← Август 2018 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 8 выпусков (3-4 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://https://drevo-info.ru/list.html
Открыта:
Давно
Адрес
автора: religion.orthodox-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Православное обозрение N 33 (865)
Внимание! Вышестоящая реклама не имеет отношения к данной рассылке и Православию. Будьте осторожны. Подробнее о рекламе.
Православное обозрениеВыпуск 33 (865) от 13.08.2018Подписчиков: 1318
> Святые и святыни > Вечная память! > Церковь и общество > Власть и религия > Новые издания > Происшествия > Конференции, съезды, чтения > Фестивали, выставки, ярмарки > Разное
Святые и святыниМитрополит Крутицкий Ювеналий освятил храм святых апостолов Петра и Павла в поселке Ильинский Московской области 07.08.2018 5 августа 2018 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил чин великого освящения храма святых апостолов Петра и Павла в поселке Ильинский (Раменский район Московской области) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопросвященству сослужили епископ Зарайский Константин, епископ Луховицкий Петр, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный Раменского округа игумен Никодим (Лунев), настоятель Петропавловского храма протоиерей Димитрий Федоров, благочинный Балашихинского округа протоиерей Димитрий Мурзюков, благочинный Дмитровского округа протоиерей Афанасий Чорногуз, благочинный Долгопрудненского округа протоиерей Андрей Хмызов, благочинный Егорьевского округа протоиерей Сергий Кожевников, благочинный Воскресенского округа протоиерей Сергий Якимов, благочинный Люберецкого округа священник Вячеслав Новак, благочинный Бронницкого округа священник Сергий Себелев, духовенство Московской областной епархии. С архипастырским словом к верующим обратился митрополит Ювеналий. «Возлюбленные участники церковного торжества! Если бы мы захотели представить себе, как будет в Царствии Небесном, то ничего не нужно было бы придумывать, а надо было бы сказать: "Будет так, как было сегодня в Петропавловском храме". Великая радость видеть всех вас, ваших детей, жертвователей, строителей, благоукрасителей, тружеников храма в этот праздничный день. Я читал справку о жизни прихода в прошедшем столетии. Все начиналось очень грустно: храм был разорен, здесь была духовная пустыня, но затем, по окончании богоборческого периода, наступило время духовного возрождения. Многие порушенные святыни возрождались в Москве — в частности, Данилов монастырь. Там был прекрасный строитель-специалист, который по благословению нашего Священноначалия восстанавливал эту святыню, а потом, приняв от моих рук сан священника, был назначен сюда. Началось строительство, сравнительно быстро был построен Введенский храм, который я освятил. Это событие стало началом духовного возрождения села Ильинское. Но отец Павел мыслил масштабно: он не ограничился маленьким храмом и получил благословение построить Петропавловский храм. Любая столица желала бы, наверное, иметь такой храм своим кафедральным собором. Бог благословил начало этого строительства, но отец Павел не дожил до сегодняшнего дня и почил о Господе. Его могила около храма — напоминание о его жертвенных трудах на этой благословенной земле. Его преемник, нынешний настоятель, с такой же ревностью принялся воплощать в жизнь планы отца Павла. И сегодня отец Димитрий, ваш пастырь, радуется с нами при великом освящении этого храма», — сказал, в частности, архиерей. «Дорогие братья и сестры, вы пришли сюда не для того, чтобы посмотреть, каким бывает архиерейское богослужение. Вы чада этого прихода. Я сразу это понял, когда много детей причащалось Святых Христовых Таин, и я видел, что они уже научены вере Христовой. Я вновь вспоминаю блаженной памяти иерея Павла Жилина, который положил начало миссионерского жертвенного служения на этой земле. И я свидетельствую, что отец Димитрий стал достойным продолжателем не только храмостроительства, но и строительства душ ваших, потому что его молитвами и трудами собраны вы в этом святом храме. Благодарю Господа, что вижу процветание этого замечательного прихода. Хочу поблагодарить всех, кто жертвенно служил приближению сегодняшнего дня. Совместными трудами власти этой земли, духовенство и все вы жертвенно воздвигли этот храм. Пусть Господь воздаст каждому из вас Своими великими, ни с чем не сравнимыми дарами, поможет в земной жизни и сподобит вас Царствия Небесного», — продолжил владыка Ювеналий. «Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о том, как Спаситель исцелил болящего юношу, чего не могли сделать апостолы. И они спрашивали у Христа: "Почему мы не смогли изгнать беса?" И Господь ответил: "По неверию вашему… Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:19-20). Находясь сегодня среди вас, я чувствую, какую веру вы имели в своем сердце — больше, чем зерно горчичное, потому что много было нужно сил, веры, средств, чтобы воздвигнуть этот великолепный собор. Спасибо вам за ваши жертвенные труды. Вы будете примером в нашей епархии в этом святом деле созидания», — заключил архипастырь. В дар храму Патриарший наместник Московской епархии передал икону первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянный храм святых апостолов Петра и Павла в поселке Ильинский был построен на средства владельцев дач в 1915 году по проекту архитектора С. Баркова. В 1916 году к храму пристроили два придела по проекту архитектора М. Боборыкина. В 1928 году храм полностью разрушили. На церковной территории располагался рынок. В 1994 году в поселке Ильинском возродилась церковная община. Указом митрополита Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Павел Жилин (+2003). Его попечением началось строительство основного каменного и малого храмов. 4 декабря 1996 года Божественную литургию и чин великого освящения храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы совершил митрополит Ювеналий. Одновременно со строительством Введенского храма начались работы по воссозданию разрушенного храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. К концу 1999 года закончились работы по строительству нижнего храма в честь пророка Божия Илии, небесного покровителя поселка Ильинский. В 2000 году архиепископом Можайским Григорием было совершено его великое освящение. Северный придел нижнего храма освящен в честь благоверного князя Александра Невского, а южный — в честь праведного Иоанна Кронштадтского. 23 сентября 2003 года настоятелем Петропавловского прихода в поселке Ильинский был назначен протоиерей Димитрий Федоров. Работы по возведению верхнего храма первоверховных апостолов Петра и Павла были закончены в 2010 году установкой пяти куполов с крестами. Общая высота храма по вершине креста главного купола превышает сорок метров. В настоящее время богослужения совершаются в Петропавловском (верхнем) храме с боковыми приделами в честь блаженной Ксении Петербургской и Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Высокогорный православный храм построили в Карачаево-Черкесии 09.08.2018 В поселке Загедан Урупского района Карачаево-Черкесии на территории, прилегающей к погранзаставе, на высоте около 1,5 тыс. метров открылся православный храм Александра Невского. "В 2011 году на месте будущего храма состоялась церемония закладки камня, символизирующего начало строительства. Строился храм на добровольные пожертвования верующих, силами руководства и сотрудников Погрануправления ФСБ России по КЧР, также помощь в возведении храма оказала Пятигорская и Черкесская епархия", - сообщил "Интерфаксу" сотрудник пресс-службы Погрануправления ФСБ России по КЧР. Чин великого освящения и литургию в храме Александра Невского, покровителя воинов, совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Десница святителя Спиридона Тримифунтского будет доставлена в Россию 10.08.2018 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 августа 2018 года с острова Корфу в Россию для поклонения и духовной поддержки верующих будет доставлена десница святителя Спиридона Тримифунтского. Даты пребывания ковчега со святыми мощами в России — с 24 августа по 15 октября. Поклониться святыне можно будет в 12 регионах России: Краснодаре, Екатеринбурге, Красноярске, Кемерове, Московской области, Туле, Санкт-Петербурге, Твери, Саратове, Чебоксарах, Ярославле и Москве. «Святитель Спиридон Тримифунтский - величайший святой, которого почитают православные во всех концах земного шара, но не так просто попасть на остров Корфу, где находятся его нетленные мощи. Поэтому мы благодарны Керкирской митрополии за возможность принесения десницы этого замечательного святого в пределы Русской Православной Церкви. Ранее десница святителя Спиридона уже приносилась в пределы нашей Церкви, но в этот раз по благословению Святейшего Патриарха Кирилла впервые ковчег со святыней посетит 12 епархий. Благодаря этому длительному и широкому по географии пребыванию люди, которые знают и любят этого великого святого, смогут без особых сложностей поклониться его святым мощам. Организацию всего маршрута пребывания святыни в России берет на себя Фонд имени равноапостольного князя Владимира. В Русской Церкви убеждены в том, что принесение мощей святителя Спиридона Тримифунтского духовно укрепит наш народ», — заявил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков. Принесение мощей святителя Спиридона организует Благотворительный фонд имени равноапостольного князя Владимира. Фонд, созданный в 2015 году, поддерживает социальные инициативы, благотворительные и образовательные программы. В центре Тамбова ведут раскопки для воссоздания уничтоженного собора 10.08.2018 На Центральном рынке Тамбова митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев) совершил молебен на месте раскопок, которые проходят на том месте, где располагался Рождественский кафедральный собор, сообщают "Вести - Тамбов". В приветственном слове заместитель главы администрации области Наталья Астафьева отметила, что тамбовчане получат воссозданный в прежнем виде собор. Цель, которую поставили специалисты, - найти фундамент храма, который был построен на Базарной площади Тамбова во второй половине XIX века. Как долго будут идти работы и какую площадь они займут, сказать пока сложно. На сегодняшний день никаких препятствий для проезда или прохода раскопки не создают. Специалисты уже углубились в почву более чем на метр. Собор был построен в 1873 году, отмечает OnlineTambov. Он представлял собой пятиглавое сооружение с центральным восьмигранным куполом шатрового типа. Современники отмечали роскошное оформление интерьеров храма. Святыней, хранившейся в соборе, были мощи великомученика Пантелеимона, полученные в дар от афонского монастыря. В 1933 году собор был закрыт, а в 1939 году - разобран. В Тамбовской епархии надеются воссоздать храм. Вечная память!Скончался иерарх Константинопольского Патриархата митрополит Феодоропольский Герман (Афанасиадис) 12.08.2018 В пятницу, 10 августа 2018 года, в возрасте 88 лет скончался иерарх Константинопольского Патриархата митрополит Феодоропольский Герман (Афанасиадис), сообщило греческое информационное агентство «Ромфея». Известный своей аскетической жизнью митрополит Герман также являлся ипертимом и экзархом Родопских гор, духовником Константинопольской архиепископии. Заупокойная служба по митрополиту Герману состоится 13 августа в Патриаршем соборе Святого Георгия на Фанаре. Митрополит Герман (в миру Яннакис Афанасиадис) родился 17 сентября 1930 года в районе Макрохори (Бакыркёй, Стамбул, Турция). Окончил Великую школу греческой нации на Фанаре в Стамбуе. В период обучения в Халкинской высшей богословской школе (1950 — 1954 гг.), 10 октября 1953 года, был пострижен с монашество с наречением имени Герман, а 11 октября рукоположен в сан иеродиакона. В 1954 году окончил учебу в Халкинской школе. 15 августа 1966 года рукоположен в сан иеромонаха. Возведен в сан архимандрита и назначен протосинкеллом Деркийской митрополии 29 октября 1966 года. 6 февраля 1972 года хиротонисан во епископа с титулом Арианзосский, назначен викарием Деркийской митрополии. 5 февраля 1987 года был избран титулярным митрополитом Феодоруполисским. 2 октября 1990 года назначен правящим архиереем Феодоруполисской митрополии с тем же титулом. 10 января 1991 года Патриархом Константинопольским Димитрием назначен настоятелем Свято-Троицкого монастыря на острове Халки. В ноябре 1995 года Патриархом Константинопольским Варфоломеем освобожден от должности настоятеля Свято-Троицкого монастыря, 21 декабря того же года назначен духовником Константинопольской архиепископии. Церковь и обществоВ Восточной Европе создана организация по защите прав православных верующих 07.08.2018 Украинская НПО "Общественная правозащита" выступила соучредителем Восточноевропейской правозащитной группы, в которую вошли представители правозащитных и общественных организаций стран Балканского региона. Такое решение было принято представителями правозащитных, общественных и религиозных организаций Украины, Македонии, Черногории и Сербия в ходе мероприятий 38-й сессии Совета по правам человека ООН, сообщает сайт "Общественной правозащиты". Отмечается, что группа создана для совместной защиты интересов православных сообществ разных стран как в сфере прав религиозных организаций и верующих, так и для представления общей повестки христиан в различных гуманитарных вопросах. Ранее в ходе 38-й сессии Совета по правам человека ООН стороны утвердили Женевскую декларацию защиты христианских ценностей и прав верующих, отметив в ней основные направления развития правозащитного движения. "Общественная правозащита" подала на рассмотрение СПЧ ООН первый пакет документов по вопросам, касающимся соблюдения прав канонических религиозных организаций Украины, Македонии, Черногории и Сербии. Русская Церковь открывает программу помощи русским в Таджикистане 07.08.2018 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению запустил программу "Помощь соотечественникам в Таджикистане", она предусматривает помощь людям в трудной жизненной ситуации - матерям-одиночкам, малообеспеченным семьям, одиноким пенсионерам, инвалидам. В рамках программы планируется оборудовать в Душанбинской епархии бесплатную столовую для кормления нуждающихся, организовать покупку и раздачу продуктовых наборов для малоимущих в труднодоступных населенных пунктах, создать центр гуманитарной помощи, а также помочь в обустройстве интерната для детей из неблагополучных семей, сообщает во вторник пресс-служба отдела. На первом этапе синодальный Отдел по благотворительности открыл сбор средств на своем сайте на оборудование и работу бесплатной столовой для нуждающихся, а также на обеспечение продуктовыми наборами малоимущих в труднодоступных населенных пунктах. Благотворительные пожертвования, собираемые по программе, будут направлены в Душанбинскую епархию, которая займется распределением средств. "Мы совсем недавно узнали, как плохо живется нашим соотечественникам, русским православным людям, в Таджикистане. Недавно туда ездила сотрудница нашего отдела (...) Она общалась с одинокими пожилыми людьми, пенсия которых не превышает 2000 рублей, причем большую часть своей пенсии они отдают на оплату коммунальных услуг. Она видела, как живут матери-одиночки, которые не могут найти работу. Их дети почти не видят белковой пищи. Многим людям не хватает денег на полноценную еду", - написал глава синодального отдела епископ Пантелеимон на своей странице в "Фейсбуке". С 2012 года Душанбинская епархия Московского патриархата организует бесплатные обеды для малоимущих по выходным и праздничным дням. Благотворительный обед состоит лишь из второго блюда, на большее средств не хватает. Синодальный отдел собирает средства на кухонное оборудование, чтобы епархия смогла начать регулярное кормление нуждающихся полноценными обедами, состоящими из трех блюд. Благотворительные обеды будут регулярно готовить в кафедральном соборе Святителя Николая в Душанбе: каждую неделю бесплатно получат полноценное горячее питание 200 человек. Также в рамках программы Душанбинская епархия на собранные пожертвования будет покупать и раздавать продуктовые наборы малоимущим жителям Таджикистана в труднодоступных населенных пунктах. Стоимость одного такого набора составляет 497 рублей. Помочь нуждающимся в Таджикистане можно, отправив смс-пожертвование со словом СВОИ на номер 3443. Например, "Свои 300". Другие способы платежа приведены на официальном сайте синодального Отдела по благотворительности. В отделе отмечают, что значительный процент русскоговорящих людей в Таджикистане, оказавшихся за чертой бедности, живет в тяжелых бытовых условиях. Согласно июльскому мониторингу Исследовательского института социальной политики НИУ ВШЭ России, в Таджикистане самый низкий реальный уровень зарплаты из всех стран на постсоветском пространстве. В Якутской епархии реализуется новый миссионерский телепроект 08.08.2018 Якутская епархия совместно с некоммерческой организацией «Пенуэл» реализует телевизионный проект «Читаем Евангелие вместе». Проект осуществляется благодаря поддержке Фонда Президентских грантов. В проекте принял участие министр по делам молодежи и семейной политики Якутии Иван Луцкан. «Проекты Якутской епархии интересны тем, что они всегда подаются в современном виде, они всегда удобны для зрителя, удобны для читателя. Сегодня епархия занимается переводом Библии на якутский язык. И это тоже очень важная социальная деятельность, которая позволяет коренному населению Якутии прикоснуться к библейским текстам, а также играет огромную роль в развитии языка», — рассказал Иван Луцкан. Съемки проекта прошли в Якутске, Мирном и Олекминске. В ходе съемок люди разной национальности, разного возраста и рода деятельности читали евангельские притчи. В начале каждого сюжета герой кратко рассказывает о себе, затем размышляет о притче, которую будет зачитывать. Евангелие читают на русском и якутском языках. Участница проекта, преподаватель из города Мирного Сильвия Заровняева, в крещении получившая имя София, в ходе съемок читала Евангелие на своем родном языке. «Стать частью этой истории, этого проекта, — для меня большая честь, — рассказала она. — Я считаю, что люди, у которых якутский язык основной, лучше воспримут Евангелие по-якутски, чем на русском; когда я читаю на своем родном языке, то я воспринимаю текст ближе, чувствую сердцем». Особую популярность ролики завоевали среди местного населения. Социальный проект, инициированный Якутской епархией, высоко оценили и православные, и люди, далекие от Церкви. Ролики уже выходят на республиканских телеканалах, также их можно увидеть на канале Якутской епархии в YouTube. Школа приемных родителей создана в Санкт-Петербургской епархии 09.08.2018 Епархиальная школа приемных родителей «Умиление», созданная при отделе Санкт-Петербургской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, была представлена 8 августа 2018 года в комитете по социальной политике Санкт-Петербурга на совещании руководителей и представителей органов опеки и попечительства. До этого в России существовал только один подобный проект — в Москве. Создание школы поддержали председатель комитета по социальной политике Александр Ржаненков, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. С докладом о созданной ШПР «Умиление» выступил руководитель координационного центра по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, при епархиальном социальном отделе иерей Феодосий Амбарцумов. Он рассказал, что школа создана в результате многолетнего опыта работы благотворительного фонда «Православная детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого». Цель нового проекта — повышение уровня компетентности и осознанности кандидатов в приемные родители. Среди приоритетных задач школы «Умиление» отец Феодосий выделил содействие устройству в приемные семьи детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие института приемных семей среди прихожан храмов епархии. Были сформулированы основные задачи подготовки кандидатов в приемные родители — снижение количества возвратов взятых в семью детей обратно в социальные учреждения, ориентирование граждан на прием ребенка-сироты сложной категории (дети-инвалиды), духовно-пастырское окормление замещающей семьи в традициях православной культуры, приобщение к духовному наследию Русской Православной Церкви. Программа подготовки приемных родителей включает два раздела: «Роль духовно-нравственного воспитания ребенка» и «Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); принятие в семью ребенка с инвалидностью». В рамках этих разделов преподаватели затронут множество тем, касающихся как общих вопросов духовно-нравственного воспитания детей, так и особенностей воспитания детей с различными формами инвалидности. Большинство преподавателей школы имеют опыт приемного родительства с детьми-инвалидами. Руководитель проекта иерей Феодосий Амбарцумов и координатор Надежда Амбарцумова будут преподавать в школе. Среди преподавателей также — семейные психологи, социальные педагоги, врачи-психотерапевты и руководитель организационно-правового управления в аппарате уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге юрист Михаил Коломыцев. Школа приемных родителей «Умиление» будет осуществлять свою деятельность в помещениях епархиального отдела по социальному служению (наб. Монастырки, 1, каб. №№ 72, 75, 78). Власть и религияВ Церкви призвали к примирению сторон в делах об оскорблении чувств верующих 06.08.2018 Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе призвал создавать условия для прекращения дел, касающихся оскорбления чувств верующих, в связи с примирением сторон. «Статья 148 Уголовного кодекса защищает достоинство верующих людей от унижения со стороны кого бы то ни было, и ее существование полностью удовлетворяет международно признанной цели защиты прав граждан по религиозному признаку», — напомнил представитель Церкви. «Вместе с тем, верующие люди и православные общественные организации, подающие жалобы на основании статьи 148, не могут ставить иной цели, чем признание людьми, допускающими издевательства над святыней, своей вины», — пояснил он. «Если лицо, в отношении которого ведется расследование по 148 статье, признает свою вину, сожалеет о содеянном издевательстве над святыней, то любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования и добиваться прекращения дела в порядке, предусмотренном статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса ("Примирение сторон")», — заявил заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Мы призываем следователей, судей и заявителей, считающих себя православными верующими, к тому, чтобы большинство, а желательно, и все производства по оскорблению чувств верующих заканчивались именно примирением сторон», — заключил В.В. Кипшидзе. Греция ограничивает посещение страны клирикам из России, считает бывший глава пресс-службы патриарха 06.08.2018 Бывший руководитель пресс-службы патриарха Кирилла, настоятель храма Святой Татьяны при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский столкнулся с нежеланием греческих властей предоставлять долгосрочные визы священникам. "Мы получили в визовом центре паспорта с визами - жене дали на три года, а мне - только на месяц. Я спросил девушку, которая нам выдавала паспорта, почему так? Девушка ответила: "Зря вы написали, что вы священник. Если бы написали, что пенсионер, то дали бы на три года", - рассказал отец Владимир в письме послу Греции в РФ Андреасу Фриганосу, которое опубликовал также на своей странице в "Фейсбуке". По словам священника, с такой ситуацией он столкнулся впервые за 25 лет, в течение которых многократно получал длительные визы в шенгенскую зону, оформляя их через консульства Франции, Италии, Германии, Швейцарии и несколько раз через консульство Греции. Настоятель сообщил послу, что после первой публикации о случившемся многие российские священнослужители откликнулись в комментариях, что с ними за последние полгода случилась такая же история - давали визу на неделю, на две недели, максимум - на месяц. "Получается, что если бы я оформлял визу как член Союза журналистов РФ или как член Союза писателей РФ (а я являюсь членом и того, и другого Союза), или, как мне советовала работница визового центра, как пенсионер, то такой бы дискриминации по профессиональному признаку не было?" - задает вопрос отец Владимир, добавляя, что отказ ему в визе на основании того, что он священник, это "грубейшее нарушение статьи 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 года 47 странами Совета Европы". Ответа на свое обращение отец Владимир пока не получил. Верховный суд Грузии отказался пересмотреть дело протоиерея Георгия Мамаладзе 07.08.2018 Верховный суд Грузии не принял в производство дело протоиерея Георгия Мамаладзе, осужденного на 9 лет за подготовку убийства секретаря-референта католикоса-патриарха всея Грузии Шорены Тетруашвили и незаконное приобретение и хранения огнестрельного оружия, сообщает tbilisi.media со ссылкой на сайт суда. Священнослужителя задержали 10 февраля 2017 года в тбилисском аэропорту, откуда он должен был вылететь в Германию. Тогда в Германии на лечении находился католикос-патриарх Илия II, которого, среди прочих, сопровождала Тетруашвили. По данным следствия, в багаже Мамаладзе обнаружили цианид натрия, а в квартире - кустарно изготовленное огнестрельное оружие и шесть патронов. В сентябре 2017 года Тбилисский городской суд приговорил священнослужителя к 9 годам тюрьмы, а в феврале апелляционный суд оставил в приговор силе. «Кассационная палата посчитала, что жалоба не удовлетворяла критериям допустимости, предусмотренным статьей 303 Уголовно-процессуального кодекса Грузии. Решение палаты по уголовным делам Тбилисского апелляционного суда от 13 февраля 2018 года является законным, и виновность осужденного лица, вне разумных сомнений, была доказана стандартом представленных доказательств», — сказано в сообщении инстанции. Позиция Грузинской патриархии по делу Мамаладзе в связи с отказом в его пересмотре станет известна в ближайшее время. Этот вопросархиереи ГПЦ обсудят на заседании Священного Синода, которому предстоит решить, лишать ли Мамаладзе священного сана. «Так как суд уже завершен, и Верховный суд также счёл дело завершенным, разумеется, мы, архиереи, соберемся, проанализируем ситуацию и поставим вопрос о том, является ли Мамаладзе жертвой или виновным. У нас уже развязаны руки, чтобы поставить эти вопросы перед синодом», — зявиал митрополит Ванский и Багдадский Антоний (Булухия) в интервью телеканалу Rustavi-2. Семья, а также адвокаты Мамаладзе не согласны с решением Верховного суда и собираются обжаловать приговор в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). «Мы обязательно дойдём до Страсбурга, все это обжалуем, и для синода лучше было бы выслушать протоиерея Георгия Мамаладзе, вместо того, чтобы что-то обсуждать», — сказал брат священнослужителя Торнике Мамаладзе в интервью Rustavi-2. Арест Мамаладзе стал одним из самых резонансных дел в новейшей истории Грузии. Адвокаты протоиерея, а также часть грузинского общества выразили недоверие следствию. Адвокаты были уверены, что всю правду о деле общество узнает на суде, однако на основе ходатайства прокуратуры все судебные заседания были закрытыми. Суд подтвердил законность передачи петербургского Сампсониевского собора Церкви 08.08.2018 Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области не выявил нарушений антимонопольного законодательства в действиях городского комитета имущественных отношений (КИО) при передаче Сампсониевского собора Русской Православной Церкви, сообщает информационное агентство «Интерфакс — Северо-Запад». Суд также постановил, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу при рассмотрении дела вышло за пределы полномочий, предоставленных ведомству ФЗ «О защите конкуренции». В комитете напоминают, что комплекс зданий Сампсониевского собора — сам собор, колокольня, часовня и юбилейный домик — был передан Санкт-Петербургской епархии в 2016 году в соответствии с законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Между городом и епархией был заключен договор безвозмездного пользования. В ноябре 2017 года КИО выдало епархии разрешение на передачу объекта в безвозмездное пользование фактическому пользователю — приходу Сампсониевского собора. Также приходу были переданы находящиеся в соборе музейные предметы. Сампсониевский собор, входивший в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», был передан Церкви в феврале 2017 года. УФАС по Санкт-Петербургу настаивало, что КИО нарушило «Закон о конкуренции» при заключении договора безвозмездного пользования объектом нежилого фонда. В марте этого года в КИО сообщили, что изменили текст распоряжения о передаче собора с целью избежать санкций со стороны ФАС. «КИО издал распоряжение (о передаче собора — прим. ред.), но немножко ошибся. В ходе рассмотрения антимонопольного дела комитет внес в распоряжение изменения и устранил нарушения, в связи с чем исчезает предмет претензий», — говорил собеседник агентства по итогам заседания комиссии управления ФАС. В УФАС подчеркивали, что приход несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, однако не отвечает по обязательствам епархии, а епархия не отвечает по обязательствам прихода. Турецкие власти хотят открыть на острове Халки «Всемирный центр исламских исследований» 08.08.2018 Турецкое правительство заявило 2 августа, что на острове Халки будет создан «Всемирный центр исламских исследований». Остров, расположенный в Мраморном море близ Стамбула, известен тем, что там находится православная семинария, закрытая властями в 1971 году. Все это время Константинопольский Патриархат безуспешно добивается возобновления ее деятельности. По мнению экспертов, если центр исламских исследований откроется, это окончательно исключит возможность открытия семинарии. Первым шагом турецких властей должна стать передача сосновых лесов на Халки департаменту религиозных дел (известному под турецким названием «Диянет»), заявил глава ведомства Фуат Бекироглу. Ранее лесные угодья принадлежали Георгиевскому монастырю Иерусалимского Патриархата и Преображенской пустыни Константинопольского Патриархата. В 1920 году они были конфискованы правительством Ататюрка и переданы министерству здравоохранения. Новый исламский центр планируется построить прямо напротив здания семинарии на Халки. Эта богословская школа была основана в 1844 с разрешения султана Абдулмеджида I и действовала до 1971 года, когда власти Турции постановили ее закрыть. В то же время президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал Патриарху Варфоломею, что семинария на Халки будет открыта – возможно, даже этой осенью. Слухи о возобновлении деятельности богословской школы циркулируют с 2010 года. Недавно в здании был сделан ремонт. Как отмечает турецкая газета «Адалар», обитатели Халки, а также местное отделение правящей партии АКР не в восторге от планов открытия исламского центра. Он опасаются притока на остров большого количества студентов-мусульман со всего мира. Халки традиционно является излюбленным местом отдыха жителей Стамбула, однако в последнее время в курортный сезон остров буквально переполнен туристами – в частности, из Саудовской Аравии. В Руанде закрыто более восьми тысяч храмов после введения новых жестких норм 09.08.2018 В Руанде закрыто более восьми тысяч храмов после введения новых норм и требований законодательства, причем один храм бы закрыт прямо во время обряда венчания, сообщает christianpost. Совет госуправления Руанды продолжает закрывать храмы, деятельность которых не соответствует новым требованиям и нормам, введенным в действие в начале этого года. Требования нового закона настолько жестки, а сроки их исполнения столь коротки, что многие конгрегации не в силах их выполнить. Критики нового закона обвиняют правительство в проведении агрессивной политики строительства светского государства и фактического искоренения веры. По данным государственной новостной службы KT Press, на сегодня в стране закрыто уже более 8000 храмов за несоответствие новым нормам, и это число продолжает расти. «Мы попытались найти какую-то логику в политике закрытия храмов и обнаружили, что все церкви страдают от нового закона почти в равной степени, причем в ряде случаев были закрыты даже храмы, оборудованные по самым высоким местным стандартам» – отмечает руандийский аналитик, давший интервью на условиях анонимности изданию World Watch Monitor. Он также поведал журналистам, что в одном из сел храм был закрыт прямо во время церемонии венчания. Представители властей бесцеремонно зашли в храм и вывели из него новобрачных, родственников и гостей, после чего опечатали здание. Один храм, к примеру, был закрыт на том основании, что входная дверь и оконные рамы у него деревянные, а не металлические, а высота крыши чуть ниже нормы. После закрытия храмов прихожанам запрещается собираться для богослужений в необорудованных местах – к примеру, в школьных зданиях или иных общественных помещениях, а потому богослужебная деятельность в приходах фактически блокируется. «В ряде районов местные госслужащие на первых порах сплошь и рядом проявляли доброту и лояльность в толковании и применении норм нового закона, – отмечает местный анонимный аналитик. – Но впоследствии, по всей видимости, наиболее снисходительные из них получили выговоры и внушения по службе и теперь вынуждены действовать гораздо жестче. В одном районе, к примеру, власти запрещают прихожанам закрытого храма встречаться для молитвенных собраний даже на дому». Члены одной из конгрегаций после закрытия приходского храма вынуждены ходить на службы в соседний район. А еще в одном приходе обездоленные прихожане теперь ходят за 20 км на молитву в пока еще действующий храм. Согласно новым требованиям, храмы должны быть оборудованы туалетами, размещенными на определенном расстоянии от входа; в молельном зале должен быть натянут холщевый потолок, несмотря на пожарную опасность этого материала. Один из храмов получил указание, что нужно переделать крышу и перестроить кирпичную стену. Подъездные пути и церковные дворы должны быть вымощены или заасфальтированы. Внутренние поверхности должны быть оштукатурены и окрашены: голый кирпич более не дозволяется в интерьерах. Все храмы должны быть оборудованы громоотводами. Каждый пастор должен иметь богословскую степень от аккредитованного духовного учреждения. Кроме того, закон указывает, что богословие может преподаваться только в учебных организациях, одновременно преподающих научные и технологические дисциплины; а это означает, что большинство ныне действующих (зачастую весьма успешных и признанных) богословских учреждений и библейских школ утрачивают права на преподавание. Новые положения активно внедряются в жизнь, несмотря на то, что закон пока еще не утвержден официально. Драконовский характер закона проявляется и в том, что на выполнение его норм дается лишь 15 дней, и в этот срок в подавляющем случае совершенно невозможно уложиться, особенно когда требуются какая-то перестройка, дооборудование или отделка помещений. Политика строительства светского государства, по словам профессора Анастасе Шьяка ( Anastase Shyaka), главы Совета госуправления Руанды, входит в противоречие с правом руандийцев на свободу вероисповедания, гарантируемым конституцией 2003 года. В своем интервью на телевидении профессор Шьяка заявил, что закрытые храмы юридически считаются действующими, поскольку конституция защищает духовные права прихожан. Вместе с тем, правительство ведет активное наступление на религиозные традиции и обряды, к примеру: (1) в правительственных учреждениях запрещены молитвенные собрания, которые ранее были обычными; (2) из преамбулы конституции вычищены слова о христианской вере; (3) в ежегодные дни поминовения жертв геноцида священникам более не дозволяется выступать с проповедями, если мероприятие проводится вне церкви; (4) дважды в месяц по воскресеньям в стране перекрывается движение на главных дорогах, а потому многие прихожане не могут добраться до храмов, а потому посещаемость церквей быстро падает; и (5) правящая в Руанде партия «Патриотический фронт» устраивает свои собрания и мероприятия по субботам, чтобы не пускать прихожан на церковные службы. На бумаге новые требования и ограничения относятся в равной степени к мусульманским мечетям и христианским храмам, но на практике мусульман ограничивают меньше. Мусульманское духовенство, в частности, заявило о подаче апелляции на требование закона об ограничении ежедневной практики азана – призыва мусульман на молитву через громкоговорители. Правительственные чиновники не хотят или не могут ее запретить. Среди духовенства растет тревога и даже страх в связи с ужесточением законов об ограничении деятельности храмов. Вскоре после начала внедрения новых норм, полиция, к примеру, арестовала шестерых священников, обвинив их в заговоре с целью неповиновения постановлениям правительства. Несмотря на то, что священники вскоре были выпущены на свободу, священноначалие церквей считает этот арест предупреждением властей, стремящихся запугать несогласных и подавить возможное сопротивление нововведениям. Новые изданияВышел в свет новый учебник по гомилетике для духовных школ Русской Православной Церкви 10.08.2018 В рамках программы по подготовке новых учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви, осуществляемой под эгидой Высшего Церковного Совета и под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вышел в свет новый учебник по гомилетике. Работа над учебником, посвященным искусству проповеди, продолжалась более двух лет и велась под общим руководством ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона. Учебник стал во многом плодом сотрудничества Киевской духовной академии и Курской духовной семинарии. Основным автором выступил проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии, кандидат исторических наук, кандидат богословия Владимир Бурега, который около шести лет преподавал гомилетику в Московской духовной академии. Руководителем авторского коллектива и научным редактором издания стал ректор Курской семинарии, кандидат филологических наук архимандрит Симеон (Томачинский). В подготовке учебника принимали участие проректор по учебной работе ОЦАД, магистр богословия иеромонах Иоанн (Копейкин); преподаватель гомилетики Курской духовной семинарии, магистр богословия иерей Константин Аристов; декан факультета педагогики Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор филологических наук Т.В. Склярова; директор Издательского дома Общецерковной аспирантуры «Познание» И.А. Парфенов; заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» М.Г. Калинин. Специально для целей данного издания профессор МДА, кандидат богословия игумен Дионисий (Шлёнов) перевел с новогреческого языка учебник по гомилетике профессора Иоанна Фундулиса. Это позволило учесть в работе над учебником опыт православной Греции. Во вступлении авторы выражают надежду, что книга «сможет изменить само отношение к гомилетике как будто бы второстепенному малозначительному предмету. И пусть не все станут новыми златоустами и демосфенами — зато каждый пастырь выполнит свой долг по благовестию спасения Бога нашего». Учебник вышел в Издательском доме «Познание», который действует на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры с 2015 года. В качестве приложения к учебнику готовится к изданию хрестоматия, которая будет включать в себя избранные проповеди церковных авторов разных эпох. ПроисшествияВ Одессе сорвана очередная провокация против храма Украинской Православной Церкви 06.08.2018 5 августа 2018 года в Одессе группа праворадикалов предприняла попытку совершить очередную провокацию против храма Украинской Православной Церкви, сообщает сайт Одесской епархии. Злоумышленники пришли к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери Андреевского подворья, расположенному в центре города, и попытались написать оскорбительные надписи, воспользовавшись заранее приготовленными трафаретом и баллончиком с краской, однако были остановлены прихожанами храма, которые в этот момент вместе со своими детьми — воспитанниками воскресной школы — вернулись из велопоездки по Одессе. Верующие во главе с настоятелем храма воспрепятствовали провокаторам, причем радикалы нанесли священнослужителю телесные повреждения. Это происходило на глазах детей и женщин, которые не испугались провокаторов, размахивающих кулаками и выкрикивающих угрозы, и встали на защиту храма. После неудавшейся провокации на место происшествия была вызвана полиция, сотрудники правоохранительных органов зафиксировали факты противоправных действий и приняли заявления от священнослужителей и прихожан храма. В Орловской области запрещён в служении монах, изувечивший собаку 07.08.2018 Начальник скита в Орловской области, который, по свидетельству местной жительницы, изувечил собаку на глазах ее сына-подростка, запрещён в служении, сообщает информационно-аналитический отдел Орловской епархии. "Не давая правовой и канонической оценки действиям конкретного клирика до завершения гражданского и церковного расследований, отмечаем, что в случае подтверждения указанных фактов он будет подвергнут всем предусмотренным церковным правом прещениям; вопрос об избрании меры пресечения, в соответствии с гражданским законодательством, находится целиком в ведении правоохранительных органов РФ", - сказано в заявлении епархии. Ранее в редакцию "Орловских новостей" обратилась православная верующая Елена Харитонова, которая заявила, что над ее собакой издевался иеродиакон Филарет (Павлов) - начальник скита Рождества Богородицы в селе Сторожевое Мценского района. Свидетелем расправы стал сын женщины, который бросился спасать пса. Инцидент произошел 18 июля. В ветклинике собаке диагностировали множественные ножевые ранения головы и тела, кровоизлияния лобной и лицевой кости, повреждение челюсти и теменной кости, затылка, трехглавой мышцы плеча и прочие повреждения. Ветеринарам пришлось удалять животному глаз, но спасти собаку удалось. После получения информации о произошедшем в Сторожевом, с учетом обеспокоенности местных жителей, Орловской епархией "незамедлительно были предприняты практические действия с целью воспрепятствования дальнейшему осложнению ситуации", говорится в заявлении. Для проведения расследования на место выезжали епископ Мценский Алексий и другие священнослужители, и 25 июля митрополит Орловский и Болховский Антоний запретил иеродиакона Филарета в священнослужении, а также отстранил от должности скитоначальника. Организована проверка инцидента. Готовятся материалы для проведения заседания церковного суда Орловской епархии по данному делу. Заявления об инциденте направлены в органы полиции и прокуратуры, которые дадут правовую оценку действиям бывшего настоятеля скита. Под Житомиром дотла сгорел храм, который отобрали у верующих Украинской Православной Церкви 07.08.2018 В поселке Попельня Житомирской области полностью сгорел Свято-Николаевский храм. Прибывшие на место возгорания пожарные несколько часов боролись с огнем, но не смогли спасти церковь, сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви. Деревянные стены храма рухнули, прогоревшая крыша обрушилась, храм сгорел дотла. По официальной версии, предварительная причина пожара – короткое замыкание в электросети. Однако, в епархии с такой версией не согласны. По словам пожарных, когда они приехали на место, то увидели, что двери в храм были открыты, а огонь распространялся изнутри. В полиции отказались принять заявление о пожаре от настоятеля Свято-Николаевского прихода. Правоохранители заявили, что у них нет никаких сведений о поджоге. Православный Свято-Николаевский храм был закрыт несколько лет назад, после того как на него агрессивно начали претендовать сторонники «киевского патриархата». Местная власть и правоохранители не смогли обеспечить порядок в селе и права религиозной общины УПЦ, поэтому храм опечатали, лишив верующих места для молитвы. Священника и его жену будут судить в Петербурге за гибель от ВИЧ удочеренной ими девочки 09.08.2018 Дошло до суда уголовное дело в отношении родителей несовершеннолетней девочки, умершей от последствий запущенной ВИЧ-инфекции в Петербурге. "Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу", - сообщает в среду пресс-служба Главного следственного управления СКР по городу. Уголовное дело расследовалось в отношении 53-летнего местного жителя и его 55-летней супруги. Они обвинялись в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) и ст.125 УК РФ (оставление в опасности). "13 мая 2016 года девочка была госпитализирована в реанимацию детской больницы в крайне тяжелом состоянии, однако, несмотря предпринятые врачами меры по ее лечению, 26 августа 2017 года скончалась от тяжелого иммунодефицита и других сопутствующих заболеваний, что явилось результатом отказа ее приемных родителей от своевременного лечения. В настоящее время расследование уголовного дела находится на завершающем этапе, планируется направление материалов уголовного дела в прокуратуру с обвинительным заключением", - говорится в сообщении СКР. Из материалов уголовного дела следует, что обвиняемые 14 апреля 2011 года удочерили четырехлетнюю девочку, состоящую с мая 2007 года на диспансерном учете в СПб ГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", о чем они достоверно знали. В сентябре 2007 года девочке был поставлен диагноз "ВИЧ-инфекция", после чего она регулярно проходила медицинское обследование и осматривалась врачами Центра СПИД. В марте 2013 года у нее были выявлены показания для назначения АРВТ (антиретровирусная терапия). "Обвиняемый был проконсультирован врачами о необходимости начала применения АРВТ с целью лечения ВИЧ-инфекции у его приемной дочери. Однако обвиняемые не являлись в Центр СПИД с приемной дочерью и не предоставляли ее на обследование", - отмечает следствие. В марте 2014 года врачи Центра СПИД вновь провели обследование девочки, по результатам которого было установлено значительное прогрессирование заболевания на фоне несвоевременного лечения, что ставило в дальнейшем под угрозу ее жизнь и здоровье. "В связи с этим было принято решение о применении АРВ в условиях больницы, отчего обвиняемый отказался, но после длительных уговоров врачей дал свое согласие", - подчеркивает СКР. В мае 2015 года девочка была госпитализирована в детскую больницу с пневмонией. "При этом обвиняемая не сообщила врачам ее установленный диагноз "ВИЧ-инфекция". Несмотря на это, девочка с признаками крайне тяжелого иммунодефицита на фоне несвоевременного применения АРВТ была направлена другую больницу, где ей было начато лечение. 19 июня 2015 года обвиняемая отказалась от продолжения стационарного лечения и с ребенком покинула больницу, нарушив непрерывное ежедневное лечение, которое должно было продолжаться в течение всей ее жизни", - говорится в пресс-релизе СКР. В дальнейшем обвиняемые не представляли приемную дочь на медицинское обследование и не лечили ее. Как сообщалось, 26 августа 2017 года после длительной болезни в Петербурге от ВИЧ скончался ребенок, живший в приемной семье священника. По данным СКР города, приемные родители намеренно уклонялись от лечения девочки. Ранее глава комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков сообщал, что после гибели ребенка также была проведена проверка действий органов опеки, нарушений не выявлено. Огонь полностью уничтожил деревянную церковь XVIII века в Карелии 10.08.2018 Объект культурного наследия федерального значения церковь Успения Богородицы сгорела в пятницу утром в Кондопоге (Карелия), сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе регионального МЧС. "На момент прибытия пожарных площадь пожара составляла 60 кв. метров. Сейчас церковь сгорела полностью", - отметил собеседник агентства. Сотрудники МЧС продолжают тушить возгорание. На месте ЧП работают 24 человека, еще около 20 пожарных в пути. Ранее в управлении по охране объектов культурного наследия Карелии "Интерфаксу" рассказали, что в настоящее время рассматривается несколько версий возникновения пожара, среди которых неосторожное обращение с огнем со стороны туристов. Как сообщают местные СМИ, церковь полыхает по всей площади. На ролике, размещенном в соцсетях, видно, что огонь охватил кровлю деревянного памятника. Успенская церковь - памятник заонежской деревянной архитектуры, построена в 1774 году. Храм расположен на берегу Кондопожской губы Онежского озера. Конференции, съезды, чтенияВ Финляндии прошел крупнейший научный форум по библеистике 06.08.2018 В Хельсинкском университете завершил работу пятидневный – проходил с 30 июля по 4 августа – международный конгресс Общества библейской литературы (основано в 1880 г.). Конгресс является самым масштабным на сегодняшний день ежегодным научным форумом в области изучения Библии. В форуме приняли участие около тысячи известных ученых и молодых исследователей из многих стран мира, в том числе из Болгарии, Румынии, Греции, России. В частности, с докладами выступили сотрудница и постоянный автор церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Как сообщается на интернет-сайте общества, в этом году Общество библейской литературы проводило конгресс совместно с Европейской Ассоциацией библейских исследований. Благодаря этому на конгрессе было много новых тематических секций и семинаров, вобравших в себя широкий спектр актуальных проблем изучения текстов Библии и историко-культурного контекста их возникновения и бытования, а также последующей трансляции и интерпретации в рамках различных религиозных и национальных традиций. Вот, названия только некоторых из этих новых проблемных областей: «Библейский мир и культурная эволюция», «Библейское восприятие истории и авторитета в Средние века и после них», «История библеистики в поздний период Нового времени», «Методологический плюрализм в изучении книги “Бытие”», «Конструирование идентичности в Древнем мире: пересечения и подражания», «Граждане и чужеземцы в период греко-римского периода античности», «Чем Бог не является: ранний этап становления отрицательного богословия», «Притчи в раввинистическом иудаизме и раннем христианстве: контуры нового компаративистского подхода», «Енох в книгах, приписываемых авторству Еноха и вне них: парабиблейские сочинения, образы и устная традиция»… Кураторами последней из указанных секций были двое исследователей из России. При этом один из них – д-р Иван Мирошников (сейчас – научный сотрудник Хельсинского университета) – выступил на этой секции с докладом «Роли Еноха и Илии в эсхатологическом сценарии “Апокалипсиса Илии”». Это сочинение апокалиптического жанра, созданное в III веке, повторяет более ранние эсхатологические традиции (например, представление о двух свидетелях в книге «Откровение Иоанна» или о трансформации тела в ходе эсхатологическом воскресении согласно 1 Кор 15), и содержит своеобразное описание низвержения Антихриста и событий конца истории. В таком эсхатологическом сценарии Енох и Илия—два праведника, взятые живыми на небеса – играют уникальную роль (сходят на землю, обличают Антихриста, умирают и т.д.). В докладе были рассмотрены проблемы происхождения и интерпретации этих эсхатологических представлений. Также на этой сессии выступил российский библеист Вадим Витковский (в настоящий момент – докторант Берлинского университета имени Гумбольта) с докладом «Седьмой от Адама» и «Седьмой от Иосифа» в генеалогии Иисуса у Луки». Докладчик, имея в виду структуру 11 седмириц имён в генеалогии Лк 3:23-38, выдвигает и обосновывает гипотезу о криптографическом тождестве первого в последней седмирице имён – «Иосифа, сына Маттафии» (в Лк 3:24-25) – с историком Иосифом Флавием, который, в свою очередь, предположительно для чего-то сопоставляется евангелистом с седьмым по счёту в первой седмирице – Енохом. В докладе даётся предварительное решение вопроса о том, какое значение может иметь это сопоставление. Несколько российских учёных выступили с сообщениями, связанными с областью исследований древнеславянских апокрифических текстов. Так, на секции «Славянские парабиблейские традиции» доклад на тему «Богомильский апокриф об Архангеле Михаиле: перевод со славянского на греческий?» сделала к. и. н., заведующая редакции Агиографии восточно-христианских церквей ЦНЦ «Православная энциклопедия» Ольга Афиногенова. Исследовательница выдвинула и обосновала предположение о существовании славянского прототипа (устного или письменного) легенды богомилов о битве Михаила и Сатаны (“Станаэла”), которым могли воспользоваться греческие составители апокрифа. Также, на этой секции с докладом, где излагается проект реконструкции (в том числе и благодаря привлечению церковнославянских фрагментов хроники византийского писателя Георгия Монаха (IXв.)) утерянного, предположительно древнееврейского, эпохи Второго Храма, “Руководства по библейской истории”, – выступил постоянный автор «Православной энциклопедии», д.ф.н. Дмитрий Афиногенов (Институт всеобщей истории РАН). На секции «Славянские апокрифы» свой доклад «Иудейско-христианский экзегезис в славянской версии трактата “О гибели высочайшего разума и об образе света” представил куратор этой секции, д.ф.н., главный редактор журнала Scrinium Василий Лурье. Докладчик идентифицировал это сочинение, сохранившееся лишь по-славянски как оригенистическое по содержанию, и указал признаки его сирийского прототипа, сохранившего в себе апокалиптические и календарные традиции периода иудаизма Второго Храма. Здесь же сообщение на тему «Методы “переписывания Библии” в Исторической Палее и славянском цикле об Аврааме» сделала Мария Витковская (на данный момент – аспирантка Берлинского университета имени Гумбольта). Доклад был посвящен разным изводам «переписанной» части Книги “Бытие” (гл. 11-25) в Исторической Палее, созданной в Византии в IX в., и в её южно- и восточно-славянских переводах и переложениях. (Цикл об Аврааме, по мнению докладчицы, служит одним из лучших примеров такого рода переписывания библейских текстов.) С сообщением «Сказание отца нашего Агапия: славянский вариант композиции греческого текста оригинала» выступила аспирантка РГГУ Дарья Пенская. В её сообщении была продемонстрирована трансформация многих как стилистических, так и концептуальных моментов указанного текста при переводе с греческого на древнеславянский, что привело фактически к редукции агиографического сочинения к народной сказке. На секции «Исследования Септуагинты» доклад на тему «“Целители” в LXXПс 87:11 и Ис 26:14 как пример полемики библейских переводчиков против эллинистического культурно-религиозного окружения» представил научный сотрудник Института перевода Библии доктор философии Алексей Сомов. В тексте сообщения был дан сравнительный анализ греческий терминологии, использованной при передачи еврейского текста – в частности, перевод rephaim (евр. «духи мертвых») словом iatroi (греч. «врачи»), – и продемонстрирована полемическая направленность такого подхода против культа бога-целителя Асклепия. Именно он почитался в эллинистическом мире в качестве божественного врача, которому приписывалась подчас даже способность воскрешать мертвых. Переводчики LXX, по мысли докладчика, как раз и старались подчеркнуть суетность таких верований и связанных с ними медицинских практик в своей версии библейских текстов. В Литве прошла научная конференция «Библейские исследования в секулярном и постсекулярном обществе» 09.08.2018 В Международном университете LCC, базирующемся в литовской Клайпеде, состоялась международная научная конференция, посвященная состоянию и перспективам развития библеистики в XXI веке. Организаторами форума выступили Теологический факультет университета и Центр веры и человеческого развития, аффилированный с университетом. Основная цель конференции определяется в пресс-релизе следующим образом – осмысление интеллектуальной ситуации, в которой сегодня находятся научные и церковные организации, специализирующиеся по библиистике, исследователи и преподаватели библейских дисциплин. Какую роль должны они выполнять в условиях, когда кажется, что Библия и знания о ней теряют свою актуальность для жизни современного общества? Как библеистика может и должна быть наиболее плодотворно интегрирована в сферу высшего образования? С докладами на конференции выступили библеисты, теологи, религиоведы и политологи из Литвы, Польши, Нидерландов, Великобритании, ЮАР, США. На пленарном заседании было представлено два доклада. С первым выступил профессор библеистики LCC Международного университета Бенджамин Джиффон. В своём выступления на тему «(Не)актуальность библейских исследований» докладчик попытался разобраться в вызовах и угрозах, перед которыми стоит библеистика как область гуманитарного знания. Он поделился своим видением будущего вузов и журналов, занимающихся библейской тематикой и указал на значительную разницу в той роли, которую играет библеистика в секулярных и постсекулярных обществах, с одной стороны, и в традиционных или полутрадиционных, с другой. Второй доклад профессора теологии Университета Фри-Стейт (ЮАР) Питера де Вийе касался центральной темы форума – «Оживление теологии в секуляризованные времена: поворот к эстетике». В нём докладчик, во-первых, критически оценил преобладающий до сих пор акцент в теологической эпистемологии на концептуальном знании и маргинализации эстетического элемента как слишком субъективного. Во-вторых, он засвидетельствовал фиаско такого рода теологии в современном общественном дискурсе и рост интереса к эстетике в рамках этого дискурса. Эстетику, по мысли Вийе, «можно считать вполне самостоятельным видом познания», который стоит взять на вооружение теологии, чтобы получить новый импульс актуализации и привлекательности, особенно при артикуляции своего мистического измерения. Несколько докладов было посвящено состоянию библеистики, а также библейской проблематике в современной общественной жизни Польши. Так, в сообщении «Не Иисус, а торговля! Библия и многорелигиозное пространство в современной польской литературе» его автор, философ и литературовед Матеуш Кучаб (Жешувский университет), выявляет и анализирует библейские мотивы в современной польской литературе. На примерах из поэтических, драматургических и прозаических произведений докладчик указывает на напряжённость, существующую между заповедями и смыслами Евангелия и современными политическими и экономическими принципами жизни польского общества как они отражены в сочинениях авторов. Профессор политологии, специалист по церковно-государственным отношениям Петр Мусиевич (Университет Игнациум, Краков) с сообщением «Проблемы и перспективы развития библейской науки в современной Польше». Докладчик дал три модели изучения библейских дисциплин: 1) аналитическая, где превалирует научный подход; 2) актуализированная, направленная на приложение истин Библии к жизни; и 3) смешанная, объединяющая обе из вышеуказанных. По данным Муциевича, в польских католических университетах и семинариях преобладала первая модель, в католических общинах – вторая. Впрочем, в последние годы в Польше появилось несколько католических библейских школ, где практикуется вторая модель. Но пока распространению в вузах как актуализированной, так и смешанной модели изучения библейских текстов препятствует неверная, по мнению докладчика, образовательная программа, а также засилье либерализма. Прозвучали доклады, касающиеся статуса библеистики как научной области и способов и условий её преподавания в вузах разных стран мира, в частности: «Переосмысление контекста библейских исследований: трактовка М. Полани секулярного и постсекулярного общества» (Джон Хесс, Мидлсекский университет, Лондон); «Незаинтересованная аудитория: преподавание библеистики для студентов, выросших в секулярном и постсекулярном обществе» (Мэттью Хаффман, LCC Международный университет); «Разноаспектное чтение и изучение Нового Завета на закате периода пост-апартеида» Мариус Нел (Стелленбосский университет, ЮАР). Ряд сообщений был посвящён педагогико-методической и общетеологической тематике, которые связаны с библеистикой. Выпускник Сербской православной семинарии св. Василия Острожского (штат Иллинойс), аспирант Тринитарный Международного Университета (США) Димитрие Станоевич выступил с докладом «Ветхозаветная экзегетика в светском и постсекулярном обществах»; профессор Ветхого Завета Стелленбосского университета (ЮАР) Луи Йонкер с докладом «Пересекая границы: трансформационный потенциал межкультурного прочтения библейских текстов»; д-р теологии Амстердамского свободного университета Хенрикас Жукаускас «“Дух и невеста говорят: "Приди"”: драматическая плодотворность теологии Святого Духа». Фестивали, выставки, ярмаркиВ Елабуге завершился XI Всероссийский фестиваль колокольного звона 07.08.2018 4-5 августа 2018 года в городе Елабуге (Республика Татарстан) прошел XI Всероссийский фестиваль колокольного звона, собравший лучших мастеров этого вида искусства со всей России. На протяжении двух дней участники демонстрировали свое мастерство на колокольне Спасского собора и в парке перед храмом, где была установлена переносная звонница. Гостей мероприятия приветствовал настоятель Спасского собора игумен Гавриил (Лепихин). «Приятно, что все вы вновь собрались на елабужской земле. Люди все больше и больше интересуются колокольным звоном. Колокол и душа человека объединяются в этом музыкальном произведении, и человек получает особый заряд», — отметил священник. В этом году на фестивале были представлены 15 школ колокольного искусства — всего около 100 участников. Многие из них приезжают каждый год. Среди них звонари Московской, Санкт-Петербургской, Екатеринбургской, Нижегородской, Калужской школ. В этом году впервые приехали представители Вятской школы колокольного звона. Во время фестиваля на сцене выступают музыканты-мультиинструменталисты. «У нас обязательно звучат гусли, колесная лира. Очень интересное направление — гусли звучат вместе с бас-гитарой, таким образом появляется более современное звучание», — делится куратор фестиваля Наталья Кропоткина. Еще одна особенность елабужского фестиваля — каждый год во время звон-концертов обязательно звучит новый инструмент. В прошлом году это был украинский народный струнный инструмент бандура, а в этом году — цимбалы из Белоруссии. Кроме мастеров колокольного звона, в фестивале приняли участие фольклорные коллективы, вокальные ансамбли, авторы и исполнители духовно-патриотических песен. Фестиваль молодежной культуры «Православный Азов» прошел в Ейской епархии 07.08.2018 24-28 июля 2018 года по благословению епископа Ейского и Тимашевского Германа в Ейской епархии состоялся VI Фестиваль молодежной культуры «Православный Азов», организованный епархиальным отделом по работе с молодежью при поддержке отдела по делам молодежи администрации муниципального образования Ейский район. На побережье Азовского моря у станицы Должанской Ейского района собрались более 160 юношей и девушек из всех благочиний Ейской епархии, представители Екатеринодарской, Тихорецкой и Ростовской епархий для участия в духовно-просветительских программах смены «Православный Азов — 2018». Епископ Ейский Герман в палаточном храме фестиваля возглавил ночную Божественную литургию по случаю 100-летия мученического подвига святых Царственных страстотерпцев, 1030-летия Крещения Руси и дня памяти святого благоверного князя Александра Невского. В рамках фестиваля состоялось заседание коллегии по делам молодежи Ейской епархии под председательством епископа Германа, в котором приняли участие руководитель Координационного центра Синодального отдела по делам молодежи в Южном федеральном округе, руководитель отдела по делам молодежи Екатеринодарской епархии протоиерей Димитрий Руднев, руководитель отдела по делам молодежи Ейской епархии протоиерей Александр Брижан, руководитель отдела по делам молодежи Армавирской епархии протоиерей Иоанн Гелеван, руководитель социального отдела Тихорецкой епархии протоиерей Касссиан Кравцов,настоятель Никольского храма Ростова-на-Дону Донской митрополии протоиерей Георгий Жилин, руководители епархиальных отделов и представители духовенства, отвечающее за молодежную работу в благочиниях Ейской епархии. В ходе заседания были приняты ряд проектов межъепархиального значения. Фестиваль «Православный Азов» завершился благодарственными молитвами в храме Архистратига Михаила города Ейска. В Казанском кремле проходит выставка шедевров древнерусского иконографического искусства 08.08.2018 В Казани в музее истории Благовещенского собора Казанского кремля проходит выставка иконописных шедевров «Откровенья вечной красоты...». Из собрания Ростовского кремля в Казань привезены икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ святителя Николая Чудотворца с житием. Главный экспонат выставки, икона Божией Матери, созданная в середине XVI века, является одним из самых ранних образов «Неопалимой Купины», написанных на Руси. «Образ Божией Матери наполнен символами и ветхозаветными образами. Красота иконы, ее глубина надолго останутся в памяти посетителей выставки», — говорит директор музея Ольга Пехтелева. Накануне закрытия выставки, 19 августа, в рамках открытого лектория «Встречи в Благовещенском» состоится лекция «Радуйся, Николае, великий чудотворче», которая завершит цикл мероприятий, посвященных пребыванию в музее истории Благовещенского собора двух шедевров из Ростовского кремля. Выставка продлится до 20 августа 2018 года. Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00. Справки по телефону: +7(843) 567-81-68. В Пятигорской епархии открыт музей, посвященный 130-летию Православия в регионе Кавказских Минеральных Вод 10.08.2018 8 августа 2018 года, в день памяти Феодосия Кавказского, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в Покровском соборе города Минеральные Воды (Ставропольский край) возглавил торжества, посвященные 70-летию преставления и 20-летию перенесения мощей местночтимого старца. В рамках торжеств состоялось открытие церковно-исторического музея, посвященного 130-летию Православия в регионе Кавказских Минеральных Вод. В нем хранятся старинные книги, самодельная богослужебная утварь середины XX века, остатки ступеней первого Покровского храма, построенного в XIX веке. Ныне на этом месте возведен Благовещенский храм. В рамках сотрудничества между церковными музеями Пятигорской епархии благочинный приходов Минераловодского церковного округа протоиерей Алексий Панасенко передал нотные сборники с подписью схиархимандрита Иоанна (Мирошникова, +1956), настоятеля Покровского казачьего храма Пятигорска, музею Успенского Второафонского Бештаугорского мужского монастыря. Отец Иоанн стоял у истоков обители, основанной в начале XX столетия, был последним ее настоятелем перед закрытием в 1927 году, сообщает епархиальный сайт. РазноеИзраиль переместит тюрьму из Мегиддо, чтобы провести раскопки древней христианской церкви 09.08.2018 В получасе езды к югу от Назарета, Мегиддо является популярным местом для туристов, посещающих места Святой Земли. Уже многие десятилетия здесь происходят раскопки. В 2005 году в ходе работ по расширению обветшавшей тюрьмы Мегиддо были обнаружены остатки христианского молитвенного зала 3-го века, в том числе мозаика с изображением Господа Иисуса Христа. Было раскопано здание с мозаикой, найдены более ранние артефакты, затем участок был законсервирован под наблюдением археологов. Теперь, после многих лет юридических и бюрократических проволочек, тюрьма должна быть перемещена, освободив место для дальнейшего изучения объектов, полномасштабные раскопки должны начаться в 2021 году. Археологи уже говорят о раскопках районе, который с некоторой долей условности называют "большим Мегиддо". "Когда христианский молитвенный зал впервые был найден под зданием тюрьмы, мы все были взволнованы, говорит Мэтью Адамс, директор Института археологических исследований им. Олбрайта в Иерусалиме, который многие годы раскапывал Мегиддо. А потом мы поняли: "о, это же тюрьма строгого режима, так что мы никогда не сможем здесь продолжить раскопки". "Теперь, когда правительство решило переместить эту тюрьму, мы можем исследовать удивительный и интересный период развития раннего христианства таким образом, как и не надеялись". Тюрьма, в число заключенных которой когда-то входили боевики ХАМАС и различные джихадисты, находится в нескольких сотнях метров к югу от самого Телль-Султан, где располагался древний Мегиддо. Здесь археологи во главе с Кэтлин Кеньон нашли руины древнейшего на Земле города. Между тюрьмой и холмом находится практически не исследованная площадка, где располагался Шестой Легион Римского государства, его укрепления вероятно были построены при императоре Адриане. Название Армагеддон, как полагают, является искажением еврейских слов Хар Мегиддо - Гора Мегиддо. Несмотря на то, что холм был небольшим, он был местом многочисленных сражений древности, поскольку отсюда легко осуществлять контроль над долиной, через которую продвигались армии, стремящиеся выйти к Средиземному морю. Самое раннее письменное упоминание Мегиддо относится к правлению фараона египетского Нового Царства Тутмоса III, который победил сирийские и ханаанские государства в 1468 году до нашей эры. Позже город был занят израильтянами, а затем ассирийцами в 733 году до нашей эры. Текущие раскопки холма ведут Адамс и профессор Израиль Финкельштейн, известный израильский археолог из Тель-Авивского университета. "Мегиддо был важен, потому что он находится на дороге, которая соединяет Египет с Месопотамией, с Дамаском, с Анатолией. Поэтому тот, кто контролировал эту местность, владел самой важной дорогой древности в древнем мире", - сказал Финкельштейн. Команда археологов использовала современные методы радиоуглеродного датирования и лазерные измерения расстояния, чтобы точно зафиксировать и описать многие слои истории телля, включая памятники, которые как считали ранее были построены в эпоху царя Соломона. Сейчас можно доказать, что они относятся, сказал Финкельштейн, к более поздней эпохе Ахава, царя Северного царства Израиля, правившего в 9 веке до нашей эры. Важнейшей частью работ представляется правильное датирование артефактов. "Можно осуществлять датировку исходя из связи найденных предметов с библейским контекстом, а также основываясь на радиоуглеродных исследованиях". И.Финкельштейн сказал, "когда вы работаете с радиоуглеродом, вы находитесь на твердых основаниях в вашей работе с датировками". Израильские туристические власти планируют создать комплекс на этом месте, чтобы объединить туризм, археологию и прогулки на природу. Ориентируясь, в частности, на интерес со стороны христианских евангелистов, они надеются привлечь до 300 000 посетителей в год, что почти вдвое больше нынешних показателей. Многое еще предстоит сделать. "Тюрьма, рассчитанная на содержание 1000 опасных заключенных будет перемещена, будет построен новый комплекс, который позволит открыть мозаик и обеспечит людям со всего мира возможность увидеть Мегиддо", сказала пресс-секретарь тюремной службы Николь Ингландер. Руководящий раскопками на телле (сейчас исследуется период Среднего Бронзового века), Адамс рассказал, что этот район, по-видимому, был культурным плавильным котлом два тысячелетия назад, евреи, христиане и язычники-римляне жили в одном месте. Это предполагает, что взаимодействие между ранними христианами и Римской Империей было намного сложнее, чем считалось ранее. В древнейшем монастыре Великого Устюга состоялась первая за 100 лет литургия 10.08.2018 В древнейшем монастыре Великого Устюга - Михаило-Архангельской обители состоялась первая за 100 лет Божественная литургия, пишет "Вологда-регион". Датой основания мужского Михаило-Архангельского монастыря считается 1212 год. Сохранились уникальные постройки XVII-XVIII веков, пятиглавый Михаило-Архангельский собор с шатровой колокольней, Введенская церковь с трапезной палатой, Владимирская надвратная церковь, храм-памятник Преполовения Пятидесятницы, настоятельские и братские кельи. Территория монастыря окружена невысокими каменными стенами со Святыми вратами. На территории монастыря когда-то располагалось Великоустюжское духовное училище, а с 1737 по 1786 год - Великоустюжская духовная семинария. В 1918 году монастырь был закрыт, а его храмы переданы приходской общине, вскоре упраздненной. В 1924 году решением Северо-Двинского губисполкома надвратная Владимирская церковь и Михаило-Архангельский собор были приписаны в распоряжение губернского музея. До 1941 года на территории монастыря размещались следственное отделение и тюрьма. В годы войны помещения занимали эвакуированное Пуховичское пехотное училище. В 1960 году ансамбль Михаило-Архангельского монастыря поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения. До недавнего времени все строения принадлежали Великоустюжскому автотранспортному техникуму и Великоустюгскому государственному музею-заповеднику. После создания архиерейского подворья «Михаило-Архангельский монастырь» храмы были переданы в собственность Великоустюжской епархии. Первую с момента закрытия монастыря службу в храме Михаила Архангела провел епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий (Перов). Церковное вино, возрожденное «Массандрой» спустя столетие, сошло с конвейера 10.08.2018 1 июня 2018 года в ФГУП "ПАО Массандра" Управления делами Президента РФ завершился розлив первой партии церковного вина, произведённого по особой технологии, без добавления спирта. 15 тысяч бутылок "Церковного удельного ведомства» ушло в реализацию. Всего же приготовлено 6 тысяч декалитров этого вина. Гендиректор "Массандры" Янина Павленко напомнила, что вино, приготовленное без крепления спиртом специально для таинства причастия, "Массандрой" производилось в начале прошлого столетия (несколько бутылок такого вина 1902 года урожая хранятся в энотеке "Массандры", являясь её украшением). В советский период, когда к нуждам Церкви относились пренебрежительно, от этой трудоёмкой и затратной практики отказались, и даже для церкви стали готовить кагоры уже с добавлением спирта. Возродить вино было решено на базе массандровского филиала "Малореченское". Один из авторов проекта - винодел с 30-летним стажем Сергей Задорожный. "Ценители массандровского вина с большим интересом встретили новость о возрождении церковного вина. Через соцсети мы собирали для него варианты названий. В общей сложности было собрано около пятидесяти предложений. В итоге мы согласились с теми, кто предлагал оставить историческое название - "Церковное удельного ведомства", - рассказывает Павленко. Виноград для церковного вина - "саперави" и "бастардо" - собирался вручную во второй половине октября, ягоды буквально увялили на лозе до высокого содержания сахара. В производстве были применены три технологии: нагревание, использующееся при получении кагора, сбраживание на мезге - так делают красные столовые вина, и технический прием от производства "Малаги" - уваривание сусла. Содержание спирта в готовом вине - 12%, сахара – 10%. Вино "Церковное удельного ведомства" уже есть в розничной продаже в Крыму. Вскоре оно поступит также в магазины материковой части России. Производство легендарных традиционных кагоров "Массандры" - "Южнобережный", "Партенит" и "Ай-Серез" сохранено. Запрещенный в служении за поддержку сексменьшинств молдавский священник прощен после публичного покаяния 10.08.2018 Отстраненный от совершения богослужений за поддержку сексуальных меньшинств молдавский священник Максим Мелинти вернулся к прежним трудам, сообщил "Интерфаксу" секретарь митрополии Кишинева протоиерей Вадим Кейбаш, уточнив, что отец Максим был прощен после публичного покаяния. "Церковный суд митрополии 8 августа принял решение о снятии с М.Мелинти запрета на совершение таинств и богослужений. В указе, подписанном после этого митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром, отмечается, что с 9 августа 2018 года священник Максим Мелинти может вновь совершать религиозные обряды", - сообщил представитель митрополии. Как и прежде, отец Максим будет совершать богослужения в церкви Покрова Божьей Матери в пригороде Кишинева - селе Гидигич. Рассылка "Православное обозрение" выходит с 1999 года. Целью рассылки является распространение православной информации и интересных новостей мира других религий. Перепечатка и дальнейшее распространение материалов рассылки приветствуется при сохранении ссылок на источник информации. Информационная поддержка:
Энциклопедия "Древо": http://drevo-info.ru
Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок, автор узнает о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.
|
В избранное | ||