Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" N 26


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 26
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
декабрь 2004 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

23 ноября (4 декабря) - ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Введение во храм Персвятой Богородицы.

Тропaрь, глас 4-й:

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондaк, глaс 4-й:

Пречистый хрaм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодaть совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия eсть селение небесное.

Читайте в номере:

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Беседы о иконописи.
Образы Введения во храм Пресвятой Богородицы.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, МИРЛИКИЙСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ.
СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский.
СИНАЙСКАЯ СВЯТЫНЯ.
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА.
СВЯТИТЕЛЬ ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ.
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
Статья седьмая.
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ.
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ.
ГОДЫ СОВЕТСКИЕ - ГОДЫ ГОНЕНИЙ .
Статья пятая.
НАШ КРОССВОРД.
 

 


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Введение во храм Персвятой Богородицы.    21 ноября по юлианскому календарю и 4 декабря по новому стилю наша Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник, посвященный событию, относящемуся к раннему детству Девы Марии.
    Родители пречистой Девы Марии дали обет Богу отдать свое дитя, снявшее с них “поношение бесчадства”, т.е. позор бездетности, на воспитание в храм Божий в Иерусалиме. Известно, что по традиции еврейские женщины вскармливали своих детей грудью в течение трех лет, и естественно, что в это время дитя не могло обходиться без матери, так поступала и святая праведная Анна.
    Когда исполнилось благодатной отроковице три года от рождения, благочестивые родители стали внушать Ей, что Она родилась вследствие пламенных молитв их, что Она посвящена ими Богу еще до рождения, и как Божие дитя должна теперь разлучиться с ними и быть у Бога в его храме. Дева Мария, несмотря на свой младенческий возраст, все поняла и выразила свое согласие на это. Родители собрали сверстниц Девы Марии и пошли из Назарета в Иерусалим. По обычаю того времени, в Иерусалиме, святые праведные Иоаким и Анна шли ко храму, ведя свою дочь в сопровождении Ее юных сверстниц и родственников со свечами в руках и пели священные песнопения.
    Навстречу этому торжественному шествию из храма вышли священнослужители с первосвященником Захарией.
    Перед храмом были пятнадцать очень высоких ступеней, по которым и взрослые люди не могли быстро подняться. Дева Мария, поставленная Своими родителями на первую ступень, быстро, как бы ведомая Ангелами поднялась по ним и приблизилась к первосвященнику. Обладая даром пророчества, который Бог даровал первосвященникам, последний, водимый Духом святым, проведя необыкновенное дитя по всему храму, ввел Ее во Святая Святых – место в храме, куда не мог входить никто кроме него самого и только раз в год. Это священное и недоступное для всех место и было назначено первосвященником местом молитвы для Пресвятой Девы Марии. Разумеется, ему никто не противоречил, хотя и были все окружающие немало удивлены.
    Родители Девы Марии, укрепленные и утешенные всем увиденным в этот день, поселились в Иерусалиме, дабы не удаляться далеко от любимой дочери.
    Так говорит нам предание о событиях, имеющих огромное значение для всех нас, православных христиан, и празднуемых нашей Церковью как великий праздник.
    События этого праздника показывают нам, что детей нужно приводить к Богу с самого юного возраста, пока дитя, окруженное бурными страстями мира сего, не утратило еще чувство любви к своему Творцу. В самом деле, маленькие дети охотно приходят в храм и хотя, конечно, не могут подолгу стоять на одном месте и молиться наравне со взрослыми, но они очень хорошо чувствуют святость места, где пребывает Бог, и правы те родители, которые жертвуя необходимостью заняться какими-то житейскими делами, приводят ко празднику своих детей в храм.
    Конечно, ребенок, наверное, не даст им помолиться в полную меру, ведь он требует постоянного внимания, может быть будет мешать окружающим, отвлекая их от молитвы, но нужно помнить, что потом, когда дитя вырастет, будет очень не трудно приучить его к молитве, к храму. Поэтому, подражая святым Богоотцам Иоакиму и Анне, как называет их святая Церковь и поминает в конце Богослужения, станем приносить и приводить детей с раннего возраста, что является особенно важным, если мы хотим воспитать их людьми верующими.

Антипова Л.П.



Беседы о иконописи.
Образы Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Персвятой Богородицы.    Мы продолжаем наш цикл статей “Беседы о иконописи”. В этой статье мы поговорим об образах такого великого двунадесятого праздника, как Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Сюжет, посвященный этому событию, широко изображался во многих фресках, украшающих стены русских церквей. Один из знаменитейших образов праздника был во фресках новгородской церкви Успения на Волотовом поле. Храм погиб во время великой Отечественной войны, фотографии и необыкновенно тщательные и точные копи донесли до нас этот образ.
    Также очень широко изображалось Введение в иконописи: до наших дней дошло множество икон, начиная с 14 столетия. Одним из самых известных образов Введения является икона 15 века из Кирилло-Белозерского монастыря. Свет вечности здесь изображен серебряной басмой – прочеканенной серебряной пластиной.Введение во храм Персвятой Богородицы. Процессия, сопровождающая Деву Марию, представлена здесь, очень сжато и емко. В этом образе чудесно соединяются и конец процессии. Слева башней обозначается покинутый дом Иоакима, а справа, соединенный с ним стеной поднимается стройный Иерусалимский храм. Слиты воедино и все действия, происшедшие на этом пути: еще идут, выходя из дома девы, ступают Иоаким и Анна, но уже пришла в храм, достигла цели, спокойно стоит, встреченная Захарией Дева Мария. Серьезны, но спокойны и светлы лики всех участников события, размышляющих над светлой тайной. Радость события здесь подчеркнута особенным торжественным ритмом. Холодное сияние басмы здесь дополняется синими и винно-красными тонами.
    Русская иконопись и в дальнейшем стремилась сохранить в людской памяти то истолкование события, которое составляет лейтмотив посвященного ему праздника.

Анна Антипова


СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, МИРЛИКИЙСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ.

Святитель Николай, Мирликийский чудотворец    В православии нет такого, чтобы какого-либо угодника Божия считали первым, вторым – все они велики для нас, смертных. Но то, что Святитель Николай особенный для нас, это несомненно. Жизнеописание архиепископа Николая столь известно – надо ли его повторять? Может быть, в самых общих чертах.
    Родители святителя – богобоязненные Феофан и Нонна, были зажиточными людьми в г.Патры. Супруги очень много помогали бедным, но одно было горько для них – были они бездетными. Наконец, по их горячим молитвам, Господь даровал им сына, названного при крещении Николаем, что значит по-гречески “побеждающий народ”. По преданию, младенец стоял в купели в течение всего Крещения, а оно длилось тогда три часа. С детских лет он преуспел в молитве и благочестии. Уже в юные годы был рукоположен во священника, а затем избран в епископа города Миры Ликийские. Служа Богу и людям в архиерейском сане, свт.Николай явился образом истинного пастыря Христовой Церкви, исполненным глубокой веры, кротости и любви к людям. Он помогал неимущим, больным и неправедно заключенным, защищая оклеветанных, боролся с ересями, ведь времена земной жизни Святителя Николая были одними из самых тяжелых для христианства. При Диоклетиане (284-305гг.) свт.Николай был заключен в темницу. Известия, которые приходили в ту темницу извне, были только такие, какие мы слышали в дни большевистского богоборчества: храмы рушились, богослужебные книги сжигались, священники предавались казням и пыткам. Но святитель Николай открыто исповедывал Имя Христово. И до 323 г., до времени равноапостольного императора Константина, при Галерии, Максимиане, Ликинии, святитель то освобождался, то подвергался гонениям, но всечасно был рабом Божиим, бесстрашным воином Христовым.
Очень много подвигов и трудов совершил великий подвижник. Известен случай, когда он помог безутешному вдовцу выдать замуж дочерей, чудесное избавление невинно осужденных, уже выведенных на казнь. Святитель остановил руку палача с занесенным мечом, вскоре открылась правота чудотворца… Это все известные чудеса. А сколько их было всего при праведной жизни святителя! Бог весть.
    Господь упокоил Своего праведника 6/19 декабря.
Память свт.Николая была священна для русского народа и дни его памяти праздновались как великие праздники. Действительно, нигде нет такого почитания угодника Божия Николая, как у нас в России. Во многих городах есть храмы, посвященные свт.Николаю. В городе Казани Никольский Собор считается первым Кафедральным Собором, второй Кафедральный – Петропавловский Собор. Никольский Собор XVIII – XIX вв. находится на ул.Баумана, 5 и является памятником архитектуры федерального (Российской Федерации) и республиканского (Республики Татарстан) значения.
    Почти в каждом доме есть святая икона Николая Чудотворца, причем многие почитают его как русского святого. Например, писатель Н.С.Лесков пишет, что раньше на Украине вмч.Георгия Победоносца многие считали украинцем, а святителя Николая – москалем. Даже неправославные народы почитают святителя как святого. Широко известен случай, как один чуваш-язычник провалился зимой под лед. Так как рядом никого не было, он стал кричать изо всех сил: “Русский Бог Николай, помоги!” И действительно, через некоторое время появился благообразный старец, который спас язычника от погибели.
Церковь чтит святителя Николая не только в мае и декабре, но еще и еженедельно воспоминает его в четвергах, когда соборно или келейно читается акафист.
    Но и на всяком месте, во всякое время, из глубины сердец наших возносится благодарность Господу за то, что Он дал нам такого великого заступника и молитвенника.

Слава тебе, Чудотворче святый Николае!

Крамина Е.С.



СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский.

Св. блг. кн. Андрей Боголюбский    Продолжаем цикл статей “Святые правители России”. Сегодня мы расскажем вам о святом благоверном князе Андрее Боголюбском.
    Святой князь Андрей был сыном князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. От деда святой Андрей унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божьему и привычку обращаться к Священному Писанию во всех случаях жизни. Любил князь церковное пение и церковные службы, хорошо знал устав церковный и прекрасно помнил память какого святого в какой день совершается. Любил нищих и убогих, подавая им милостыню, говорил: “Се есть Христос, пришедый искусить меня”.
    Отец дал князю Андрею в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший пригород, и там Андрей прокняжил далеко за 30 лет своей жизни, не побывав в Киеве. В 1157 году великий князь киевский Юрий Долгорукий отдал Вышгород в удел князю Андрею. Но благоверный князь с юности не стремился к великому княжению киевскому, поэтому он в том же году уехал из Вышгорода, на Север, чтобы основать там новое княжество, получив в благословение чудотворную икону, которая в последствии стала называться Владимирской.
Примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебен в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердного моления ему явилась сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону оставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества.
    Вдохновленный явлением князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божьей Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как она явилась ему. А на том богоугодном месте, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбовым. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою или Боголюбскою.
    Ростовцы и суздальцы избрали князя на вече. Постепенно он сосредоточил в своих руках власть над всею ростово-суздальскою землею и через то давал этой земле избавление от междоусобиц и значение самой сильнейшей между русскими землями. Образовав Суздальское княжество, он постепенно подчинил себе все Русские земли, провозгласив Владимир престольным городом. Это событие совершилось в день поставления иконы Богоматери в Успенском соборе во Владимире.
    Святой Андрей строил много храмов, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь св. Феодора Стратилата которому он был обязан спасением во время одной из битв и много других каменных церквей. Стараниями благоверного князя Андрея были созданы величайшие шедевры русского зодчества: Владимирский Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли. Кроме того, благоверный князь имел благочестивый обычай, выходя на войну, брать с собой Владимирскую икону Божией Матери – Заступницу своего княжения.
Святой Андрей Боголюбский явился начинателем нового государственного порядка - русского централизованного государства, идея которого позднее была воспринята и в течение нескольких столетий с успехом воплощена Москвой. Перенеся великокняжеский престол из Киева во Владимир, благоверный Андрей Боголюбский стал первым великорусским князем.
    За любовь ко Господу, Господь удостоил великого князя страдальческой смерти: люди, осыпанные его благодеяниями, убили святого в 1174 году в Боголюбове. Последние слова благоверного князя Андрея были: “Господи! В руце Твои предаю дух свой”.

Анастасия Антипова.

 

 

Предыдущие статьи:

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга.

Святой равноапостольный великий князь Владимир.


СИНАЙСКАЯ СВЯТЫНЯ.

Св.Екатерина с житием. XIIIв.    24 ноября по старому стилю, 7 декабря – по новому наша Церковь празднует память святой великомученицы Екатерины. Происходившая из царской семьи и отличавшаяся редкой образованностью христианка из Александрии претерпела мученическую смерть при императоре Максенции в начале IV века. После казни останки ее исчезли: ангелы перенесли их на самую высокую вершину рядом с Синайской горой, названную впоследствии горой св.Екатерины, и никто не знал, где они находятся. Через несколько столетий монахам Синайского монастыря было видение. Монахи обрели мощи святой на горе и перенесли их в церковь, где они начали творить чудеса и источать миро.
В 2003 году во время туристической поездки в Египет мне посчастливилось посетить монастырь св. Екатерины на Синае.
    Рано утром у отеля в Шарм-Эль-Шейхе нас ждал комфортабельный автобус. Русскоговорящий гид Мохаммед сопровождал нас в течение всей поездки. По дороге он рассказал нам о жизни современного Египта.
    Египет – это мусульманская страна, 94% территории занимает пустыня. Основной доход государство получает от туризма. Наша дорога проходила по Синайскому полуострову. Местное население – бедуины, ведут кочевой образ жизни (очень похожи на наших цыган).
Монастырь св. Екатерины.    Вот и гора св. Екатерины. Это самая высокая точка Синайского полуострова. Гид рассказал нам об истории монастыря.
    В VI- VII веках Синайский монастырь являлся крупнейшим центром духовной жизни всего христианского мира. Игуменом монастыря в VII веке был св.Иоанн Лествичник, которому в пещере поблизости монастыря было видение небесной лествицы, ведущей в Рай. Его главное сочинение “Лествица” и поныне остается важным наставлением на пути “духовного делания” православных монахов. Автор Литургии преждеосвященных даров свт. Григорий Великий построил монастырскую больницу (590-604), продолжающую работать до настоящего времени.
    Отдельный сюжет – отношения монастыря с исламским Востоком. Арабское завоевание VII века оставило монастырь в почти полной изоляции от остального христианского мира: уже 14 столетий, как он существует в мусульманском окружении, однако судьба монастыря не стала трагичной. Еще в VII веке синайские монахи получили грамоту мусульманского пророка Мухамеда, которая выражала особое покровительство пророка, запрещая грабить и разрушать монастырь, давая освобождение от налогов и иные привилегии. Эта грамота признавалась истинной волей пророка всеми исламскими владыками, сначала арабами, а потом турками. И хотя жизнь в разные периоды не была беспроблемной, приходилось идти на компромиссы, и даже открыть мечеть внутри монастырских стен, но монастырь с момента своего создания в VI веке никогда не разрушался и не разграблялся, что кажется невероятным чудом на фоне драматической истории всех остальных православных обителей. Именно этому феномену мы обязаны двумя уникальными сокровищами Синая – его колоссальной коллекции средневековых рукописей и лучшим в мире собранием византийских икон.
    В настоящее время это греческий монастырь, живет там 25 монахов. В монастыре много святынь: источник пророка Моисея, куст Неопалимая купина, из которого Господь разговаривал с пророком Моисеем (этому кусту 3,5 тысячи лет).
Алтарь базилики Преображения. Престол и гробница св.Екатерины.    В алтаре храма Преображения находятся мощи великомученицы Екатерины – ее честная глава и левая рука. После службы их выносят на середину храма для поклонения. С молитвой: “Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас!” - мы приложились к мощам. На руке Екатерины много колец, одно из которых Господь надел ей во сне. Около мощей монах раздает всем кольца, в это время он не смотрит на подходящего, на его пальцы. И, вот чудо! Кольца всем подходят по размеру!
    Св.вмц.Екатерина и в наши дни подает благодатную помощь всем с верою притекающим к ней.

Есакова Ю.А.



СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА.

Святая великомученица Варвара.    Наш русский народ особенно почитает св.вмц.Варвару как хранительницу от внезапной смерти. Основанием этого служит сказание о том, как св.Варвара молилась перед своей смертью, чтобы того человека, который будет вспоминать ее жизнь и страдание, не похитила внезапная смерть. Во время этой молитвы, как говорится в Четьях-Минеях, послышался с неба голос, обещавший исполнение просимого.
    Святая Варвара пострадала во второй половине III века в Финикии. Она была очень богата, отличалась необыкновенной красотой и считалась самой лучшей невестой во всем городе, и всякий из богатых и знатных юношей был бы рад назвать ее своей женой. Чтобы избежать лютой смерти, ей нужно было всего лишь принести жертву языческим богам.
    А в наше время снова активно возрождается язычество, в основном через средства массовой информации, когда регулярно публикуются гороскопы, заговоры, часто мелькают на экране телевизоров знаки зодиака и т.д. Люди, может, даже и не задумываясь, сами легко вступают в связь с язычеством. Наши современники, считающие себя православными христианами, но совершенно нецерковные люди, легко улавливаются на эти оккультные приманки. Забавляясь, они легко примеряют на себя “пророчества”, гороскопы, гадания, бывает, что даже выбирают иконы по знаку зодиака, не подозревая, что совершают при этом настоящее кощунство. Они с легкостью делают то, чему мученики во все времена христианства предпочитали смерть. И можно удивляться мудрости вмц.Варвары, родившейся в языческой среде, которая, наблюдая за удивительным миром, сотворенным Богом, познала своего Творца и уверовала в Него.
    Мощи святой Варвары в настоящее время находятся в Киеве в храме, принадлежащем отделившемуся Киевскому Патриархату во главе с раскольником Филаретом. При мощах нет святой главы, отсеченной нечестивым родителем Диоскором. Часть мощей – палец – хранится в Москве, в церкви имени святой великомученицы, на Варварке. Частица святых мощей хранится в алтаре храма вмц.Варвары в г.Казани.

Есакова Ю.А.



СВЯТИТЕЛЬ ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ.

Святитель Геннадий Новгородский    Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский угодил Богу монашескими подвигами и заботами о благолепии церковном. О его жизни до пострижения в иночество почти нет сведений. Некоторое время он подвизался в Валаамской обители под руководством прп.Савватия Соловецкого. Затем он был архимандритом Чудова монастыря в Москве.
    12 декабря 1484 г. блаженный Геннадий был посвящен в сан архиепископа Новгородского и зимой прибыл в Новгород. Положение его в Новгороде было очень трудным. Сразу заявив себя усердным слугой Москвы, свт.Геннадий добился того, что местное духовенство привыкло к почитанию московских святых и ввело в ежедневные богослужения молитвословия за Государя.
    Святитель был ревностным поборником православия и все девятнадцать лет своего управления неутомимо преследовал бесчинствовавших еретиков. Но положение святителя сделалось более затруднительным, когда сильный при дворе дьяк Курицын, принадлежавший к секте жидовствующих, взял сектантов под свое покровительство. Запрещенные свт.Геннадием священники свободно совершали литургию и открыто произносили в храме хулы над Святым Крестом, а прочие еретики распространяли свое учение.
    Пламенный Геннадий не оставался бездейственным: он обратился к епископам с просьбой защитить православие от ереси. По этому случаю в 1490 г. в Москве был созван Собор, на котором ересь жидовствующих подверглась суровому осуждению: одни из виновных были казнены, другие сосланы в заточение. Суд Божий печатал этих людей печатью гнева: епископ Дионисий впал в умоисступление, кричал на разные голоса и умер скоропостижно; у дьяка Истомы прогнило чрево; монаха Захарию постигла мучительная смерть.
    Собор, окончив суд над еретиками, поручил блаженному Геннадию составить Пасхалию “на осьмую тысячу лет”. Дело в том, что в конце XV в. над русскими умами тяготела мысль о скорой кончине мира. В опровержение мнения о кончине мира свт.Геннадий написал еще и особую грамоту.
    Еще одной важной мерой противодействия ереси со стороны свт.Геннадия было собрание книг Священного Писания. Собрав полную славянскую Библию, он заботился о том, чтобы поднять уровень образованности духовенства.
    Несмотря на ревностные труды свт.Геннадия к защищению Православной Церкви, он был оклеветан тайными последователями секты жидовствующих перед Великим Князем Василием Иоанновичем. Свт.Геннадий был вытребован в Москву и здесь, измученный борьбой против сильных мира, подал грамоту митрополиту, в которой он отказывался от управления епархией ради послушания иноческого. Местом жительства блаженный избрал Чудов монастырь, где и окончил свое земное поприще 4/17 декабря 1505 года. Святые мощи его были положены в храме Чуда святого Архангела Михаила.



АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
Статья седьмая.
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ.

    В предыдущих номерах нашей газеты в этой рубрике мы говорили о православных традициях погребения и поминовения усопших, в дальнейшем мы надеемся поговорить с нашими читателями о Таинствах нашей Церкви.
    Слово Таинство происходит от слова тайна. По учению православной церкви “Таинства суть богоучережденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия.
    Таинства – это действия, которые установлены Господом нашим, в отличие, например, от обрядов, которые установлены Церковью (к обрядам относится, например, отпевание).
Таинство миропомазания    В Православной Церкви существует семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Бракосочетание и Елеосвящение (Соборование).
    Мы с вами, дорогие читатели, являясь потомками Адама и Евы, унаследовали от них и все последствия греха, от которых наших праотцев избавил Господь Иисус Христос Своею Крестною Смертью и Воскресением, согласно обетованию (обещанию), данном Богом по изгнании Адама и Евы из рая. И по благому Своему Промыслу о нас Господь так устроил, что мы становимся причастными совершенному Им спасению не буквальным повторением Его Креста, Его крестной смерти, а иным путем – путем Крещения. В Таинстве Крещения мы омываемся духовно от первородного греха наших прародителей и очищаемся от своих личных грехов, омывая душу как вода омывает наше тело.
    В этом страшном и спасительном Таинстве, по словам свт.Григория Нисского, одновременно неким образом мы подражаем Господу нашему Иисусу Христу, прививаясь Ему верою.
    Христос был погружен в землю, мы же в Крещении погружаемся в другую стихию – воду, “чтобы вслед за уподоблением смерти последовало и уподобление воскресению”.
освящение воды при крещении    В молитве на освящение воды при крещении говорится, что человек в этом Таинстве отлагает ветхого человека, несущего на себе грех нашего праотца Адама и облекается в нового, “обновляемого по образу Создавшего его”.
     Таинство Крещения, как и все другие Таинства, установлено Спасителем. Он сначала Сам был крещен от Иоанна Крестителя в водах Иордана, а потом, незадолго перед Своим вознесением на Небо, Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф.18.19). На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим приемникам. С этого времени Таинства Крещения совершались на протяжении всех веков до наших дней.
    Таким образом, в связи с вышеизложенным, Крещение есть Таинство, в котором крещаемый после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их при троекратном погружении в воду с произнесением слов: “Крещается раб Божий (или раба Божия)(произносится имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.” очищается от грехов и возрождается для новой благодатной христианской жизни.

Протоиерей Иоанн
Антипов

 

 

Предыдущие статьи:
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

Первая статья. Причащение больных.

Вторая статья.
Троицкая родительская суббота..

Третья статья.
Как вести себя близким умирающего человека.

Четвертая статья.
О православных традициях погребения умерших.

Пятая статья.
О поминовении усопших.


КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ.

    Сегодня мы открываем новую рубрику – “Книжное обозрение”. Постоянные прихожане нашего храма знают, что в нашем храме часто появляются книжные новинки. Мы будем знакомить с новыми поступлениями литературы читателей нашей газеты. Большинство поступающих книг можно приобрести в нашей книжной лавке или в “Православной библиотеке”, вся литература имеется в библиотеке. Книги из библиотечного фонда выдаются всем желающим. Только самые редкие и дорогие не выдаются на дом, ими можно пользоваться в читальном зале нашей библиотеки. Поступают не только книги, поступают и видео- и аудиокассеты, их можно послушать в библиотеке или взять на дом. Аудио- и видео продукция также абонируется бесплатно. Итак, о последних поступлениях.
    В библиотеку и в книжную лавку поступила прекрасно изданная книга “Жития русских святых”, составленная монахиней Таисией (в миру – Тамара Георгиевна Карцева (1896-1995)).
     Автор большую часть своей жизни провела в эмиграции, где она и приняла иноческий постриг и прожила до самой смерти в православном монастыре под Парижем. “Ее книга, - говорится в предисловии к нашему изданию, – продолжила традиции агиографической литературы от древних патериков и кончая многочисленными жизнеописаниями подвижников благочестия. Эта преемственность, почти утраченная за годы Советской власти, была сохранена духовными писателями русского зарубежья, и в этом, пожалуй, заключается основное значение книги матушки Таисии”. Книга снабжена алфавитным указателем, что, конечно, очень удобно при пользовании. Думается, что эта книга будет интересна очень многим. Можно, например, рекомендовать ее учителям воскресных школ при подготовке к урокам, чтобы восстановить в памяти сведения о том или ином русском святом.
    Книга Марины Кривцовой рассказывает о непростых проблемах отцов и детей в современном мире. Она так и называется: “Отцы и дети в современном мире”. Автор книги размышляет о взаимопомощи, о любви и согласии, о том, как научиться замечать боль и страдания близких людей, прощать их слабости и находить достоинства, а также об особенностях общения с больными и умирающими родственниками. Как известно, весь мир любить куда легче, чем одного, пусть и находящегося всегда рядом человека. Об этом и написана такая необходимая в наше во многом жестокое время книга.
Теперь хотелось бы рассказать о книгах для детей. Поступила новая книга Юлии Вознесенской “Юлианна”. Эта книга уже завоевала любовь читателей нашей библиотеки, и на нее уже записываются в очередь. Желающие приобрести ее могут оставить заявку в регистратуре – несмотря на немалую стоимость, в продаже ее уже нет. Книга в легкой и занимательной форме, свойственной Юлии Вознесенской, рассказывает о непростых проблемах юной христианки, волею судеб оказавшейся в обществе родного отца и сестры-двойняшки, совершенно ей незнакомых, и с ней начались удивительные и страшные приключения. Присутствие в книге ангелов и даже бесов вводит читателя в духовный мир, о существовании которого современные люди стараются не вспоминать. Ангелы-Хранители тоже полноправные герои книги “Юлианна”. О них, о пользе молитвы, о трудностях крещенных, но не знающих, что такое молитва, невоцерковленных людях эта интересная и веселая книга для подростков. Надеемся, она заставит их задуматься о многом.

Антипова Л.П.



ГОДЫ СОВЕТСКИЕ - ГОДЫ ГОНЕНИЙ .
Статья пятая.

    В сегодняшней статье мы попробуем вкратце обрисовать религиозное состояние дореволюционного православного сообщества в нашей местности. Конечно, речь пойдет, прежде всего, как мы указывали в прошлых статьях, о деревне.
    Следует начать с того, что подавляющее большинство крестьянского населения у нас в то время (в контексте нашего разговора – не татар) – это крещенные верующие люди. В деревне тогда не было атеистов, а если и были, то только единицы, не делавшие, так сказать, погоды. Конечно, вера была у всех разной искренности и глубины, но сам факт очевиден.
    В некоторых глухих углах еще сохранялось язычество, в нашем регионе, например, некрещеные чуваши населяли Старое и Новое Суркино, частично проживали в деревне Чертанлы, в селе Афонькино. Есть сведения о миссионерской работе среди них, в частности, известно, что священники из грамотных крещенных крестьян-чуваш готовили специальных проповедников для своих язычников-собратьев. Предания о языческих временах сохранялись и в упоминавшихся ранее Спиридоновке и Старо-Борискине, но только на уровне легенд и топонимики – бытовали старые языческие названия местности. Вспомним, в этой связи, известный многим читателям родник в деревне Спиридоновка, носящий именование “Баба Каль” (“бабьи ивушки”), названный так из-за когда-то проходивших там языческих женских молений.
    Центром религиозной, да и общественной жизни, был храм. Он располагался, как правило, в середине села на хорошем месте, был виден со всех концов. Село любило свой храм и ухаживало за ним. Чем богаче было село, тем более богато и опрятно выглядел храм. Церковь посещали все – от мала до велика, но с разной частотой: женщины-хозяйки ходили на службы с опозданием, детей в храм брали, в основном, по большим праздникам.
Священник был главной фигурой на селе. Он, кроме непосредственных обязанностей – крестить, исповедовать, причащать, выполнял и функции, которые сейчас свойственны ЗАГСу. Священник вел так называемые метрические книги. Он фиксировал - кто когда родился, кто когда венчался, кто когда умер. Эти метрические книги, как единственные документы, удостоверяющие основные даты жизни, широко использовались и в Советское время. От священника во многом зависело также нравственное состояние селян. Он, в силу своего положения, мог оказывать благотворное влияние на семьи и молодежь, его мнение, безусловно, учитывалось при принятии любые важных решений, касающихся всей общины.
    Православные праздники были главными для крестьян. Торжественные богослужения были весьма любимы народом. К праздникам приурочивались все массовые гуляния. Главные из них происходили, конечно, на святках, на Пасху, на Троицу и на престольный праздник сельского храма. Эти праздники как нечто самое светлое в жизни запечатлелись в памяти многих.
    Конечно, жизнь в деревне имела не только светлые стороны. Проблема хлеба насущного вставала очень остро в неурожайные годы. Всегда было много грубости, невежества и темноты. Было и пьянство. Множество бытовых предрассудков и, прямо сказать, диковатых обычаев иногда делали жизнь людей очень тяжелой. Но все же христианские основы миропонимания всегда проглядывали сквозь дебри повседневных трудностей и человеческих недостатков, а вера освящала сумерки действительности.

Михайлов И.П.

 

 

Предыдущие статьи:

Первая статья.

Вторая статья.

Третья статья.

Четвертая статья.



НАШ КРОССВОРД.

Кроссворд

По горизонтали:
1. Какой праздник празднуется 14 октября.
4. В каком городе произошли эти события.
6. При каком патриархе произошли эти события.
9. Какой император правил в 326 году.
11. Имя матери Пресвятой Богородицы.
14. Кто явился Анне.
15. Как звать девочку, которой во сне явилась Казанская Божия Матерь.


По вертикали:

2. Покров установлен в память о явлении Богородицы блаженному ...
3. И еще кем был установлен праздник.
5. В каком храме шло богослужение.
7. Какой праздник празднуется 27 сентября.
8. Воздвижение Креста Господня произошло вблизи города ...
10. Имя отца Пресвятой Богородицы.
12. Во сколько лет родители отдали во храм Пресвятую Богородицу.
13. Что значит имя Мария.

Кроссворд составила ученица 5 класса Воскресной школы при Троицком приходе Портнова Анастасия.

Ответы на кроссворд, опубликованный в предыдущем номере:

1. Поликарп. 2. София. 3. Игнатий. 4. Иустин. 5. Киприан. 6. Сикст. 7. Анастасия. 8. Августа. 9. Екатерина. 10. Варвара.



ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=132175&im=4&r="+escape(document.referrer)+"&pg="+ escape(window.location.href); document.cookie="hotlog=1; path=/"; hotlog_r+="&c="+(document.cookie?"Y":"N"); hotlog_js="1.1";hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N") hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+'x'+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))? screen.colorDepth:screen.pixelDepth) hotlog_js="1.3" hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write("HotLog") Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paraskeva
Отписаться

В избранное