Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева" N 46


РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 46
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
июль 2006 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки. По техническим причинам выпуск газеты № 45 не выходил в рассылку, его можно посмотреть на сайте.

12 июля - Праздник святых апостолов Петра и Павла.

Икона: Первоверховные апостолы Петр и Павел

Тропарь, глас 4-й

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Читайте в номере:

Память святых апостолов Петра и Павла.

Петров пост.

23 июля - празднование положения честной ризы
Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

9 пятница по Пасхе - празднование явления
иконы великомученицы Параскевы-Пятницы.


Новости прихода.

Первый день в летнем православном лагере.

 

 

Память святых апостолов Петра и Павла.

    12 июля по новому стилю мы празднуем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
    Почему апостола Петра изображают на иконах с ключами в руках, а ап. Павла – с мечом?
    Ключи в руках ап. Петра означают ключи от Царства Божия, но не просто рая, а от всей Церкви Христовой. Он первый из людей исповедовал Христа как Сына Божия и Бога, и за это, как сказано в Евангелии, Иисус Христос обещал ему ключи. Господь наш Иисус Христос сказал: «Ты Петр и на сем камне Я Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее».
    Апостол Петр получил ключи от Царства Небесного благодатного, т.е. от Церкви, которую Иисус Христос создал на камне Петровой веры и исповедания. Церковь же земная понимается здесь как царство небесное, потому что Господь наш Иисус Христос, создавший эту Церковь, есть царь Небесный и потому, что всякий член Церкви, живя на земле, должен приготовлять себя для жизни на небе. Обещанием ключей от Царства Небесного апостол Петр получил право разрешать людские грехи или нет. Впоследствие, подтверждая эту власть ап. Петра «вязать и решить», Господь дарует ее и всем апостолам и через них - всему новозаветному духовенству. Такую власть сейчас имеют все священнослужители нашей православной церкви.
    Меч в руках апостола Павла означает его пламенную проповедь, которую он сам дважды в своих посланиях называет мечом. Ап. Павел позже всех был избран на апостольское служение и, тем не менее, он более других апостолов потрудился в деле проповедания веры Христовой. Именно он обратил в христианство большинство язычников, поэтому его слово являлось мечом слова Божия для борьбы за христианскую веру.
    Апостолы Петр и Павел названы Церковью первоверховными не за то, как некоторые ошибочно полагают, что им была дана какая-то особенная благодать, а за то, что они более других апостолов потрудились в деле проповедания веры Христовой – ап. Петр – среди еврейского народа, а ап. Павел – среди язычников.

Анна Антипова


 
 

Петров пост.


Фото    Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. Еще в постановлениях апостольских упоминается: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
    Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которые были освящены в день памяти апостолов – 12 июля н.с. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
    Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. По этой причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.
    И нам необходимо усердно соблюдать этот обычай для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись хранителем Святого Духа, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечистивым.
    При помощи Божией мы все можем достигнуть этого, если только очистим себя постом и милостыней, будем стараться очищать свое сердце от греховных скверн и приносить обильные плоды любви. «Чадца, да любите друг друга».

В.В.Портнов

 

 


23 июля - празднование положения честной ризы
Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

Фото    В дни царствования Михаила Феодоровича Романова, в патриаршествование свт. Филарета, отца царя по плоти и духу, – в Персии царствовал шах Аббас. Он часто отправлял к царю Михаилу послов с дарами. В 1625 г. посол Урусамбек привез царю много ценных подарков, среди которых была риза Господа нашего Иисуса Христа, положенная в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена во время завоевания Иверии (Грузии) в митрополичьей ризнице.
    Святейший патриарх Филарет с радостью принял великий дар. Потом он призвал к себе находившихся в Москве опытных греческих старцев и спросил, знают ли они что-нибудь о ризе Господней и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то, что ему было известно. Нектарий, впоследствии архиеп. Вологодский и Великопермский, сказал: «Когда я был архидиаконом у патриарха константинопольского, случилось мне быть по церковным надобностям в стране Иверской. Был я случайно в церкви «Илета»; здесь я заметил на правом клиросе много возженных свечей. Я спросил священников: «Что это?» Они отвечали мне, что здесь положена риза Христова; сказали, что принес ее один из воинов их страны, бывший в Иерусалиме при распятии Господа; поведали также, что много чудес творилось сею ризою Христовою». Греки сказали, что везде, – и в Палестине, и в странах греческих, – правоверные единогласно утверждают, что риза Господня находится в Иверии, так как при распятии Господа был некий воин из страны Иверской; этот воин получил по жребию ризу Господню (Ин.: 19; 23-24), после чего отнес ее в свою родную страну Иверию и отдал ее здесь, как драгоценный подарок, своей родной сестре, бывшей отроковицею; вслед за этим этот воин поведал всем о том, что было в Иерусалиме. Девушка, услышав рассказ того воина, возлюбила ризу Господню и с благоговением хранила ее. Через непродолжительное время девушка эта умерла. Умирая, она завещала погребсти ее тело в ризе Господней. Так и было сделано. Спустя некоторое время над могилой той девушки выросло большое и очень красивое дерево. В царствование Константина Великого (306-337 гг.) из этого дерева стало истекать благовонное и целебное миро; этим миром помазывались больные и получали исцеления. Цари иверские выстроили над тем деревом красивую церковь и назначили быть при ней епископу. Через много лет персы пленили Иверию и разорили эту церковь, а ризу Христову взяли верующие для сохранности в неприкосновении.
    Святейший патриарх Филарет выслушал все сообщения; потом посоветовался с российскими архиереями (тогда было время Великого поста); по совету с ними был объявлен строгий пост и молитва. Потом, совершив всенощное бдение в неделю Крестопоклонную, святейший патриарх повелел ризу Спасителя возлагать на больных подобно тому, как св. царица Елена возложила на мертвеца Крест Христов для удостоверения всех в истинности. Все удостоверились в истинности ризы Господней, так как от нее получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась. Ризу положили на почетном месте в кремлевском Успенском соборе.
    Событие перенесения честной ризы Господней имело место в марте, во время Великого поста; но ради великопостного времени празднование было перенесено на 10 / 23 июля; этот день был кануном торжественного дня коронования царя Михаила Феодоровича.

Ю.А.Есакова

 

 

Святой преподобный Серафим Саровский.

Икона: Серафима Саровского    19 июля / 1 августа Православная Церковь празднует обретение мощей св. преп. Серафима Саровского чудотворца. Вся жизнь этого великого подвижника нового времени представляет собой высокопоучительный образец христианского подвига, подобного древним пустынникам первых веков христианства, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним. Еще юношей он оставляет богатый родительский дом в Курске и приходит в Саровскую пустынь, где проживет долгие годы и закончит свои дни. За годы монашеской жизни преп. Серафим Саровский проходит все традиционные этапы монашеской жизни: труд послушника, затем рукоположение в иеродиакона и, наконец, в иеромонаха. После рукоположения – подвиг пустынного жития в совершенном уединении, в соблюдении строгого поста, непрестанных молитвах, чтении слова Божия и непрестанных трудах.
    Прославление прп. Серафима Саровского незадолго перед революцией и годами воинствующего безбожия были несомненным Промыслом Божиим и помощью нашему народу в грядущих испытаниях. Сколько молитв было ниспослано угоднику Божию в годы предстоящих войн, гонений и тяжелейших испытаний. Благоговейно сохранялись и передавались в православных семьях свидетельства очевидцев преп. Серафима Саровского, хранились иконы прославленного святого. И он не оставляет без благодатной помощи всех с верою и любовию прибегающих к нему.

 

 

 

 

 

9 пятница по Пасхе - празднование явления
иконы великомученицы Параскевы-Пятницы.

Фото    23 июня, в девятую пятницу от Пасхи, мы отмечали традиционную для нашей местности память великомученицы Параскевы Пятницы, т.к. еще в 18 веке около деревни Старая Письмянка была обретена икона этой святой. В этот день после божественных литургий, отслуженных в своих храмах, духовенство и верующие окрестных приходов, собрались на молебен на источнике великомученицы, находящемся недалеко от села Старая Письмянка. Молебен начался как обычно в 12 часов. По окрестностям разносились радостные песнопения акафиста «Радуйся Параскево, невеста Христова всехвальная!». Затем пришло время водосвятия. Звучат слова водосвятного Евангелия. Освятив все источники, священники весело окропляют народ. Люди набирают воду, а наиболее решительные окунаются в источник.

 

 

Новости прихода.

