Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" № 18


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 18
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
апрель 2003 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Светлана Арзамасцева

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.
22 марта - 4 апреля - Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословлен грядый во имя Господне. (Тропарь)

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати. (Кондак)

25 марта - 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
Икона Благовещения

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинство явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы сним Богородице возопиим: радуйся благодатная, Господь с тобою. (Тропарь)

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. (Кондак)

Читайте в номере:

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.

Благовещение.
О богослужениях Страстной седмицы.
БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ.
Образы Великого поста
.

Наркомания: о главном
«О наркомании с православной точки зрения»

Заключительная статья

Цикл статей о Святой горе Афон.
Проблемы Афона
.

СТРАНИЧКА ШКОЛЬНИКА

Пред образом
Спасителя

НАШ КРОССВОРД

Наш храм и богослужения в нем
 

 


ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

      Вербное воскресение, или вход Господень в Иерусалим – двунадесятый праздник, связанный с Пасхой и празднуется всегда за неделю до Воскресения Христова.
      В этот день Церковь празднует торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Встречало Спасителя множество народа, стекшегося в этот город на празднование иудейской пасхи со всех стран. Люди встречали Христа как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил Лазаря, бывшего мертвым четверо суток. Такого не мог совершить человек, это было чудо, которое мог сотворить только Бог.
      Восторг, с которым иудеи встречали Христа, с трудом поддается описанию. Взрослые и дети пели Ему “Осанна!”, люди снимали с себя верхнюю одежду и постилали под ноги осленку, на котором Он ехал, под ноги Ему сыпались цветы и ветви деревьев, которыми размахивали встречавшие Христа.
      Эти знаки внимания соответствовали величию момента, соответствовали Божественному достоинству Христа и подвигу, который Он готовился совершить ради спасения людей.
Он входил в Иерусалим, священный город, где находился Храм Господень, входил как Царь, как Господь, как Сын Божий и в тоже время, Он входил туда на страдания и муки ради нашего спасения. Ликующий народ, так радостно встречавший Его, через несколько дней станет яростно кричать: “Распни, распни Его!” и будет поносить Распятого.
      Праздник Входа Господня в Иерусалим связан со Страстной седмицей, на нем лежит печать предстоящих Страстных дней и, тем не менее, – это великое торжество прославления Царя Небесного, прославления Божественной природы во Иисусе Христе, прославление воплотившего Бога.
      Этот праздник в нашей стране издавна называется Вербным воскресением, название это так прочно привилось в нашей Церкви не только из-за того, что верующие приходят в Храм с веточками вербы – первыми, которые распускаются весной в наших краях. Это название имеет глубоко символичное значение.
      Праздник Входа Господня в Иерусалим связан, как уже упоминалось выше, с воскрешением четверодневного Лазаря, которое Церковь празднует накануне, почему и называется день этот Лазаревой субботой.
      Верба – Лазарь всего растительного мира, так как зацветает она тогда, когда ни что еще не цветет. Иногда, если ранняя Пасха, как в этом году, когда вокруг еще лежит снег и природа, кажется, спит вечным сном, предвестником всеобщего воскресения природы и является верба, как Лазарь явился предвестником воскресения Христова и всеобщего воскресения, как об этом поется в тропаре праздника.
      Напоминанием о Лазаре, как прообразе всеобщего воскресения является и разрешение на трапезе в Лазареву субботу икры. Икринка в Лазареву субботу – это прообраз яичка в день Христова Воскресения, символа победы жизни над смертью.
В Вербное же воскресение на трапезе полагается рыба, что подчеркивает торжество праздника и помогает постящимся перенести предстоящие строгие дни Страстной седмицы.

Благовещение

      Благовещение Богородицы празднуется 25 марта (старый стиль). Спустя шесть месяцев после предречения Архангелом Гавриилом о Рождестве Предтечи Господни, тот же Ангел послан был от Бога в галилейский город Назарет. Сюда, в дом Иосифа-древодела переселилась Богоизбранная Отроковица Мария, дочь Иоакима и Анны. И вот, в доме обрученного Ей Иосифа является Архангел и приветствует Ее: “Радуйся, Благодатная Господь с Тобою! Благословенна Ты преимущественно пред всеми женами! – Она смутилась и подумала: чтобы значило это приветствие? Архангел сказал Ей: “Не смущайся, Мария! Ты приобрела благодать у Бога. И вот, зачнешь Ты во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Это будет Сын Всевышнего”. Пресвятая Дево Мария сказала: “Как же это будет, когда Я непричастна браку? – Архангел отвечал: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято”. На что Пресвятая Дево Мария ответила: “Я раба Господня, да будет со Мною по слову твоему”. Гавриил отошел от Нее.
      В этот миг и осуществилась та благая весть, которую принес с небес Архангел: таинственно, непостижимо в утробе Пречистой Девы Марии образовался святой Плод, Бог стал человеком, Творец облекся в наше естество, заимствованное от плоти и крови Богородицы. Никаким человеческим словом невозможно выразить то, что восчуствовала Божия Матерь, едва лишь Она изрекла согласие стать Служительницей воплощения Сына Божия!
Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем! – ежедневно воспоминает Церковь торжественно.
      В этот светлый праздник непрестанно повторяется радостное – радуйся Благодатная! Радуйся, Невесто неневестная, Господь с Тобою! Это – привет Архангела Богоблагодатной Деве Марии, привет, который мы так часто повторяем в повседневных молитвах наших к Небесной Заступнице рода Христианского.
      Как значительно каждое мгновение, проведенное под сводами Храма в этот день, когда и солнце играет, и птица гнезда не вьет, и девица косу не заплетает, по старинной пословице русского народа! Все чудно преображается на Благовещение.
      И если мы захотим удержать в душе радость этого праздненства как можно дольше, то употребим, друзья, простое и доброе средство. Будем стараться делиться с близкими лишь светлыми и радостными вестями. Ведь как легко единым неосторожным словом, передачей неверного и мрачного слуха вселить в сердце дорогого нам человека тревогу, страх, уныние! Пусть каждый из наших читателей будет ангелом для своих родителей, братьев и сестер, заботясь о том, чтобы согреть и осветить их души благим словом. Сама Пречистая Дева да научит нас этому искусству – дарить людям радость, который так не хватает сейчас сердцам человеческим.

Е. Крамина

 

О богослужениях Страстной седмицы

      Страстная седмица и следующее за ней Светлое Христово Воскресение – это главные события православного церковного года, его вершина. Поэтому их богослужения представляют собой продуманную до мелочей живую систему, целый мир, открывающий нам все главные смыслы нашей веры, всю мерзость зла и высоту добра.
      Страстная седмица делится в богослужебном плане как бы на две части – первые три дня и вторые три. Понедельник, вторник, среда представляют подготовительную часть. В эти дни последний раз служится литургия Преждеосвященных даров и еще читается молитва святого Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего..”. Мы прощаемся с Великим постом, ведь по церковному уставу Страстная седмица уже, строго говоря, не входит в него. Эти дни объединены тропарем “Се Жених грядет в полунощи…” и светильным “Чертог Твой Спасе..”, которые настраивают нас на грядущие великие события, заставляют подумать о том, как мы готовы к встрече с Распятым и Воскресшим Спасителем. События, которые воспоминаются на богослужениях: проклятие смоковницы, последние беседы с учениками и фарисеями, подвиг любви Марии, омывшей ноги Спасителя слезами, предательство Иуды, являются для христиан хрестоматийными примерами, открывающими весь спектр проявлений веры, возможных отношений к Богу.
Особенностью именно этого года является то, что праздник Благовещения Пресвятой Богородицы пришелся на Великую среду. Совмещение двух служб в этот день придает ему весьма своеобразные черты. Кстати, попутно заметим, что в этот день не вкушается рыба, что впрочем, не страшно – ведь до разговения всего три дня.
      В Великий четверг мы отмечаем установление Таинства Евхаристии. В этот день служится литургия Василия Великого. Поется замечательный тропарь “Егда славнии ученицы…”, где раскрывается вся трагичность поведения Иуды, его неспособность преодолеть грех.
      Вечером в четверг совершается знаменитая служба, именуемая уставом “Последование Страстей Христовых”. Читаются двенадцать страстных Евангелий. Подробно, шаг за шагом мы проходим все исторические события, изложенные в евангельских повествованиях. Из Сионской горницы, где совершилась Тайная Вечеря, мы переходим, вслед за Христом, в Гефсиманский сад, затем оказываемся в доме первосвященника и на суде у Пилата. Наконец, мы свидетели насмешек и издевательств над Спасителем и Его распятия на Голгофе. Служба “Стояния” – это самые трагические минуты православного церковного года.
      В Великую пятницу – пасхальный сочельник – литургии не положено. Служатся Царские часы, получившие такое название из-за их особой торжественности и, в историческом плане, из-за того, что на них в Византии всегда присутствовал император. Во второй половине дня совершается вынос Плащаницы с изображением умершего Христа, что соответствует снятию Его с креста. Вечером в пятницу служится особая всенощная Великой субботы с чином погребения Христа. Чтение 17 кафизмы особенно уместно здесь, ведь, по толкованию святых отцов, она говорит именно о Христе почившем. Завершается эта служба погребальным крестным ходом с Плащаницей – так мы воспоминаем положение Спасителя во гроб. После крестного хода, радостным дуновением пасхального ветерка, раздаются стихи “Да воскреснет Бог”, читаются пророчества о воскресении мертвых, апостол и Евангелие, уже вполне свидетельствующие о воскресении Христа. Богослужение не театр, его цель – не скрыть от нас, что Христос воскреснет, а помочь нам прочувствовать смысл и суть Его страданий и Воскресения.
Это все особенно относится к следующему дню – Великой субботе. Ее литургия Василия Великого, совмещенная с пасхальной вечерней, является вершиной литургического творчества Православной Церкви, “чудом из чудес” среди наших богослуженияй. Хотя тело Христа еще во гробе, он уже сходит во ад и разрушает его “вереи”. Волны предощущения Воскресения, одна за другой, накатывают на нас при чтении паремий, завершаясь победным кличем трех отроков в пещи вавилонской: “Господа пойте и превозносите его во вся веки!”. Наступает время Пасхи. Меняются на светлое облачения престола и духовенства. Спокойный, но глубокий, еще сдержанный, но уже светлый поток радости разливается кругом, даря нам лучшие моменты нашей жизни.
      Христианство не боится противоречивости мира и человека, являющейся следствием греха. Оно стремиться к преодолению распада и созидает новое бытие.
      Богослужения в Страстную седмицу у нас, как и в большинстве других православных храмах, совершается ежедневно. Не пропустите их!

Михайлов И.П.

 

БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ
Образы Великого поста


Икона Тайной вечери      В этой статье в рамках цикла “Беседы о иконописи”, мы поговорим об образах, которые изображают Страсти Христовы. Страстями Христовыми называют те события, которые мы вспоминаем на Страстной неделе. В образах Страстей просматриваются все страдания и муки Господа нашего Иисуса Христа, которые Он претерпел нашего ради спасения.
Это изображения Тайной вечери и Причащения Апостолов – последней трапезы Иисуса Христа с учениками перед Его мучениями. В честь Тайной вечери нет специального праздника, Тайная вечеря вспоминается на Страстной седмице, когда поминаются и страдания Спасителя. Грандиозен спасительный смысл Тайной вечери. Во время этой вечери Иисус Христос преподает ученикам свои Тело и Кровь, заключает Новый Завет, предрекает свои страдания и скорую гибель, открывает искупительный смысл заключенную в них Жертвы. Поэтому с древнейших пор византийское искусство стремилось изобразить Тайную вечерю в этой ее сути. Русские мастера, последовательно развивая спасительное понимание события, относили Тайну вечерю к праздникам. Наши иконописцы с ХУ века даже вносили изображение Тайной вечери в праздничный ряд иконостаса. Искусство стремилось изобразить величавый характер этой последней трапезы Иисуса Христа, определившей собой судьбы человечества. Особенно выразительна и глубока “Тайная вечеря”, созданная в 1423-1427 гг., учеником Андрея Рублева для иконостаса Троцкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Кроме образов Тайной вечери вошло в обычай изображать “раздаяние” Св.Тайн под видом хлеба и вина, которое стало основой главного Таинства Церкви – причащения Тела и Крови Христовой. Так было сделано и в Троицком иконостасе. Рядом с Тайной вечерей располагались еще две иконы: на одной из них стоящий у алого престола, среди строений какого-то невиданного светлого храма раздает тихо склонившемся перед ним глубоко задумавшимся апостолам вино, на другой – хлеб. Одни из самых известных изображений причащения апостолов находятся в Киевском Софийском соборе. В алтарной апсиде слева и справа от Горнего места расположены две мозаики, изображающие причащение Телом и причащение Кровью. Крупные фигуры апостолов поражают одновременно величием святости и смиренным благоговением перед Таинством. На протяжении всей своей истории древнерусское искусство неустанно размышляло о Тайной вечере, о ее связи с главным церковным таинством – Таинством Евхаристии, - несущем высокую надежду людям.
Следующее изображение Страстей Христовых – образ Суда Христа Понтием Пилатом. Суд этот, сделавший неизбежными муки и смерть Спасителя, понимается как начало Его страстей и ежегодно поминается Церковью в службах Страстной недели. Суд Пилата описывают все евангелисты и также многие апокрифы и легенды. Эти описания помогают художникам в создании подобного изображения. Изображения Суда Пилата были в древнерусском искусстве уже в росписях храмов домонгольского времени, однако они не сохранились. Древнейшая сохранившаяся икона “Суд Пилата”, написана в 1497 г. для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Это изображение глубоко раскрывает весь нравственный смысл события: Христос дает спасение не только праведникам, но и падшим людям, и даже таким, как Понтий Пилат, четвертый прокуратор Иудеи, который осудил Его на смерть.
      Далее следует образ Распятия Христова. Распятие занимает особое место в евангельской истории. Распятие – кульминация земной жизни Христа, вершина Его спасительного подвига. Образы Распятия – воплощение сути христианского вероучения, символ христианской веры. О Распятии повествуют все евангелисты, а также достоверные апокрифы. Изобразить Распятие таким, каким оно должно жить в человеческой памяти, - великой жертвой, несущей надежды на людское спасение, - задача нелегкая. Поэтому Распятие стали изображать намного позже, чем другие события жизни Иисуса Христа. Примерно с 11 века главенствующим становится образ, в котором соединены величие события с представлениями о реальной смерти Христа, воплощенной во всей полноте, которую несет евангельское повествование. Самой известным подобным изображением является “Распятие”, написанное в пер. пол. 15 в. Образ крестной смерти Христа отвечает самым глубоким вопросам человеческого бытия, отвечает людским надеждам на победу любви и добра над смертью и тленом.
Завершает образы Страстей Христовых изображения Снятия с Креста и Положения во гроб. Об этих события повествуют все четыре евангелиста. Искусству надо было выразить глубокий смысл событий, связанных с Погребением Иисуса Христа. Наиболее яркие образы Снятия с Креста в древнерусском искусстве принадлежат к 15-16 векам. В это время эпизоды смерти и погребения Христа стали включаться в праздничный ряд. К таким иконам относится “Снятия с Креста” сер. 16 в., находящиеся сейчас в новгородском музее. Также широко на Руси распространилось в 15 в. изображение Положения во гроб или Оплакивание. Замечательное “Оплакивание” 15 в. хранится сейчас в ГТГ. Образом величия и надежды представлено здесь погребение Иисуса Христа, Его положение во гроб.
      Все эти события вспоминаются на Страстной Седмице – события грустные, мучительные, но, в то же время, дающие нам неиссякаемую надежду, потому что своими страданиями Иисус Христос даровал нам возможность Спасения, возможность войти в Царствие Небесное, в Рай. И мы не должны забывать, что в Великий пост, и вся Страстная седмица есть духовная подготовка к Светлому Христову Воскресению.

Анна Антипова





Предыдущие БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ:

Иконостас

Иконы
Рождества Христова.

Иконы Сретения.

 

 


Наркомания: о главном
«О наркомании с православной точки зрения»

Пятая, заключительная
статья цикла

      Этой статьей мы хотели бы подвести некоторый итог цикла, который печатался в нашей газете в течении прошлого года и заодно еще раз поднять тему наркомании.
      Как мы уже писали, основной причиной распространения наркомании является духовный голод, который испытывает большинство наших современников. Человек, будучи по натуре «религиозным животным», не может жить, довольствуясь только повседневной реальностью. Ему требуется что-то особенное, выходящее за пределы этого мира. Не умея или не желая далеко и глубоко искать, он хватается за первое попавшееся, хотя и смертельно опасное. Другой важной причиной, связанной с первой, является потребительское отношение к жизни, сформировавшееся еще в советскую эпоху и воцарившееся в современном обществе. Склонные скорее брать, чем отдавать и желающие получать побольше или даром, или только за деньги, наши современники оказываются весьма податливы на искушение наркотиками. Конечно, можно указать и на другие причины, например проблему досуга молодежи или недостаточно эффективную работу соответствующих государственных органов, но все же, представляется, что не они определяют ситуацию.
Что же делать? Как же бороться с наркоманией?
      Исходя из вышесказанного, следует, что, прежде всего, у человека должен быть настоящий духовный опыт. Он должен знать легальную дорогу в «иные измерения», которую может дать только правильная духовная жизнь. Воцерковленность – вот полное и безусловное противоядие от наркомании. Знание Бога предохранит от желания делать опасные эксперименты, украсит жизнь безо всяких химикатов (к числу которых, кстати, можно отнести и алкоголь). Вера наполняет жизнь смыслом – против этого не возразят и атеисты, а это, собственно, только и требуется.
Конечно, для людей мало верующих это не самый подходящий вариант, правда, никто не запрещает, кажется, углубить свою веру. Но можно предложить хотя бы настроиться на более аскетическое и альтруистское ведение собственной жизни, т.е. на самоограничение и предпочтение себя другим. Следует, в первую очередь, воспитывать так своих детей – ведь именно они больше всех рискуют попасть в сети наркоторговцев. Человек в обществе может в полноте реализоваться только при условии, что он будет больше отдавать, чем брать. Для религиозного человека – это самоочевидная истина, но не тому же ли учить нас жизненный и исторический опыт? Ведь невозможно достичь даже коммерческого успеха, если не посвящать большую часть жизни труду (про незаконно заработанные деньги не говорим – они еще никого не сделали счастливым), отказывая себе часто и в отдыхе. В истории же, народы достигали устойчивого развития и расцвета только при условии сдерживания своих потребительских запросов, и теряли все, когда начинали только есть и веселиться.
      Для молодежи в качестве временного средства, защищающего от наркомании годятся различные традиционные увлечения. Это может быть спорт, учеба, какая-либо активная общественная или иная полезная деятельность. Однако это не станет панацеей и при определенных условиях может скорее усугубить ситуацию.
В заключение еще раз подчеркнем, что широкое распространение наркомании – это плата за безбожие и потребительское отношение к жизни. Она вполне может быть побеждена как в обществе в целом, так и конкретным человеком при соответствующих усилиях.

Михайлов И.П.





Статьи из цикла:
Наркомания о главном.

Первая статья.
Причины наркомании.

Вторая статья.
Причины распространения наркомании.

Третья статья.
Причины распространения наркомании (продолжение)

Четвертая статья.
Возможные способы борьбы.


Цикл статей о Святой горе Афон
«Эвлогите!» значит «Благословите!»

Седьмая статья. Проблемы Афона.

Карта Афона      Наше повествование было бы не полным, если бы мы не коснулись некоторых болевых точек в бытии Святой горы. Ведь православная жизнь везде и всегда не обходиться без скорбей и трудностей.
      Чтобы понять многие из современных проблем Афона необходимо хотя бы вкратце проследить историю этой православной твердыни, да и самой Греции, за последние два века.
После победы греков в войне за освобождение в первой половине 19 века, Афон, несмотря на то, что остался во владении турок, пережил период подъема, т.к. вслед за победой, как это часто бывает, наступило национально-религиозное возрождение. Много людей стали приходить на Святую гору, желая монашеской жизни.
В начале 20 века в период малых Балканских войн, почти неизвестных у нас, Афон оказался в составе Греческого государства. Но в начале 1920-х годов греков постигла катастрофа – после поражения в войне с реформированной Турцией, во избежании резни, была достигнута договоренность о взаимной эвакуации населения. Греки, жившие в Турции, переезжали в Грецию, турки – наоборот. Россия ничем не могла помочь: ведь ее уже и не было. Примерно 1,5 миллиона греков вынуждено покинули свою родину, в Малой Азии обезлюдели целые области (некоторые из них, кстати, толком не заселены и до сих пор).
      Это был тяжелый удар, но еще страшнее для греческого самосознания было понимания того, что они никогда уже не вернут себе Константинополь, столь дорогую, овеянную легендами вековую столицу их древней славной империи, что в храме Софии, быть может, уже никогда не прозвучит молитвенных песнопений, не засияет над ним крест. Национальное сознание греков было сильно ущемлено (заметим, если вы попадете в Грецию, будьте осторожны – не похвалите случайно чего-нибудь турецкого!). В обществе рос национализм, что для Афона выразилось в том, что на него стали с трудом принимать монахов-негреков. Это в первую очередь коснулось наших соотечественников, ведь Россия рухнула, и русские не имели извне никакой поддержки. В чем-то такое положение сохраняется и по сию пору. Конечно, речь ни идет о лозунгах “Афон – только для греков!”, но все же ощущается, как некое чувство превосходства сквозит в отношении к славянам, особенно к русским, иногда выливаясь в не очень красивые ситуации. Впрочем, наши соотечественники иногда сами подают повод, ведя себя, подобно слону в посудной лавке, а Греция – маленькая страна, там всего 10 миллионов населения, и греки очень ценят, когда иностранцы со вниманием относятся к их обычаям.
      Во время второй мировой войны Греция пережила оккупацию. После нее в стране была неустойчивая ситуация, которая закончилась диктатурой т.н. “черных полковников”, которые стесняли жизнь святогорцев.
      Однако настоящий кризис наступил позже. После свержения диктатуры страна открылась для Европы. Произошло что-то подобное нашей перестройки, в смысле отношения к нравственности. Закрытая и во многом патриархальная страна стала перестраиваться на либеральный лад. Молодежь стала ездить в Европу, привозя оттуда маловерие и распущенные нравы. На Афон перестали приходить новые монахи. Дело дошло до того, что некоторые из монастырей едва не закрылись совсем. Будущее всего Афона оказалось под вопросом. Потребовались чрезвычайные усилия, чтобы хотя бы удержать ситуацию в равновесии.
Новый подъем происходит уже сейчас на наших глазах. Афониты рады тому, что молодежь опять интересуется вопросами духовной жизни, что много людей стали приезжать на Святую гору в качестве паломников, чтобы помолиться в ее намоленных веками храмах, приложиться к святыням. Однако есть свои проблемы. Многие из тех, кто сейчас прибывают на Афон, часто плохо представляют, чем паломничество отличается от туристической поездки. Это во многом касается и россиян. Современный мир слишком нецерковен, и как бульдозер надвигается на древние монашеские обители, возможно, не всегда даже до конца осознавая этого. Европейские организации выделяют средства для ремонта монастырей, требуя взамен ослабления режима изоляции Афона. В частности, в связи с Олимпийскими играми в Греции в этом году постоянно раздаются голоса о необходимости допустить на Святую гору женщин.
В заключении, выразим надежду, что Царица Небесная не оставит свой удел без заступничества в нашем все усложняющемся мире.

Михайлов И.П.





Предыдущие статьи о Святой горе Афон:

Первая статья.

Паломничество на Афон.

Вторая статья.
Краткая история Афона.

Третья статья.
География Святой горы..

Четвертая статья.
Храмы Афона.

Пятая статья.
Афонское богослужение.

Шестая статья.
Афонские святыни.


СТРАНИЧКА ШКОЛЬНИКА

Информация к размышлению.

      Великий пост… Это очень серьезный и ответственный период в жизни каждого верующего человека. В это время люди переосмысливают свои дела и поступки, стараются очистить душу, духовно возрасти. Журналисты, работающие в газете “Параскева” решили узнать как наши горожане относятся к такому воздержанию, каким является Великий пост. Целью опроса было выяснить, знают ли жители о том, что сейчас идет пост и узнать по каким причинам жители держат (или не держат) его.
      В ходе опроса, в котором приняли участие 15 жителей Лениногорска, мы выяснили, что каждый из них знает, что сейчас идет Великий пост.
      Из 15 опрошенных только 4 человека соблюдают его. На вопрос “Почему?” одна из наших постоянных читательниц, которая держит пост уже 10 лет, ответила, что “он дает мне силу, разум, духовное насыщение, легкость…”. Остальные 3 человека высказали похожие мнения, суть которых сводилась к тому, что они в это время очищаются духовно и готовят себя к встрече Светлого Христова Воскресения.
      11 человек не соблюдают пост. Причины, по которым это происходит, очень простые, можно сказать, обыденные: “привыкли есть мясо”, “готовлю для семьи и пробую пищу”, “все едят и мне тоже хочется”…
Какой же вывод можно сделать из всего этого? Вывод напрашивается только один: люди в нашем городе еще не достаточно серьезно относятся к религии и не осознают всего того, что приносит людям вера в Бога. Многие из тех, кто не соблюдает пост хотели бы делать это, но… они еще, похоже, не осознали всей его ценности. Именно поэтому все эти мелкие причины становятся для них преградой.
      Очень хочется верить, что в следующем году ситуация изменится и большее количество жителей нашего города будут вести жизнь воцерковленного православного человека.

Пред образом
Спасителя

Пред Тобою, мой Бог
Я свечу погасил,
Премудрую книгу
Пред Тобою закрыл

Твой небесный огонь
Негасимо горит;
Бесконечный твой мир
Пред очами раскрыт;

Я с любовью к Тебе
Погружаюся в нем;
Со слезами стою
Перед светлым лицом.

И напрасно весь мир
На Тебя восставал
И напрасно на смерть
Он Тебя осуждал:

На кресте, под венцом,
И спокоен, и тих
До конца Ты молил
За злодеев Своих.

НАШ КРОССВОРД

Кроссворд

По горизонтали:
1. Имя человека, который предал Христа.
3. Имя человека, дочь которого воскресил Господь.
5. Сколько крестов было на Голгофе?
6. В каком городе Христос воскресил Лазаря?
8.Кто первым узнал о Воскресении Христа?
10. Чем мазали тело Христово?
11.Кто отвалил камень от двери гроба?

По вертикали:
1. Назовите город возле которого пострадал Господь?
2. Сколько разбойников распято было рядом с Господом?
4. Кто три раза отрекся от Господа?
5. Сколько дней прошло между смертью и воскресением Христа?
7. Как называется холм, на котором был распят Иисус Христос?
9.Во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое...

 

Наш храм и богослужения в нем

  По общей схеме он принадлежит к типу корабля...
     В этом году наш приход отмечает юбилей – 15 лет со дня открытия. В связи с этим мы начинаем цикл статей под общим названием “Наш храм”.
      В них мы расскажем вам о нашем приходе, о нашем храме, о воскресной школе и о многом другом. Сегодня вы узнаете о том, как устроен наш Троицкий храм, и какие богослужения в нем совершаются.
      По общей схеме он принадлежит к типу корабля, то есть протянувшееся с Запада на Восток здание начинается притвором с колокольней и заканчивается алтарем. Храм имеет две главные части: алтарь и собственно храм, но в нашем храме, как и во многих других, есть третья часть, или притвор.
       Алтарь, как это обычно и бывает, у нас расположен выше остального храма, слово алтарь собственно и переводится как “высокий жертвенник”. Среднюю часть храма от алтаря отделяет иконостас. Возвышение, которое следует за иконостасом, называется солеей, на которой справа и слева находятся клиросы. Возвышение, находящееся прямо против царских врат, называется амвоном.
В самом алтаре в его средней части находится престол, который освещается особым образом в честь какого-либо праздника или того или иного святого. В нашем храме два престола: основной освящен в честь Святой Троицы и, поэтому день Святой Троицы наш храмовый праздник. Есть также и приставной престол он освящен в честь великомученика Дмитрия Солунского. Так что для нашего прихода день его памяти тоже особенный престольный праздник.
Средняя часть храмаСредняя часть храма является местом молитвы верующих. Здесь прямо перед амвоном находится аналой, на котором расположена праздничная икона. Рядом перед левым клиросом находится крест с местом, где ставятся свечи “за упокой” и поминальный столик.
     На балконе в задней части храма находится еще один клирос, самый большой, где располагаются по праздникам два хора.
В нашем храме, как и во многих других, в притворе находятся совмещенные свечной ящик и церковная лавка, где можно записать поминание, приобрести необходимые книги, иконы и другие предметы православного обихода.
      Особенностью нашего храма является наличие гардероба, где в холодное время года можно оставить одежду.
      Богослужения у нас совершаются по праздничным, субботним и воскресным дням. Вечерняя служба начинается в 17. 00 вечера по московскому времени. Она называется Всенощное Бдение и состоит из Вечерни и Утрени. Накануне воскресения служба бывает торжественная, полиелейная. Общая исповедь совершается перед Всенощным бдением, а частная исповедь – во время Всенощного бдения. Утром служится Литургия – главная составная часть богослужения. Перед ней в половине 7-го утра, читается утренняя молитва, затем, до начала часов, читаются молитвы ко Святому Причащению, псалтырь или акафисты. В половине 8-го читаются Часы. В 8 начинается Литургия, во время которой совершается Евхаристия – главное таинство Православной Церкви и бывает Причастие. Напоминаем, что Причастие необходимо принимать православным христианам не менее пяти раз в год – во все четыре поста и в свой день Ангела, а младенцам, то есть детям до 7 лет, можно причащаться еженедельно, подготовка им не нужна.
После Литургии совершается молебен, во время которого мы молимся, прося помощи Божией в наших нуждах, и совершается панихида.

Анна Антипова

 

ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное