Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие и Библия

  Все выпуски  

Православие и Библия


Издательство прп. Максима Исповедника

Проект" Ревнитель православного благочестия"

"ПРАВОСЛАВИЕ И БИБЛИЯ"

Выпуск 22 

Домашняя страница рассылки: http://win.subscribe.ru/catalog/religion.orthodoxnbible

Архив рассылки: http://win.subscribe.ru/archive/religion.orthodoxnbible

Ведущий: иеромонах Нафанаил (Судников). 15 марта 2006 г., Барнаул, qweqwe44@yandex.ru

Наш сайт: www.ispovednik.ru

 

 

 

Святитель Димитрий Ростовский "Летопись":

 

"Вопрос. Почему необходимо каждому читать и знать Божественное Писание и изложенную в нем историю, как и другие учительные и исторические книги?

Ответ. В виду трех причин: во-первых, для познания Бога; во-вторых, для управления самим собою и, в-третьих, для наставления.

Во-первых, для познания Бога. Господь наш Иисус Христос в святом Евангелии говорит: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин.5:39). Чрез знание Божественных книг достигается жизнь вечная. И в чем может быть жизнь вечная, как не в познании истинного вечного Бога? Об этом говорит и Сам Христос: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин.17:3).

Откуда же является у человека сие познание истинного Бога, как не из Священного Писания? Поэтому-то Христос, желая быть познанным Своими учениками и чрез их проповедь явиться известным всему миру, прежде всего отверз им ум разуметь Писание: простецов и некнижных людей Он избрал на апостольство, а послал их на проповедь книжными и умудренными (Лк.9).

Во-вторых, для управления самим собою. Св. Павел в послании к Тимофею пишет следующее: "Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение" (2Тим.3:15). Отсюда ясно, что именно человеком управляет, наставляет и руководит ко спасению ? это знание Божественного Писания. В виду сего святой Иоанн Златоуст и увещает нас, говоря: "Если вы возьмете в руки святые книги, то вы с великим усердием будете принимать заключающуюся в них пользу. Ибо от них получаются многие приобретения: прежде всего, язык чрез чтение приучается к доброречию, а также и душа принимает духовные крылья и возносится горе, просвещаясь сиянием Солнца правды. Затем, как чувственный хлеб умножает телесные силы, так и чтение подает душе силу, ибо оно есть пища духовная, которая делает душу крепкой, постоянной и любомудрой, не допуская ей быть захваченной греховными страстями; напротив, делая ее окрыленною, она возносит душу к небу".

Другой учитель, святой Иоанн Дамаскин, касаясь той же пользы духовной, проистекающей от чтения книжного, говорит следующее: "Как дерево, насажденное при исходищах водных, так и душа, напаяемая Божественным Писанием, тучится, приносит зрелый плод, то есть веру православную, и украшается постоянно зелеными листьями, то есть богоугодными деяниями; в ясном видении и в невозмутимом помыслами богомыслии она утверждается чрез святое Писание, ибо в нем мы находим призвание ко всякой добродетели и отвращение от всякой злобы" (Дамаскин, О вере гл. 18). Тот же учитель, увещевая нас быть прилежными к чтению книжному, говорит еще следующее: "Будем стучаться в добрейший рай Писаний, рай благовонный, сладчайший, краснейший, услаждающий наш слух песнями всевозможных умных богоносных птиц, касающийся нашего сердца, в скорби утешающий, в ярости успокаивающий и напаяющий непреходящею радостию".

Какая же потеря происходит от нечтения и незнания книг, сие изъясняет святой Анастасий Никейский, говоря: "Как не возможно земле, не напояемой дождем, произрасти колосья, хотя бы она и тысячу раз засевалась, точно так же не может и ум, не напоенный Божественным Писанием, принести какой-либо плод духовный, хотя бы ему кто-либо сообщил и тысячу словес. Великое зло ? не знать Писания и быть подобным несмысленным скотам, ибо безчисленное множество злого порождается благодаря сему неведению Писания. Отсюда рождаются великие бедствия еретичества, отсюда житие небрежливое, безполезные подвиги, слепота душевная, прельщение диавольское. Как слепые телесными очами не могут ходить истинным путем, так и не знающие Божественного Писания и на его свет не взирающие весьма часто спотыкаются и побуждаются постоянно к деланию греха".

Доброй и богоугодной жизни человек научается из примеров тех, которые прежде добродетельно провели свою жизнь; их он может найти не в другом каком-либо месте, как только в историях Божественного Писания как гражданских, так и церковных. Поэтому-то благочестивый царь греческий Василий Македонянин, увещевая своего сына Льва Премудрого, говорит: "Не ленись всегда прочитывать описания древних деяний, ибо в них ты найдешь без труда то, что другие путем долгих усилий находили, и из них ты уразумеешь добрые дела добрых и злые дела злых. Точно так же ты познаешь многообразные перемены в жизни человеческой, изменения событий, непостоянство мира сего и легкое падение царств. Скажу короче: ты узнаешь постигающую злые дела казнь и воздаяние за добрые дела. Злых дел ты будешь избегать, чтобы не постигло тебя лютое Божие отмщение, и возлюбишь добрые. Таким образом ты все в себе сможешь исправить для того, чтобы за это удостоиться получить воздаяние благое". Таково завещание Македониево своему сыну.

В-третьих, для наставления ближнего. Святой апостол Павел к Тимофею святому пишет, говоря: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16). Христианский человек по заповеди Божией должен любить ближнего своего как самого себя. Если же он должен любить его как самого себя, то должно для него искать и желать ему спасения так же, как и самому себе. Ибо всем известный признак истинной любви и заключается в том, чтобы более всего стремиться не телу оказывать благодеяния, но научить невежду, исправить согрешающего и заботиться о душе погибающего, дабы привести ко спасению. Не заботящийся же о спасении ближнего не любит его как самого себя и не имеет истинной любви к Богу.

Может быть, кто-либо скажет: достаточно мне смотреть за собою, а не за другими; достаточно для меня быть внимательным к своему спасению, а не заботиться еще и о спасении других.

Так думающему отвечает святой Златоуст, говоря: "Ты не можешь, однако, достигнуть спасения, когда поленишься заботиться о своем брате". И еще: "Если мы и все соблюдем, а ближнему не принесем пользы, мы не войдем в царство". И еще: "Ни одно исправление не может быть великим, если оно приобретения свои другим не преподает, то есть для добродетельного мужа не достаточно его исправления для спасения, если он и других не исправляет и не приносит им пользы". В виду этого он и говорит: "Каждый да ищет спасения ближних; искать же спасение ближних и значит приносить друг другу пользу, как учит святой апостол Павел: "Созидайте каждый ближнего", то есть пользуйте. Польза же бывает и от добродетельного жития, и от слова, когда человек не только сам богоугодно живет, но и других к тому же наставляет полезными словами, уча, увещевая, наставляя и советуя уклоняться от зла и творит благое" (Златоуст. На 1 Кор. 25 нравоуч. и к Ефес. нравоуч. 4-ое).

Еще может кто-либо сказать: я не учитель, не иерей, не духовник и не пастырь душ, а поэтому и не должно мне учить кого-либо. Такому человеку отвечает Феофилакт: "Не говори: я не учитель и не наставник и не должен других учить и наставлять в полезном:; ты лжешь, ибо учителя не имеют возможности наставлять всех по одному в отдельности, но того хочет Бог, чтобы каждый наставлял и созидал другого". А в ветхом завете святой Давид, будучи царем, разве он не имел попечения о пользе ближних? Разве он не учил и не наставлял грешников на добрые дела? "Научу, - говорит он, - беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся" (Пс.50:19). Тем более мы, сыны новой благодати, сие творить должны.

Если же в том, чтобы учить друг друга и наставлять ко спасению заключается долг христианина, то как кто-либо может научить другого, когда сам не будет искусным в святом Писании и знающим древние деяния? Каким образом такой наставит другого на путь правый, когда он не знает и своего пути, куда он идет? На таком сбывается евангельская притча: "Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф.15:14).

В виду этих указанных трех причин необходимо для всякого чтение и ведение Божественного Писания, а также и других полезных книг".

 

 

 


В избранное