Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева" N 50


РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 50
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
декабрь 2006 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Анастасия Герасимова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

23 ноября (4 декабря) - ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 4-й

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное.

 

Читайте в номере:

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ

Великомученица Екатерина

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ
ПЕРВОЗВАННЫЙ

Великомученица Варвара

НАШ КРОССВОРД

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

    Среди студеных декабрьских дней как нечаянная оттепель - праздник Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Многие называют его праздником православных детей. Традиция эта, правда, еще не устоялась окончательно, но я знаю нескольких детей, которые обязательно получают в этот день от родителей неплохой подарок, это не считая дня рождения, именин, Рождества и Пасхи.
    Умилительна картина начала новозаветной истории. Трехлетнюю Деву Марию в сопровождении родственников и подруг-сверстниц повели в иерусалимский храм для посвящения Богу. Дева Мария и ее сверстницы шли с зажженными свечами в руках, народ провожал торжественную процессию духовными песнопениями. Из храма на встречу Пресвятой Отроковице с праздничным пением вышли священники во главе с первосвященником.
    Святые Иоаким и Анна подвели свою Дочь к храму, и Она без посторонней помощи взошла по высоким ступеням. Первосвященник встретил и благословил Её, как это он всегда делал с посвящаемыми Богу. А дальше произошло еще одно чудо. По внушению Святого Духа первосвященник ввел юную Деву во Святая святых – самое священное место в храме, куда имел право входить только он, и только один раз в год.
    Это событие и отмечает Православная Церковь как великий праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы и в песнопениях церковных он именуется «предвестием Божия благоволения к людям».
    Введение во храм - всегда начало. Чтобы упасть на колени под епитрахиль священника, надо сначала войти в храм. Чтобы зажечь огонек свечи о здравии ближнего, - надо войти в храм. И главное: чтобы спастись, надо войти в храм.
     «У меня Бог в душе (или в сердце), я так молюсь, мне церковь без надобности», - рассуждает себе « во спасение» доморощенный богослов. Да, история Церкви знает имена тех, кто, имея Бога в душе, молится или стоя на коленях в лесу, или под звездным небом городской заплеванной площади. Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Василий Блаженный… . А наше сердчишко, дрожащее от страха лишиться желанных страстей и привычных удовольствий, маленький «наполеончик» в немощи мании величия - убого, жалко и смешно считать его вместилищем Бога.
    Про нас, про нас, а не про соседей по лестничной клетке сложена следующая пословица: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» Бог не отец. – значит, безродны мы в своем земном отечестве; и в том другом, вечном, останемся безродны. А разве введение во храм не дает нам спасительный шанс обрести чадолюбивую Церковь – Мать, а значит, и Спасителя Отца? Как все просто … .
     Интересно, что именно с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в церкви во время утрени начинают петь «Христос рождается, славите…». Событие Введения во Храм юной Божией Матери является предуготовительным к празднованию Рождества Христова. Без Введения не было бы Рождества.
    Еще долог Рождественский пост, еще не обнаружили волхвы путеводную звезду. Ещё и Дева Мария не знает о возложенной на Неё великой миссии быть Матерью Спасителя, но она уже вошла в Иерусалимский храм, уже поднимается по крутым его ступеням. Уже благословляет Её первосвященник, Духом Святым - Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Ю.А. Есакова

 
 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ.

    Пост перед Рождеством начинается 28 ноября по новому стилю ( 14 ноября по старому стилю), пост этот иногда в народе именуют филипповками, т.к. заговенье на Рождественский пост приходится на день памяти св. ап. Филиппа. Рождественский пост не строгий – на трапезе разрешается рыба.
    Большинство современных людей с трудом принуждают себя к телесному посту,не смотря на то, что при наличии элементарных навыков и желания постный стол не вызывает никаких особых затруднений. Что же касается людей больных, которым нужна особая диета, то нужно заметить, что среди традиционных постных блюд можно выбрать такие, что при большинстве видов заболеваний состояние не ухудшается, а улучшается. Конечно, если, например, при больном желудке часто есть копчености, маринованные огурчики и помидоры, картофель - фри, то можно получить и обострение. Каждый должен знать особенности своего организма и выбирать пищу не только по вкусу, но чтобы не ослабеть из-за телесного поста, и получить пользу не только для тела ,но и для души. Так как телесный пост не является целью – это лишь средство для духовного роста, средство для восхождения на духовном поприще, - поэтому Церковь рекомендует во время поста ограничение различных зрелищ, в том числе и уменьшение, а по возможности, и полное исключение просмотра телепередач- для любителей телевизора, молодым не рекомендуется посещение таких сногсшибательно – культурных мероприятий как дискотека или шумная вечеринка.
    Пост - время духовного совершенствования, работы над собой, время приближения к Богу. Поэтому постом необходимо исповедаться и причаститься. Своими грехами мы удаляем себя от Бога, в Таинстве святой Евхаристии соединяемся с ним вновь, принимая Тело и Кровь Христову.
    Перед Причастием необходимо приготовиться к этому великому Таинству, прибрать у себя в душе. Подготовкой к Таинству является сам пост, Таинство исповеди и молитва. Поститься однако нужно весь пост, а не только при подготовке к Причастию. Надо сказать, польза от поста для нашей души и тела нашего больше, чем те маленькие неудобства, которые мы переносим, постясь, и каждый может убедиться в этом на собственном опыте. Душа очищается и изменяется, тело становится легче и трудоспособнее, кажется, удлиняются сутки, а сердце радуется, что вскоре раздастся весть о Рождении в мир Сына Божия.

Л.П. Антипова

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ.

Икона: Прп. Савва Освященный    Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софьи. Отец преподобного был военачальником. Уехав на службу в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил у дяди. Когда мальчику было восемь лет, он поступил в находившейся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок быстро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали Савву вернуться в мир и вступить в брак. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитве ,что был удостоен дара чудотворения. Проведя десять лет в обители св.Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю ближайшего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30 – летнего возраста. После смерти старца Феоктиста его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере на пять лет. Но преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув, которая находится у Мертвого моря.
    Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком – старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческий добродетелях. А когда преподобный Евфимий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики, т.е. все, кто хотел иноческой жизни.
    По указанию свыше, которое произошло через огненный столп, иноки устроили в пещере церковь. Так возникла Великая Лавра.
    После этого преподобный Савва основал еще несколько обителей, и многие чудеса были явлены по молитвам преподобного: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился ко Господу в 532 году, когда ему было 94 года. Мощи его перенесены в Венецию во время владычества в Святой Земле крестоносцев.

А. Белова

 

 

СВЯТИТЕЛЬ ГУРИЙ, КАЗАНСКИЙ И СВИЯЖСКИЙ
ЧУДОТВОРЕЦ

Икона: Свт. Гурий    Святитель Гурий, в святом крещении Григорий, родился в небольшом городке Московского княжества - Радонеже, расположенном недалеко от Сергиева Посада. Родители его - небогатые дворяне из рода Руготиных, будучи людьми благочестивыми, воспитывали сына своего в страхе Божием. Григорий вырос человеком кроткого нрава, любящим храм Божий. Благонравие и благоразумие молодого соседа обратили на себя внимание князя Пенькова, и он пригласил Григория к себе, поручив ему управление всем своим домом.
    В скором времени Григорий заслужил полное благоволение князя и княгини не только своей благочестивой жизнью, но и примерным исполнением своих обязанностей по управлению домом, но приобретя милость хозяев, он вызвал зависть окружающих. Управителя оклеветали перед князем, за якобы недостойное отношение к княгине. Поверив клевете, разгневанный хозяин приказал заключить Григория в яму. Свет в темницу невинного страдальца попадал сверху в небольшое окошко, а пищей его был овес, сноп которого бросали в яму раз в пять дней. Утешением для Григория стала молитва перед образом Божией Матери, который ему разрешили взять с собой. Находясь в темнице в величайшем стеснении, Григорий не роптал, вспоминая подвиги мучеников принявших во имя Христово страдания и смерть. Укрепляясь в вере, он благодарил Бога за данный ему крест, веря, что без воли Божией и волос не может упасть с головы человека. Терпение страдальца было вознаграждено - освобождение его совершилось чудом Божиим. После двух лет заключения Григорий увидел в двери своей темницы пробивающийся свет. Дверь казалась слегка приоткрытой; усердно помолившись, Григорий беспрепятственно открыл дверь- путь из темницы был свободен. Поблагодарив Бога, он взял икону Божией Матери, и пройдя княжескую усадьбу, никем незамеченый, направился в обитель Преподобного Иосифа Волоцкого. Там, подвизаясь в монашеской жизни, он облекся в одежду инока с именем Гурий. В 1522 году Гурий стал игуменом этой прославленной обители. 3 февраля 1555 года он был хиротонисан во архиепископа вновь учрежденной Казанской епархии. Неустанно трудясь для устроения христианской жизни, святитель Гурий много сделал для просвещения и благоустроения жизни своей паствы. При нем был построен каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, для обучения детей христиан и язычников святитель устроил два училищных монастыря. Любя свою паству, заботясь о ней, свт. Гурий будучи ревностным проповедником Православия, многих обратил ко Христу. Понеся многие труды, он преставился 4 декабря 1563 года, приняв за два дня до кончины схиму.
    Спустя 32 года после смерти святителя были обретены его нетленные мощи. При постройке нового каменного собора в Спасо–Преображенском монастыре пришлось потревожить могилы свтт. Гурия и Варсонофия. Тела подвижников благочестия оказались нетленными. Причем гроб святителя Гурия был наполнен благоухающим миром, так что святые мощи его, как свидетельствовал Казанский митрополит Гермоген, плавали в этом мире. Велика была радость города Казани и всего вновь просвещенного края, богомольцы во множестве притекали к ракам прославленных Богом святителей. В 1630 году мощи святителя Гурия переложены были из деревянного ковчега в серебряную раку и перенесены в казанский кафедральный собор, самим Гурием построенный. Память свт. Гурия празднуется 5 декабря, в день кончины святителя, 4 октября, в день открытия святых и многоцелебных его мощей, и 20 июня, в день перенесения мощей из Спасо – Преображенского монастыря в построенный им Казанский кафедральный собор( все даты приведены по старому стилю). Особенно торжественно эти дни вспоминаются в Казани и во всей нашей епархии, на благоустроение которой было потрачено много сил и времени нашего первого епархиального архиерея. В настоящее время мощи свт. Гурия почивают в Храме на Арском кладбище.

А. Белова

 

 

 

 

Великомученица Екатерина.

Икона: вмч. Екатерина    Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. К 17 годам девушка получила блестящее эллинское образование и отличалась редкой красотой и умом. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж только за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
    Бог так устроил, что Екатерина по совету матери - христианки познакомилась со старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной ее нежелание выходить замуж, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал девице икону Пресвятой Девы, пообещав, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.
    Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ним Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.
    Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью.
    Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось, и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо — дар Небесного Жениха. После этого она совершенно переменилась стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.
    В скором времени в Александрию на пышное языческое празднество прибыл Максимиан, соправитель императора Диоклетиана. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ, и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».
    Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Но святая взяла верх над мудрецами. Они уверовали во Христа и были сожжены. Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он попытался соблазнить святую мученицу богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениями, а затем бросил в темницу. Императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали.
    На следующий день мученицу вновь привели на судилище. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимиан вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху — Христу, и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.
    Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины были перенесены на гору Синай и с тех пор пребывали в монастыре ее имени. Император Петр Великий пожертвовал для ее мощей драгоценную раку.

А. Герасимова

 

 

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ
ПЕРВОЗВАННЫЙ.

Икона: св. апостол Андрей    13 декабря н.с. Церковь празднует память святого апостола Андрея Первозванного.
    Апостол Андрей - брат первоверховного апостола Петра - родом из города Вифсаида, расположенном на берегу Галилейского моря. Предпочитая девство супружеству, он не пожелал вступить в брак, но оставил все и пошел к Иоанну Предтече на Иордан, сделавшись его учеником. Когда пророк Иоанн, указывая на проходившего мимо Иисуса Христа, произнес: « Се Агнец Божий», св. Андрей вместе с другими учениками Предтечи оставил Крестителя и последовал за Христом. Андрей нашел брата своего Симона (Петра) и сказал ему «Мы нашли Мессию, именуемого Христа», и привел его к Спасителю.
    После этого, когда он вместе с Петром ловил рыбу на берегу Галилейского моря, Иисус сказал им «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф. 4,19), - тогда Андрей, тотчас оставил сети, последовал вместе с братом своим за Христом, чтобы больше уже не расставаться с ним Ап. Андрей был назван Первозванным, потому что прежде всех апостолов сделался последователем и учеником Иисуса Христа.
    После воскресения Христова и сошествия Святого Духа на апостолов Андрей Первозванный проповедовал Евангелие и принял много скорбей и страданий, но терпел все бедствия за Христа с радостью. Более всего он претерпел мучения в городе Синопе, на южном берегу Черного моря: здесь его бросали на землю, таскали за руки и за ноги, били поленьями, бросали в него камнями, вырывали пальцы и зубы; но он снова сделался здоровым и целым от ран.
    С проповедью Евангелия Ап. Андрей дошел до Днепра, и пристав к киевским горам, сказал, что здесь воссияет благодать Божия, Господь воздвигнет много церквей и просветит св. крещением всю Русскую землю.
    Св. ап Андрей принял мученическую кончину в городе Патры. Правитель города Егиат Антипатр приказал распять св. Андрея на кресте, привязав ему ноги и руки, т.к. не хотел прибить его гвоздями, чтобы апостол не умер быстро, а принял больше мучений .
    Ап. Андрей сам снял с себя одежды, отдал их мучителям и с радостью и веселием пошел на мучения.
    Вокруг распятого апостола стояло около 20тыс. народа, с ними был и брат Егеата, по имени Стратоклий, восклицая вместе с народом:
-     Не справедливо страдает так святой муж!
    Когда народ пошел к дому правителя, Егеат, убоявшись народа, сам лично пошел снять св. Андрея со креста, но
ап. Андрей стал молиться Господу Иисусу Христу, чтобы пострадать за него до смерти. Тогда слуги не могли прикоснуться к нему, так как руки их приходили в омертвение. В это время ап. Андрея осиял свет с неба, - так что невозможно было смотреть на него. Этот небесный свет сиял с полчаса, когда свет отступил, св. апостол испустил дух.
    Знатная женщина Максимилла с честью сняла тело его и положила в своем гробе, в котором должна была быть похоронена сама.
    Егиат хотел отомстить народу и казнить всех христиан, но внезапно умер в мучениях посреди города.
    Его брат Стратоклий ничего не взял из богатого наследства, говоря:
-     Не дай мне, Господи, чтобы я прикоснулся к сокровищам брата моего, чтобы не оскверниться грехом его , ибо он любя суетное имущество, осмелился умертвить апостола Господня.
    Страх был на всех, и не было никого, кто не уверовал в Спасителя нашего. От святых мощей многие получали исцеление и благодатную помощь.
     Это было в последний день ноября (30 ноября по старому стилю) в городе Патры.

А. Есакова

 

 
Оглавление

Великомученица Варвара.

Икона: вмч. Варвара    Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальную башню, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы уверяли ее, что мир создан богами, которых почитает ее отец, мудрая Варвара мысленно говорила себе: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делах Твоих, в творении руку Твоею поучахся».
    Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор счел, что со временем настроение дочери изменится, и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она проникнется другим отношением к брачным узам.
    Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
    За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной бани, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расщелине, которая чудным образом расступилась перед ней.
    К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом. Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.
    В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком. От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

А. Герасимова

 

 

Святитель и чудотворец Николай Мирликийский.

Икона: свт. Николай    Имя святителя Николая почитается в восточных и западных странах. В Николин день швейцарские, немецкие и чешские дети получают подарки, как во дни великих Господних праздников. Страны, в которых свт. Николай никогда не бывал, считают его своим заступником и покровителем, учащиеся прибегают к нему, матери молятся ему о своих детях, больные ищут его помощи. Святитель всем кажется близким, доступным, скорым помощником, другом и заступником в бедах. Слава о чудесах свт. Николая облетела весь мир.
    Родители святителя – Феодор и Нона, были зажиточными людьми в г. Патры. Супруги очень много помогали бедным, но одно было горьким для них – были они бездетными. Наконец, по их горячим молитвам, Господь даровал им сына, названного при крещении Николаем, что значит по-гречески «побеждающий народ». По преданию, младенец стоял в купели в течении всего Крещения, а оно длилось тогда три часа. С детских лет свт.Николай преуспел в молитве и благочестии и уже в юные годы был рукоположен во священника. После смерти родителей, свт. Николай получил большое наследство и стал раздавать его неимущим. Но помогал он людям тайно, чтобы они не знали, кто дает им, и не благодарили бы его. Так ночью, завернувшись в темный плащ, он трижды подкинул мешки с золотом отцу, который не мог без приданного выдать замуж трех своих дочерей.
    Однажды свт. Николай ехал на корабле в Палестину. Плавание было спокойное, но святитель говорил: « Я предвижу бурю и бедствие, так как видел, как вместе с нами на корабль вошел страшный и черный диавол». И точно, так и было. Разыгралась страшная буря. Со слезами путники просили свт. Николая о помощи. Святый успокоил ехавших с ним людей, помолился Господу, и тотчас волны утихли. После того, одному из корабельщиков нужно было подняться на верх мачты. Спускаясь оттуда, он упал и разбился о палубу, но святой помолился о нем и воскресил умершего.
    Поклонившись святым местам, свт. Николай хотел уйти в пустыню и кончить свою жизнь вдали от людей. Но это не было угодно Богу, и святой услышал голос с неба, повелевавший ему вернуться к себе на родину. Свт. Николай послушался и стал жить в монастыре, но здесь он снова услышал голос, который посылал его в мир к людям. Не желая жить в своем городе, где все его знали и помнили его милосердие, Николай пошел в Миры, где жил архиепископ Ликийский страны. Свт. Николай жил в Мирах, как бедняк, и каждый день, как только двери церковные отворялись, входил в храм Божий.
    В то время скончался епископ того города, и церковный совет должен был выбрать нового архипастыря. Но не было согласия, пока некоторые не сказали: «Господь Бог должен Сам указать свой выбор, будем, братья молиться и поститься и ждать указания Божия». И точно, старшему из епископов Бог, указал свою волю, и он узнал от ангела, что тот человек должен стать епископом, который первый рано утром войдет в соборный храм. «Имя мужу тому Николай». Епископ рассказал об открытой ему воле Божией и перед началом службы встал на паперти церковной, дожидаясь Божьего избранника. Свт. Николай, по своему обыкновению, первым пришел помолиться. Когда он вошел в притвор, епископ остановил его и спросил: «Как имя твое, чадо?» св. Николай молчал. Вторично епископ спросил его то же. Тогда Николай кратко ответил ему и назвал себя.
    «Следуй, чадо, за мной», сказал епископ, взял его за руку и ввел во храм.
    Свт. Николай боялся принять священный сан, но уступил воле епископов и народа.
Ставши епископом, свт. Николай открыл всем свои двери и стал отцом для сирот и для бедных, заступником за обиженных, благодетелем всех.
    При Диоклетиане (284-305гг.) свт. Николай был заключен в темницу, но не закончил своего подвига мученической смертью, так как новый царь, Константин принял христианство и даровал христианам право славить Господа.
    Очень много подвигов и трудов совершил великий подвижник. Господь упокоил Своего праведника 6/19 декабря, но со смертью его помощь и чудеса не прекратились. Он остался верным другом людей, скором помощником в бедах и в болезнях. Он словно продолжает свое пастырское служение на земле, несет на своих плечах наши тягости и скорби. Недаром молятся своему Другу, Наставнику и помощнику, Святителю Божию и Чудотворцу Мирликийскому Николаю Угоднику.

А. Портнова

 

 

АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ, ИЛИ ЕВХАРИСТИЯ.

Фото    После пения « Достойно есть» начинается непосредственное приготовление к Причащению Святых Христовых Таин, являющемся величайшим благом для всех приступающих к этому святому Таинству, созидающему не только самих причащающихся, но и общество верующих- Церковь, как уже упоминалось в первых статьях рубрики « Азы православия».
    Господь наш Иисус Христос не только принес за нас на кресте в жертву Богу Отцу Свое Пречистое Тело и Кровь, но и доселе руками священников приносит сию Жертву в бескровном виде, и питает нас своим Телом и Кровью и соединяет нас с Собою, творит нас единокровными Себе, а через Себя вводит нас в общение с Богом Отцом и делает причастниками Его милости и любви. Соединяясь с Богом, мы соединяемся в Церковь Христову, становимся обществом верующих, творящим общее делание - Литургию ( которая, напоминаем еще раз, и переводится как общее делание).
    Престол на котором священнодействуется Тело и Кровь Христовы, имеет значение не только жертвенника, но и трапезы, к которой ипостасная Премудрость Божия, предавшая себя на заклание, до скончания века будет приглашать нас, чад своих, словами: «Придите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам» (Притч 9.1- 5)
    После освящения ( преосуществления ) Святых Даров священнослужитель и верующие приготовляются к их принятию ектинией и тайной молитвою ( совершаемоую во время пения ектинии), во время пения « Отче наш...», молитвою с преклонением главы и возгласом « Святая святым». Напоминаем , что просительная ектиния в данном случае завершается прошением « Соединение веры и причастие св. Духа испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» т. е. будем просить у Бога, да поможет нам Своею благодатию блюсти единение между собою в вере, и всех нас да сподобит общения со Святым Духом, и затем отдадим себя всецело под покров милосердного и всемогущего Искупителя нашего Господа Иисуса Христа.
    По окончании ектении следует возглас : «И сподоби нас, Владыко, с дерзновением неосужденно смети призывати Тебе небесного Бога Отца и глаголати». Этим возгласом, составляющим заключение тайной молитвы, которую священник читает во время ектении, как уже упоминалось выше, он испрашивает благословения Божия для пения молитвы Господней«Отче наш…». «Отче наш...» именуется молитвой Господней именно потому, что сам Господь наш Иисус Христос преподал ее своим ученикам, в ответ на их просьбу научить молиться, как неизменное правило и образец молитвы. Обращаться к Богу « Отче наш» издревле предоставлено только верующим, так как именно мы верующие, крещенные, христиане, сделались через Таинство св. Крещения чадами Божими по благодати, не рабы, но сыновья по словам св. ап. Павла, и поэтому можем называть Бога своим Отцом, как виновника нашего духовного возрождения. Но мы не достойны по грехам нашим столь великого права и вполне осознаем это, да и кто может сказать, что являет в своей жизни достаточные плоды духовного возрождения. Именно поэтому св. Церковь устами священнослужителя призывает нас перед произнесением молитвы Господней просить Бога, да сподобит нас произнести ее с сыновьим дерзновением, без смущающего страха за наше недостоинство и неосужденно за наши грехи.
    Молитва Господня введена в состав приготовительных к святому Причащению действий не только ради признания нашего Богосыновства самим Господом, даровавшим нам право обращаться к Богу «Отче наш» и иметь в себе после причастия св. Христовых Тайн Его Плоть и Кровь, но и ради содержащегося в этой молитве прошения о хлебе насущном. Хлеб насущный- это не только необходимое питание для поддержания в нормальном состоянии нашего физического тела, но и принятие святых Христовых Таин для питания нашей души т.к. сие прошение св. отцы и учители Церкви объясняли не только прошением о всем необходимом для поддержания нашей телесной жизни, но и о духовной пище – о пище св. Евхаристии необходимой для питания и поддержания духовной жизни.

Протоиерей Иоанн Антипов

 

 

КВН В КАЗАНИ.

Фото    Недавно ученики нашей Воскресной школы участвовали в новом для нас мероприятии - КВН. Нас вызвали на поединок слушатели Воскресной школы при храме Серафима Саровского г. Казани. Для наших соперников этот конкурс не был новым, и поэтому в начале мы были в недоумении, сможем ли достойно представить нашу Воскресную школу в новом, непривычном для себя жанре. Однако решив, что мы тоже не лыком шиты, и что проявляя чудеса находчивости на наших уроках и создавая немало весёлых моментов, мы не вправе отказываться от КВН. Началась напряженная подготовка: собираясь по нескольку раз в неделю (сказывалась наша привычка при подготовке к концертам на Рождество и Пасху) мы репетировали, репетировали и еще раз репетировали. Результаты наших неустанных трудов были оценены как удовлетворительные даже нашим строгим настоятелем, а на лице классного руководителя Виктора Ивановича мы прочитали некую надежду на будущую победу. В любом случае отступать уже было некуда: был заказан автобус, дали своё согласие родители, был снят и смонтирован фильм, и нас ждали в Казани уверенные в своей победе соперники. Наконец 6 ноября в 6 часов утра мы выехали из города. Дорога, занимавшая около 4-х часов, не показалась нам длинной, часть её мы благополучно продремали, а остальное время разминались, состязаясь в остроумии, пока что друг на друге и, наконец, пели песни из наших номеров. Таким образом, незаметно доехав до Казани и попив чайку, мы отправились в актовый зал Воскресной школы.
    И вот началось... . Сначала была визитка, которая состояла из двух частей: фильма о приходе и Воскресной школе и представления команды. Мы выступали первыми, после нашего выступления жюри было в восторге, а на лицах наших соперников появилось некоторое недоумение – гости из далёкой провинции в первом же конкурсе одержали убедительную победу. Вторым конкурсом была разминка, и вновь мы впереди. Примерно так все продолжалось до конца КВН, лишь в одном конкурсе казанцам удалось нас переиграть, а конкурс капитанов завершился в ничью, что с нашей точки зрения было не совсем справедливо, так как наш капитан Гоша справился с заданиями намного лучше. Остальные конкурсы мы были твердо впереди , в итоге обошли Казанцев на 21 балл и выиграли игру.
Фото    После КВН мы поехали по храмам Казани. Мы побывали на Арском кладбище у мощей свт. Гурия, потом поехали в Крестовоздвиженский собор, где приложились к Казанской иконе Божьей Матери и завершили поездку в семинарии, где нам провели экскурсию и показали много интересного. И только около шести вечера мы выехали из Казани и направились в Лениногорск. По дороге домой мы заехали в рабочий поселок Алексеевское. К вечеру все устали, но настроение осталось праздничное.

Мария Антипова

Оглавление


НАШ КРОССВОРД.

Кроссворд составила Антипова Л.П. Обращаем внимание читателей на то, что большинство ответов на кроссворд вы можете найти в статьях этого номера.

По горизонтали:
1. Св. великомученица перед образом которой молятся, дабы не умереть без причастия.
2. Один из архангелов.
3.Двунадесятый праздник
4. Место распятия св. ап. Андрея Первозванного.
6. Самый известный святитель.
7. Первый правящий архиерей Казанской епархии?

По вертикали:
1. Один из евангелистов, Евангилие которого было изначально написано на древнееврейском языке.
2. Один из архангелов.
3. Один из малых пророков, который вспоминается в четвертом икосе канона
4. Единственный из апостолов, проповедовавший на территории России.
5. Святитель, доказавший Троичность Бога наглядным образом, сжавши в ладони кирпич.
6. Селение близ которого скончался св. благ. князьАлександр Невский.
7. Святитель, управлявший Новгородской епархией в XV веке.
8. Основатель Иерусалимской Великой Лавры.

Ответы на кроссворд, опубликованный в № 49:

По горизонтали: 3.Сарацины. 5. Греция. 6. Нерли. 8. Иоанн. 9. Влахернский.
12. Матрона. 14. Иеремия. 16. Лука 18. Киприан.
По вертикали: 1. Константинополь. 2. Епифаний. 4. Андрей 7. Роман. 10. Лев.
11. Елисавета. 13. Восемь. 15. Три. 17. Иустина


ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2006год

В избранное