нет добра или зла. Один зверь кушает другого, потому что голоден. Свою нишу он занимает естественным для себя образом, и не задумывается об этом. И кошка-мать бросается на защиту своих детей чисто инстинктивно, не делая какой то сознательный выбор.

Человек до определенного этапа так же ведёт себя как разумное животное, и так же подчиняется своим инстинктам и эмоциям. Но однажды он достигает зрелости, начинает жить и поступать осознанно, начинает понимать, что каждый его поступок несёт определенные последствия, начинает понимать и принимать ответственность за эти поступки. Ему уже не достаточно делать то, что ему хочется - если это противоречит его принципам, если это вредит близким ему людям или не несёт какой то пользы.

Но всё ещё человек, не имея полного понимая о мире в котором живет и о правильных взаимоотношениях в нём же, не может с полной уверенностью сказать - поступает он правильно или заблуждается. Его внутренний мир меняется - то что было верным вчера, не верно сегодня. А завтра его личная истина откроется ему в новом ракурсе. Где поступок несёт добро, где зло - казалось бы виднее самому человеку, который строит свою жизнь так, как ему удобно. Он ищёт пользу и выгоду в своих поступках, выгоду в первую очередь нужную ему самому.

Да, отношение к поступкам, так или иначе касающихся другой стороны, может быть и бывает личным, но должно быть Объективным, как раз потому что касается другой стороны. Оно должно быть как минимум единым для обеих или более сторон, и даже быть выше например только двух людей. Именно такое объективное отношение и вылилось в целый ряд понятий, перестав быть личным ощущением. Эти понятия дали возможность обществу строить внутри себя справедливые отношения, исходящие из объективных оценок.

Рано или поздно человек начинает понимать – выбирая выгоду только для себя, он может при этом отказать в пользе другой стороне, или даже разрушить "партнёра", полностью использовав его. Он может сделать и другой выбор, или может вовсе отказаться от действия, либо не сделать необходимого действия тогда, когда это нужно..


Как только человек начал сознательно совершать поступки, сразу же возникла необходимость понять и оценить значимость этих поступков - и это естественно - ссылаться на инстинкты или эмоции уже недостаточно. Сам человек желает и должен знать, почему ему необходимо совершать тот или иной поступок, или не совершать оного. Условно поступки можно назвать верными и неверными, или Добром и Злом. Немало случается пограничных ситуаций, и конечно, то что сегодня является злом, при тех же обстоятельствах уже завтра может быть добром, но подобный круговорот не зависит от предпочтений отдельного человека, или даже группы лиц. Необходима объективная оценка всех участников взаимоотношений.

Итак, понятия Добра и Зла появляются у человека и для человека на определённом этапе его развития, и действуют они там, где действует сам человек – среди Природы и среди Общества. И раз уж человек осознает, что деятельность его стала разумной, а не бессмысленной, он рано или поздно так же поймёт, что каждый его поступок по отношению к другому человеку или природе несёт, очень часто, долгоиграющие последствия. Нужно лишь задаться вопросом – что будет после того, как произойдёт то или иное действие, кто и что почувствует на себе эти последствия, и тогда станет понятным, какой поступок есть добро, а какой зло.

А приоритет всегда один – важнее всего жизнь, важнее всего стремление к развитию, процветанию, получению знаний, справедливому взаимоотношению с природой и людьми. Здесь стоит остановится на понятии Справедливость – это понятие не отделимо от понятия Добро, даже если кому то кажется злом последствия какого то справедливого решения. Так же как и Добро, Справедливость понятие объективное, не может замыкаться в (на) одном человеке, этоуже не личное ощущение: "нравится - ненравится".

***

Например человек приходит в лес и начинает валить без разбору деревья - не давая ничего взамен, вырубая и стар и млад, не учитывая далеко-идущие последствия своего поступка, который приобретает всё больший размах.. Такое отношение к Природе является несправедливым, и дело не только в нравственной точке зрения. Человек является Частью Природы, а не её хозяином или иждивенцем - поступая несправедливо к Природе, он вредит и самому себе. Естественно, на каких то этапах развития он может не понимать этого, но и объёмы «случайного» вреда пока не критичны для Природы в целом. Получая знания о взаимодействии с природой, человек со временем начинает оперировать сознательно и большими объёмами. Часто преследуя сиюминутные выгоды человек может нанести большой урон, например всё той же природе.

Итак, зло или добро может быть случайным, может быть намеренным, но пожалуй хуже всего невежество – когда человек думает что он прав, что он владеет знаниями, и при этом движим какими то благими намерениями.. размах последствий может быть самый разный, а тяжесть проступка ничуть не меньше намеренного зла. Поэтому что бы говорить о справедливости, необходимо обладать реальными знаниями, и не зависеть от собственных инстинктов и эмоций. Во всяком случае быть готовым принимать к сведению доводы другой стороны, если они разумны, например Природы. Язык её многогранен, а что бы понять этот язык, нужны настоящие Знания - информация которая не просто принята к сведению, а которая понята человеком полностью и до конца.

Взаимоотношения в Обществе кажутся не такими простыми, они видятся запутанными, неоднозначными, сложными. Отчасти это верно – в мире очень много людей, много стран, много наций, несколько рас – и всё и все находятся на разных этапах развития. Если ребёнок хочет конфетку, это не значит, что ему можно её без конца есть – взрослый, как человек находящийся на более высшей ступени осознанности, устанавливает правило и склоняет ребенка к его выполнению.

Если люди в какой то стране, в виду особенности своего менталитета, особенности своей генетики – общего уровня развития – не контролируют свои эмоции, например склонны к необдуманным действиям при созерцании обнаженного женского тела – значит для них и для женщин, то есть для всех жителей этой страны, «взрослый» (например духовный лидер) устанавливает правила, жесткие правила по соблюдению определённых норм. На данном этапе такие ограничения будут нормальными, будут справедливыми - по отношению ко всем жителям.

Предположим, рядом находится страна, в которой моральные нормы не имеют таких ограничений, ввиду отсутствия необходимости. Справедливо будет, если жители двух этих стран, приехав к соседу, не будут демонстрировать преимущества своих моральных норм и принципов – это бессмысленно и не будет Добром. А там, где человек не может ограничить себя, и этим причиняет вред другим, он должен быть ограничен другими людьми, если это ограничение будет объективно справедливым. Из этой темы естественно вытекает такое понятие как Свобода, его мы рассмотрим в следующей рассылке.

Понятно, что очень сложно быть справедливым одновременно по отношению ко всем – слишком все разные, учитывая, что оценка этой разности обязательно Объективна. В этом случае необходимо такое устройство жизни и быта людей, где каждый может быть максимально свободным, не причиняя при этом вреда ни себе, ни своей семье, ни людям живущим рядом, и конечно не причиняя вреда Природе. А свобода эта выражена в том, что каждый может развиваться, получать знания, самовыражаться в обществе.. Устройство этой жизни должно быть Справедливым – и это возможно!


www.pravoslovie.ru                                                                                              НАПИСАТЬ ПИСЬМО

 


В избранное