Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Размышления над Библией, современная Цивилизация, переводы - Подготовка к крещению (продолжение)


   

 

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К КРЕЩЕНИЮ (из книги Водою и Духом)

прот. Александр Шмеман (1921-1983)

 

О христианском понимании смерти

Самиздат

Главная

 



 

1, 2, (часть 3), 4

...И священник глаголет: 

Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, н всех ангел его, и всего служения его и всея гордыни его? 

И отвещает оглашенный, или восприемник его, и глаголет: 

Отрицаюся. 

(Этот вопрос и ответ повторяются трижды). 

Вопрошает священник крещаемого: 

Отреклся ли еси Сатаны? 

И отвещает оглашенный или восприемник его: 

Отрекохся. 

(Этот вопрос и ответ повторяются трижды). 

Таже глаголет священник: 

И дуни, и плюни на него. 

В период возникновения этого обряда его значение было очевидно как крещаемому, так и всей христианской общине. Они жили в языческом мире, который был пропитан pompa diaboli, т. е. поклонением идолам, участием в культе императора, обожествлением неодушевленных предметов и т. д. [14]. Оглашенный не только знал, от чего он отрекался, он сознавал также, к какой трудной жизни - поистине "неконформистской" и радикально противоположной образу жизни окружающих - обязывает его это отречение. 

Когда же мир стал христианским и отождествил себя с христианской верой и христианским культом, значение этого отречения стало постепенно забываться, так что в настоящее время оно рассматривается как древний, анахронический обряд, как нечто курьезное, не требующее к себе серьезного отношения. Христиане так привыкли к христианству как неотъемлемой части их мира и к Церкви как религиозному выражению их мирских "ценностей", что само понятие напряженности или конфликта, существующих между их христианской верой и миром, исчезло из их жизни. И даже в настоящее время, после страшных крушений, которые потерпели все так называемые "христианские" миры, империи, народы, государства, многие христиане все еще убеждены, что, по существу, с миром все в порядке и можно с успехом принять его образ жизни и его иерархию ценностей и при этом выполнять свои "религиозные обязанности". Более того, сама Церковь и христианство рассматриваются, главным образом, как средство для достижения успешной и спокойной мирской жизни, как духовная терапия, снимающая всякую напряженность, разрешающая все конфликты, дающая тот душевный покой, который обеспечивает успех, стабильность, счастье. Сама идея, что христианин должен отречься от чего-то и что это "нечто" заключается не в нескольких явно греховных и безнравственных действиях, но, прежде всего, есть определенное видение жизни, некая система ценностей, суть его отношения к миру, что христианская жизнь - это "узкий путь" и борьба, - эта идея позабыта и не является больше ядром нашего христианского мировоззрения. 

Страшная правда состоит в том, что подавляющее большинство христиан попросту не видит присутствия и действия сатаны в мире и поэтому не испытывает нужды в отречении от "дел его и служения его". Они не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего идеи и ценности сегодняшней жизни и формирующего, определяющего и порабощающего их жизнь в гораздо большей степени, чем открытое идолопоклонство древнего язычества. Они закрывают глаза на тот факт, что демоническое состоит, главным образом, в фальсификации и подделке, в отклонении даже положительных ценностей от их истинного смысла, в представлении черного белым и наоборот, в тонкой и порочной лжи и смешении. Они не понимают, что такие по видимости положительные и даже христианские понятия, как "свобода" и "освобождение", "любовь", "счастье", "успех", "достижение", "рост", "самосовершенствование", - понятия, формирующие современного человека и современное общество, - могут на самом деле не соответствовать их действительному значению и быть орудиями зла. 

А сущностью зла всегда была и есть гордыня, pompa diaboli. Правда о современном человеке заключается в том, что независимо от того, является ли он законопослушным конформистом или мятежным противником конформизма, он, прежде всего, есть существо, полное гордыни, сформированное гордыней, поклоняющееся гордыне и ставящее гордыню на первое место в своей шкале ценностей. 

Таким образом, отречься от сатаны не значит отвергнуть мифическое существо, в чье существование даже не верят. Это значит отвергнуть целое мировоззрение, сотканное из гордыни и самоутверждения, из той гордыни, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, в смерть и ад. И можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова. "Дунь и плюнь на него!" Война объявлена! Начинается битва, исход которой - либо вечная жизнь, либо вечная гибель. Именно в этом и состоит христианство. Именно это, в конечном счете, и означает наш выбор. 

5. Исповедание верности Христу 

И cue сотворшу, обращает его священник к востоку, доле руце имуща... 

"...Обращает его к востоку...". Если поворот на запад во время отречения означает обращение к сатане и его мраку, то поворот к востоку означает обращение человека к райскому саду, взращенному на востоке, обращение ко Христу, Свету мира. "Когда же ты отрицаешься сатаны, - пишет св. Кирилл Иерусалимский, - разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света" [15]. 

"..Доле руце имуща...". Мятеж против Бога сменяется теперь покорностью, послушанием и согласием. "Обратись к востоку, опусти руки, поклонись", - с такими словами обращался епископ ко крещаемому в древнем обряде Константинопольской Церкви [16]. 

Затем крещаемый исповедует верность Христу. 

И глаголет ему священник: 

Сочетаваеши ли ся Христу? 

И отвещает оглашенный, или восприемник, глаголя: 

Сочетаваюся. 

(Этот вопрос и ответ повторяются трижды). 

"...Сочетаешься ли со Христом...". Здесь употреблено греческое слово suntaxiz, означающее связь, принадлежность, сочетание и прямо противоположное слову apostasiz, буквальное значение которого отпадение, разрыв. Это исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды тех, кто служит Христу, клятва, подобная солдатской присяге [17]. 

Таже паки глаголет ему священник: 

Сочетался ли еси Христу? 

И отвещает: 

Сочетахся. 

И веруешь ли Ему? 

Верую Ему, яко Царю и Богу. 

Это решение и эта присяга принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9, 62). Об этом свидетельствует переход от глагола настоящего времени несовершенного вида "сочетаваюся" к глаголу прошедшего времени совершенного вида "сочетахся". 

Такое решение христиане называют верой. Слово это (pistiz по-гречески, fides по-латински) имеет более глубокий смысл, нежели то, которое придают ему люди сегодня, - согласие разума с набором правил и предписаний. Прежде всего оно означает доверие, безусловную преданность, полную отдачу себя тому, кому должно повиноваться и за кем должно следовать, что бы ни случилось. 

Крещаемый исповедует свою веру во Христа как Царя и Бога. Эти именования имеют не одно и то же значение. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, т. к. "и бесы веруют" (Иак. 2, 19). Принять Его как Царя или как Господа означает стремление и решимость следовать за Ним, посвятить всю свою жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями. Вот почему раннехристианское исповедание Христа было исповеданием и провозглашением Его Господом, по-гречески Кurioz. Это слово на религиозном и политическом языке того времени содержало в себе идею абсолютной власти, требующей безусловного подчинения [18]. Христиан преследовали и осуждали на смерть за то, что они отказывались называть "господом" римского императора. "Ты еси един Господь", - возвещается в одном из самых древних христианских песнопений, Великом славословии, которое мы поем на каждой утрени, забывая иногда, что в этих словах заключен вызов всем земным властям и господам. Исповедовать Христа как Царя означает, что Царство, которое Он нам открыл и явил, - это не только Царство некоего далекого будущего, находящееся "по ту сторону" нашей жизни и поэтому не вступающее в конфликт или противоречие со всеми земными "царствами" и подданствами. Мы принадлежим этому Царству здесь и сейчас, и мы принадлежим и служим, прежде всего, ему, а потом уже и всем остальным "царствам". Наша принадлежность, наша преданность чему бы то ни было в этом мире - государству, нации, семье, культуре или каким-либо иным ценностям - действительны лишь постольку, поскольку они не вступают в противоречие и не искажают нашу преданность, наше сочетание Царству Христа. В свете этого Царства ни одна наша земная привязанность не является абсолютной, ничто не может претендовать на наше полное подчинение, быть нашим "господином". Особенно важно помнить об этом в наше время, когда не только мир, но даже сами христиане так часто абсолютизируют свои земные ценности - государственные, этнические, политические, культурные, - рассматривая их в качестве критерия своей христианской веры, вместо того, чтобы подчинять их единственной абсолютной присяге, которую они приняли в день своего крещения, в день своего зачисления в ряды тех, для кого Христос - единственный Царь и Господь.  http://www.zip.org.ua/spiritual/Christ/shm5.3.htm 

 

1, 2 << (часть 3) >> 4

 

   

 

[Взгляд в вечность] [первая] [Ободрение] www.zip.org.ua 2007


В избранное