ФотоФото    В этом году наконец-то начали реконструкцию кровли храма. Уже сделан центральный купол; будет изменена конструкция кровли и установлено 4 купола дополнительно.
Благодарим предприятия нашего города и всех, принявших участие в строительстве. Будем рады любой помощи, кто чем сможет помочь.

 

 
Оглавление

Первый день в летнем православном лагере.

Фото    В этом году, как и в прошлые, при воскресной школе Троицкого прихода был организован летний лагерь для учащихся. Нам хотелось бы поделиться с вами впечатлениями о первом дне первой смены нашего лагеря, в которой отдыхали младшие дети.
    Еще за час до отъезда около воскресной школы стали собираться ученики воскресной школы - будущие насельники лагеря - вместе с родителями. Большая груда вещей постепенно скапливалась внутри «уазика», который отвезет их вслед за нами в лагерь. Уже немного соскучившиеся друг по другу дети – занятия в воскресной школе закончились в мае – весело обсуждали предстоящий отдых. Вожатые проводили перекличку, уточняли списки. Но вот подошел автобус, и все поспешили занять в нем места. Последние напутствия родителей, трогательные минуту прощания, и мы отправляемся. Пропев напутственную молитву «Царю Небесный», мы стали готовиться к встречи с лагерем. Грусть прощания с родителями постепенно заменялась предвкушением грядущих впечатлений.
Фото    Но вот вдали показался уже знакомый многим и, по-своему, дорогой дом, где нам предстоит провести десять, надеемся, не самых скучных дней. По приезде, не разгружая вещей, мы служим в общей комнате лагеря молебен перед началом всякого доброго дела. Звуки песнопений звучат в еще холодных не обжитых стенах лагеря. В конце батюшка окропляет всех святой водой. Произносятся напутственные речи. Вот и первый чай в лагере. Хотя и пост, но вкусные слойки на растительном масле, приготовленные поваром, никого не оставили равнодушным.
    После еды все насельники лагеря собрались в общей комнате на первое общее собрание. Они познакомились с Уставом лагеря и примерным планом смены. Вожатые провели детей по территории лагеря, т.к. не все дети уже бывали в нашем лагере. Затем все направились на большую прогулку на расположенную рядом гору. Насладившись открывшимся сверху видом, поиграв в подвижные игры, все спустились как раз к обеду. Обед прошел в тишине, так как разговаривать за обедом запрещается. По монастырской традиции во время обеда читаются поучительные православные рассказы для детей.
Фото    После обеда в лагере наступило время тишины. Все насельники лагеря обязаны находиться в это время в кроватях и соблюдать тишину, хотя спать и не обязательно, можно, например, книгу читать.
    Окончание спокойного часа ознаменовалось полдником, на котором мы все отдали должное фруктам и печенью вместе с чаем. После полдника отряды стали готовиться к представлению отрядов на вечернем костре. Они должны были придумать название отряду, речевку или стихи, характеризующие его. Как показал костер, который состоялся после ужина, и начинался исполнением гимна России, результаты этой работы были впечатляющие. Всего у нас получилось три отряда: «Апельсины», «Радуга» и, отряд старших мальчиков, «Спиридоновский спецназ». Отряды смогли даже успеть сочинить песни. Представление прошло «на ура». Потом мы пели старые любимые песни.
Фото    Смеркалось. Костер догорал. Пришло время ночного отдыха. Все собрались на вечерние молитвы, после которых читаются по одной главе из посланий апостольских и Евангелия, а также поминание. Вот и вечерняя перекличка. Все на месте. Мелодия колыбельной провожается детей ко сну.
    Завтра будет следующий день – все будет так же, но немного по-другому – ведь это будет уже второй день в лагере.

Михайлов И.П.

 

 

Святой равноапостольный князь Владимир.

Крещение князя Владимира    Князь Владимир - младший сын князя Святослава и любимый внук св. равноап. кн. Ольги, вступил на престол, победив двух старших братьев. Будучи язычником, он не ощущал мук совести ни при вероломном убийстве старшего брата, ни когда приносил человеческие жертвы языческим богам. Славяне-язычники не были постоянными человекоубийцами при жертвоприношениях, ибо человеческие жертвы приносились крайне редко. Именно при князе Владимире пострадали первые русские мученики варяги-христиане Феодор и Иоанн, ибо на последнего упал жребий как на жертву идолам в благодарность за одну из побед. Воины-христиане отвергли эту мерзкую честь и были убиты фанатиками-язычниками. Однако, на крови мучеников созиждется церковь, и конечно, мученический подвиг Феодора и Иоанна стал весомой лептой в принятии Русью христианской веры. По милости Божией князь Владимир, воспитанный своей святой бабкой Ольгой стал задумываться о перемене веры. Он тщательно исследовал веры сопредельных государств, выслушивал миссионеров – мусульман из волжской Булгарии, иудеев из Хазарии, христиан из Рима и Царьграда (Константинополя). Дабы окончательно убедиться в окончании правильности выбора, он послал послов, чтобы те познакомились как с богослужением, так и с людьми - носителями той или иной веры. После совета с боярами и старцами, князь решил принять веру греческую - христианство по уставу Константинопольской церкви. Однако, в его памяти, вероятно, сохранились рассказы княгини Ольги о высокомерном отношении греческих императоров и о тех унижениях, на которые ей пришлось пойти, чтобы креститься в Царьграде. Для князя-воина, правителя общирных славянских земель, это было совершенно неприемлемо. И он принимает другое решение. Он завоевывает греческий город Херсонес (город Корсунь на территории современного Севастополя), через который вся греческая империя осуществляла поставки хлеба из своих колоний в Крыму и на Кавказе. И требует в жены сестру императоров Василия и Константина Анну, угрожая в противном войной и взятием Константинополя. Угрозы эти не были пустыми. Русские дружины не раз совершали набеги на Византию и даже осаждали Константинополь. Императоры вынуждены были выполнить требования князя Владимира, правда с условием, что он примет святое крещение. Что и требовалось князю Владимиру.
    Царевна Анна отправилась в Корсунь с сановниками и священнослужителями. Сердце князя ликовало, он добился, чего хотел. Но Бог судил, чтобы не в надменном состоянии победителя, как законный плод победы, князь принял веру Христову. Вера Христова должна приниматься со смирением, как спасение и избавление. Поэтому по Божьему устроению князь Владимир внезапно ослеп и встретил свою невесту не гордым победителем, а смиренным слепцом. Царевна Анна, христианка по рождению и воспитанию, возможно, поняла Промысел Божий, и послала передать князю, что если он окрестится, то исцелится. И князь принял святое крещение не как гордый победитель, а со смирением, верою и надеждою в Бога христианского. Действительно, после крещения он прозрел и сказал: «Теперь увидел Бога истинного». Убежденные как чудом, так и изменением внутреннего состояния князя, крестились и все присутствовавшие при этом его приближенные. В дальнейшем вернулся в Киев не жестокий язычник, а князь-христианин: кроткий, нищелюбивый, богобоязненный муж, получивший в русских былинах имя Владимира Красное Солнышко. Он начал строить в Киеве храмы, при храмах открывать приюты для бедных, странноприимные дома, развозить по городу продукты для нищих. Его даже упрекали в чрезмерной мягкости к преступникам. Вся дальнейшая жизнь князя Владимира была образцом христианского подвига, молитвенности и достоинств лучшего христианского правителя. А его труды в области распространения веры Христовой были таковы, что Церковь именует его равноапостольным.
    Из истории крещения равноапостольного князя Владимира не следует делать скоропалительных выводов – что при крещении непременно происходит исцеление, хотя иногда оно действительно происходит. Главное в Таинстве Крещения – это возможность вечной жизни рядом с Богом, получение Его благодати, исцеление от греха Адама и рождение в жизнь вечную.

В.И.Токарев

 

 

МЕСТО ОБРЕТЕНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Икона: Казанская    Приближается праздник Казанской иконы Божией Матери. Это одна из самых чтимых икон в России и известна она во всем мире. Многим также известен древнейший Казанский Богородичный женский монастырь, построенный на том самом месте, где обрела ее девочка Матрона, откопав ее на глубине более двух аршин. Однако, очень мало известно то, что еще в начале XX века именно здесь был построен пещерный храм-часовня, благодаря стараниями Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.
    В 1930-е годы главный собор и колокольня монастыря были взорваны, а остальные храмы и знания были отданы табачной фабрике, пед.институту и под жилые дома. Спустя же более шестидесяти лет единственная из сохранившихся монастырских церквей, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, вновь стала действовать и возносить свои молитвы Пресвятой Богородице, благословившей это святое место. А в июне 2000 года начались археологические раскопки на месте разрушенного Казанского собора, под которым и находился пещерный храм-часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В ходе этих раскопок были обнаружены сохранившиеся останки этого храма-часовни, пролежавшие под асфальтом почти 70 лет.
    Поэтому мы публикуем некоторые материалы из «Известий по Казанской Епархии» за 1914 год, написанные настоятелем Казанского собора протоиереем А. Зеленецким, в которых описано самое начало построения и освящения пещерного храма и часовни. Читая об успехах и трудах в устроении этого великолепного храма, построенного в преддверии революции, невозможно поверить в то, что, его время было таким недолгим.
    А сегодня нам остается лишь уповать на то, что молитвами Заступницы нашей Пресвятой Богородицы, археологические исследования этого места приведут к восстановлению прежней красоты и святости.


    Первая мысль о построении пещерного храма и часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери возникла при первом посещении города Казани старшей сестры императрицы Великой Княгини Елисаветой Феодоровны 13 июля 1910 года. После Литургии в монастыре Елисавета Феодоровна посетила настоятельницу монастыря игуменью Варвару в ее покоях, где был сервирован чай и завтрак, во время которого Великая Княгиня милостиво беседовала с присутствовавшими лицами.
    После обеда Елисавета Феодоровна рассматривала работы монастырских сестер-мастериц – живописные, золотошвейные и белошвейные, лучшие из которых были принесены в дар Высокой Посетительнице.
    Кроме того, Елисавета Феодоровна с видимым прискорбным чувством рассматривала и немногие уцелевшие драгоценности, найденные у дерзких похитителей чудотворной иконы Божьей Матери, в июне 1904 года, не успевших их припрятать, но значительно испортивших их.
    Перед самым своим отъездом из монастыря Елисавета Феодоровна выразила желание быть на месте самого явления святой чудотворной иконы Божьей Матери. Несмотря на неприспособленность входа в это святое место, которое находится под алтарем летнего Казанского собора, Елисавета Феодоровна спустилась туда, долго молилась и выразила сожаление, что такое святое место находится в малой известности. При этом Елисавета Феодоровна приняла под Свое Высокое покровительство дело устройства часовни.
    Указом Святейшего Синода от 27 ноября 1910 г. извещалось, что Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было соизволить на принятие Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Феодоровны звания Попечительницы часовни, устрояемой на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, в память трехсотлетия благополучного царствования Дома Романовых.
    Таким образом Небесная Заступница Матерь Божия явила обители Казанской Свою великую милость, даровав ей, в лице Великой Княгини, земную покровительницу и утешительницу.
    В письме Своем, от 16 декабря 1910 года, на имя Преосвященного Алексия, ректора Духовной академии, управляющего Казанской епархии, Великая Княгини писала ему: «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружении часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. На днях вышлю вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором Академиком Щусевым, строителем моего храма в обители. (Алексей Викторович Щусев   (1873 - 1949) - выдающийся русский архитектор, академик с 1943 года. В разные периоды творчества обращался к традициям классической архитектуры, древнерусского зодчества и национальным мотивам. Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-1925). Разработал планы послевоенной реконструкции Новгорода, Новоиерусалимского монастыря в Истре. По проектам и при участии Щусева построены Мавзолей В.И.Ленина (1924-1930), гостиница «Москва» (1932-1938), станция метро «Комсомольская» в Москве (1952), Казанский вокзал (1952) в Москве и многое др.) Со своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу Великого Князя Сергия Александровича (В 1905 году муж Елисаветы Феодоровны Великий Князь Сергей Александрович был взорван бомбой террориста-революционера и был похоронен в склепе-усыпальнице Чудова монастыря, сделанном в стиле древних римских катакомб)».
Икона    30 июля 1911 года в день рождения Государя Наследника Цесаревича Алексия Николаевича, в два часа дня, был совершен чин основания храма-часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, в нижнем (подвальном) этаже летнего собора. Чин этот совершал благочинный монастыря Архимандрит Варсонофий с настоятелем монастырского собора протоиереем Александром Зеленецким и духовенством г.Казани в присутствии настоятельницы монастыря игуменьи Варвары и сестер Казанской обители.
    К весне 1913 года все работы по устройству пещерного храма и часовни в память великого и знаменательного события в нашей отечественной истории – трехсотлетия царствования на Русском Престоле Дома Романовых, были совершенно окончены. День освящения храма-часовни и своего прибытия в Казань на это великое торжество был решением Великой Попечительницы Елисаветы Феодоровны милостиво избран – суббота на Пасхальной неделе, 20 апреля 1913 года.
    Таким образом длинный, широкий, подвальный этаж соборного монастырского храма за два года совершенно изменился. В первое время это место служило очевидно для погребения умерших лиц не только иноческого чина, но и воинского звания, на что указывали кости похороненных здесь людей и полуистлевшие останки одеяний. Все найденные здесь черепа и кости были бережно и благоговейно собраны в одно место, окроплены святой водой и зарыты с восточной стороны часовни. Над ними была совершена и панихида. Ныне все это место сделалось святым и молитвенным, и получило название «Казанских пещер». В этих «пещерах» теперь приносится бескровная жертва за живых и умерших. Пред Казанской иконой Богоматери часто служатся молебны и, по усердным молитвам верующих к Заступнице христиан, Пресвятой Богородице, совершаются и теперь благодатные исцеления и знамения.
    Несказанно радостно встретили сестры Казанской Богородичной женской обители день святой Пасхи, светлого Христова Воскресения, надеясь на этой же светлой седмице встретить и дорогую гостью свою, Августейшую Попечительницу новосозданного юбилейного храма-часовни и видеть его освящение.
    А потому незаметно стали проходить один за другим дни светлой седмицы. Наступила пятница 19 апреля, день кануна освящения юбилейного храма-часовни в Казанском Богородичном монастыре. В этот день в 13.30 прибыла из Москвы в Казань скорым поездом железной дороги давно желанная и всеми ожидаемая Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Торжественно встреченная городскими властями и массою народа на железнодорожном вокзале, Великая Княгиня направилась в Казанский Кремль.
    После посещения Кафедрального собора и Спасо-Преображенского монастыря в Кремле, Елисавета Феодоровна пожаловала в Богородичный монастырь, радостно приветствуемая на пути жителями города Казани. Она была встречена во дворе монастыря настоятельницей игуменьей Варварой, казначеей монахиней Анатолией и благочинной монахиней Евгенией со старшими сестрами и собравшимся народом.
    После богослужения Елисавета Феодоровна направилась в покои настоятельницы игуменьи Варвары, где выразила свое удовольствие снова быть в Казани по такому знаменательному событию в Казанской обители, каково освящение храма-часовни, назначенное на завтрашний день.
    Наступило и утро последнего дня Пасхальной седмицы. Взошедшее на небе солнце ярко освещало землю, но, казалось, что солнечные лучи радостнее блистали на храмах и зданиях Казанского монастыря. Благочестивый народ православный рано наполнил монастырские храмы и весь двор Казанской обители.
    20 апреля 1913 года, в день освящения пещерного храма и часовни, в Никольском соборном храме утром была совершена Божественная Литургия и произведена раздача народу Артоса. А в пещерном новоустроенном храме был совершен водосвятный молебен, по окончании которого настоятель собора протоиерей А.Зеленецкий в полном облачении отправился в игуменские покои за святой Казанской иконой Божьей Матери, где Великая Княгиня Елисавета Феодоровна собственноручно передала святую икону ему на руки и тотчас же началось торжественное шествие в новоосвящаемый храм при множестве народа, заполнившего собою весь монастырь.
Казанско-Богородицкий женский монастырь    При внесении святой Казанской иконы Божьей Матери в новоосвящаемый храм и при входе в него Великой Княгини Елисаветы Феодоровны преосвященные Епископ Чебоксарский Михаил и Епископ Чистопольский Анастасий были уже в полном облачении. Священство вошло в святой алтарь, где приступили к утверждению святого престола, а затем к омовению и отиранию его. После освящения престола епископ Анастасий совершал каждение алтаря и всего храма, а за ним следовали два архимандрита, один из которых кропил стены святой водой, а другой, держа сосуд со святым миром, помазывал крестообразно кистью стены алтаря.
    По завершении освящении храма-часовни предстоял крестный ход со святыми мощами, которые были поставлены в летнем Казанском соборе. Войдя в алтарь собора, Преосвященный взял обеими руками дискос со святыми мощами и, поставив его себе на голову, вышел чрез царские врата, поддерживаемый священнослужителями. От западных дверей крестный ход шел кругом летнего Казанского собора на южную сторону к востоку. Один из архимандритов кропил святой водой стены храма, а певчие пели положенные тропари.
    Очень величественен был этот крестный ход, возглавляемый двумя Архипастырями и Великой Княгиней. Навсегда останется он в памяти у всех, бывших очевидцами его и будет исторгать слезы благодарности к Всевышнему. Особенно горяча была молитва всех участвовавших при освящении новосозданного храма за мирное и благоденственное процветание нашего дорогого отечества под державным управлением царей и цариц из Дома Романовых и еще на многие и многие века.
    Наконец крестный ход подошел к дверям новосозданного пещерного храма. «Тесны были врата и узок был путь, ведущие в этот храм». Здесь Преосвященный, снявши митру, громко прочитал молитву: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа», в которой просил утвердить храм освящаемый непоколебимым до скончания века. Вошедши в святой алтарь, Преосвященный поставил дискос на святой престол, поклонился святым мощам и кадил их трижды. По каждении, взявши частицы святых мощей, помазал их святым миром, положил в ящичек и залив мастикой, поставил ящичек под престолом в ознаменование обычая христиан первых веков совершать священнодействие на гробах мучеников.
    Так торжественно совершилось освящение новосозданного храма-часовни в пещерах Казанского Богородичного монастыря, в память высокознаменательного и глубоко патриотического события в истории русского народа – трехсотлетия царствования на всероссийском престоле Дома Романовых. После освящения пещерного храма началась первая в нем Божественная Литургия. А по ее окончании был торжественно отслужен молебен пред Казанской иконой Божьей Матери.
    По окончании литургии Елисавета Феодоровна прошла в сопровождении духовенства и почетных гостей в покои настоятельницы монастыря, где был предложен чай и обед. После трапезы Елисавета Феодоровна раздала священные платочки с изображением Богоматери, маленькие образки и листочки с отпечатанными молитвами.
    На следующий день после литургии Елисавета Феодоровна приготовилась к отъезду, дав милостивое разрешение монастырским певчим проводить ее до станции Зеленый Дол. Радости сестер певчих нельзя было описать, быстро они собрались в путь. В половине 2-го часа Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, сопровождаемая всеми сестрами обители, которые не могли удержаться при прощании с ней от слез, а также при множестве народа, заполнившего монастырь и ее путь по городу, при колокольном звоне, благополучно отбыла из Казанского монастыря на пароходную пристань в Адмиралтейской слободе, где уже стоял пароход «Екатерина».
    22 апреля из г. Рязани от Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Казанский женский монастырь на имя игуменьи Варвары была получена такая телеграмма:
    «Сейчас получила телеграмму из Царского Села от Его Величества следующего содержания: «Обрадован освящением храма, передайте всем Мою сердечную благодарность за молитвы. Николай». Путешествуем благополучно. Всею душою с Вами, благодарю, вспоминаю Ваше гостеприимство. Под Покровом Пресвятой Владычицы. Елисавета».
    Несказанно радостно была принята эта телеграмма в Казанской обители. Тотчас же протоиереем А.Зеленецким был отслужен молебен с возглашением многолетий Государю Императору Николаю Александровичу Романову и всему Царствующему Дому.
    12 мая 1913 года в Казанском Богородичном женском монастыре было новое торжество. В этот день совершалось по всему миру великое торжество прославления памяти священномученика Ермогена патриарха Московского всея Руси чудотворца. В 1579 году 8 июля во время обретения в г. Казани иконы Божьей Матери, на святителя Ермогена, бывшего тогда приходским священником одной из Казанских церквей, выпал счастливый удел – поднять с земли чудесно обретенную на месте пожара икону Царицы Небесной и принести ее в ближайший храм. Поэтому с особым торжеством праздновался день прославления его в Казанском Богородичном монастыре.
    27 мая получено было извещение из Москвы о том, что Великая Княгиня Елисавета Феодоровна посылает икону святителя Ермогена, освященную на его святых мощах, для поставления ее в новоосвященном храме-часовне. Поэтому уже на следующий день из монастыря был совершен крестный ход на вокзал железной дороги, в котором участвовало все духовенство монастыря.
      21 июля 1913 года Казанская Богородичная обитель была осчастливлена получением от Государыни Императрицы Александры Феодоровны драгоценной лампады ажурной работы с государственными гербами. Согласно Ее Воле, эта лампада была поставлена в часовне на месте явления Казанской Божьей Матери.
    Теперь новосозданный храм этот представлял собою чудное явление. Все было в нем прекрасно, умилительно и все в нем привлекало взор к себе.
    Так светло и благолепно отпраздновала Казанская Богородичная обитель устройство храма-часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует стража» (Псал. 126). Если бы не было благословения Божия к месту сему святому, избранному от лет древних, то не было бы и сего храма на месте сем. Без благословения Божия не увенчались бы успехом все наши труды и усилия по созданию сего храма-часовни в память трехсотлетия царствования Дома Романовых на всероссийском престоле, ибо «блажен только тот народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Псал. 32).

 

 

 

СОФИЙСКАЯ НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ Г.КАЗАНИ.

    Казанский Богородичный женский монастырь был устроен по повелению царя Ивана Грозного. Каменная церковь на южных святых воротах монастыря еще в конце XVII века освящена в честь св. Иоанна Богослова. Однако, после пожара в 1815 году надвратная церковь сильно пострадала, и в 1820 году разобрана и вновь восстановлена трудами игуменьи Софии (княжны Болховской).
    В 1825 году господа Пушкины пожертвовали 550 рублей на внутреннее устройство Софийской церкви. И уже в 1826 году она была освящена в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
    30 декабря 1863 года настоятельница монастыря игуменья Досифея представила Казанскому архиепископу Афанасию проект «о разборе Софийского храма с трапезным корпусом за ветхостью и теснотою, и постройкой нового каменного двухэтажного корпуса с устройством в нем церкви во имя св. Софии, общей трапезной и больницы». Однако, в связи с кончиной игуменьи Досифеи и за неимением средств этот проект остался надолго неисполненным, а впоследствии даже был кардинально изменен.
    28 января 1866 года игуменья Каллиста заявила строительному Комитету по постройке нового каменного корпуса, что монастырь может только тогда приступить к означенной постройке, когда будет иметь на этот предмет, по крайней мере, половинное количество сметной суммы.
    Другой настоятельнице монастыря игуменье Анфие Указом от 16 октября 1867 года было предписано: «употребить все зависящие меры к начатию столь необходимой для монастыря постройки, т. е. больничного корпуса с церковью, и к изысканию к тому средств». В виду того, что и новая настоятельница отозвалась неимением наличных денег на сооружение нового каменного корпуса с церковью взамен старой Софийской, Духовная Консистория предписала строительному Комитету в марте 1870 года приостановить свои действия. Оставшиеся от неудавшегося проекта деньги иг. Анфия передала на закупку воска для свечного завода, который находился на территории монастыря и приносил ему хороший доход.
    Игуменья Дорофея в 1883 году заменила, предложенный в 1863 году, проект о разборке Софийского храма с трапезным корпусом и, справа от него, начала постройку нового каменного корпуса с особым храмом в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.
    Таким образом, надвратная Софийская церковь в течение двадцати лет ожидавшая реконструкции, согласно проекту иг. Досифеи, простояла впоследствии еще более сотни лет и стоит до сих пор.
      В 1930-е годы большинство зданий Казанского Богородичного монастыря были разрушены или отданы под жилые помещения. На самом месте обретения чудотворной иконы Божьей Матери (где находился Казанский собор и пещерный храм-часовня Рождества Пресвятой Богородицы) находится табачная фабрика, в Крестовоздвиженском храме - размещался пединститут. В дни приезда патриарха Алексия II в Казань в 2005 г. Крестовоздвиженский храм освящен и является постоянным местом пребывания возвращенной из Ватикана Казанской иконы Божией Матери. Только 21 июля 2005 г. поклониться ей пришли около 25 тысяч человек.
      В июле 1994 года Софийская церковь вновь освящена и действует как приходская.
В ней имеются особенно чтимые древние иконы Николая Чудотворца и Богоматери “Целительница”, соборная икона Оптинских старцев с частицами их мощей, частицы мощей прмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, свт. Иосафа Белгородского, свт. Ионы и Нектария Казанских чудотворцев и частица ризы свт. Игнатия Брянчанинова. Богослужения в храме совершаются регулярно. При церкви существует православная молодежная община, воскресная и певческая школы, и детская организация. Имеется также книжная лавка и приходская библиотека.


ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2006год

В избранное