Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева" N 48


РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 48
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
октябрь 2006 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

По техническим причинам (поломка компьютера и нехватка средств на ремонт) выпуск газеты задержался приносим свои извинения.

8/21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебебо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4-й

Иоаким ианна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем.То прозднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

14/27 сентября - Воздвижение Креста Господня

Тропарь, глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4-й

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Читайте в номере:

РОЖДЕСТВО
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

ПРЕПОДОБНЫЙ
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ


СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН МОСКОВСКИЙ

ИОАНН БОГОСЛОВ

 

 

РОЖДЕСТВО
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной церкви, и празднуют его 8 сентября по старому стилю, 21- сентября по новому. Об этом событии подробно говорит Священное Предание.
Родители девы Марии – Иоаким и Анна, жили в Назарете, небольшом городке к западу от Генисаретского озера, происходили из рода царя Давида и были людьми добрыми и благочестивыми. Не смотря на свое царское происхождение, они не были людьми знатными, но имели достаточно средств и считались состоятельной четой. Но у них не было детей. Надо сказать, что бездетность среди евреев считалась наказанием Божиим за грехи родителей, так как каждый из потомков Авраама надеялся быть предком обетованного Мессии. А если не было в семье детей, значит, супруги никогда не смогут быть предками Мессии, что считалось великим позором, и окружающие считали себя вправе обличать действительные или мнимые грехи бездетной четы.
Однажды праведный Иоаким пришел в храм для принесения жертвы Богу. Но его дар не был принят Первосвященником Иссахаром, который укорил Иоакима в неких тайных грехах, ибо Иссахар не знал за жертвователем явных грехов, могущих быть причиной его бездетности.
Скорбный Иоаким не решился вернуться домой, дабы не огорчить любимую им супругу этим жестоким и несправедливым решением. Он удалился в пустыню и стал горячо молить Бога о даровании ребенка, который снимет с их семьи поношение бесчадства.
Увы, дурные вести дошли до его супруги, праведной Анны, и она также стала в молитве просить Бога о даровании ей дитяти.
Слезные молитвы праведных супругов были услышаны – каждому из них явился Ангел Господень и сообщил им о рождении у них дочери, которая принесет радость всем людям, что и исполнилось по прошествии положенного времени.
Таким образом, Пресвятая Богородица была плодом многолетних и усердных молитв благочестивых родителей своих, которые долгие годы совершенствовались в добродетелях, и очистившись в страданиях, стали достойными быть родителями.“Честнейший Херувим и славнейший, без сравнения Серафим”, что явилось величайшим счастьем для всех людей.

Партнова А.

 
 

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА.


Воздвижение Креста Господня - это двунадесятый праздник в который наша Церковь празднует почитание животворящего и спасительного Креста Господня – орудия нашего спасения и избавления падшего человечества от вечных мук. События которые послужили причиной установления этого праздника достаточно широко известны, но тем ни менее остановимся на них кратко еще раз. Голгофа вместе с оставшимися на ней орудиями жестокой римской казни к началу IV века была надежно скрыта под толстым слоем земли и виновато в этом было не только время – прошло около трех веков.
В начале II века по распоряжению гонителей христиан императора Адриана все места в Иерусалиме связанные со смертью и воскресением Спасителя были засыпаны так, что изменился весь окружающий погребенные святыни ланшафт, поэтому когда святая равноапостольная царица Елена приехала в Иерусалим, чтобы воздвигнуть на святых местах храмы, то пришлось затратить немало сил, средств, и времени. Были проведены грандиозные раскопки: найдена Голгофа и на ней три креста.
Животворящий Крест Господень был установлен благодаря чуду – после того, как он был возложен в свою очередь на покойника, последний воскрес. После этого патриарх вместе с царицей Еленой подняли (воздвигли) Крест Господень для поклонения собравшихся во множестве людей.
Это Воздвижение знаменовало собой окончание трехвековых жесточайших гонений на Церковь в Римской империи. Первые христиане вынуждены были хранить свою веру тайно, под спудом и даже первые богослужения часто совершались глубоко под землей в катакомбах (пещерных кладбищах). Кладбища, по представлению язычников, являлись местом святым, где запрещались убийства, поэтому христиане в катакомбах чувствовали себя в относительной безопасности. После Миланского эдикта 313 года христианская Церковь могла исповедовать веру в воскресшего Христа явно: произошло не только Воздвижение Креста Господня сама вера христианская воздвиглась из трехвекового языческого плена. Именно об этом говорит тропарь праздника Воздвижения Креста Господня. Нам сейчас трудно понять с какой радостью христиане IV века воспринимали победу христианства над язычеством. Мы живем в обществе если и не христианском, то в значительной мере сохранившем христианское восприятие окружающего мира, понятия греха и добродетели. Нам трудно представить себе какие страшные грехи были обыденностью, неотъемлемой частью языческого общества. Человеческие жертвоприношения, содомские грехи, жестокость к слабым и беззащитным, повсеместное рабство – воспринимались как норма. Самые описания похождения языческих божеств, являвшихся олицетворением человеческих страстей (например: Гермес – бог торговли, одновременно покровитель воров, Афродита – богиня плотской любви чрезвычайно свободная в своем поведении, а похождении которой просто стыдно читать даже современному человеку не обремененному излишними «комплексами», а уж миф о ее рождении грязен настолько, что его невозможно описать сколь либо скромно, если следовать греческому первоисточнику и так далее, и так далее… Желающие поподробнее узнать об этом могут почитать соответствующую литературу) нельзя вместить в самые широкие рамки нравственных понятий о добре и зле. Поэтому победа христианства над язычеством стала воистину началом новой эпохи в истории человечества, эпохи когда Крест стал хранителем всей вселенной, сохраняющей крестом жительство.

Антипова А.

 

 

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ.

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей новое поступление православной литературы. Начнем с «Афонских рассказов» Александра Дворкина.
Постоянные прихожане нашего Храма скорее всего знакомы с этим автором, его перу принадлежат «Сектоведение» - книга справочник со сведениями о современных сектах, но читали «Сектоведение» вероятно не многие, да и то по необходимости. А вот «Афонские рассказы» можно рекомендовать каждому. Это рассказы неторопливого афонского паломника, у которого есть время поразмыслить об увиденном и время записать все что заинтересовано на таком далекоми и в тоже время близком для каждого православного сердца Афоне.
Книги «Библейская живопись написана светскими людьми, но это редкое издание содержит множество иллюстраций Нового и Ветхого Заветов выполненных отечественными художниками.
«Таинства Церкви» - та к назвала свое пособие для новоначальных Наталья Горбочева. В нашей библиотеке, как и в книжной лавке немало подобных книг, эта же интересна простотой и доступностью изложения и написана она не в форме справочника, а в форме беседы, что делает чтение более легким и интересным. Можно ее рекомендовать не только новоначальным, размышления православной христианки о богослужении могут оказаться занимательными и полезными многим/
Все мы с детства знакомы с произведениями гения отечественной словесности А.С. Пушкина, изучаем его произведения в школе, читаем и в зрелом возрасте.
В последнее время стали публиковаться критические заметки православных авторов.
Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию «Размышления на пути к вере» протоиерея Вячеслава Резникова обозначенные самим автором как «Ключевые проблемы в творчестве А.С. Пушкина». К сожалению, до сих пор в школах Пушкина изучают с позиции соцреализма. Между тем обращение к творчеству любого православного автора, а А.С. Пушкин был несомненно православным верующим человеком, неизбежно приводит к традиционным православным понятиям. И наоборот невозможно понять Пушкина человеку, не знакомому с Православием ибо в центре его творчества душа православного человека начала XIX века.
« Тайна рубинового креста» - так называется новая книга Евгения Санина. Эта приключенческая повесть будет интересна и подросткам, и взрослым, так как раскрывает духовный мир современных детей и молодежи. В этой книге, написанной по принцепу матрешки, в основную ткань повествования вплетается история из первых веков христианства, делая все происходящее еще более занимательным и поучительным. Проблемы граждан Римской империи середины третьего века, времени когда христианские идеи все глубже и глубже проникали во все слои общества величайшей мировой державы древнего мира весьма сходны с проблемами подрастающего поколения в России начала XXI века, в обществе осознающем свои христианские корни и постепенно возвращающемся к нормальной церковной жизни.

ДОПОЛНЕНИЕ К НИЖНОМУ ОБОЗРЕНИЮ

В связи с праздником Воздвижение Креста Господня предлагаем нашим читателям один из Афонских рассказов Александра Дворкина озаглавленный автором «Ванга».
Мне кажется, что «бывших афонских монахов» не бывает. Если человек был насельником афонского монастыря, если он принял там монашеский постриг, он навсегда остался святогорцем, где бы он не нес свое послушание – в Салониках, как свт. Григорий Палама в далекой России, как преп. Максим Грек, в Молдавии, как преп. Паисий Величковский, или в Болгарии как герой моего рассказа – митрополит Неврокопский Нафанаил – человек строгой монашеской жизни, аскет, подвижник и настоящий пастырь, любящий своих овец и готовый положить за них жизнь (кстати, он был учителем – аввой –епископа Саратовского и Вольского Лонгина). Несмотря на свой высокий сан, владыка очень прост в общении и готов даже физически послужить любому человеку. Никогда не забуду, как он дал мне подержать свой епископский жезл и полез по крутому склону горы, собирая мать и мачеху, чтобы заварить их от моего бронхита. Так вот. Широко известная «прорицательница и провидица» Ванга прожила на территории Неврокопской епархии, предстоятелем которой является Нафанаил. До сих пор многие считают Вангу православной и уверяют, что она действовала с благословления и согласия священнослужителя. Именно для таких людей и предназначен этот рассказ.
Однажды, не задолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала владыке , что очень нуждается в ее совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и приехать к ней. Владыка, надеясь, что, может быть она желает покаяться, обещал приехать. Это вполне естественный поступок для доброго пастыря, пекущегося о каждой овце своего стада, тем паче о заблудшей.
Когда владыка через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал в руке крест- мощевик с частицей Честного Креста Господня.В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь. Уж во всяком случае она не могла знать, кто это.Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосомс усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что это?» - спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешаный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» - вопила старуха, стуча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал.

 

 

АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ, ИЛИ ЕВХАРИСТИИ

Возвращаясь кратко ко всему сказанному в предыдущей статье нужно еще раз повторить следующее : самая существенная часть Литургии ее кульминация – Евхаристический канон.
Молитвы Евхаристического канона читаются предстоятелем т.е старшим священнослужителем – епископом или священником от лица Церкви. Они обращены к Богу Отцу и в них возносится благодарение за все спасительное промышление Божие о мире, затем благодарение за искупительное служение Богочеловеку и за установление Таинства Евхаристии. Продолжая молитву Евхаристии, священник вместе с Ангелами, поющими победную песнь, и в соответствии пению исповедует святость Божию и прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, по которой Он Сам будучи бесконечно свят, невозгнушался нас грешных и послал для нашего спасения Единородного Сына, и по которой Сын Божий для усвоения нам плодов искупления, на конце поприща искупления совершил и завещал в Воспоминание Его совершать Таинство Тела и Крови Его. Слова Христовы: «Примите ядите… и потом пийти от нея…» священник произносит вслух. На каждое из этих возглашений молящиеся, в лице певчих отвечают «аминь» выражая этим неизмеренную уверенность в том, что когда Спаситель произнес: «сие есть Тело Мое..., сия есть Кровь Моя...», тогда действительно в пречистых руках Его были Тело и Кровь Его под видом хлеба и вина. Этим заканчивается Евхаристическая благодарственная молитва.
По совершении Евхаристической молитвы, священнослужитель приступает к возношению вещественных Даров и читает тайную молитву, после чего возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносящих за всех и за вся».
Мы не имеем ничего, чем бы могли достойно выразить Тебе, Боже, благодарность за Твои благодеяния, явленные нам в искупительной жертве Сына Твоего Единородного; поэтому знаменуюя нашу благодарность мы приносим Тебе Твои же дары – сей хлеб и сие вино – от Твоих, т.е. из бесчисленных Твоих даров как они избранны самим Единородным Твоим Сыном при установлении Таинства – Твоему имени посвященные и Тебе уготованные в таинственную жертву. Приносятся эти дары о всех т.е. по всем этим уважительным причинам, которые были упомянуты, и за вся т.е за все вышесказанные цели.
По учению Православной Церкви установительные слова («Примите ядите, сие есть Тело Мое… и сия есть Кровь Моя Нового Завета и последующие) хотя и вводят нас в самое существо Таинства, но все же его не завершают, как происходит по учению католиков.
Православная Церковь учит, что Таинство через епископа или священника совершается всей Церковью при наличии собрания верующих (хотя бы двух включая священника) причем это может происходить на надлежащим образом освященным престоле или антиминсе и, конечно, не иначе, как во время Литургии, которая является единственным не разделимым целым. Поэтому так не желательно молящимся хотя бы на малое время во время Литургии покидать храм, а для священнослужителя в иные минуты это и вовсе запрещено, даже в экстренных ситуациях.
Освещение(Пресуществление) Даров совершается как бы постепенно, все нарастая и под конец только завершается, но не при установленных словах, а при последующем призывании Святого Духа при пении «Тебе поем...».

Протоиерей Иоан Антипов

 

 

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.

Преподобный Сергий Радонежский – пожалуй, самый известный из всех святых нашей Церкви. Он родился в семье ростовского боярина и в миру именовался Варфоломей Кириллович. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота, от чего отрок Варфоломей был избавлен чудесным образом. После разорения отца, семье пришлось переселиться в небольшой город Московского княжества – Радонеж. Со временем, похоронив родителей Варфоломей, решив стать монахом передал свою долю наследства младшему брату, и вместе со старшим поселился в глухих лесах на горе Маковец, основав монастырь, где в 1353г. стал игуменом. Преподобный Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как глубокая вера в Бога, молитвенность, настяжательность и трудолюбие, в том числе и в самых простых ремеслах, не смотря на знатное происхождение. Основанный им монастырь со временем стал одним из столпов русского Православия и стал именоваться Троице - Сергиевой Лаврой . В 1374 году Преподобный Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Димитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей, поддержавшим великого князя в борьбе против междуусобицы русских князей. В 1385 году Преподобный Сергий ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей преподобный Сергий деятельно способствовал объединению нашего государства.
Расскажем подробнее о роли преподобного Сергия освобождения Руси от трехсотлетнего ига К Концу XIV века Россия ощущала себя достаточно сильным самобытным православным государством, тем оскорбительнее воспринимались постоянные разорительные набеги золотоордынских владык.
В 1377 году монголо-татары неожиданным набегом разграбили Нижний, и в 1378 году была выставлена новая рать под водительством мурзы Бегича, но Великий князь московский Дмитрий обходом и стремительным натиском нанес первое поражение монголо-татарам на реке Вожже. Событие это сильно подняло дух народа русского, и вызвало гнев и желание мести со стороны врагов. Военно начальник Мамай свергнув и убив золотоордынского хана собрал огромное войско, и оповестив своих союзников на западных рубежах Руси, отправился в поход. Стране грозило полное разорение, что конечно понимали правители Русского государства, князья русских земель. Под предводительством князя Димитрия в Москву быстро собираются войска почти всех русских княжеств. Русские люди осознавая всю важность предстоящей битвы понимали, что нельзя победить без молитвы и покаяния. 18 августа 1380г. князь Димитрий со многими князьями и воеводами едет в обитель преподобного Сергия за благословлением перед страшным боем. Князь спешит к своим храбрым сподвижникам, ибо гонцы один за другим приносили вести о передвижении врага, но Преподобный Сергий просит, чтобы он был до канца на божественной Литургии и остался на трапезе: «Обед сей тебе, Государь, будет на пользу». И среди трапезы Преподобный исполнился пророческого духа и воскликнул: «Господь Бог тебе помощник. Еще не пришло время тебе самому носить венец сей победы с вечным сном, прочим же многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечною памятью». После трапезы, осенив крестом и окропив святою водою князя и воевод, Преподобный Сергий, вопрошает: «Все ли ты сделал, все ли меры использовал, чтобы предотвратить страшную битву?». И князь ответил, что он все сделал, но безуспешно. «Если так, -сказал преподобный Сергий, - то врага ждет конечное погубление, а тебе помощь и слава от Господа».
Осенив его еще раз крестом, Преподобный тихо сказал ему: « Господь поможет тебе, ты победишь!». В помощь князю преподобный дал двух иноков из бояр Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Преподобный проводив князя почти безвыходно пребывал со своей братией в храме молясь о предстоящем сражении. Когда Великий князь Дмитрий с воинством подошел к Дону, то воеводы заколебались – переходить ли им Дон, ожидая там противника, ибо в случае отступления путь будет отрезан. Решено было однако перейти Дон. Принять такое решение помогло письмо преподобного Сергия, оканчивавшееся словами: «… чтобы ты, Господине, так и шел вперед, а поможет ти Бог и Святая Богородица». Великий Заступник Земли Русской как бы сам посетил и еще раз благословил на победу воинство русское. Посещение это в столь важную и решительную минуту повлияло на исход всей битвы. Великий князь Дмитрий, приняв личное начальство над воинством, смело повел свои полки на Куликово поле. Наступил грозный день битвы (8 сентября 1380г.), великий князь Димитрий передав свои золотые доспехи боярину Бренко сражался в одежде простого воина, возложив все свое упование на помощь Божию. В этой кровопролитной битве погибли многие русские князья и воины, противник же потерпел сокрушительное поражение.
Преподобный же в эти часы битвы находился со всею братией в церкви, тело его было среди братии, но духом был там, где совершалась судьба России. Перед его духовными очами проходили все перипетии боя, он сообщал братии о ходе сражения, от времени до времени называя павших воинов и тут же читал заупокойные молитвы за них. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов и воздал со всей братией благодарение Богу. Так предсказание преподобного Сергия исполнилось. По возвращении своем князь Димитрий, уже во славе Донского героя, немедленно едет к Преподобному, чтобы вознести благодарение Господу и принять благословение преподобного Сергия. Трогательная была встреча. Вновь и вновь служили благодарственные молебны, совершались и заупокойные службы – потери были огромные.
Имя Преподобного Сергия Радонежского прославляют не только в одном Российском государстве, но и во многих странах земли известно его имя и прославленно как величайшее из имен.

Герасимова А.

 

 

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН МОСКОВСКИЙ.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси ( в миру Василий Белавин), родился 19 января 1865 года в Торопецком уезде Псковской губернии в семье священника Иоанна Белавина.
После Псковской духовной семинарии (где позже был преподавателем) Василий окончил Санкт - Петербургскую духовную академию. В 1891 году он принял монашество с именем в честь святителя Тихона Задонского; позднее, уже в сане архимандрита, был ректором Холмской духовной семинарии, а затем правящим архиереем на Холмщине и других епархиях, деятельно служа русской Церкви он прославился среди паствы как «самый добрый».
5 ноября 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе, восстановившим патриаршество, святитель по жребию был избран Патриархом, Интронизация проходила в Успенском соборе Кремля на Введение.
Патриарх являясь олицетворением кротости, доброты, сердечности, был непреклонно тверд в делах церковных, особенно при защите церкви от врагов. В годы церковной разрухи, гонений, расколов он сохранил церковь в чистоте Православия, призывал паству «уклоняться от участия в политических партиях и выступлениях, но не уклоняться от истины даже перед лицом мучений и самой смерти». Причину бедствий выпавших на долю русского православного народа он видел во грехах в которые все больше и больше уклонялись наши соотечественники . «Грех растлил нашу землю» - говорил он и призывал «Очистим сердца наши покаянием и молитвой». В сложное послереволюционное время ему первому пришлось решать вопрос об установлении отношений Церкви с новой властью. Сложность положения патриарха усугублялась разрушительной деятельностью обновленцев, предательство и неразборчивость в средствах которых вызывали презрение к ним даже среди врагов Церкви. В 1921 году, в связи с голодом в Поволжье, Патриарх благословил добровольную передачу небогослужебных церковных ценностей в помощь голодающим, но вскоре власти постановили изъять у Церкви все ценности. Патриарх протестовал против насильственного изъятия богослужебных предметов. Воспользовавшись этим богоборцы арестовали Патриарха, и с апреля 1922 по июнь 1923 года Святитель находился в заключении.
Уже при жизни Святителя Тихона называли молитвенником народным, старцем всея Руси, прославляли его широкую благотворительность. Для всех приходивших к нему у него были открыты и сердце, и двери его дома. «Это была действительно святость, величавая в своей простоте», - говорили о Святителе. Обычно Патриарх служил почти ежедневно. Последний год жизни Святитель был серьезно болен, но служил по воскресеньям и праздничным дням. За два дня до смерти он совершил последнюю Литургию в церкви Большого Вознесения, а 25 марта ( по старому стилю) 1925 года, на Благовещение, скончался и был погребен в Малом соборе Донского монастыря.
Прославлен Патриарх Тихон в 1989 году. Мощи святителя, обретенные в 1992 году, находятся в Донском монастыре. Память его празднуется в день кончины и в день прославления – 26 сентября по старому стилю (9 октября по новому стилю).

 

 
Оглавление

ИОАНН БОГОСЛОВ.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в числе первых Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Так святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя». С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской пучине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника чудесным образом, так апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. Не преуспев в смерти любимого ученика Христа Нейрон сослал апостола Иоанна в заточение на остров Патмос, где им была написана последняя книга Нового Завета Апокалипсис. Откровение Иоанн Богослов получил от Бога на пустынной горе после трехдневного поста и усиленной молитвы. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» - возвещал Дух Божий через святого апостола.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Святой апостол Иоанн прожил до ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных учеников Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая(по старому стилю) выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. В этот день Церковь также празднует память святого апостола Иоанна Богослова. Герасимова А.

 

 

РАИФСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ.

Почти весь 1918 год Раифская обитель подвергалась беззастенчивому грабежу новой власти. Часть монахов ушла из монастыря, опасаясь ЧК. Временно исполняющими обязанности настоятеля был назначен ризничий иеромонах Сергий (Гуськов). Несмотря на тяжелое время, в обители не пресеклась подвижническая жизнь, более того пост и молитва усилилась, богомольцы стекались в монастырь со всех сторон.
Советская власть не могла долго терпеть все возрастающее влияние Раифской обители. Настоятель архимандрит Федосий был арестован и сослан, а Раифская пустынь в июне 1928 г.- закрыта. Однако крестьяне окрестных с Раифой сел организовали общину, в которую вошло 7 из 30 бывших насельников монастыря: иеромонахи Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), иеродиаконы Порфирий (Советников) и Иероним (Сорокин), послушники Нестор Никитин и Петр Ранцев. Другие иноки поселились в ближайших деревнях и селах.
Выяснив, что монахи продолжают оказывать значительное влияние на крестьян, власти выдвинули против иноков сразу три обвинения: в агитации против советской власти, в убийстве 7 красноармейцев в 1918 году (хотя никто из Раифских монахов не принимал в этом участия и не способствовал подобному самосуду) и сокрытии монастырского имущества.
23 января 1930 в деревне Бело-Безводной были арестованы все проживающие на поселении монахи и несколько «Церковников», всего 19 человек. Ожидаемого результата власти не добились, о чем с сожалением свидетельствовало обвинительное заключение, мало того, «… не прошло и четырех дней, как в Раифе опять собрались монашествующие в числе 25 человек, которые 27 января после богослужения были задержаны».
27 января 1930 года в день преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, в единственный действующий храм разгромленной в 1928г. обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. Еще накануне, ко всенощной, прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. На утро состоялась последняя для Раифской братии литургия. В последний раз они причащались, напутствия друг друга перед наступающими испытаниями. После литургии отслужили молебен перед образом преподобных. отцев, в Синная и Раифе избиенных.
После молебна чекисты стали выталкивать людей из церкви, в шапках ввалились в алтарь, и выволокли иеродиаконов, потреблявших Святые Дары. После допроса всех увезли в Казань в тюрьму. В тюремных узах новомученики Раифские явили образ твердого стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили их мужества.
Все арестованные раифские монахи и послушники, а также 19 инокинь из трех закрытых женских монастырей, на допросах держались твердо. Особенное внимание чекистов привлек молодой двадцатилетний послушник Петр (Тупицын). Простодушный и открытый, своею твердостью на допросе он изумил даже следователей.
Многие из арестованных в престольный Раифский праздник могли бы не приехать в этот день в Раифу, ибо большинство из них знали, что власть уже арестовала нескольких монахов и верующих крестьян в д. Бело-Безводной, но страх Божий превозмог страх человеческий, и никто не покинул святую обитель, хотя все понимали, что для кого-то Святое Причастие в этот праздничный день может стать последним в их земной жизни.
Следствие продолжалось всего 23 дня. 20 февраля 1930г., в день, когда Православная Церковь чтит память 1003 мучеников Никомидийских, «тройка» ГПУ Тат АССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицына) и двух мирян Василия Гаврилова и Степана Абрамова к высшей мере «социальной защиты» – расстрелу. Другие иноки, были сосланы в конлагерь и в Севкрай на 5 лет.
Духовным утешением и укреплением для казненных узников было сознание того, что Господь судил им принять венец мученический в день Благовещения Пресвятой Богородицы – 25 марта/7апреля 1930г. Иеромонаха Сергия терзали еще несколько месяцев, но ничего так и не добились. 10 августа, в день, когда установлено празднование Смоленской иконе Божией Матери, был казнен и иеромонах Сергий.
Другие раифские монахи тоже пострадали за Христа - кто-то был расстрелян, кто-то сослан в концлагерь, кто-то умучен в заключении.

Есакова А.

 

 

НАШ КРОССВОРД.

По вертикали:
2. Какое название получили Константин и Елена? 4. По гречески «Сим побеждай»? 6. Сколько было крестов на Голгофе? 8. Как звали Иерусалимского патриарха времен свв. Константина и Елены? 10.Кто открыл местонахождение Креста Господня св. равн. Елене? 12. Что построили Константин и Елена в честь Воскресения Христова? 13. Каким знамением Константин победил врага?
По горизонтали:
1. Какой праздник празднуется 14/27 сентября? 3. При каком римском императоре прекратились гонения на христиан в начале IV век? 5. Куда отправилась царица Елена? 7. В каком месте Константин и Елена построили Храм? 9. Где находились кресты? 11. Имя Иуды после принятия христианства?

 

 

ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2006год

В избранное