Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" № 16


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 16
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
февраль 2004 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Светлана Арзамасцева

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на информационном канале Subscribe.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Тропарь праздника

      Христианин не может сам собою произвести в себе желаемое изменение, и Христос не отблагодарит его даром сего изменения, если он не предаст Ему себя от всего сердца своего.

Преп. Симеон Новый Богослов

      Никогда не ждите и не требуйте за любовь любви, за смирение похвалы, за службу благодарности. Старайтесь остаться без земных наград, чтобы не потерять наград небесных

Схиигумен Савва

      Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.

Св. Игнатий Брянчанинов

      Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.

Преп. Ефрем Сирин

      Быть злопамятным и молиться – значит то же, что сеять на море иждать жатвы.

Св. Исаак Сирин

      Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
      Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.

Преп. Ефрем Сирин

      О, если бы очи наши были устремлены выну (т.е всегда) к Богу! А то мы только в нужде и беде обращаем очи свои ко Господу, во время же благоденствия очи наши обращены к миру и суетным его делам.

Св. Иоанн Кронштадский

      Кто познал свои грехи, тот на половине пути к исправлению: но кто не познал своих грехов, тот не начинал еще ни поста, ни молитвы.

Св. Исаак Сирин

       Прежде нежели скажете или сделаете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово либо дело Бога или ближнего.

Старец Агапит

Читайте в номере:

Беседы о иконописи. Иконы Сретения.
И остави нам долги наши,
якоже и мы оставляем должником нашим...
Рассылки Subscribe.Ru
Приходская газета "ПАРАСКЕВА пятница, преуготовление"

 


Сретение Господне.

      15 февраля Православной Церковью празднуется Сретение Господне. Это событие описывается в Евангелии. В сороковой день по рождестве Господа нашего Иисуса Христа, Он был принесен Матерью своею и Иосифом в Храм Иерусалимский. Таков был Ветхозаветный обычай, этого требовал закон Моисеев. Женщина, родившая ребенка, должна была придти с ним в Иерусалимский Храм на сороковой день после его рождения и принести очистительную жертву. При этом мать приносила к священнику, на жертву Господу, единолетнего агнца и молодого голубя или горлицу, если же она была не в состоянии принести агнца, то от нее требовались 2 горлицы и два молодых голубя. Пресвятая Дева Мария с прав. Иосифом могли принести только двух молодых голубей. Когда Дева Мария с прав. Иосифом принесла младенца Иисуса в Храм, чтобы совершить над ним законный обряд, их встретил Святой старец по имени Симеон. По преданию, ему было не менее 300 лет. В своих преклонных летах он желал только одного утешения – видеть Христа. Духом Святым ему было возвещено, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, Спасителя мира. И теперь Дух Святый внушил ему войти во Храм для встречи (сретения) Богомладенца.
      Святый праведный Симеон, как только увидел Спасителя, сделался покоен, хотя тут же он вспомнил, что ему вскоре надобно было умереть, потому что так было предсказано Духом Святым. Симеон взял Богомладенца на руки свои, воздал Славу Богу и сказал: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицеем всех людей; свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Дева Мария и прав. Иосиф были удивлены этим словам. Симеон благословил их и сказал Богоматери: «Вот из-за него многие (соблазнившись) падут, и многие (раскаявшись) восстанут во Израиле, Тебе же самой оружие пронзит душу»
      Знаменательно, что тут же, в Храме была одна 84-летняя вдова Анна. Более 60-ти лет своего вдовства она посвятила посту и молитве. Анна была пророчицей и тоже узнала в младенце Иисусе Спасителя мира. И стала об этом благовествовать.
Как и всякий Господний праздник, Сретение таит в себе глубокий смысл. Этот праздник стал праздноваться более торжественно, с крестным ходом с 544 года. Перед этим были страшные бедствия в Антиохии в 528 г.- землетрясение, десятидневное, в Константинополе в 543 г. появилась ужасная моровая язва, которая продолжалась три месяца, и по конец так усилилась, что в день уносила от 5 до 10 тысяч человек. В эти страшные дни одному угоднику Божию было открыто, чтобы празднование Сретения Господня отправлялось торжественно.
      Теперь мы знаем, с какого времени особенно стал почитаться праздник Сретения в Церкви православной и по какому случаю это произошло.
      Богослужение в этот день такое же, как и в другие двунадесятые праздники: утреня начинается всенощным бдением, совершается благословение хлебов, бывает величание в честь праздника, целование образа и помазание освященным елеем, поется Великое славословие.

 

Иконы Сретения. Беседы о иконописи.

      Мы продолжаем цикл статей «Беседы о иконописи». В этом номере мы поговорим об образах одного из двунадесятых праздников – образах Сретения Господня. Изображения Сретения основывались на каноне, выработанным со временем, опираясь на Евангелие от Луки. Этот канон позволяет передать в живописи основные черты события. Одним из самых известных является «Сретение», написанное в 1425-1427 гг. для знаменитого иконостаса Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас это изображение находится там.
      На золотом фоне обозначено место действия – Иерусалимский Храм. Здесь разворачиваются все главные части события. Следуя канону, стоят, повернувшись друг другу Пресвятая Богородица и старец Симеон; за Пресвятой Богородицей – прав. Иосиф, а за Св.прав. старцем Симеоном – пророчица Анна. Старец Симеон уже принял Богомладенца на покровенные руки. Лик старца Симеона полон глубокой, прозревающей грядущее мысли. Внимая пророчеству, недвижима Богородица в темных одеждах, склонена Ее увенчанная нимбом голова, отрешен юный лик. Устремив взгляд на старца Симеона, глубоко задумчив Св. прав. Иосиф, держащий белых жертвенных горлиц. Чуть отвернувшись от всех, подняв голову, сосредоточенно славит Бога св. пророчица Анна. Ее стройная, покрытая нежно- зелеными одеждами фигура еще раз напоминает о высоком смысле ожидаемого грядущего.
       В русском искусстве всегда придерживались канона написания Сретения, и лишь с помощью средств самой живописи – линии, цвета, ритма – открывали новые оттенки в этой встрече Ветхого и Нового Заветов, в лице Иисуса Христа и Симеона Богоприимца.

Анна Антипова

 

Ко Дню новомучеников и исповедников
Российских

      В конце января – в начале февраля в одно из воскресений (в этом году это 8 февраля) в нашей Русской Православной Церкви празднуется соборная память всех новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа в советские годы.
     Гонения на Церковь в России в 20 веке беспрецедентны. В истории такого не было, по крайней мере, полтора тысячелетия. Со времен римских императоров впервые был открыто поставлен вопрос об уничтожение Церкви как таковой. Методичность и тщательность этих гонений может только поражать. Систематическое и массовое истребление духовенства и активных мирян, разрушение всех форм церковной жизни проводились с нечеловеческой жестокостью и бесовской яростью. Число пострадавших трудно оценить даже приблизительно, но очевидно, что оно измеряется сотнями тысяч.
     Однако такое множество принявших страдания и смерть за Христа засвидетельствовало, хотя это может показаться и странным, жизненность нашей Церкви. Ведь если находится такое число христиан готовых умереть за свои убеждения и веру, значит - жива Церковь, обитает в ней Дух Святой. Кровь мучеников – это всегда слава Церкви и семя новых поколений христиан. Это - непреложные истины, и в теперешнем возрождении нашей религиозной жизни нельзя не видеть чуда Христовой правды и справедливости, чуда прорастания этих семян жизни.
      Но в этой статье хотелось бы подчеркнуть одну важную мысль: «Не забывать!»
Современное общество живет очень быстро, в ритме выпусков новостей. Поговорили средства массовой информации в начале 90-х о «гонениях на священников» и постепенно эти разговоры, став общим местом, прекратились. Нет, Церковь не забудет об этом периоде своей истории, как и о любом другом, у нее вообще идеальная историческая память (кстати, ставшая одним из столпов современной европейской исторической традиции). Разбираются архивы, готовятся жития, канонизируются все новые и новые святые, число которых, кажется, уже превысило две тысячи. Но общество в целом…
      Мы должны с болью осознать, что мы на пепелище. На развалинах великой церковной традиции, обильно политых кровью, которая не может не взывать к ответу и справедливости. Ведь как сказал один из современных писателей: «Пройдет сто лет, и мы не сможем объяснить потомкам, ради чего были принесены такие жертвы». Крах советского строя вполне наглядно это подтверждает. И дело не столько в формальном суде над безбожной и бесчеловечной системой, хотя быть может, он и не помешал. Надо со всей полнотой и ответственностью признать, что потери, понесенные нашей страной, чудовищны и во многом невосполнимы. За считанные годы бездарно разбазарено и уничтожено то, что с любовь созидалось и накапливалось столетиями. Это касается как материальных, так и духовных ценностей. Уничтожены тысячи бесценных сооружений и предметов. Погибли лучшие люди, созидательный генофонд нации существенно ослаблен. Распалась связь времен, почти обмелела живая река преемственности православных обычаев, чувств, мыслей.
      Мы должны не растерять то немногое, что осталось нам. На нас лежит ответственность перед историей. Годы гонений воспитали в людях, оставшихся верным Богу и Церкви, стойкость и мужество, умение отделять главное от второстепенного. Надо учиться у них этому, ведь они еще живы и находятся среди нас.
      Нельзя потерять искренности веры, понимание важности исполнения заповедей Божиих в любых условиях, выстраданные в период гонений. Нас к этому обязывает память наших новомучеников и исповедников.

Михайлов И.П.

 

Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших в мясопустную неделю.

      Неделя мясопустная – это предпоследнее воскресенье перед Великим постом, когда по уставу нашей Церкви православные христиане последний раз вкушают мясную пищу – почему это воскресенье или по-церковному «неделя» и называется мясопустной или заговней на мясо.
      Эта неделя посвящается воспоминанию Страшного суда, когда совершится суд над всем человечеством. Церковь в этот день молится о всех православных христианах, прося Бога даровать нам вечную жизнь в раю. Но в Церкви молятся не только о живых, но и об умерших, веря, что у Бога все живы, ввиду этого установлено поминовение всех прежде почивших православных христиан накануне – в субботу. Эта суббота носит наименование Вселенской Родительской субботы, т. к. она совершается во всех Православных Церквах.
      Если окинуть оком все века и то, сколько жило людей, и сколько среди них было верующих во Христа, и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними через молитву, их поминовение – это выражение нашего с ними единства. Святые в раю молятся за нас. Мы молимся о всех умерших, в чем и выражается наше единство в Церкви – обществе верующих – членами которой являются не только живущие земной жизнью, но и умершие православные христиане.
      Торжественное всецерковное поминовение усопших в Родительскую субботу приносит великую пользу как нашим близким, так и нам самим. Все службы, которые совершаются в этот день: и всенощная, и литургия, и торжественная великая панихида – все проникнуты памятью об усопших.
      По свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова поминовение на Божественной Литургии выше молитв святых в раю! За каждого человека при этом из просфоры вынимается частичка, и все частицы после окончания Причащения погружаются в чашу со Святыми Дарами. Таким образом, омываются Кровью Спасителя все грехи умершего, который сам за себя уже не может покаяться.
      После окончания Литургии совершается торжественная Великая панихида, когда все присутствующие молятся о упокоении своих близких, что, конечно, тоже приносит большую пользу.
     Да и как еще мы можем позаботиться о улучшении посмертного состояния наших умерших родственников, если не будем о них молиться, ведь им от нас, кроме молитвы, да посильной милостыни, уже ничего не нужно. Большинство наших прихожан хорошо помят об этом – в родительские дни наш Храм всегда бывает полон, а уж если совсем нет возможности побыть в родительский день на богослужении, необходимо заранее прийти в Храм или зайти в библиотеку и оставить записочку с просьбой помянуть за Литургией или панихидой, чтобы наши близкие не остались в этот день без внимания с нашей стороны.

 

И остави нам долги наши,
якоже и мы оставляем должником нашим...

      Последнее воскресенье перед Великим постом называется «Неделя об Адамовом изгнании» или Прощеным воскресеньем. Это последний день масленицы, в понедельник начинается Великий пост.
     В этот воскресный день вспоминается грехопадение первых людей в раю, следствием которого и стало изгнание Адама и Евы из рая, и появилась необходимость покаяния.
Покаяние в своих грехах, очищение души, размышление о посмертной участи – важнейший момент любого поста, т к. само невкушение скоромной пищи не является целью поста, это лишь средство для достижения покаянного настроения и усиленной молитвы. Не зря же говорит пословица, что «сытое брюхо к молитве глухо».
В этот воскресный день читается Евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах.
     Вечером в этот день совершается Чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, пение уже чисто постовое, покаянное. Священник просит прощения у прихожан, а затем прихожане по очереди подходят к священнику, кланяются, просят простить и сами прощают ему все грехи и обиды, при этом целуя Крест и Евангелие в знак искренности происходящего. Также прихожане просят прощения и друг у друга.
Такое прощение взаимных обид является непременным условием покаяния, ибо, испрашивая прощения грехов у Бога мы, прежде всего, должны сами прощать обиды, нанесенные нам «остави на долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
Приготовившись, таким образом, мы приступаем к первой седмице Великого поста. Эта седмица – особая. В отношении пищи – без растительного масла, первый раз растительное масло вкушается лишь в субботу.
      Богослужение также особое. Совершается чтение покаянного канона Андрея Критского на вечернем богослужении в понедельник, вторник, среду и четверг. На утреннем богослужении первая литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду, а в пятницу после совершения Литургии служится молебен в воспоминание чуда вмч. Феодора Тирона и освящается коливо – отваренное зерно с добавлением меда и изюма, которое употребляется в тот же день натощак.
      Неделя получается очень занятой, т.к. многие стараются побывать на всех богослужениях и причаститься в конце седмицы Св.Тайн. А заканчивается неделя Торжеством православия – именно этому празднику посвящено первое воскресенье Великого поста. В этот день вспоминается утверждение иконопочитания на VII Вселенском соборе.
     После Литургии совершается торжественный молебен о всех потрудившихся на благо Православной Церкви и возглашается многолетие. Таким образом торжественно завершается самая, пожалуй, напряженная седмица Великого поста.

 

МАСЛЕНИЦА

      Масленицей именуют последнюю неделю перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Греческое наименование этой седмицы - апокрия - в переводе буквально значит «прекращенное», возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют еще Сырной неделей.
     Эта седмица последняя ступень перед Великим постом, а впереди следует весьма продолжительное время строгого воздержания от всяких увеселений.
Масленица - самый веселый, шумный народный праздник. Наши предки старались встретить и проводить достойно: веселыми хороводами, песнями, катанием с ледяных горок, забавами, потехами, шумными застольями. Недаром русская поговорка гласит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».
     До наших дней в русском языке живут пословицы:
Не все коту Масленица, будет и Великий пост
На горах покататься, в блинах поваляться.
      В воскресенье – «прощеный день», люди просили прощения своих грехов и обид друг у друга, кланялись друг другу, целовались в знак примирения и приговаривали: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобой». На это отвечали: «Бог простит».
Веселые проводы Масленицы продолжались только до вечерней воскресной службы – до шести часов вечера. Потом начинался Великий пост.
      В Сырную неделю русские люди съедали неимоверное количество блинов, что всегда удивляло иностранцев. У А. П. Чехова есть забавный рассказ на эту тему. Называется он «Глупый француз» и повествует о том, как однажды французский клоун зашел в московский трактир. В ожидании, пока ему подадут консоме, он решил понаблюдать за тем, как едят русские. Его внимание привлек «полный благообразный господин», который заказал порцию блинов. «Как, однако, много подают в русских ресторанах! - подумал француз, глядя как сосед поливает свои блины горячим маслом. - Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?» Но, к его изумлению, господин в пять минут съел все блины и, посетовав на маленькие порции, заказал еще «штук десять или пятнадцать!» Француз решил, что сидящий перед ним человек болен. Когда же любитель блинов, словно голодный, спеша и едва разжевывая, съел их целую гору, закусывая семгой и икрой, а затем заказал еще порцию блинов, бутылку вина и солянку из осетрины, клоун решил, что перед ним человек, который хочет умереть.
«- Порядки, нечего сказать! - проворчал сосед, обращаясь к французу. - Меня ужасно раздражают эти длинные антракты! От порции до порции изволь ждать полчаса! Этак и аппетит пропадет к черту, и опоздаешь... Сейчас три часа, а мне к пяти надо быть на юбилейном обеде. Пардон, месье, - побледнел Пуркуа, - ведь вы уже обедаете!
- Не -ет... Какой же это обед? Это завтрак... блины... Тут соседу принесли солянку. Он налил себе полную тарелку...»
     Француз окончательно уверился, что этот человек решил покончить с собой таким необычным способом. Он подошел к соседу и выразил ему свои опасения. «Я много ем?! - удивился сосед... - Поглядите, ем, как все!»
     Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Официанты, толкаясь и налетая друг на друга, носили целые горы блинов... За столами сидели люди и поедали горы блинов, семгу, икру... с таким аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин.
« О, страна чудес! - думал Пуркуа, выходя из ресторана. - Не только климат, но и даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!»

Самойлова М.

 

Наш кроссворд


По вертикали:
2. Внутренний мир человека;
3. Ангелы;
4. Самая умная книга в мире;
6. Незлобивые люди;
8. Мудрый царь; Ф10.Какое Господь Бог дал знамение в знак того, что не будет больше всемирного потопа на земле ; 11. Люди, живущие со всеми в мире; 13. Пища после поста; 14.Первая часть Литургии; 16.Чувство, с которым должно давать милостыню; 18.Смола, используемая при богослужении; 20. Живот.

По горизонтали:
1. Грех, за который Бог изгнал Адама и Еву из рая; 5.Учение Христа; 7.Апокалипсис; 9.Покаяние; 12. Место рождения Христа; 15. Икона Божией Матери; 17.Награда;19. Языческий праздник, сохранившийся до наших дней.


 

ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное