Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.



  №01 (200) январь 2011 г.  

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

Праздник Крещения Господня


icon

«Явился еси днесь вселенной и свет

Твой, Господи, знаменася на нас».

Праздник Крещения Господня назывался древле Днем Светов.

Крещение Христово — начало нашего просвещения — явление Христа миру, открытие Святой Троицы людям.

«Почему, — вопрошает Златословесный Учитель, — не день, в который родился, но день, который крестился. Богоявлением нарицается? Потому что теперь явился Он миру».

Хотя, когда Христос тайно родился в вертепе, звезда открыла о том волхвам и ангелы возвестили о том пастырям, но до наступления положенного для того времени как бы скрывался от остального мира Христос, то таясь и бегая от Ирода, то ничем не выделяясь среди окружающих людей, пребывая в доме мнимого отца Своего Иосифа. А ныне является миру Христос, с сего дня начинает открыто учить, совершать чудеса и грядет пострадать за род человеческий, проповедуя и совершая спасение наше.

Явление Христа и начало Его служения соединяется с явлением Святой Троицы: «Троицы явление во Иордане бысть». Ветхозаветное Писание лишь неясно и прикровенно возвещало о Ней. Ныне же явно являются Три Лица Святой Троицы.

Послужить Христу в сей великий день и приуготовить путь Ему послан был Богом Иоанн Предтеча. Он своею проповедью возбудил сердца людские в стране Израильской к особо напряженному ожиданию Мессии. Он подготовил первых учеников Его. Он же и объявил людям, что пришел Мессия и указал Его, говоря: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира».

Иоанн указывал на высокое достоинство грядущего Спасителя мира: «Ему несмь достоин преклонся разрешити ремень сапог Его», говорил он. Высказывает он теми словами свое смиренное почитание Того, уготовать путь Кому он был послан. Но в то же время, понимая слова те в переносном духовном смысле, указывает на превосходящее разум сочетание во Христе Божественного и человеческого естества. Облекся Сын Божий в человеческую природу и плотию человеческой ходил по земле. Но насколько превосходнее человек обуви, которую носит, еще много больше превосходит Бог Свое творение. Однако легко человек одевает и скидывает свою обувь, а неотделимо ныне человеческое естество от Божественного в Сыне Божием. Неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно соединились они.

Но как совершилось сие Божественное таинство? Как совершилось сие соединение — непостижимо то человеческому уму: «Преславну бо сущу зачатию, непостижен есть образ рождения» (Догматик 7 гласа). С благоговением приступи тот, кто хочет о сем богословствовать. Не дерзай рассуждать паче должного, но научись смирению от Величайшего из рожденных Женами и, преклонься старайся уразуметь и учить лишь, что Бог открыл.

Когда настало время, пришел Христос ко Иоанну.

Хотя они были близкие родственники, Иоанн не знал Иисуса, ибо до того дня не приходил Иисус в пустыню, в которой постоянно пребывал Иоанн.

Богом было предвозвещено Иоанну, что по Духу, сходящему на Мессию, узнает он Его. Но едва подошел Иисус, ощутил Иоанн благоговение и трепет: «Мне подобает от Тебя креститься и Ты ли грядешь ко мне», — сказал он Пришедшему.

«Оставь ныне, так подобает нам исполнить всякую правду», — ответил Христос.

Какую правду? Исполнить то, что волею Божиею предопределено для нашего спасения. Исполнить правду, что смирением, а не гордостью и самопревозношением, что покорностью воле Божией, а не своеволием и своим искусством, познается Бог, стяжается вечное спасение, достигаются чертоги небесные.

Покоряется Иоанн и крестит Иисуса. Смиренно Царь небес преклонил главу Свою под десницу Своего раба, преклонился Творец пред Своим творением.

Вострепетал Иордан и с ним все естество водное. Разверзлись небеса, знаменуя тем открытие людям пути к Богу и к небесным Обителям, раскрытие истин Божественного Писания. Возгремел глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем благоволих». Дух Святый в виде голубя сошел на Сына Божиего, как человека стоявшего в Иордане. Исполнилось то, что было Иоанну предречено Богом, не было больше сомнений: перед ним стоял Мессия, Сам Сын Божий.

Так открылась миру Святая Троица. «Троицы явление во Иордане бысть, самое бо Пребожественное Естество Отец возгласи: Сей крещаемый Сын возлюбленный Мой; Дух же прииде к подобному. Его же благословят людие и превозносят во вся веки».

Не было там множества народа, лишь Иоанн Креститель был представителем всего рода человеческого. От него возвещается о им виденном и слышанном. Им начинается проповедь о Святой Троице и вера в Нее утверждается и раскрывается полнее устами Самого Сына Божиего и откровениями Святого Духа.

Погружение Христа во Иордан и явление там Святой Троицы освятило воды Иорданские, а с ними и все водное естество.

Вода — основа всего видимого мира. При сотворении мира, как говорит книга Бытия, «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1). «В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою», пишет святой апостол Петр (II Пет. 3, 5).

Всюду имеется вода в том или ином виде, в виде ли влаги или в виде пара. Не может жить без воды ни животное ни растение. Имеется влага и в твердых камениях, и в глубинах земли, и в воздухе.

С грехопадением человека осквернилась и вся природа, стала тленной и носить печать греха.

Спасая человека, Господь и природу приуготовляет к очищению от скверны. Освятив в Иордане водное естество, Господь дал силу ему возрождать человека в крещении и получать при церковных священнодействиях благодать Святого Духа для исцеления немощей человеческих и прогнания силы бесовской. Вместе с водою очищается и освящается и вся природа, приуготовляясь к вечному Царствию Божию. Пока продолжается грех, «вся тварь совокупно стенет и мучится доныне» (Рим. 8, 22) говорит апостол Павел, но и она надеется, что освобождена будет от рабства тлению в свободу славы чад Божиих (8, 21).

Начало тому освобождению положено было в Иордане, когда Христос влил освящение в его воды.

Просвещение рода человеческого и вместе с тем освящение его и всей природы будет продолжаться до дня Господа нашего Иисуса Христа, когда разгоревшиеся стихии уничтожат нынешние небо и землю, и будут новые, в которых обитает правда.

То будет не новое творение, а очищенная от последствий греха обновленная природа, где спасенный воскресший род человеческий, наслаждаясь светом Живоначальной Троицы будет с ангелами славить Отца и Сына и Святого Духа.

Святитель Иоанн (Максимович)


Восстановление храма Святого Михаила Архангела, небесного покровителя Святителя Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского,
до принятия иночества Михаила



Владыка Иоанн - Святитель Русского Зарубежья
3. СИЛА МОЛИТВЫ ВЛАДЫКИ ИОАННА;По публикации Сретенского монастыря

(продолжение, начало в №197)

Мы с сестрой попали и аварию. Навстречу ехал пьяный молодой человек, и он с большой силой ударил дверь машины с той стороны, где сидела моя сестра. Была вызвана «скорая помощь», и сестру отвезли в госпиталь. Ее состояние было очень серьезное — ее легкое было пропорото, ребро сломано, и она очень страдала. Когда владыка Иоанн ее первый раз навестил, ее лицо было распухшее, как подушка, так что ее глаз не было видно, но она была в сознании, и когда я ей сказала, что рядом наш владыка, она пальцами открыла веко и, увидев его лицо, взяла его руку и ее поцеловала. Говорить она не могла, так как в горле был разрез. Из щелей (вместо глаз) у нее текли слезы радости. С тех пор владыка ее навещал много раз, и она начала поправляться. Однажды владыка приехал в госпиталь и как только вошел общую палату, никого ранее не видевши и ни с кем не говоривши, сказал нам: «Мусе сейчас очень плохо". Затем он к ней пошел, задернул занавеску около кровати и долго там молился. К тому времени к нам подошли два врача, и я их спросила, насколько серьезно положение с сестрой и стоит ли вызывать ее дочь из Канады. Мы от дочери скрыли, что мать попала в аварию, чтобы она не волновалась. Врачи мне ответили: "Вызывать или не вызывать родных - это ваше дело, но мы не гарантируем,. что ваша сестра доживет даже до утра".

Слава, Богу, что она не только выжила ту ночь, но совсем поправилась и уехала обратно в Канаду... Мы с сестрой верим, что ее спасли молитвы владыки Иоанна...

Продолжение следует...

Анна С. Шевелева Сан-Франциско, США


Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
Архипастырь, проповедник, чудотворец.


ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРХИЕПИСКОПЕ ИОАННЕ
Шанхай — Сан-Франциско


(продолжение, начало в №142)

Я помню как в 1934 году, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы прибыл Владыка Иоанн из Югославии в Шанхай. Мы его долго ждали. Наш шанхайский архипастырь, Владыка Симон, скончался в 1933 г. Тогда Начальник духовной миссии, Архиепископ Виктор, написал прошение в Синод о назначении нового викарного епископа в Шанхай. Из Синода он получил ответ, что к нам пошлют такого же молитвенника каким был Архиепископ Симон. Долго мы ждали нового архипастыря — день его приезда был большим торжеством для нашего города. Все священнослужители, общественные организации и школьники собрались у кафедрального собора в этот день для встречи Владыки Иоанна. Владыка прибыл, в соборе отслужили краткий молебен, а затем состоялся прием. Помню, как на трапезе Владыка Иоанн, увидев сахар, улыбнулся: “Это так много сахара?” “Да” ответили мы, а он сказал: “У нас это недоступно — нету”. За трапезой Владыка произнес слово.

Первое доброе дело Владыки Иоанна в Шанхае было основание приюта. Владыка собирал детей на улицах города. Сперва нашел 4-х детей, а затем набралось больше. Один богатый человек пожертвовал большой дом на приют. Самому маленькому приютянину было 4 года. С детьми Владыка был очень ласков.

Продолжение следует...

Татьяна Кеннеди (Урусова)
Составитель протопресвитер Валерий Лукьянов



3 вс Святаго пророка Малахии (за 400 лет до Р. X.). Мученика Гордия (IV).
4 пн Собор святых 70 апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы (брата Иосифа Обручника), Симеона, Варнавы, Иосия (он же Варсава, Иуст), Фаддея, Анании, Стефана архидиакона, первомученика, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента (Криска), Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта (Кварта), Евода, Онисифора, Климента (Клима), Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка (он же Иоанн), Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка (племянника апостола Варнавы), Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Преподобнаго Феоктиста, игумена Кукума Сикелийскаго (800). Преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Преподобномученика Зосимы и мученика Афанасия (III—IV). Святителя Евстафия I, архиепископа Сербскаго (ок. 1285).
5 вт Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Строгий пост. Священномученика Феопемпта и мученика Феоны волхва (303). Преподобныя Синклитикии Александрийской (ок. 350). Пророка Михея (IX до Р. X.). Преподобныя Аполлинарии (ок. 470) Преподобных Фостирия и Мины (VI). Преподобнаго Григория Акритскаго (ок. 820).
6 ср СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
На утрени прокимен, гл. 4: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.
Стих: Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?
Запев на 9-й песни: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.
Отпуст: Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш:
На литургии входное: Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь, и явися нам.
Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.
В той же вечер прокимен великий, гл. 7:
Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори.
Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар.
Стих 2: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.
Стих 3: Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять
И паки: Бог наш на небеси и на земли:
7 чт Собор святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
8 пт Преподобных Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исповедника (IX). Преподобныя Домники (ок. 474). Преподобнаго Григория, чудотворца Печерскаго, в Ближних пещерах (1093). Преподобнаго Григория, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Священномученика Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Преподобнаго Паисия Угличскаго (1504). Священномученика Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийския (304). Мучеников Феофила диакона и Елладия (IV). Мучеников Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мучениц Василиссы и Мариониллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313). Преподобнаго Илии Египетскаго (IV). Мученика Або Тбилисскаго (790) (груз.).
9 сб Святаго мученика Полиевкта (259). Святителя Филиппа, митрополита Московскаго и всея России, чудотворца (1570). Пророка Самея (X до Р. X.). Святителя Петра, епископа Севастии Армянския (IV). Преподобнаго Евстратия чудотворца (IX).

 

Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@st-john.ru
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese
Архив рассылки



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное