Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Почему Ислам?

  Все выпуски  

Почему Ислам? Появление догмата о троице (ч.2)


Появление догмата о троице (ч.2)Единобожие после Никейского собора

Арианство

В 325 году было издано первое официальное постановление о Божественности Иисуса. Произошло это после того, как император-язычник Константин избрал это мнение и отверг остальные, а Ария, из-за которого и был созван этот Собор, решено было считать еретиком.

Арий был одним из монахов церкви и, как передает Манси Йуханна в своей книге История коптской церкви: Сын не подобен Отцу ни в извечности, то есть в изначальности существования, ни в сущности. Сначала был Отец, а потом Он вывел Сына из небытия по Своей воле. Отца никто не может увидеть или описать, потому что имеющий начало не может познать Изначального. Сын же является Богом в силу приобретенной (данной ему) Божественности.

Арий скончался в 336 году, однако его учение распространилось после его смерти. Арианство приобрело столько последователей, что, как говорит профессор Хусни аль-Атйар в своей книге Убеждения христианских сект, исповедовавших Единобожие: Арианство принял бы весь мир – по свидетельству его врагов – если бы епископы не вмешались и не начали безжалостно искоренять его.

Асад Рустам говорит в своей книге Церковь великого Божьего града: Арий был ученым и аскетом, искусным проповедником и наставником. Вокруг него сплотилась группа верующих, и к нему примкнуло большое количество священнослужителей.

Историк Ибн аль-Батрик подтверждает многочисленность арианцев. Он говорит, что большинство жителей Египта были арианцами.

А священник Джеймс Энис говорит: История повествует нам о том, как церковь и ее предводители ошиблись и отошли от истины: большинство епископов одобрили ересь Ария и приняли ее.

Арианство обладало немалой силой не только при жизни своего основателя, но и после его кончины. Церковь созвала несколько соборов для изучения его убеждений. Сам Арий со своими сторонниками также созывал соборы в 334 и 335 годах. На втором соборе они постановили отстранить от церковной деятельности Папу Афанасия, который призывал считать Иисуса Богом и под руководством которого были записаны постановления Никейского собора. Они сослали его на территорию современной Франции. В 341 году в Антиохии они созвали новый Собор. На нем присутствовали 97 священнослужителей из числа последователей арианства. На этом соборе был принят ряд постановлений, согласующихся с их убеждениями.

Позже римский император вернул Афанасия на папский престол. Ариане запротестовали и взбунтовались. Потом был созван Собор на территории Франции в Арле, на котором было принято единодушное, если не считать одного голоса, решение об отстранении Афанасия.

На Миланском соборе это решение было подтверждено, и Афанасия отстранили. Александрию возглавил епископ-арианец Георгий Каппадокиец. А в 359 году император созвал два собора – для западников в Серевкии и для восточников в Ариминиуме. Оба собора признали правильными убеждения арианцев, и западные церкви остались арианскими.

Историк упоминает, что император Константин также перешел в арианство, чтобы снискать поддержку народа. Произошло это после того, как он перенес столицу в Константинополь.

Преподобный Шануда объяснял столь широкое распространение арианства поддержкой со стороны императора.

На Антиохийском соборе, созванном в 361 году, ариане сформулировали новый символ веры, согласно которому: Сын отличен от Отца в своей сущности и воле. В том же году они созвали в Константинополе Собор, на котором было принято 17 постановлений, противоречащих постановлениям Никейского собора.

В том же году к власти пришел язычник Юлиан. Он возвратил Афанасия и его епископов к их прежней деятельности. При нем начали открыто поклоняться идолам. Он поручил возглавлять церкви христианам-язычникам. В 363 году его сменил император Ювиан, который завершил начатое его предшественником. Он начал борьбу против ариан и ввел в христианство элементы язычества, закрепив их. Он сказал, обращаясь к народу и государственным мужам: Если вы желаете, чтобы я был вашим императором, будьте христианами подобными мне. Затем он запретил арианство как течение и вернул силу постановлениям Никейского собора. Он потребовал от Афанасия, чтобы тот изложил суть того христианства, к принятию которого он принудил народ, несмотря на то, что сам почти ничего не знал о нем[1].

Несторианство

На смену Арию пришел в 5 веке патриарх Константинополя Несторий, поддерживаемый некоторыми священнослужителями и епископами. Нестор утверждал: В Иисусе есть Божественная часть, однако она не относится к его человеческой природе, и эта часть не родилась от Девы, которую, соответственно, нельзя называть Божьей матерью.

Несторий считал, что соединение Бога с Иисусом не было действительным. Иными словами, Бог только помогал ему. Что же касается пребывания Бога в Иисусе, и Его соединения с ним, то их Нестор назвал метафорическими. То есть в Иисусе пребывал не Бог, а Его содействие, поддержка и дарованные Им Иисусу благонравие и достоинства.

В одной из своих проповедей Несторий сказал: Как я могу пасть ниц перед трехмесячным ребенком? Он также сказал: Как у Бога может быть мать? От плоти рождается только плоть, а рожденное от духа есть дух. Сотворенное не может родить Творца. Она родила человека, который впоследствии обрел Божественную природу.

На Эфесском соборе, созванном в 431 году, было принято решение отстранить Нестория от церковной деятельности и изгнать его. Он умер в Ливийской пустыне. Историк Сайерс ибн аль-Мукаффа пишет в своей книге История патриархов: Несторий решительно отрицал Божественность Иисуса и утверждал, что он был просто человеком, пророком, и ничем более.

Ибн аль-Мукаффа также упоминает о том, что перед изгнанием Нестория патриархи послали сказать ему, что если он признает распятого воплотившимся Богом, они простят его и не станут изгонять: Однако сердце его ожесточилось, как сердце Фараона, и он ничего не ответил им.

После Нестория его учение подверглось изменениям и уподобилось учениям, признающим Троицу. Несториане говорят: Иисус – личность, у которой две реальности – Божественная и человеческая. Он в действительности человек и в действительности Бог. Однако это не личность Иисуса соединила в себе две реальности, а сущность Иисуса соединила в себе две личности!.

Единобожие после Реформации

Несмотря на безраздельную власть церкви, приверженцы Единобожия в христианстве существовали всегда. Временами их деятельность была очень слабой по причине преследований и гонений со стороны церкви, однако они продолжали существовать.

А когда влияние церкви ослабло, общины приверженцев Единобожия вновь заявили о себе. Опоры догмата о Троице содрогнулись. Мартин Лютер сказал о нем: Он не обладает силой, и его нет в библейских текстах.

Фальбер говорит в своей книге История приверженцев Единобожия: Кальвин сказал о символе веры, утвержденном Никейским собором: его следовало бы петь, как песню, а не заучивать как разъяснение вероучения.

И в своей книге Краткое изложение вероучения (1541) Кальвин упоминает о Троице лишь изредка.

Постепенно общины исповедующих Единобожие укрепились и начали вести активную деятельность в Европе. Даже король Венгрии Сигизмунд (ум. в 1571) исповедовал Единобожие.

В Трансильвании Единобожие получило широкое распространение. Об этом упоминает Американская энциклопедия. К известным приверженцам Единобожия относится Франциск Давид, кото


В избранное