Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие и Библия

  Все выпуски  

Православие и Библия


Информационный Канал Subscribe.Ru

Издательство прп. Максима Исповедника

"Ревнитель православного благочестия"

"Православие и Библия"

выпуск ? 13

Ведущий: иеромонах Нафанаил (Судников). 20 апреля 2004 г., Барнаул, zus@barnaul.ru

 

Мир и благодать всем читателям нашей рассылки. Наша рассылка, несмотря на большие задержки, все-таки продолжает выходить. Читателям предлагается доклад, подготовленный к конференции по религиоведению в Алтайском Государственном Университете.

ОТНОШЕНИЕ К ЕРЕСИ В РАННЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ И СОВРЕМЕННАЯ ОКОЛОХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В гражданской религии современного общества, идолами которой являются плюрализм, толерантность и демократия, присутствует и своя мифология, касающаяся разных областей жизни. Мифология эта касается и христианской церкви. Рассмотрим несколько распространенных мифов о христианстве.

Миф первый: в начале христианская церковь была едина, все жили в мире и любви, а потом церковь начала дробиться.

Этот миф используется, обычно, тогда, когда некто принимает распространенный стереотип доброжелательного отношения к Евангелию, но, будучи сугубо нерелигиозным человеком, выражает таким образом свое неприятие той или иной христианской конфессии или всех существующих, для оправдания своего отнюдь неевангельского образа жизни.

Миф второй: первые христиане были исполнены любви и принимали всех, а потом началось растаскивание по конфессиональным квартирам и озверелая борьба с инакомыслящими, которых стали называть еретиками.

Этот миф начинает работать у современного "культурного" идолопоклонника тогда, когда он ближе сталкивается с церковью, имеющей строго определенное вероучение. Этот человек не прочь бы вращаться в обществе христиан и обогащать церковь своим присутствием, но его глубокомысленную и творческую душу травмирует, когда его глубокие мысли называют ересью, а его одаренной личности отказывают в праве называться христианином. Он видит в этом узость и ограниченность, фанатизм и застой.

Рассмотрим оба этих мифа одновременно сначала с атеистической, т.е. религиоведческой точки зрения, а потом с богословской, т.е. теологической.

Исторически христианская религия возникла в среде иудейской религии, являясь поначалу небольшой группой последователей человека, который проповедовал нетрадиционную интерпретацию иудейства, называл себя Сыном Божиим, был жестоко казнен по приговору еврейской духовной власти. Он и его ученики говорили о необязательности обрядов иудейства, что было кощунством для религиозных евреев. Более того, христиане принимали в свои общины язычников, не принуждая их соблюдать закон Моисеев. Общины христиан быстро множились и распространялись по Иудее и всей Римской империи.

В иудейской среде было тогда несколько религиозных направлений в отношении нового учения: 1) христиане из иудеев, которые отказались от соблюдения закона Моисеева; 2) христиане из иудеев, соблюдавшие закон Моисеев, но не навязывавшие его другим; 3) христиане из иудеев, принуждавшие всех соблюдать закон Моисеев; 4) христиане из язычников; 5) иудеи не принявшие Иисуса Христа.

Так вот, для того, чтобы сохранить свою универсальность и продолжать распространяться по миру, христианские лидеры должны были категорически отвергнуть все принуждения к закону Моисееву как со стороны иудействующих христиан, так и со стороны традиционных иудеев, не принявших Христа. Иначе бы христиане превратились в маленькую иудейскую секту, вроде ессеев, и через некоторое время исчезли. По этому поводу в среде христиан было немало столкновений и несогласий, о чем написано и в Новом Завете.

Другая опасность была со стороны гностиков, последователей разнообразных эзотерических учений того времени. Они были опасны тем, что, во-первых, признавая доктрины и писания христиан, придавали им свой, аллегорический смысл; во-вторых, развили у себя сложную систему посвящений, для непосвященных не раскрывая своих истинных взглядов - т.е. получалась как бы тайная организация в недрах церкви, вроде масонства; в-третьих, работал соблазн религиозного творчества, как и в некоторых из современных христианских сект - т.е. каждый новоприбывший мог проявить себя и внести нечто новое в вероучение, ссылаясь на открывшееся ему толкование каких-то прежних идей христианства. Гностики проводили свою деятельность как внутри христианской церкви, так и создавая свои собственные кружки и общины.

Поэтому, как и в случае с иудеями, для того чтобы сохранить свое вероучение и организацию церковь должна была жестко отмежеваться от всего многообразия гностических идей, часто просто безнравственных и безумных. Что и сделали апостол Павел, Иоанн, Иуда в своих посланиях. Про первых гностиков мы знаем уже из текста Деяний апостольских - это Симон Волхв и Николай диакон. Поэтому говорить о том, что осуждение еретиков в церкви было уже поздним явлением, а конкурирующие христианам организации, которые тоже называли себя христианскими, появились только лет так через сто - глубокое заблуждение или мифологическая установка современного экуменизма. Первые конкуренты были уже при жизни апостолов, и апостолы Христовы прилагали немало усилий для борьбы с ними. Из Апокалипсиса Иоанна Богослова мы можем уже перечислить ряд околохристианских альтернативных направлений: николаиты, валаамиты, последователи Иезавели. А более поздние авторы приводят еще некоторые направления гностиков. Поэтому первые десятилетия христианства по количеству соперничавших организаций вполне сравнимы с первыми столетиями после Реформации. Единственным серьезным отличием тех еретиков от протестантов было то, что творчество гностиков было более кардинальным и по существу искажающим смысл христианского вероучения.

Теперь рассмотрим вопрос ереси с богословской точки зрения и ближе коснемся второго мифа об особой ласковости первых христиан (именно так плотский человек понимает слово "любовь").

Проповедь христиан, быстро завоевывавшая мир, была уникальна и универсальна. Она призывала всех, без различия пола, возраста, национальности, вероисповедания, социального положения: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28); "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного" (Кол.3:11). Принцип самоотверженной любви к Богу и ближнему возводился в ранг основной заповеди новой религии, более того, утверждалось, что в лице Иисуса Христа Сам Всемогущий Бог стал человеком, терпел страдания и умер мучительной смертью для того, чтобы взять на себя всю ответственность за грехи всех людей. Эта проповедь воспринималась либо как безумие, противоречащее всем законам природы и человеческого общества, либо как Откровение Божие, коренным образом меняющее жизнь человека, дающее силы изможденным людям терпеть страдания и легко идти на смерть за свою веру в любовь.

Но как же эту самоотверженность и любовь совместить с осуждением еретиков и изгнанием их из своей среды? Вот здесь вступает в дело присущее интеллигентному язычнику совершенное непонимание характера Христовой проповеди о любви. Посмотрите, как нетерпимо и нетолерантно Христос ведет себя по отношению к историческим культурным ценностям иудейского народа и лучшим образованным представителям его общества книжникам и фарисеям, то есть по сегодняшнему словоупотреблению профессорам, деканам, священникам, пасторам, муллам: "змеи, отродья змеиные" (Мф.23:33), - говорит он неоднократно, а о религиозных идеалах иудейских лидеров высказывается так: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Иоан.8:44). Более того, на празднике, при массовом скоплении народа, Христос совершает совсем хулиганский поступок: опрокидывает столы меновщиков, изгоняет торгующих из храма, чем вызывает гнев руководства - а представьте себе, что сегодня кто-нибудь в православном или католическом храме опрокинул бы прилавки торгующих свечами, иконами, книгами и размахивая плетью прогнал бы церковных служащих - уголовное дело могло бы закончиться судом. А посмотрите, как вызывающе Христос ведет себя перед законным судом Синедриона и римского наместника - он отказывается отвечать на допросе и продолжает излагать свои идеи, оскорбительные для иудеев.

Думаете, что Апостолы ведут себя более культурно? Ничуть. Мало того, что Апостол Петр говорит о пагубных ересях, Апостол Павел осуждает и иудействующих христиан, и гностиков из язычников, и гностиков из иудеев. Апостол Иоанн - этот возвышенный Апостол любви, мистик и богослов - называет традиционную религию евреев - сборищем сатанинским - синагогой сатаны, мало того, это оказывается слова Христа, сказанные ему в видении. Ну-ка, выскажите в современных средствах массовой информации такие слова в адрес иудеев! Говорят, закон о разжигании межрелигиозной розни уже начал действовать.

А как вам Апостол Павел на Кипре, когда во время разговора с проконсулом Сергием Павлом ему начинает противоречит представитель языческой конфессии Елима, Павел, по утверждению Нового Завета исполнившись Духом Святым, говорит ужасные, оскорбительные с точки зрения культурного человека слова: "о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?" (Деян.13:10), Елима тут же слепнет, то ли от стресса от грубости Павла, то ли действительно по действию Духа Святого, как о том говорит Писание.

Более того, у Апостолов у самих бывают несогласия. Апостол Павел говорит не больше, не меньше как о лицемерии Апостолов Петра и Варнавы, когда те делают политические маневры в отношении иудействующих христиан, Павел говорит: "я лично противостал ему (Петру), потому что он подвергался нареканию... Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием... когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской" (Гал.2:11-14). В послании к Галатам, Колоссянам, Коринфянам мы много читаем об еретических лжеучениях в среде христиан, которые осуждает Апостол Павел. Причем Павел несколькими словами выносит приговор и всем последующим плодам доктринального творчества: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема", и еще раз повторяет: "Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал. 1:8-9). Анафема - значит "отлучен".

Так же и в отношении государственной религии Римской империи христиане ведут себя агрессивно и нетерпимо, отказываясь не только приносить жертву гению императора, но часто по собственной инициативе оскорбляя религиозные чувства добропорядочных римлян, совершают хулиганские действия против предметов культа - статуй богов, иногда даже во время исполнения религиозных церемоний. А когда их призывают просто проявить смирение перед государственной религией и бросить зерно фимиама на жертвенник, они устраивают из этого религиозную демонстрацию - хотя никто их и не принуждает отказываться от своих убеждений, но просто просят проявить уважение к другим.

То есть и со стороны Иисуса Христа, и Его Апостолов, и их последователей мы видим крайнюю непримиримость и нетерпимость в отношении других конфессий. О какой любви может идти речь, что это за любовь такая не терпящая? Почему такая нетерпимость к инакомыслию, и чем это отличается от нетерпимости любой другой религии или советского атеизма, например?

А тем и отличается, что обличая ложь и заблуждения, христиане того времени не применяют физических действий к инакомыслящим, и даже не защищают себя, когда к ним проявляют насилие. Когда еще не просвещенные Духом Святым Иаков и Иоанн хотят огнем уничтожить город, отвергнувший Христа, Он запрещает и говорит им: "не знаете, какого вы духа" (Лк.9:55), а Петру, взявшему меч, чтобы защитит главную святыню - Мессию и Сына Божия, Христос запрещает, прилагая слова, что всякий взявший меч, от меча и погибнет. То есть любовь евангельская в отличие от гуманистической любви современной демократической религии отличается крайней нетерпимостью к идеям и к другим религиям, предлагая идеи более высокие и бескорыстные, и в этой войне против них христианская любовь предпочитает подставлять себя и умирать на кресте сама, а не убивать других, в отличие от гуманистов, использующих пушки и снаряды для защиты плюрализма. Любовь христианская есть для всех людей образец неравнодушного, крайне серьезного отношения к религии в отношении и себя и других, в отличие беспринципности плюрализма и толерантности.

Таким образом, нетерпимость ко всему, извращающему истину евангельской любви, есть органичная часть евангельской проповеди, а отлучение и неприятие еретиков есть благодатный евангельский инструмент Церкви для самозащиты от разложения.

Иеромонах Нафанаил.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное