Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" № 14


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 14
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
декабрь 2003 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Светлана Арзамасцева

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Икона Рождества Христова
Иисус же рождшуся во Вифлееме Иудейстем, во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: Господь есть рождейся царь Иудейский; видихом бо звезду его на востоце, и приидохом поклонитеся ему.
Евангелие от Матфея Гл.в.Зач.г


РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
АНАСТАСИЯ АРХИЕПИСКОПА
КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,
ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

«Христос рождается славите,
Христос с небес, срящите»

      Торжествует ныне Святая Православная Церковь, торжествует весь православный народ, радостно вспоминая и духовно переживая преславное величественно-священное событие Рождества Христова.
      Мы преклоняем колена нашего сердца пред родившимся в яслях Вифлиемских Богомладенцем-Христом, нас ради человек, и ради нашего вечного спасения сшедшим с небес.Наше светлое торжество неизмеримо, наша рождественская радость невыразима, ибо в Рождестве Христовом явлена мира величайшая любовь Божия к роду человеческому, к каждому из нас:
      Сын Божий воплотившися от Духа Святого и от Приснодевы Марии вочеловечившийся, освободил нас, все человечество от прародительского греха, смерти и тления, чтобы все люди стали сынами и наследниками Божиими, достойными чадами Царствия Небесного.
      Господь в Своем рождении принявший в соединение с Божественной природой человеческое естество, привел нас в теснейшее общение и единство с Богом, обожил нас. Совершилось благодатное возрождение, воссоздание природы человека к новой жизни в Господе Иисусе Христе. Какое это дивное чудо, спасительное для верующих в Господа всех людей всех времен и народов!
       В благодарной молитве ко Господу Святая Церковь с восторгом и благоговением прославляет Его, как Благодателя, милости вно на земле явившегося в подобии нашем: «Что Тебе принесем Христе, яко явился еси на земле, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:
Ангели - пение, небеса - звезду, волсви - дары, пастыри - чудо, земля - вертеп, пустыня - ясли, мы же - Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас (Стихира праздника).
      Дорогие отцы, братия и сестры, всех Вас сердечно поздравляю с великим и радостным праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Молю Господа, да ниспошлет Он всем нам в наступившем Новом году Свои великия и богатыя милости, благословение и всещедрую помощь на дела и труды наши, на мирное и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте (1 Тим.2.2). Грядущий год принесет и радости и скорби как Церкви так и каждому православно верующему христианину. Но мы твердо должны знать и верить в неложные слова Господа, что врата адова не одолеют Церкви Христовой искупленной Его честною Кровию. Будьте верны Христу нас ради пришедшего на землю, Его Церкви и «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне в день вечный. Аминь» (2.Петр 3.18).

Рождество Христово
2003/2004г.г.

Анастасий

Читайте в номере:

О богослужениях рождественского цикла

БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ
Иконы
Рождества Христова

Кроссворд
Рассылки Subscribe.Ru
Приходская газета "ПАРАСКЕВА пятница, преуготовление"

 


О богослужениях рождественского цикла

Наш храм Престол      Как все великие церковные праздники, Рождество Христово имеет достаточно продолжительный период подготовки. Это глубоко продуманная черта церковного устава - мы задолго, постепенно и тщательно начинаем вспоминать события праздника, переживать его смысл, не опуская никакой малый штрих.
      Впервые рождественские песнопения звучат еще более чем за месяц до праздника на службе Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это, конечно, ирмосы «Христос раждается», певаемые на катавасию. С этого времени они всегда поются на торжественных полиелейных службах « (по-народному - когда помазывают). Менее заметным является появление в некоторых случаях особых богородичных - стихир, которые поются на «И ныне» - посвященных приближающемуся торжеству. Они очень тщательно подобраны и отличаются особой поэтичностью.
Два последних воскресения перед праздником носят названия «неделя Святых праотец» и «неделя Святых отец». В службах этих дней вспоминаются все праведники Ветхого Завета, ожидавшие Мессию и подготавливающие мир к его приходу. Этим мы как бы отдаем им дань уважения и любви за их подвиг, совершенный ими еще в сумерках старого мира, в тягостном ожидании избавления от рабства греха и смерти.
Наш храм, иконостас       Безусловно, надо отдельно сказать о богослужении рождественского сочельника или, языком устава, «навечерия» Рождества Христова. Богослужение это имеет совершенно особый характер. Служатся особые или «Царские» часы. Они являются, по сути, уже часами Рождества, потому что литургия Василия Великого соединяется с великой вечерней уже самого праздника. Евангелие уже вполне рождественское. Это очень и очень точно - так ожидание праздника как бы непрерывно перетекает в само торжество. В конце литургии уже совершается славление Христа рожденного. Поэтому настоятельно рекомендую всем посещать храм в сочельник: при вдумчивом отношении это принесет вам много по-настоящему важных минут вашей жизни.
      Богослужение самого праздника, которое по традиции совершается в ночное время, начинается с повечерия (вечерня уже отслужена днем). На повечерии поется радостное «С нами Бог», по-особенному звучащее в этом день. То же самое следует сказать и о Малом и Великом славословиях, ведь именно песнь «Слава в вышних Богу» пропели ангелы родшемуся Спасителю. На литургии читается всем известное евангелие о приходе волхвов. Заканчивается литургия снова славлением. После литургии служится необычный молебен, посвященный изгнанию в 1812 году завоевателей-французов и с ними «двунадесяти языков» из России. Эта победа, пришедшая в свое время как раз к Рождеству Христову, осознавалась как духовная, о ее смысле важно помнить и в наше время.

Михайлов И.П.

 

БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ
Иконы Рождества Христова

       Мы продолжаем цикл статей “Беседы по иконописи”. В этой статье мы поговорим о праздничной теме – об образах Рождества Христова.
Икона Рождества Христова        Изображать Рождество Христово начали очень рано, еще первые христиане в катакомбах Рима.
       Византийское искусство выработало стойкий канон, который унаследовала Русь. Этот канон позволяет объединить вместе все эпизоды предания о Рождестве, представить его в той сути, в которой живет оно в людской века, и находящаяся сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
       В центре иконы, в окружении горок – “земной тверди”, черная пещера, над которой сияет Вифлеемская звезда. В пещере только ясли со спеленатым младенцем, и заглядывающие в них вол и осел, символы двух народов – иудейского и языческого, которым равно принес спасение Иисус Христос. Ложе с лежащей Богоматерью, изображается прямо перед входом в пещеру. Она находится в центре композиции - воспринимается здесь, как главная участница события. Величием и, одновременно, нежной мягкостью наделена ее фигура в темно-багряных одеждах, описанная гибкой певучей линией. Она погружена в задумчивость – глубокой тишины исполнены ее размышления о случившемся. Алым цветом горит ложе Богоматери, чистыми цветами – алым, багряным, зеленым, голубым – написаны все одежды.       Удивительны светло-голубые стада, пасущиеся под легкими деревьями. Прекрасна и сама земная твердь, ее золотистые горы и отроги с голубоватыми, словно посеребренными, вершинами. Ровным свечением окружает изображенное на иконе золотой фон.
      От себя могу добавить, что снимки этой иконы широко распространены в нашей стране, один из находится и в нашем Храме. Приходите к нам на Рождество Христово и сами увидите!

Ученица Воскресной школы, 7 класса
Анна Антипова

 

Дети о Рождестве

      Снова на дворе зима. И снова учащиеся нашей воскресной школы в веселой суматохе готовятся к празднику Рождества Христова. Каждый год ребята выпускают стенные газеты, ставят небольшие спектакли, готовят выставку своих работ. Итогом всей этой работы является большой красочный концерт, который ежегодно проводится в Доме культуры в течении рождественской недели.
      В этом году такой концерт пройдет 11 января в 15 часов. В нем примут участие учащиеся всех классов воскресной школы, в том числе и наши третьеклассники, которые со своей сценкой выступали в г. Казани, на фестивале, посвященном 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского.
Все прекрасно понимают, как трудно ребятам в этот период, им очень тяжело все успеть… Но, улучив момент между репетициями и уроками, корреспонденты нашей газеты смогли провести опрос. Мы задали ребятам один единственный вопрос: “Ваши ассоциации с “Рождеством”?”
      Ребята отвечали по – разному, но, в целом, их ответы совпадали. С одной стороны, как и у обычных детей, у учеников воскресной школы Рождество ассоциируется с рождественским столом, большими и вкусными подарками Конечно, детям в их возрасте больше ничего и не надо. Но, с другой стороны, наши ребята, ученики воскресной школы, , говорили о том, что Рождество для них еще и с окончанием поста, а также праздничная Рождественская служба.
      Будем надеяться, что, повзрослев, все ребята все – таки поймут, что самое главное – это не подарки и праздничный стол, а душевный покой и гармония.

Н. Волкова
М. Самойлова

11 января 2004 года ДК

Троицкий приход
Русской православной Церкви
приглашает всех
на традиционный Рождественский концерт


У ВЕРТЕПА В ВИФЛЕЕМЕ

подготовленный
учениками и учителями
православной воскресной школы

В программе:
Постановка «Путь любви»
Литературно-музыкальная композиция
«Добрый батюшка Серафим»
Сценка «Репка»
Стихи, песнопения для больших и маленьких

В антракте:
Игры для детей, видеофильм для взрослых
Работает буфет
Начало в 15-00
Вход свободный

 

Что такое старый и новый стиль

       Незадолго до Рождества Христова празднуется Новый год по григорианскому календарю, принятому во многих странах мира, в том числе с 1918 года и в нашей стране. Это, так называемый, новый стиль, а церковный календарь, по которому исчисляется Пасхалия и, по которому празднуются церковные праздники, в Православии называются юлианскими. Юлианский календарь введен при Юлии Цезаре в 46-45 гг. до Рождества Христова, а григорианский стал применяться по указу папы Григория, в 1582 году, почему, и получил наименование григорианского.
      К тому времени римские папы уже более 500 лет были в расколе с Православными Церквями, поэтому этот календарь был введен только в странах с католическим населением, а несколько позже в протестантских государствах и только после революции в России появился новый стиль.
      Надо сказать, что вопрос о введении григорианского календаря обсуждался в нашей стране в конце 1988 года, на заседаниях комиссии русского астрономического общества и был, отвергнут русскими учеными, образованнейшими людьми, в силу его простоты и надежности для вычислений.
Неслучайно и в наше время ученые, для которых необходимы сложные вычисления, связанные с календарем - например, астрономы или историки, неизменно пользуются юлианским календарем.
      Желающим получить более подробные сведения по преимуществам старого стиля, мы можем посоветовать прочитать книгу «Почему старый стиль точнее нового стиля», которая есть, как в продаже, так и в библиотеке. Русская Православная Церковь также живет по старому стилю, по нему, как уже упоминалось выше, вычисляется Пасхалия - даты празднования Пасхи и всех, связанных с ней праздников, по нему празднуются и все церковные праздники. Некоторые православные христиане не празднуют Новый год по новому стилю, считая это неудобным в разгар Рождественского поста, и празднуют Новый год уже на святках, 14 января, по григорианскому календарю.
       Действительно, продолжается, и будет продолжаться до 25 декабря по старому и 7 января по новому стилю. Рождественский пост. Поэтому, если нет возможности совсем исключить празднование постом нового года, а этот день совпадает по церковному календарю с памятью св. мученика Вонифатия, святого, которому мы молимся с просьбой об избавлении от страсти винопития. Нужно поститься, по крайней мере, воздержаться от скоромной пищи, обильных возлияний и безудержного веселия. Желательно побывать на молебне по случаю нового года, накрыть постный стол и отметить эту дату в кругу семьи, непременно с молитвой. А, основной праздник для нас, православных христиан, в ближайшее время - Рождество Христово, с праздничным богослужением, скоромным столом, с радостью и веселием. К нему поставим рождественскую елку, приготовим рождественские подарки, ему и порадуемся от души.

 

Рождественский стол

      Традиции празднования Рождества Христова имеют древнюю историю. Традиционной подготовкой к этому празднику является Рождественский пост, завершающийся в Рождественский сочельник. Однако традиции накрывать стол в сочельник на соломе с непременным употреблением сочива в Центральной России как правило не придерживались - это более характерно для западных – Украина, Белоруссия и Южных областей. Поэтому нет, наверное, необходимости воскрешать их сегодня, а что касается самого сочельника, то строгий пост предписывается в этот день церковным уставом и пища накануне Рождества вкушается поздно, не ранее появления первой звезды, после богослужения; пища без рыбы, но на растительном масле, чтобы сохранить силы для ночного праздничного богослужения, которой и есть кульминация всякого православного праздника, а тем более такого великого, как Рождество Христово.
      После богослужения, возвращаясь домой, люди впервые после долгого перерыва вкушают скоромную пищу.
Надо сказать, что несмотря на то, что на Рождество нет таких традиционных блюд, как на Пасху, особенностью русского Рождественского стола являлись мясные блюда, т. к. зимой мясо легче было сохранить.
      Как известно, мясных блюд можно приготовить множество. Мы можем порекомендовать для рождественского стола следующие.
Обязательно нужно приготовить первое блюдо. Особенно хороши на разговение щи или лапша куриная. И если щи можно приготовить заранее, то лапшу мы бы рекомендовали сварить до полуготовности, а придя домой довести до кипения бульон, в котором есть уже все компоненты, кроме лапши, и добавить лапшу. Хорошо, если лапша будет домашней- это и вкуснее и для первого дня полезнее. Конечно, первое блюдо нужно приготовить обязательно, а вот изобилием холодных закусок увлекаться не стоит – привыкший к постной пище организм, с трудом переходит на различные колбасы и копчености. Лучше приготовить, в качестве закуски, паштет из печени или заливное из мяса.
      Паштет из печени
Взять печень, порезать ее на куски, предварительно очистив ее от желчных протоков, и обжарить эти куски вместе с морковью и луком. Все охладить. Протереть печень с овощами в комбайне или пропустить через мясорубку с частой решеткой. Можно добавить яйцо, сваренное вкрутую и обязательно размягченное сливочное масло. Положить паштет в салатницу и поставить в холодильник. Это блюдо скоропортящееся и более суток его можно хранить только в морозильнике.
На 400 грамм печени по 1 большой моркови и луковице, по 20 г. растительного и животного жира, для жарки, 50-70 г. сливочного масла, соль и перец по вкусу.
      Можно добавить, в процессе приготовления паштета, обрезки вареного мяса и вареную свиную или куриную шкурку – около 100 г., на указанное количество печени.
      В качестве второго блюда можно порекомендовать запеченную в духовке утку.
      Приготовленную очищенную и опаленную утку, натереть лимоном и оставить в холодильнике на 2-3 часа.
Перед приготовлением натереть утку толченым чесноом, солью, перцем и нафаршироать яблоками, порезанными на четвертинки (лучше, если они будут кислыми) или сваренным до полуготовности рисом с морковью и луком, поджаренными в ложке сливочного масла. Рис, так же приправлен солью, перцем и лавровым листом, по вкусу.
      Нафаршировать утку яблоками или рисом и зашить нитками. На противень или сковороду налить немного воды и уложить утку.
Жарить 1,5-2 часа до готовности, поливая выделившимся соком. Готовность определяется обычно – протыкаем бедрышко утки спицей или вилкой и если сок, который вытекает светлый, без крови – утка готова.
      На одну утку1/2 ложки соли, 1/2 л. перца молотого и 1/2 головки чеснока, 2-3 яблока или 2 стакана отварного риса с одной морковью луковицей (соль и перец по вкусу).
Надеемся, что вышеописанные блюда понравятся нашим читателям и, может быть, станут традиционными для праздничного рождественского стола.

 

Духовная поэзия

С неба к нам радость
большая пришла.
Дева Мария Христа родила.
Ангел об этом сказал пастушкам,
Звездочка путь указала волхвам.
В детский наш праздник
прославим Христа,
Пусть всех коснется
Его красота.

Е.Ткаченко

Вечно свято, вечно ново
Рождество для нас Христово!
Много лет, из года в год,
Праздник этот радость льет.
Славьте Бога стар и мал,
Он Спасителя нам дал.

Неизвестный автор

ДАР НЫНЕ ПРЕБОГАТЫЙ

Ноты

Дар ныне пребогатый от Небес приде,
Яко капля каплющая, на землю сниде.

Во утробу девичу Слово вселися,
Из Неяже Невидимый миру явися.

Бог от Девы Плотию Себя раждает,
Темность прейде, ясность светло всюду сияет.

Яко Небо второе вертеп явися,
Где во яслех во убогих Бог возложися.

Ангельские все хоры там притекают,
На облацех с веселием песнь воспевают:

Слава в вышних Богу, изволившему
Даровати, низпослати мир миру всему.

Пастыри на свирелях песни возносят
Трие цари трие дары Христу приносят:

Ливан, смирну и злато Ему воздают,
Рожденнаго, Безсмертного все прослявляют.

Тому и мы, верные, дары принесем,
Чистым сердцем Отца с Сыном
слезно умолим,

Дабы нам низпослал Он Духа Святаго,
Во образе голубине низходящего.

Тогда Троицу Святую мы, христиане,
Сердцем узрим и восхвалим на Иордане.

Даруй, Христе, воистину тое видети
И с Тобою в Царстве Твоем на веки жити!

 

Кроссворд

Ответив на вопросы кроссворда Вы узнаете название основного зимнего православного праздника.

Кроссворд
1. Место, куда на ночь загоняли скот, и где родился Иисус Христос? 2. Рождественские песнопения. 4. Мать Спасителя. 5. Город, в котором родился Младенец Иисус? 6. Названный муж Марии. 7. Имя одного из волхвов, в последующем ставшим христианином?
8. Дни от Рождества Христова до Крещения? 9. При каком царе произошло рождение Мессии? 10. Мудрецы, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд? 11. Имя Богородицы. 12. Люди, первыми узнавшие о рождении Младенца Христа? 13. «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего…?» 15.животное, присутствовавшее при рождении Иисуса- Младенца? 17. Время суток Рождества Христова. 16. Один из принесенных волхвами даров? 14. Подарок, принесенный Младенцу, как Царю? 3. Иисус Христос Сын…?

 


 

ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 год


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное