Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "ПАРАСКЕВА пятница, преуготовление" № 12


Информационный Канал Subscribe.Ru


Сайт Торицкого прихода
РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 12
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
октябрь 2003 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
Злата Самуткина (газетный вариант) Николай Новиков
(электронный вариант)

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы. Икона      События, которые положили начало празднику Покрова Пресвятой Богородицы совершились не у нас в России, а в Греции, в начале IX в., в Константинополе, бывшем в то время пышной и богатой столицей Византийской империи.. Жители Константинополя, осаждаемого сарацинами, не только стойко обороняли свой великий город, они собирались в многочисленных храмах города, моля Бога о помощи, и помощь эта была зримо явлена во Влахернском храме.
      Святой Андрей Христа ради юродивый, стоя между молящимися пред чудотворным образом Божией Матери, находящимся тут, вдруг воскликнул в духовном восторге: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?», - обращаясь к ученику своему Епифанию. «Вижу, отче, и ужасаюсь», - отвечал старцу ученик.
      И было чему удивляться и перед чем трепетать: перед их взором в куполе прямо на воздухе стоит над молящимися Пречистая Дева, окруженная ликами св. апостолов, держит в руках Своих распростертый омофор (подобие длинного шарфа) и осеняет им, и как бы покрывает весь молящийся народ и молится Сыну Своему и Богу за род христианский. Видение вскоре закончилось, но оно оказалось пророческим – сарацины вскоре были побеждены и прогнаны.
      Удивительно, что в Греции это событие не оставило глубокого следа в церковной истории и честь установления праздника Покрова принадлежит нашей Церкви. Видимо русскому сердцу это событие, зримо олицетворяющее покровительство Пресвятой Богородицы роду христианскому, оказалось ближе и понятней и положило начало одному из наиболее почитаемых в нашей Церкви праздников Покрова Божией Матери.
      Действительно, Покров празднуется в России наравне с двунадесятыми праздниками и в честь Покрова освящено множество храмов, в том числе и самых известных, например, храм Покрова-на-Нерли и храм Покрова-на-рву (Собор Василия Блаженного).
Совершается празднование Покрова Божией Матери 1 октября по старому стилю, 14 октября – по новому.

Читайте в номере:

По страницам истории воскресной школы
БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ Иконостас
Цикл статей о Святой горе Афон.
Четвертая статья
Третья статья из цикла:
«О наркомании с православной точки зрения»
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
СТРАНИЧКА ШКОЛЬНИКА
НАШ КРОССВОРД
Рассылки Subscribe.Ru
Приходская газета "ПАРАСКЕВА пятница, преуготовление"

 


По страницам истории воскресной школы

      Воскресная школа при Троицком приходе существует уже более 10 лет. И многие наши читатели знают о ее существовании. Но, наверняка, не каждый знает, например, о том, где проходили ее первые занятия. И не ошибусь, если скажу, что многие хотели бы узнать подробнее о работе школы, о ее буднях и праздниках.
Поэтому редакция нашей газеты предоставляет вашему вниманию цикл статей, посвященных работе воскресной школы при Троицком приходе.
Первая статья посвящена этапам становления и развития школы.Воскресная школа

      Школа открылась в 1991 году, когда Троицкого храма еще не было, а службы проходили в Покровском.
      Первые занятия проводились в школе № 2, вела их матушка Людмила. Со временем появился класс в сторожке и в Покровском храме (там и сейчас существует класс и приходская библиотека), преподавал отец Иоанн – настоятель ныне существующего Троицкого прихода.
      У истоков организации воскресной школы стоял Михайлов Игорь Петрович, ныне иеромонах Михаил. К тому времени уже строится Троицкий храм, в колокольне появляются два класса.
В этих классах, еще не отштукатуренных, проходили занятия, здесь же проводили праздники - ставили сценки, рассказывали стихи, вместе трапезничали, вместе молились.
      Пробовали выступать во дворце культуры города на Пасху и Рождество, теперь, в школе стало традицией ставить постановки и готовить выступления.
      Сейчас уже отстроено и работает новое здание воскресной школы. В школе сейчас обучается 80 человек, лениногорцы от 6 до 20 лет. Существует еще и взрослая группа.
      В расписании ребят такие предметы, как Закон Божий, История Церкви, литургика - наука о богослужениях, православный календарь, пение, рукоделие и некоторые другие дисциплины.
      В сентябре шкала вновь, как и прежде, открыла свои двери; начался новый, уже 12-й, учебный год. А это значит, что открыта новая страница истории школы.

Мария Самойлова

По материалам сайта Троицкого прихода – www.prichod.narod.ru)

 

БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ

Иконостас

      С этого номера мы начинаем новую рубрику – БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ. В ней мы будем рассказывать о церковной живописи. В первой беседе мы поговорим об иконостасе.Иконостас
      Иконостас в православном храме располагается в чрезвычайно важном месте: он отделяет собственно храм, где находятся верующие, от алтаря, куда имеют доступ только священно-служители. Как правило, он представляет собой несколько рядов икон, расположенных в особом порядке. Общая композиция иконостаса отражает идею небесной иерархии, “Небесного града”. Это небо, открывающееся земле.
      Иконостасы бывают разные. Большой иконостас обычно имеет пять рядов – ярусов. Верхний – праотеческий. Праотцы – это прародители, родоначальники. С первого праотца, сотворенного Богом – Адама, начинается в Библии история человечества. В центре праотеческого ряда находится образ Ветхозаветной Троицы, как знак первого завета, который Бог заключил с человечеством в лице Адама. Ниже следует пророческий ряд. Он представляет нам Ветхозаветную (до прихода в мир Христа) Церковь, получившую Закон от Бога через пророка Моисея. Пророки – люди, избранные Богом, через которых Он возвещает человечеству Свою волю. Каждый изображенный пророк держит в руках свиток с предсказанием о грядущем приходе в мир Спасителя. В центре пророческого ряда находится икона Божией Матери, исполнившей эти пророчества через рождение Сына Божьего – Иисуса Христа.
      Третий ряд иконостаса – праздничный. В нем помещаются иконы двунадесятых праздников, изображающие события из жизни Богородицы и Иисуса Христа. Церковь ежегодно вспоминает эти события, эти двунадесятые праздники составляют церковный год. Своей земной жизнью Христос исполнил древние пророчества и дал человечеству Новый Завет, открыв ему дорогу ко спасению. Но людям предстоит еще Суд, на который Христос явится во второй раз, но уже не как жертва, а как грозный и справедливый Судия человечества в “конце времен”. Этому событию посвящен второй, главный ряд иконостаса – Деисусный. В центре этого ряда образ Христа – Судии, грядущего судить живых и мертвых. К Нему склоняются Божья Матерь и Иоанн Креститель в непрестанной молитве о прощении грехов людей. За ними следуют архангелы Михаил и Гавриил, апп. Петр и Павел и другие святые. Смысл Деисуса – моление всех святых перед Спасителем за род человеческий. Врата Царства Небесного символизируют Царские врата в центре нижнего яруса иконостаса. Через них священник во время богослужения выносит Святые Дары для Причастия. Справа от Царских врат находится образ Христа Спасителя, слева икона Божией Матери. Справа от Спасителя помещается изображение того святого или праздника, в честь которого назван храм. Этот образ называется храмовым. Иконы Спасителя и Богородицы у Царских врат напоминают, что вход в Рай открывается для них Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью. Этот ряд называется местным, т.к. в нем располагают местночтимые иконы.
      Верх иконостаса обычно завершается образом Голгофы – где на кресте был распят Спаситель. Перед Голгофой, “горой недосягаемой”, склоняются все, пришедшие в храм.
      Конечно, церковный устав допускает и иное количество ярусов, но мы постарались описать наиболее типичный иконостас.

Анна Антипова

 

«Эвлогите!» значит «Благословите!» Четвертая статья

Храмы Афона

Храм на Афоне      Афонские храмы вряд ли поразят размерами русского православного человека, привыкшего к нашим масштабам – от Успенского собора Кремля до Храма Христа Спасителя. Большинство соборных, т.е. главных храмов (по-гречески - кириакон) монастырей, по размерам вполне сравнимы с нашим Троицким храмом, не говоря уже о малых храмах и пределах (по-гречески - параклис). Часто размеры последних так малы, что в них едва может поместиться с десяток человек. Однако афонские храмы очень древние – там редко встретишь храм моложе 16 века. Большинство заложены в 10-11 веках, а есть и такие, которые относят к первому тысячелетию христианства
      Соборы Афона имеют одинаковый тип, его иногда называют афонским. Все они имеют обширный притвор, по размерам вполне сопоставимый с главной частью храма. Притвор отделяют от собственно храма трое врат – центральные и двое боковых. Центральные называются “царскими” и завешены красивой завесой. Сам храм обычно квадратной формы. В южной и северной стенах имеются полукруглые выступы, в которых располагаются певчие. Перед иконостасом отсутствует солея. По периметру храма расположены стасидии – места для молящихся. Освещение в храмах только традиционное – свечи и лампады, электричество принципиально не используется. Учитывая, что большая часть богослужений происходит в ночное время, в храме обычно царит полумрак.
      Внутреннее убранство храма обычно весьма многообразно и насыщено разными деталями, что неудивительно - ведь все это собиралось и накапливалось веками. Множество икон, некоторые из которых весьма древние, украшены прекрасными окладами. Используется гораздо больше, чем в наших храмах, различных украшений из тканей. Особенно хочется отметить огромное количество разных светильников. Этим афонские храмы выгодно отличаются от наших. Прежде всего выделяются, конечно, паникадила, висящие очень низко – их зажигают вручную с помощью специальных шестов. Паникадило помещено внутрь хороса – большого круга подвешенного на цепях к куполу – на который также ставятся свечи. Светильники имеют различную форму и, по сути, занимают все подкупольное пространство. Их зажигают, в основном, во время праздничных богослужений.
      Известно, что хорос и светильники в ключевые моменты особо торжественных богослужений раскачивают. Мне пришлось однажды видеть это – незабываемое зрелище! Это какая-то мистерия огня. Раскачивают светильники дважды – во время пения “Господи воззвах..” и во время Великого славословия. Хоросу специально придают движение немного неправильной формы – общее впечатление от этого только усиливается. Качается все довольно долго.

Из афонского дневника
…Когда пели псалмы “Господи воззвах..” стали раскачивать светильники и хорос. Это я видел впервые, хотя и слышал о таком. Это действительно чудо! Литургически пространство храма под куполом организовано потрясающе. Это как бы ритм мира, обращенного к Богу , воцерковленного. Это как движение ангелов, как “музыка сфер”.

Михайлов И.П.

 

Наркомания: о главном
Третья статья из цикла «О наркомании с православной точки зрения»

Причины распространения наркомании (продолжение)

      В этой статье мы продолжим разговор о причинах распространения наркомании. Расхожее мнение, которое подтверждают и проведенные нашей газетой опросы, таково, что одной из главных причин наркомании у молодых является проблема досуга. С первого взгляда, это как будто и верно. Действительно, ну, вот куда пойти в нашем городе молодому человеку отдохнуть или провести хорошо время? Гипотетически, кажется, что для этого нужно что-то особенное – какая-то там супердискотека или молодежное кафе на худой случай.
      Однако действительность представляется несколько иной. Прежде всего, теперь, как показали наши опросы, даже последняя старушка знает, что именно так называемые современные (уже ставшие в определенной степени традиционными) формы молодежного досуга служат основными источниками, из которых подрастающее поколение черпает грязь нашей жизни. Поэтому, бороться с огнем, заливая его маслом, – я имею в виду разные дискотечные марафоны под лозунгами типа “Нет наркотикам!” - смешно и глупо, не сказать – преступно.
      Вообще же, проблема молодежного досуга проистекает, как кажется, из следующего. Прежде всего, досуг понимается весьма примитивно (в духе того, о чем мы писали раньше), т.е. исключительно потребительски. Отдых – значит расслабиться, “оторваться”. Идея весьма привлекательна, но.… Давным-давно известно, что лучший отдых – это смена занятий. Так сказать “чистый” отдых, конечно, нужен, но он также может утомлять, если его переизбыток. Общение с подростками и молодежью, которого у меня достаточно, показывает, что традиционные созидательные виды досуга часто просто неизвестны людям. Современные дети и подростки, по крайней мере их большая часть, не умеют играть в шахматы, не собирают марки, не увлекаются моделизмом. Даже подвижные игры в большинстве своем приходят в забвение. Причем, дело здесь не в нехватке средств у родителей – достаточно подумать, сколько денег обычная семья тратит на жвачки и какие-нибудь “чупа-чупсы”. Причина здесь в том , что такие виды деятельности требуют усилий, часто - почти творчества, а человек с потребительской психологией мало к этому приспособлен. Не хочется работать, хотя только это приносит истинное удовлетворение, ощущение полноты бытия. Когда взрослые серьезные люди, часто даже родители, говорят, что таков “дух времени”, то стоит им напомнить , что этот самый “дух” формируют люди. Время таково, каковы мы. Это необходимо хорошо усвоить.

Михайлов И.П.

Елена Потехина

Нет, никогда не поздно возвращаться
С большой дороги на тернистый путь.
Попробуйте прощать, а не прощаться,
Смотрите не на внешнее, на суть.
И не судите с легкостью суровой
Беспомощного брата своего.
Пусть он идет дорогою знакомой,
А вы свой путь пройдете за него.
Как поздно к нам приходит пониманье
И глупости своей и пустоты.
Как были мы жестоки в ожидании
Своей пустой надуманной мечты.
И сколько боли близким приносили.
И слез чужих не слышали капель.
А “проповеди” мы не выносили.
О чем же нам заботиться теперь?
Как жаль нам зря растраченные силы
И больно за разбитый свой сосуд.
Воспоминанья злы, невыносимы.
И наша совесть – нам жестокий суд.
Незнанье наше нам не оправданье.
Наследники слепых поводырей.
Как поздно к нам приходит пониманье,
Что вот уже расплата у дверей.
Так видно нужно пасть, чтобы подняться,
Испить до дна, чтоб горечь ощутить.
Изляпаться в грязи, чтоб оправдаться
И душу до прозрачности отмыть.
Простить врагов, себя возненавидеть.
И голову в смирении склонить.
И все вокруг по-новому увидеть.
Остаток дней по-новому прожить.

 

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ

Как понять, по-настоящему ли человек верит в Бога?

- Как правило, ответы на такие вопросы можно найти в Евангелии. Господь говорит сам: «По плодам их узнаете их». Как человек верит в Бога, можно узнать, приглядевшись, что вокруг человека происходит. Вполне по-настоящему верят в Бога святые. Преподобный Серафим говорил: «Кто пребывает о Господе в мирности, вокруг того спасаются сотни и тысячи людей». Вокруг такого человека действительность меняется. Это как раз то, что на иконах нимбом изображается. От святого исходят лучики света Божия, которые вокруг все преображают. Отношения между людьми другими становятся рядом со святым человеком. Как бы такой человек ни прятался, ни скрывал, какие вериги он носит на себе, вокруг него жизнь меняется. Такое бывает и с людьми, не достигшими такой меры святости как преподобный Сергий или преподобный Серафим.
Как человек верит в Бога, от противного даже можно узнать. Казалось бы, вот женщина, которая в церковь ходит в субботу-воскресенье и по праздникам, правило утреннее и вечернее читает, посты соблюдает, но все от нее бегут. Всем хочется только поскорее перестать с ней разговаривать и вообще общаться, вид у нее при этом мрачный, взгляд тяжелый и сумрачный. Это тоже плод неправильной искаженной веры, отношения человека к Богу и самому себе, которое у человека не должно быть. Смотрите на то, что ВОКРУГ вас происходит. Спросите себя: «От моей веры кто-нибудь зажегся?» Вы ходите в школу, в институт, общаетесь со сверстниками. Большинство из них - нецерковные люди. Хоть кто-то из них в церковь пришел благодаря вашей вере? Так проще всего проверить.

Раньше, когда я была маленькой, я верила, что Бог есть, а теперь мне 15 лет, я сомневаюсь, так ли это и в церковь не хожу. Как мне укрепиться в вере?

- Есть две стороны в этом вопросе. Вот я была маленькой, ничего не знала, а теперь в школе выучилась, про Дарвина и про обезьян прочитала, про анатомию человека и про динозавров тоже услышала, про всякие другие религии, которых много, все знаю. Стало мне понятно, что Бога нет. На все это давно был дан ответ:
«Маленькое знание от Бога удаляет, а настоящее знание к Богу приближает». Тебе нужно, голубушка, еще немного поучиться, чуть дальше школьного учебника биологии заглянуть, припомнить, что законы физики на самом деле чуть сложнее, чем у Ньютона, во всяком случае, как это пересказывается в пособии для седьмого класса. А церковь никогда и не утверждала, что Земля на трех китах стоит, никогда святые отцы не учили, что она непременно плоская, а вокруг чего она вертится, тоже не составляло никакого предмета христианской веры. И тогда оказывается, что Джордано Бруно не за новые открытия пострадал от католической церкви, а за то, что был практикующим колдуном и астрологом. Много интересного можно узнать, если поглубже начать копать.
Можно посоветовать Вам получше учиться и побольше знаний приобретать. Библию тоже стоит перечитать. Там, в книге, которая называется «Псалтырь», в самом начале, есть такие слова: «Безумный человек сказал в своем сердце, что нет Бога». Что нет Бога мы говорим не потому, что мы себя доводами разума убедили, а потому что нам очень хочется жить так, как если бы Бога не было. Нам хочется в воскресенье не в церковь пойти, не поднять себя с кровати, а, повалявшись до того времени, как родители из церкви вернутся, направиться куда-нибудь «потусоваться» или «завалиться» на какой-нибудь рок-концерт. Нам хочется не воздерживаться в Великий пост, просто потому, что почки распускаются, а все вокруг ходят под апрельским солнышком и жуют московское мороженое. И хочется, забыв о каноне Андрея Критского и о службах Страстной седмицы, под всю эту весеннюю капель со всякой дурью в голове, а глядишь еще и с сигаретой или баночкой пива, пережить весеннее бурление крови как необыкновенное романтическое приключение. И еще многого другого нам начинает хотеться. А лукавый сзади начинает подзуживать: «Ну, конечно, Бога-то ведь нет. Того нельзя, сего нельзя, живи как хочешь, делай что нравится. Смотри, как вокруг живут - Ваня или Петя, некая Элис из популярной песни». Посмотри, кто это подсказывает. Вот и думай, что делать, как жить, куда ходить. Главное, чем дорожка та кончается.


На вопросы отвечал
протоиерей Максим Козлов

(Из книги “200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни”, 2002 г.)

 

СТРАНИЧКА ШКОЛЬНИКА

Фразы учителей

  • А он тут крутится, как воробей на ветке головой, и не знает, что сказать.
  • Ваша задача - ни в коем случае не запоминать эти цифры.
  • Все глаза на доску!
  • Встали. Поздоровались. Здравствуйте. Сели.
  • Дано два уравнения, записываем любое, например, третье...
  • «Он был влюблен два раза: один раз в Германии, другой раз в Любовь Дмитриевну».
  • «Нарисовали слово «луч».
  • «Пишите, пишите, пока у нас доска есть».
  • «Мозги шевелятся молча».
  • «Сталин никогда не был ни во Франции, ни в Германии, ни в Англии, а вот Хрущев наоборот очень много ездил по СССР».
  • «Или ты поворачиваешься ко мне спиной и продолжаешь разговаривать, или ты выходишь из класса».
  • «Номер записан латинскими цифрами».
  • «Клетку уже пора знать в лицо».
  • «На месте звонка я бы уже прозвенел».
  • «Сейчас в школе идет борьба с обувью».
  • «Завтра я была в музее восковых фигур».
  • «Великая Отечественная война - это вам не черепашки-ниндзя!»
    «Очень нельзя!»
  • «Вопрос номер следующий...
  • «А сейчас я включу спичку и все услышат характерный звук ПАХ!» [около пробирки с водородом]
  • «У тебя что, языка нет постучаться?»
  • «Посмотрите на формулу, которую я стер.»

Из сочинений

  • Аня, сидя на стуле, спала, и мимоходом ела булку.
  • Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
  • Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.
  • В Италии Гоголь отдыхал от ревизоров.
  • В библиотеку вошли двое: мальчик и девочка; они были братьями.
  • В клетке сидит мой пернатый друг - хомячок.
  • В комнату вошел мальчик лет 80.
  • В музее природы есть рысь, олень, бобер и другие товарищи.
  • В пионерском лагере я познакомился с девочкой Олей. Ее звали Тамарой.
  • Володя бежал, весело перебирая двумя ногами.
  • Вот проехал автобус, увозя за собой пассажиров.
  • Герасим бросил Татьяну и связался с Муму.
  • Герасим поставил на пол блюдечко с молоком и стал тыкать в него мордочкой.
 

НАШ КРОССВОРД

Кроссворд
По горизонтали: 2.Сколько было епархий в русской митрополии в 13 веке? 3. В каком году Рюрика пригласили на княжение? 5.В каком году началось нашествие Батыя? 7. Какого числа августа месяца было крещение Руси? 8. В каком году почил прп. Сергий Радонежский? 10. В каком году умер Иван Калита? 12. В каком году образовалась Сарайская епархия? 14. В каком году умер Всеволод Большое Гнездо? 15. В каком году было первое крещение Руси? 18. В каком году закончилась Феодальная война?
По вертикали: 1. Начало автокефалии Русской Церкви 4. Дата Ледового побоища 6. Какого числа июля месяца произошла Невская битва? 9. В каком году митрополит Петр перенес кафедру из Владимира в Москву? 11. В каком году родился Димитрий Донской? 13. Стояние на реке Угре 16. Какого числа мая месяца была битва на Калке? 17. В каком году Ярослав Всеволодович разгромил немцев под Юрьевом? 19. В каком году Александр Невский начал править в Киеве? 20. В каком году умер Святослав Игоревич?
Ответы на кроссворд,
опубликованный в предыдущем номере: №11
По горизонтали: 4. Плакида 6. Педагог 7. Карфаген 8. Аникита 10. Поликарп 11. София 12. Фекла 14. Иустин 15. Пофин 16. Антитеза 19. Тертуллиан 20. Феофил 21. Гностицизм
По вертикали: 1. Протрептик 2. Василид 3. Строматы 5. Маркионизм 8. Абракас 9. Параклет 13. Климент 15. Пастырь 19. Монтанизм 22. Демиург 23. Лион 24. Фока.
 

ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 год

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное