Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №22 (94) сентябрь 2007 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя (отрывок)

icon

"Болий в рожденных женами пророка Иоанна Крестителя никтоже есть", сказал Господь. Лишь рожденный не от жены, а от Девы, Богочеловек да эта "Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим" Дева больше, чем он среди людей. Он олицетворение полной преданности Богу. С детства живет в пустыне, отвергшись всяких удобств и неги, удовлетворяя толь­ко самые необходимые потребности своего тела. Он весь живет духовной жизнью. Грех первородный не был еще снят Христом с людей и проявлялся в человечес­кой природе. Церковь не указывает, какие были грехи у Предтечи; но, исповедуя единым безгрешным Господа, она этим признает существование грехов и у Предтечи.

Да и как бы человек мог сохраниться от проявлений живущего в человечестве греха, находясь под властью греха и в рабств (Евр. II, 15). в отчуждении от Бога. Правда, называл Бог некоторых праведников Свои­ми друзьями (1ак. П, 23), освящал еще в утробе матери (иер. I, 5). даже исполнял Духа Божия (Исх. XXXI, 3), но все же они лишь верою взирали на исполнение обетований, умерли, не получив их, и сошли во ад (Быт. XXXVII, 35).

Иоанн был последний и величайший праведник Старого Завета, уже стоявший на пороге Нового, но все же, живя до совершения Христом нашего искупления, и он был под грехом, который жестоко терзал человечество. Если и в Новом Завете нет никого, который бы совершенно грехов не имел, еще невозможнее было достигнуть такой безгрешности до него. Но все же степень греховности и грехи бывают разные. У Иоанна не было привязанности к греху или греховным привычкам. Наоборот, будучи исполнен Духа Святого еще от чрева матери своея, он ясно видел мерзость его и ненавидел как грех вообще, так и свой собственный.

Ненависть к этим грехам, желание от них очиститься, и упорная борьба с ними, работа над собою, в сознании в то же время своего недостоинства и составляют настоящее покаяние, проповедником которого сделался Иоанн. Естественно слышать призыв "покайтеся" из уст безгрешного Господа, непричастного ни к первородному, ни к личным грехам. Но, если покаяние проповедует кто-нибудь не свободный от них, он должен сам первый исполнить то, что проповедует. И, видно, глубоко было покаянное настро­ение у Иоанна, упорно искоренял он в себе всякое поползновение ко греху и видел даже свои малейшие недостатки, что когда он сделался готовым восприять глагол Божий, из глубины его переполненной покаянным чувством души вырвалось - "покайтеся".

Известно, что не так действует слово, как личный пример. "Иже сотворить и научить сей велий наречется в царствии небесном". Иоанн всею своею жизнью олицетворял настоящее покаяние. Вот почему и раздался так громко его голос и "исхождаше к нему Иерусалим и вся Иудея и вся страна Иорданская". Люди шли, открывали ему свои грехи и, как у искусного врача, спрашивали, как лечить свои душевные болезни. А Иоанн оставался смиренным, и, в сознании своего недостоинства, указывая, как бороться с грехом, во всеуслышание проповедывал, что действительное очищение от грехов принесет Грядущий за ним, у Которого он недостоин развязать ремень обуви Его.

Пришел Чаемый; повинуясь Ему, Иоанн крестил Его с трепетом, и увидел, как разверзлось небо и явилась Тайна Святой Троицы, когда Христос смирен­ным преклонением главы под руку Своего раба заглаживал грех гордо поднявшейся за запрещенным плодом руки прародителей.

Объявив ученикам и народу о пришествии Изба­вителя от греха и указав на Него, Иоанн продолжал звать к покаянию. Он видит, что слава его померкла с приходом Большого Светила, но не скорбит, а радуется этому. Он радуется, что подготовленный им народ устремился к проповеданному им, ибо не словами только, а всем существом склонялся он пред Ним и был предан Ему. Он продолжает проповедывать правду Божию, дерзновенно возвещает ее царю земному и попадает в темницу. Но и оттуда слышится его голос, хотя теперь только для немногих, пока меч не прекращает земной жизни.

Душа по смерти его, как и все души до него, идет во ад, но идет с проповедью о пришествии на землю Христа и приближении избавления. После сошествия Хри­ста во ад, он с Ним идет в рай и, как преданнейший из людей, предстоит Престолу Его вместе с Богородицею. Величайший из рожденных женами веселится с ангелами и молится за своих собратьев. Он оставил урок для всякого. Мученики, преподобные, священники, монахи, девственники имеют в нем своего вождя. Каждый христианин имеет в нем пример смирения и преданности Богу, Призывая его на помощь нужно подражать ему и по силе прослав­лять; достойно же восхвалить его не в наших силах. "Память праведного с похвалами тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече".

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

94 Прозорливость и бесстрашие

Посылаю Вам две фотографии: одна архиепископа Иоанна, вторая – снимок шанхайского собора «Споручница грешных». Собор был расположен на французской территории, и в нем было три алтаря: один, боковой, был освящен святому Иннокентию Иркутскому, другой – апостолу Симону Зилоту. Я жил прямо напротив собора.

В 1947 году произошел военный конфликт между китайцами и японцами. Китайцы подтянули свои войска и открыли огонь через английскую территорию по военным судам, стоявшим на якоре на реке Вампу. Суда стояли близ берега, скрытые большим и длинным, в виде террасы, зданием, в котором было 36 помещений. В середине здания находилась наша православная церковь. Китайцы обстреляли здание и разрушили все помещения. При начале обстрела люди, бывшие там, бежали. Блаженный Иоанн узнал, что все помещения и справа, и слева от церкви совершенно разрушены. На первом этаже, где раньше была кухня, расположилась медчасть. Туда попало ядро, были разбиты все стеклянные кувшины и даже полки. Но помещение, где была церковь, сохранилось: стены были нетронуты, в них не было даже трещины. Никто в это не верил. Архиепископ Иоанн решил осмотреть церковь ночью, когда на улицах Концессий никого нет. Когда он подошел к мосту через канал, его остановила японская охрана. Поскольку японцы не понимали его, один из них побежал за переводчиком, который сказал Епископу, что по улицам идти нельзя, так как вдоль всей улицы идет бой китайской пехоты с японскими морскими пехотинцами. Можно было отчетливо слышать пальбу. И переводчик сказал: «Вы идете на верную смерть».

Но Епископ попросил письменного разрешения туда пройти. Переводчик убежал и вернулся с разрешением из штаба.

Блаженный Иоанн спустился по темной улице и оказался в зоне огня. Огонь прекратился, пока он пересекал улицу, но после его ухода возобновился снова.

Блаженный Иоанн осмотрел церковь и вернулся тем же путем. Позднее он рассказывал, что во всем помещении даже оконные стекла сохранились в целости, ни одна икона не упала. Когда же он возвращался обратно через мост, японская охрана отдала ему воинскую честь, ибо они были изумлены, говоря, что Бог провел его туда и обратно.

А вот как архиепископ Иоанн проникал в душу человека и читал его мысли.

Как было сказано выше, я жил напротив собора «Споручница грешных». Однажды в субботу вечером, в 6 часов, когда начали звонить колокола на Всенощное бдение, я направился к собору. Хотел принять в воскресенье Святое Причастие, но никому о том еще не сказал.

Приблизившись к соборным воротам, я увидел, что с другого конца идет блаженный Иоанн, очевидно возвращаясь после визита в больницу Православного братства. Я подошел под благословение. Епископ спросил меня: «Вы примете завтра Святое Причастие?» «Нет, Владыка», – ответил я, «Почему же?» – спросил он. «Я действительно хотел, но был у Василия Ивановича, и он предложил мне маленькую мясную котлетку» (хотя в то время поста не было, я имел правило всегда воздерживаться от мяса перед Святым Причащением). «Но что у Вас на душе?» – спросил Епископ. «Я раскаиваюсь, Владыка», – ответил я. «Тогда какое значение имеет мясо? Я благословляю Вас принять Причастие,» – сказал он и ушел.

Монах Нестор (Левитин),

Сиракузы, Нью-Йорк,

1969 год, 28 августа (10 сентября)

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией. Новой даты чтения акафиста пока нет. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

АФРИКАНСКИЕ ФОРТЫ

Все корабли добрались в Константинополь, кроме эскадренного миноносца "Живой", погибшего в шторме. На нем безвозвратно ушли в пучину семеро человек команды и 250 пассажиров, в основном - офицеров Донского полка.

"ПРИКАЗ

Главнокомандующего Русской Армией № 4187

Крейсер "Генерал Корнилов"

21 ноября 1920 года

Тяжелая обстановка, сложившаяся в конце октября для Русской Армии, вынудила меня решить вопрос об эвакуации из Крыма, дабы не довести до гибели истекающие кровью войска в неравной борьбе с наседавшим врагом.

Вся тяжесть и ответственность за успех предстоящей работы ложилась на доблестный наш флот, бок о бок с армией разделявший труды и лишения Крымского периода борьбы с угнетателями и насильниками нашей Родины.

Трудность задачи, возлагавшейся на флот, усугублялась возможностью осенней непогоды, и тем обстоятельством, что, несмотря на мои предупреждения о предстоящих лишениях и тяжелом будущем, 120 тысяч русских людей-воинов, рядовых граждан, женщин и детей, не пожелали подчиниться насилию и неправде, предпочтя исход в неизвестность.

Самоотверженная работа флота обеспечила каждому возможность выполнить принятое им решение. Было мобилизовано все, что не только могло двигаться по морю, но даже лишь держаться на нем. Стройно и в порядке, прикрываемые боевой частью флота, отрывались один за другим от русской земли погруженные пароходы и суда, кто самостоятельно, кто на буксире, направляясь к далеким берегам Царьграда.

И вот перед нами невиданное в истории человечества зрелище: на рейде Босфора сосредоточилось свыше ста российских вымпелов, вывезших огромные тысячи российских патриотов, коих готовилась уже залить красная лавина своим смертоносным огнем. Спасены тысячи людей, кои вновь объединились горячим стремлением выйти на новый смертный бой с насильниками земли русской...

Великое дело это выполнено Российским флотом под доблестным водительством его Контр-Адмирала Кедрова.

Прошу принять Его Превосходительство и всех чинов военного флота, от старшего до самого младшего, мою сердечную благодарность за самоотверженную работу, коей еще раз поддержана доблесть и слава Российского Андреевского флага.

От души благодарю также всех служащих коммерческого флота, способствовавших своими трудами и энергией благополучному завершению всей операции по эвакуации армии и населения из Крыма.

Генерал Врангель"

В первые же дни по прибытий русского флота в Турцию на крейсере адмирала Дюмениля в константинопольском порту прошло русско-французское совещание из официальных лиц, на котором французами было заявлено, что их страна берет под свое покровительство русских, эвакуировавшихся из Крыма, а в обеспечение своих расходов принимает в залог русский военный и торговый флот. Так дальнейшая судьба Черноморского Императорского флота оказалась в руках французского правительства.

Все же после совещания Врангель с просветлевшим лицом сказал Кедрову:

- Адмирал, армия знает, кому она обязана спасением! И я знаю, что я обязан только вам... Я никогда не забуду, адмирал, как вы один выручили меня... Помните, когда мои войска, ослушавшись моего приказания, не пошли к намеченным пристаням для эвакуации, а бросились к ближайшим портам, где не нашли пароходов? Какой хаос, какое смятение, какие несчастья могли бы обрушиться на голову отходящей армии, если бы не ваш энергичный приказ, заставивший всех образумиться и подчиниться моей дислокации...

Черноморский флот был преобразован в Русскую эскадру, на ее кораблях вместе с Андреевскими флагами были подняты и французские. Франция выбрала для русских кораблей свою военно-морскую базу на Средиземноморье в тунисском городе Бизерта - самой северной точке африканского континента. Этот порт основали три тысячи лет назад финикийцы, "Бизерта" в переводе с их языка означает "гавань, убежище".

8 декабря 1920 года эскадра вышла из Босфора к берегам Африки. Первый русский корабль "Великий Князь Константин" приплыл в Бизерту 22 декабря, потом - остальные включенные в русско-французский договор 32 судна, на борту которых было более 5 тысяч человек, в том числе 700 офицеров, около 2 тысяч матросов, 250 членов их семей.

Бизерта в Средиземном море стала приютом для русских моряков на ближайшие четыре года. Центром же притяжения здесь был Морской Кадетский корпус, вывезенный из Севастополя, - самое крупное учебное заведение для русских в Африке. Последние гардемарины - 300 младших офицеров из его пяти выпусков будут служить во флотах Франции, Югославии, Австралии.

Русский плавсостав таял по мере продажи его кораблей французами. В ноябре 1921 года на бортах было уже 2 тысячи моряков, а еще через полгода- около 1200. "Трофейный" русский флот французы сокращали как могли. Под предлогом "более тщательной дезинфекции" увели в Тулон самый современный корабль эскадры - транспорт "Кронштадт" с мастерскими, дававшими работу сотням матросов. Из Тулона он не вернулся, как и ледоколы "Илья Муромец", "Всадник", "Гайдамак", танкер "Баку", вошедшие в состав французского флота.

Широко распродавались боевой запас и другое имущество Русской эскадры "друзьями-французами", взявшими ее лишь "в залог". Видеть все это российским морякам было невмоготу. Они свято помнили, как топили на этих кораблях немцев и турок с командующим Черноморским флотом адмиралом Колчаком в Первую мировую войну, как загнали тогда врага безвылазно в порты.

Когда собрались французы продавать канонерскую лодку "Грозный", два ее мичмана Непокойчицкий и Рымша спустились к кингстонам - словно в далеком 1904 году при бое в Чемульпо на "Варяге", при Цусиме в 1905 на "Адмирале Ушакове", расстрелявшим все снаряды по десяткам атакующих японских миноносцев... Мичманы открыли кингстоны - "Грозный" ушел на дно Бизертской бухты.

В 1924 году Франция признала СССР, Белая территория на кораблях и в Морском корпусе в Бизерте прекращала свое существование. Большинство оставшихся судов французы передали советским властям. 6 мая 1925 года последний русский флотский императорский трубач затрубил в порту Бизерта, в двух шагах от развалин великого Карфагена сигнал "Всем разойтись!"...

Однако русская колония моряков здесь не распалась, ведь они были спаяны православием, потому уже в 1937 году построили в Бизерте храм-памятник своему прошлому во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Собирали на него из последнего у уцелевших русских флотских в Тунисе, Франции, Чехословакии. А на архитектурное украшение этой церкви пошло много вещей с проданного на лом в 1936 году последнего корабля эскадры, дредноута "Генерал Алексеев". Судно купил русский инженер и купец А. П. Клягин и передал его корабельные якоря, люстры, мраморные плиты Комитету по сооружению храма-памятника.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

27. Преподобнаго Пимена Великаго (ок. 450), Преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (XII). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийскаго (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римскаго (366). Преподобнаго Пимена Палестинскаго (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобнаго Саввы.

Понедельник 

28. Преподобнаго Моисея Мурина (IV). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах Преподобнаго Феодосия почивающих: Моисея чудотворца (XIII-XIV). Лаврентия затворника (XIII-XIV), Илариона схимника (XI), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, князя Острожскаго (ок. 1438), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV). Феофила, епископа Новгородскаго (1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), Священномученика Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненнаго (XIV), Павла Послушливаго (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижнаго (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчальника (XIII). Софрония затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затвооника (XIII-XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина (XIV), Кассиана затворника (XIII-XIV), Арсения трудолюбиваго (XIV), Евфимия схимника (XIV), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия (XIV), Макария диакона (XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII-XIV), Силуана схимника (XIII-XIV), Агафона чудотворца (XIII-XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII-XIV). Преподобнаго Саввы Крыпецкаго, Псковскаго (1495). Преподобнаго Иова Почаевскаго (обретение мощей, 1659 г.). Праведныя Анны пророчицы, дщери Фануилевы, сретившия Господа Иисуса Христа во храме Иерусалимстем (I). Мученицы Шушаники, царицы Ранския (V) (груз.).

Вторник 

29. Усекновение честныя главы честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праздник и строгий пост. Величание: Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение. На утрени прокимен: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Поминовение православных воинов, на поле брани убиенных.

Среда 

30. Святителей Александра (340), Иоанна (595) и Павла Новаго (784), патриархов Константинопольских. Преподобнаго Александра Свирскаго (1533). Благовернаго князя Александра Невскаго (перенесение мощей, 1724). Благовернаго князя Даниила Московскаго (обретение мощей, 1652). Преподобных Христофора Римлянина (VI) и Фантина чудотворца в Солуне (IX). Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоанникия (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа.

Четверг 

31. Положение честнаго пояса Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы (395-408). Священномученика Киприана, епископа Карфагенскаго (258). Святителя Геннадия, патриарха Цареградскаго (471).

Пятница 

МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ
1. Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго отца нашего Симеона Столпника и архимандрита (459) и матери его Марфы (ок. 428). Святаго мученика Аифала диакона (380). Святых мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Святых мученик Каллисты и братии ея Евода и Ермогена (309). Праведнаго Иисуса Навина (XVI в. до Р. X.). Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинстей обители (обретение Ея иконы, 864). Икон Божия Матери: Черниговския-Гефсиманския (1869), Александрийския и именуемыя "Всеблаженная" (в Казани).

Суббота 

2. Святаго мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобнаго Иоанна постника, патриарха Цареградскаго (595) Святых мучеников 3628 в Никомидии (III). Иконы Божия Матери Калужския (1748).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное