Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие и Библия

  Все выпуски  

Православие и Библия


Информационный Канал Subscribe.Ru

Издательство прп. Максима Исповедника

"Ревнитель православного благочестия"

 

"Православие и Библия"

выпуск N 16

 

Ведущий: иеромонах Нафанаил (Судников).

 

30 октября 2004 г., qweqwe44@yandex.ru

Домашняя страница рассылки: http://win.subscribe.ru/catalog/religion.orthodoxnbible

Архив рассылки: http://win.subscribe.ru/archive/religion.orthodoxnbible

 

љ

 

љ

 

љ

 

Мир и благодать всем читателям нашей рассылки. Сегодня в рассылке мы зададим вопрос тем, кто пожелает на него ответить, а также помещаем проповедь на завтрашнее (воскресное) апостольское и евангельское чтение, которое совершается в Православной Церкви согласно богослужебного устава. Проповедь приспособлена для восприятия на слух и ориентирована на людей малообразованных, кроме того, написана так, чтобы ее было удобно переводить на другой язык. Также просим учесть, что проповедь ориентирована на греческих православных христиан, которые, как правило, с детства посещают церковь.

 

љВОПРОС ЧИТАТЕЛЯМ

Один известный священник назвал современную Русскую Православную Церковь "островом стагнации". "Стагнация" - это, по-просту говоря, застой. К сожалению, это так и есть, за редким исключением. На подавляющем большинстве приходов деятельность священника ограничивается богослужением, невнятной проповедью, требами, добыванием денег для строительства. Защитники церкви склонны оправдывать бездеятельность духовенства и верующих тем, что православие созерцательно и неотмирно, но на деле никакой созерцательностью и не пахнет, наоборот, присутствует погруженность в земные заботы и равнодушие. Причин этому много и исторических и частных. Это, конечно, и искусно проведенная советской властью селекция православной иерархии, и весьма распространенная личная лень и бесталанность священника, и обмельчание народа, неспособного вопреки всему доискиваться правды. Но наша цель сегодня не в том, чтобы поговорить об общеизвестных болезнях православной церкви и побередить больные раны, отнюдь нет. За последние десятилетия мы наблюдали небольшое оживление духовной жизни в православной церкви, связанное с тем, что религию разрешили, и в Церковь пришло значительное количество людей, некоторые из них довольно ревностны в своей вере. В связи с этим есть слабая надежда, что ситуация может измениться. Поэтому и появилось желание задать читателям вопрос, точнее два:

1. Каким вам видится идеальное состояние православной церкви? (Жизнь православной общины на приходе и отношения с властями).

2. Какие реальные и конкретные шаги может предпринять человек для того, чтобы изменить нездоровую ситуацию в церкви (мирянин, священник, епископ)? (Варианты: любить друг друга еще больше и делать больше добрых дел - не предлагать).

При ответе просим указывать свою конфессиональную принадлежность.

 

 

ПРОПОВЕДЬ НА АПОСТОЛА

 

"Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь" (Гал. 6:11-18).

 

Галаты, к которым написано это послание, приняли веру в Иисуса Христа через проповедь апостола Павла. Галаты раскаялись и стали настоящими христианами. Но через некоторое время у них стали появляться и другие проповедники, которые говорили: "Вы не правильно поняли проповедь апостола Павла, он говорит, что нужно не только верить в Иисуса Христа, но еще и соблюдать закон Моисеев, еще совершать обрезание, иначе не спасетесь". љДоверчивые галаты приняли и эту проповедь и начали соблюдать закон Моисеев. Для того чтобы их вразумить апостол Павел написал им послание, при этом написал своей собственной рукой, чтобы не подумали, что опять кто-то другой говорит от его имени.

Апостол Павел объясняет истинные мотивы тех людей, которые проповедовали обрезание для христиан. Эти люди боялись преследования со стороны тех иудеев, которые не уверовали во Христа, и для того, чтобы угодить иудеям, эти люди проповедовали закон Моисеев, хотя и сами его не соблюдали. Он говорит и про другую причину их проповеди, про то что они любили хвалиться своим успехом, если кто-нибудь принимал их учение. Апостол же Павел на это говорит, что сам он не желает ничем хвалиться, кроме тех страданий, которые он терпит ради Иисуса Христа. И уже ничто земное не имеет для него никакой ценности, и никакие обряды уже не имеют существенной важности, потому что главное - чтобы изменилась внутренняя сущность человека. В заключение он как бы добавляет: "Больше не требуйте от меня никаких доказательств, самое большее что я могу сказать, это то, что я ежедневно страдаю за эту истину".

В наше время повторяется та же самая ситуация. И сегодня в церкви есть люди, которые проповедуют неправильно только ради того, чтобы не терпеть преследования от властей. Раньше это была проповедь закона Моисеева, а сегодня это проповедь экуменизма, т.е. объединения сначала всех христиан, а потом и всех религий. Этого объединения очень желают те люди, которые правят сегодня миром, и многие церковные иерархи в угоду им участвуют в экуменическом движении. Они знают, конечно, что с православием экуменизм не имеет ничего общего. Они знают, что это очередная ересь, появившаяся для того, чтобы содействовать созданию единой церкви антихриста. Но эти люди из-за страха и из-за денег принимают в этом участие и проповедуют это учение.

Но это политика. А есть экуменизм, который касается каждого из нас. Иногда наши ближние, или даже просто наши мысли подсказывают нам, чтобы мы уменьшили свою ревность, так строго не постились, так скромно не одевались, так много не молились, потому что, мол, время не то, и, якобы, можно спасаться совсем без страданий и усилий со стороны человека. Это нам говорят люди, или мы сами говорим себе тогда, когда не хотим "быть гонимыми за Крест Христов". И победить этот соблазн можно только Крестом Христовым, исполнив то, о чем нам говорит апостол Павел: "для меня мир распят и я для мира".

Богу нашему слава во веки. Аминь.

 

 

ВОПРОСЫ ПО ЕВАНГЕЛИЮ

 

"Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь" (Лк.8:4-18).

 

Вопрос: Почему Христос говорит притчами? Почему не говорит прямо?

Ответ:

1. Простым людям трудно понимать абстрактные понятия, они нуждаются в том, чтобы все им объясняли на примерах из повседневной жизни. Христос любил природу и самые мелкие предметы, и обыденные явления становились темами глубоких учений.

2. Чтобы учение поняли только те, кто стремится к познанию истины, потому что те кому не нужна истина, начнут глумиться и враждовать против нее, а, следовательно, навлекут на себя большее осуждение. Из жалости к ним Христос говорит иносказательно. Мф.13:14-15 - "И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их". Иоан.12:33-40. Деян. 28:26-27 - "пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат".

 

Вопрос: Чем отличаются те, кто слышит притчу и понимает, от тех, кто не слышит и не понимает?

Ответ: Проповедь Христа "сортировала" слушателей. Ищущие и восприимчивые. А с другой стороны оставалась любопытная невосприимчивая толпа. Ст.11. 1Кор.1:18,23-24 - "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость"; 1Кор. 2:14 - "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно". Иоан.3:19-21 - "свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны". То есть те, кто готов полюбить Бога, слышат проповедь, а те кто не хочет - не слышат.

 

Вопрос: Значит ли это, что есть люди высшие и низшие духовно от рождения?

Ответ: Нет. Проповедь Христа обращена ко всем: "Придите ко мне все" (Мф.11:28). "Кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай" (Иез.3:27). "Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф.7:8). "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20).

 

Вопрос: Откуда появляется вера? Можно ли получить веру по наследству?

Ответ: Без сеяния не может быть жатвы. От Бога через проповедь. Рим.10:17 - "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия". "Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1Кор.15:50). "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мрк.16:16).

 

Вопрос: Что значат "корни" для души? Что значит не иметь в себе "корня"?

Ответ: В лесу с деревьев и цветов падает масса семени и пропадает потому что или не попадают на землю, или не имеют корня. Корень - это личная вера человека в Иисуса Христа, личная любовь к Нему, которая не зависит от мнения окружающих и от условий жизни. Не иметь корня - значит не иметь личной истинной веры, а верить заодно со знакомыми, друзьями или родственниками, ходить в церковь за компанию или по привычке.

 

Вопрос: Вообразите современного человека при дороге, на камнях, в тернии, на хорошей почве.

Ответ: На дороге - жесткий самоуверенный человек, который и слышать ничего не хочет духовного. На камнях - человек увлекающийся, иногда добрый, но не глубокий, не способный отдаться Богу все душой. В терниях - тот который имеет много мирских забот, не только необходимых, но и не нужных, и не хочет от них отказываться. Они ему мешают уверовать по настоящему. Добрая земля - человек трудолюбивый, милосердный, искренний и горячий, который услышав о Христе, становится Его учеником.

 

Вопрос: Что можно назвать птицами, которые похищают семя?

Ответ: Демонов, которые внушают сомнения и мысли не слушать проповедь и не делать так, как говорят. Людей неверующих, или ложно верующих знакомых и друзей, которые делают то же самое, что и демоны, то есть отговаривают верить, или говорят: "Верь, но живи как все".

 

Вопрос: Можно ли дорогу, каменистую почву и землю, заросшую сорняками, сделать доброй землей? Что могут сделать люди и что делает для этого Бог?

Ответ: Если человек захочет над этим трудиться, то он может начать менять свою жизнь, стараться избегать греха, делать добрые дела, оставлять ненужные суетные заботы. Тогда сердце его становится более восприимчивым к проповеди и к Слову Божию. Так должны и родители воспитывать детей, искореняя в них пороки, чтобы им было потом легче принять Христа. Бог же посылает искушения, скорби, болезни, для того, чтобы человек опомнился. Когда страдаешь сам или кто-то близкий, тогда становишься смиреннее, забываются пустые заботы и иногда появляется личная вера и молитва к Богу - глубокие "корни". "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение" (Иак.1:2-3).

 

Вопрос: Что значит тридцати-, шестидесяти- и стократный плод?

Ответ: Тридцать - это те, кто горячо веруют, но не могут отдать всю свою жизнь, все время и силы для Бога, потому что имеют много мирских дел, которые не могут оставить: семью, работу и т.д. Шестьдесят - те, которые много оставляют но не все. Сто - те, которые все оставили и все силы и время тратят на божественное: молитву, проповедь, добрые дела ради Христа.

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

Издательство прп. Максима Исповедника осуществляет благотворительный проект по компьютерному набору всех творений свт. Иоанна Златоуста для размещения в свободном доступе в Интернете. Требуются помощники: наборщики и корректоры. Часть работы оплачивается из средств благотворителей. Добровольцы могут обращаться по адресу электронной почты в начале рассылки.

 

Примечание. Опыт показывает, что из многих отозвавшихся большая часть потом пропадает по разным причинам (да воздаст им Господь и за первый порыв к доброму делу), поэтому мы будем взывать снова и снова.

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxnbible
Отписаться

В избранное