Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Православное обозрение N5 (476)


Внимание! Вышестоящая реклама не имеет отношения к данной рассылке и Православию. Будьте осторожны. Подробнее о рекламе.

Православное обозрение

Выпуск 5 (476) от 06.02.2011

Подписчиков: 5971


Официальная хроника

Священный Синод утвердил проекты регламента и повестки дня Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

31.01.2011 31 января 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были рассмотрены вопросы подготовки к намеченному на 2-4 февраля Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви.

Священный Синод постановил (журнал № 6) предложить на утверждение Архиерейского Собора:

  • Проект регламента Собора;
  • Проект повестки дня и программы Собора;
  • Состав Редакционной и Мандатной комиссий;
  • Кандидатуру Секретаря Собора.

Синод имел также суждение (журнал № 7) о составе Президиума предстоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Согласно пункту 7 главы III Устава Русской Православной Церкви «Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод».

Священный Синод отметил важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей различных частей Московского Патриархата. Приняв во внимание, что предстоятели Японской Православной Церкви и Эстонской Православной Церкви уведомили Святейшего Патриарха Кирилла о невозможности для них принять участие в заседаниях Архиерейского Собора по состоянию здоровья, в состав Священного Синода на время работы Собора решено включить митрополита Рижского и всея Латвии Александра и митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви проходит в Москве

02.02.2011 2 февраля 2011 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В составе президиума Собора — постоянные члены Священного Синода: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Также в президиум входят временные члены зимней сессии Священного Синода: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, епископ Архангельский и Холмогорский Даниил.

Кроме того, на своем заседании 31 января 2011 года Священный Синод постановил включить в состав Священного Синода, являющегося по Уставу Русской Православной Церкви президиумом Собора, митрополита Рижского и всея Латвии Александра и митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.

К участию в Соборе приглашены 217 архипастырей Русской Православной Церкви. В Уставе Русской Православной Церкви говорится, что Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Собора без права решающего голоса.

В адрес Собора, в частности, поступили приветствия от Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Президента Украины В.Ф. Януковича.

Завершился первый день работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

02.02.2011 2 февраля 2011 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал свою работу Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Заседание предварила совместная молитва членов Собора за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл рассказал о регламенте Собора. Был избран секретарь Архиерейского Собора, а также утвержден состав мандатной и редакционной комиссий.

Затем прозвучал доклад Предстоятеля Русской Православной Церкви. В докладе, в частности, были затронуты темы деятельности Межсоборного присутствия, изменений в центральном церковном управлении, жизни автономных и самоуправляемых Церквей и заграничных учреждений, внутренней жизни епархий, приходов, монастырей Русской Православной Церкви, работы Общецерковного суда, наградной реформы, духовного образования и богословской науки, миссионерского служения, религиозного образования и катехизации, молодежной и социальной работы, канонизации святых и их богослужебного почитания, информационной и издательской деятельности Церкви, церковно-государственных и церковно-общественных отношений, духовного попечения о казачестве, внешних церковных связей и межрелигиозного диалога.

Его Святейшество также привел статистические данные по Русской Православной Церкви.

Святейший Владыка пригласил участников Собора к дискуссии по поднятым в докладе вопросам. Прозвучавшие выступления будут учтены при подготовке соборного документа «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».

Далее митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил участникам Собора документы «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», «Общественная деятельность православных христиан» и «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».

После обсуждения Архиерейский Собор принял представленные документы.

Согласно докладу мандатной комиссии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в заседании участвовали 206 членов Собора из 221 обозначенных в списках. Из числа присутствующих архиереев — 145 управляющие епархиями, 55 викарных, 6 преосвященных, находящихся на покое.

Синодальный отдел по социальному служению будет оказывать епархиям информационно-методическую поддержку

03.02.2011 27 января 2011 года в здании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви состоялась встреча глав и представителей епархиальных отделов по социальному служению из России и Украины с руководством Синодального отдела.

Работу круглого стола возглавил председатель Отдела епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. В мероприятии приняли участие представители 13 епархий: Архангельской, Курганской, Иваново-Вознесенской, Калининградской, Новосибирской, Рязанской, Брянской, Владимиро-Суздальской, Ставропольской, Барнаульской, Тамбовской, Киевской, Днепропетровской.

В ходе встречи представители епархиальных отделов заявили о необходимости информационно-методической поддержки социальной работы в регионах. Для решения этой проблемы Синодальный отдел по социальному служению планирует провести в различных федеральных округах обучающие конференции по образцу успешно проведенной конференции в Санкт-Петербурге. Для этого представителям епархии необходимо отправить подписанный архиереем запрос на адрес Отдела.

Также было анонсировано дистанционное обучение с помощью сетевых семинаров (соответствующий раздел на сайте Синодального отдела появится в ближайшее время). Записаться на семинар смогут как священники, ответственные за социальное служение, так и активные миряне. Кроме того, представителям епархий было предложено вносить новые сведения в базу данных по социальному служению Церкви, которая в настоящий момент опубликована на сайте Синодального отдела.

Духовенству Русской Церкви разрешили участвовать в выборах в исключительных случаях, но без вступления в партию

03.02.2011 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, заседание которого проходит в эти дни в Москве, расставил окончательные акценты в вопросе об участии священнослужителей в политической борьбе.

"Иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней… Исключения из этого правила могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной церковью", - говорится в итоговом документе Собора, опубликованном на сайте Московского патирархата.

В каждом подобном случае, как уточняет документ, Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви (в составе Московского патриархата) "определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение".

"При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии, - подчеркнуто в резолюции. - Лица в священном сане и монашествующие, занимая определенную политическую позицию, выражают ее свободным тайным голосованием".

В то же время православные миряне могут полноценно участвовать в политической деятельности, выдвигаться и избираться на любые посты, создавать свои политические партии или особые группы в рамках партий. Миряне же, работающие в общецерковных учреждениях, не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах и участвовать в деятельности политических партий без благословения патриарха и Синода, а миряне, работающие в епархиальных учреждениях, и учащиеся духовных школ - без благословения епархиального архиерея.

"Церковные контакты с политическими организациями или отдельными политиками должны служить благу человека и народа, помогать людям созидать мир и согласие в обществе. Священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера", - сказано в решениях архиерейского форума.

Кроме того, священнослужителю, монашествующему или мирянину, выражающему собственные политические убеждения, следует говорить только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви. Недопустимо излагать личные политические взгляды с церковного амвона, а также предоставлять для политических мероприятий церковные помещения.

При этом отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как ее самоустранение от происходящего в стране и мире.

"Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха, о нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, о деградации или разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей, о воспитании подрастающего поколения, заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях. Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний", - сказано в решениях Собора.

По мнению архиереев, в контексте избирательной кампании уместно призывать граждан к осмысленному участию в голосовании, а политиков - к проведению честных выборов, к снижению накала политических страстей, к заботе о мире, солидарности и согласии в обществе.

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе опубликован на сайте Московского Патриархата

03.02.2011 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, собравшимися в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя 2 февраля 2011 года.

Текст доклада опубликован на сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/data/2011/02/02/1233346051/Doklad_AS.doc

Завершился второй день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

03.02.2011 3 февраля 2011 года в Храме Христа Спасителя продолжил свою работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

В начале пятого пленарного заседания Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил главу Отдела религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Меркурия с 20-летием образования этой Синодальной структуры.

В первой половине дня участники Архиерейского Собора рассмотрели и приняли Заявление о жизни и проблемах коренных малочисленных народов. Документ представил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

В Большом Кремлевском дворце состоялась встреча Президента России с иерархами, участвующими в Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В ходе встречи Д.А. Медведев вручил Святейшему Патриарху Кириллу высокую государственную награду ― орден Александра Невского.

После перерыва секретарем Собора, управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием были оглашены поправки к Уставу Русской Православной Церкви в связи с административной и юридической реформой, предпринятой Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом в 2009-2010 годах.

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк представил участникам заседания проект документа «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», подготовленный Межсоборным присутствием. После обсуждения Собор принял документ.

С еще одним проектом, разработанным Межсоборным присутствием, ― «Временным положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей» ― присутствовавших ознакомил митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий.

Собор обсудил данный проект и поправки к Уставу. Высказанные предложения были направлены в редакционную комиссию Собора.

В Москве завершил свою работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

04.02.2011 Со 2 по 4 февраля 2011 года в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

В завершающий день работы Собора прозвучало выступление Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Его доклад был посвящен теме «Украинская Православная Церковь сегодня».

По итогам состоявшейся накануне дискуссии были приняты поправки к Уставу Русской Православной Церкви и документ «Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей».

Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) представил проект «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви».

Глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ознакомил присутствующих с проектом документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви».

Проект «Положения о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» был представлен управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием.

После широкого и детального обсуждения Архиерейский Собор принял предложенные документы.

В ходе заседания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) поздравил архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима, епископов Гродненского и Волковысского Артемия, Могилевского и Мстиславского Софрония с годовщинами архиерейских хиротоний, а архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила — с тезоименитством.

По итогам работы были приняты определение Освященного Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», определение «О принятии соборных документов» и определение «О наградах Русской Православной Церкви».

Члены Собора обратились с посланием к клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

В заключительном слове Святейший Патриарх Московский и все Руси Кирилл отметил:

«Всечестные члены Архиерейского Собора! Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас за труды, которые были понесены в течение пяти дней. Этот Собор отличается от предыдущих тем, что его основные документы готовились при очень большом участии как епископата, духовенства, так и верующих мирян.

Мы сегодня можем сказать, что документы, принятые Собором, в каком-то смысле уже апробированы церковным сознанием. Полагаю, что многие возникающие время от времени нестроения в церковной жизни, появлялись, возможно, именно потому, что не нам хватало инструментов для преодоления этих трудностей. Сама соборная природа Церкви нам такие инструменты предоставляет. Создание Межсоборного присутствия, его работа в течение года и то, что в обсуждении материалов Присутствия приняли участие епархии, а в епархиях — священнослужители, богословы, миряне, а также любой желающий посредством Интернета, свидетельствует: сегодня, в непростое время, переживаемое Церковью, соборность, являющаяся неотъемлемой характеристикой церковного бытия, становится особо востребованной.

Соборность предполагает участие широкого круга людей, но одновременно неколебимое хранение иерархической вертикали власти в Церкви. Сочетание этих двух составляющих и образует ту силу, которая помогает Церкви, преодолевая все невзгоды и исторические перипетии, существовать на протяжении двух тысячелетий.

Дай Бог, чтобы и в нынешнее непростое время Церковь, опираясь на Богом дарованную силу, силу соборности, решала стоящие перед ней задачи к славе Божией.

Все, что мы делаем, — ради спасения людей. У Церкви нет другой цели, нет другого предназначения. Эта цель всегда должна быть в центре нашего внимания — все остальное вторично и является лишь инструментом продвижения этой главной и окончательной цели: к спасению людей, приведению их к жизни по Божиим заповедям.

Я хотел бы всем нам пожелать крепости сил, разумения, мужества, терпения, потому что соборное осмысление церковной жизни, несомненно, потребует от нас терпения, снисхождения друг ко другу, взаимной любви, способности воспринимать наши сильные и слабые стороны, сохраняя единство духа в союзе мира. Пусть Господь благословит труды нашей Церкви».

Началась поездка председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона в США

05.02.2011 5 февраля 2011 года в полночь председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Ионы, прибыл в Нью-Йорк.

В аэропорту председателя ОВЦС встречали: управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан; клирик Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке, представитель Всемирного русского народного собора при ООН протоиерей Игорь Выжанов; ректор Свято-Владимирской духовной семинарии протоиерей Иоанн Бэр; проректор протоиерей Чад Хатфилд (Православная Церковь в Америке); Генеральный консул Российской Федерации в Нью-Йорке А.К. Юшманов.

В программе поездки председателя ОВЦС в США — посещение Нью-Йорка, Вашингтона и Далласа. В рамках поездки митрополит Иларион выступит с ежегодной Шмемановской лекцией в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке, совершит богослужение в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке, встретится с рядом религиозных и политических лидеров, представителями политического руководства и интеллектуальных кругов США, выступит с докладами в Католическом университете Америки (Вашингтон) и Далласской богословской семинарии.

В поездке митрополита Илариона сопровождают секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), православные миряне.

Поездка продлится до 13 февраля.

Вечная память!

Скончался митрополит Варфоломей (Анания)

03.02.2011 Иерарх Румынской Православной Церкви митрополит Клужа, Альбы, Крисаны и Марамуреша Варфоломей (Анания) скончался 31 января в возрасте 89 лет от последствий сердечно-сосудистого заболевания, сообщает Service Orthodoxe de Presse. Почивший владыка был богословом, духовным писателем и драматургом.

Митрополит Клужский Варфоломей будет похоронен в четверг, 3 февраля, в Успенском соборе в г. Клуж, на северо-западе Румынии. До выборов нового митрополита обязанности главы митрополии Клужа будет исполнять Патриарх Румынский Даниил, сообщает агентство KIPA-APIC.

Будущий митрополит Варфоломей (в миру - Валерий Анания) родился в 1921 г. Учился в семинарии в Бухаресте. В 1942 г. принял монашество и стал иеродиаконом. Во времена коммунистического режима дважды попадал в тюрьму и лагеря (в 1946 — 1948 и 1958 — 1964 гг.). Между этими двумя периодами заключения он в 1948 г. защитил докторскую диссертацию по богословию, работаел в Синодальной библиотеке в Бухаресте. В 1965 г. был выслан в США, где он был рукоположен во иеромонаха в 1967 г. и до 1976 г. являлся клириком Румынской архиепископии в Америке. В тоже время он опубликовал несколько трудов в области православной духовности, а также ряд пьес. Разрешение возвратиться в Румынию получил в 1976 г. После этого руководил Библейским институтом в Бухаресте, где он возглавил работу над новым переводом Библии на румынский язык.

Много раз Румынская Патриархия выдвигала его кандидатуру для поставления во епископы, однако, коммунистические власти Румынии всякий раз запрещали его рукоположение. Только после падения коммунистического режима отец Варфоломей был рукоположен в епископский сан. В 1993 г. он стал архиепископом г. Клуж в Трансильвании. В ноябре 2005 он был возведен в сан митрополита, а Клужская архиепископия решением Синода Румынской Церкви возвышена до ранга митрополии. В июле 2007 г. после кончины Патриарха Феоктиста наряду с митрополитом Молдовы Даниилом (Чоботя, ныне — Румынский Патриарх) митрополит Варфоломей являлся одним из главных кандидатов на пост Предстоятеля Румынской Православной Церкви.

В Болгарии скончалась известная исследовательница восточно-христианской церковной музыки и гимнографии Елена Тончева

04.02.2011 3 февраля после тяжелой болезни на 78-м году жизни скончалась известная болгарская исследовательница восточно-христианской церковной музыки и гимнографии Елена Тончева, сообщает болгарский сайт «Двери.Бг».

Елена Тончева родилась 26 июня 1933 г. в Софии. Окончила музыкальное училище в Софии, а в 1958 г. Болгарскую консерваторию. С 1960 г. работала в Институте музыка при Болгарской академии наук. В 1971-1972 гг. проходила специализацию по музыкальной медиевистике в Париже. Изучала музыкальные славянские рукописи в архивных собраниях разных стран, открыла «болгарский» распев на годовой цикл служб. Особое внимание в своих исследованиях уделяла творчеству св. Иоанна Кукузеля. Защитила докторскую диссертацию по теме «Полиелейные мелодии, обозначенные как болгарские в балканской песенной практике (по источникам 12-15 вв.).

В последние годы Елена Тончева исследовала культурологическую проблему разграничения Востока и Запада в европейской музыкальной культуре в средние века и формирование гипотезы различного осмысления музыкального искусства как культа и культуры в двух частях Европы.

Елена Тончева — автор десятков радио- и телевизионных музыкальных образовательных программ, редактор ряда тематических сборников, статей, в том числе — статей по церковной музыке в «Православной энциклопедии», издаваемой в Москве.

Благодаря исследованиям Елены Тончевой сочинения средневековых болгарских и византийских гимнографов не только были открыты, но и стали исполняться церковными хорами.

Елена Тончева будет похоронена 5 февраля на центральном городском кладбище в Софии.

Церковь и общество

В Грозном будет построен православный центр

31.01.2011 В Грозном начинается строительство православного центра, сообщил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков).

"Сегодня я обратился к главе республики Рамзану Кадырову с просьбой построить православный центр. Моя просьба воспринята с пониманием. Рамзан Кадыров обещал сделать все для реализации данного проекта", - сказал владыка "Интерфаксу" в минувшее воскресенье.

Он напомнил, что в столице Чечни ранее был восстановлен храм Архангела Михаила, расположенный в центре города.

"Жизнь в Чечне стабилизируется. Люди начинают проявлять большую активность в духовной жизни, как в исламе, так и в православии. И вот мы поняли, что в Грозном нужен православный центр, где бы была возможность собраться всем. Грозный является столицей Чечни, и, естественно, нужно создать условия, чтобы приехавшие прихожане могли остановиться, переночевать. Построить небольшую гостиницу, место, где могли бы покушать, не ходить по базару и кафе", - сказал архиепископ.

Он выразил благодарность Р.Кадырову, заметив, что, "если Рамзан Ахматович что-то обещал, он всегда это делает".

Архиепископ Феофан также выразил надежду на то, что Р.Кадыров примет участие в будущей закладке православного храма в Наурском районе.

"Много задают вопросов, что мы должны сделать, чтобы жизнь нормализовалась, чтобы ненависть ушла, чтобы были мир, спокойствие, взаимопонимание. Вот то, что делается сейчас в Чечне, имеет особое значение для духовно-нравственного оздоровления общества. То есть уважительное отношение, независимо от религии и от национальности", - сказал владыка.

Он подчеркнул, что "православие и ислам жили на Кавказе в дружбе и согласии, живут и будут жить, и тщетны надежды разделить нас по религиозному признаку".

В Марфо-Мариинской обители открывается Школа сестер милосердия

04.02.2011 В Марфо-Мариинской обители открывается Школа сестер милосердия.

Приглашаются женщины в возрасте от 20 до 40 лет, желающие посвятить себя служению милосердия. Прошедшие вступительное испытание проходят обучение в течение 4 месяцев на курсах при Свято-Димитриевском училище сестер милосердия (занятия 4 раза в неделю) с одновременной практикой в структурах православной службы «Милосердие» и больнице святителя Алексия, митрополита Московского.

На время обучения и практики предоставляется жилье в обители и выплачивается денежное пособие.

По прохождении обучения желающие имеют возможность поступить в число сестер общины сроком на один год. По истечении года принимается решение о том, останется ли сестра в обители на более длительный срок.

В Школу принимаются не состоящие в браке женщины в возрасте от 20 до 40 лет, православного исповедания, имеющие рекомендацию духовника и медицинскую справку по форме 086-У.

Зачисление в Школу проводится по результатам подробного собеседования и трехдневного испытания в обители.

Записаться на собеседование можно по телефону 8 (495) 542-00-00 у оператора справочной службы «Милосердие». Без записи соискатели к собеседованию и вступительным испытаниям не допускаются.

Неженатым мужчинам, если они не монахи, будет труднее становиться священниками Русской Церкви

04.02.2011 Архиерейский Собор, проходящий в эти дни в Москве, счел нужным ограничить практику рукоположения молодых неженатых мужчин в священный сан.

В специальной резолюции Собора, опубликованной в четверг, архиереи признают, что "практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная".

Рассмотрев указанный вопрос и учтя решения Всероссийского Собора 1918 года и Синода, прошедшего в январе 1931 года, архиереи постановили, что хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, следует совершать не ранее достижения ими 30-летнего возраста и "по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа".

При этом кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское, академическое или иное высшее богословское образование. В случае, если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем трехлетнюю практику церковнослужителя при кафедральном соборе, Патриаршем или архиерейском подворье, многоштатном городском приходе или монастыре по благословению правящего архиерея и под его общим контролем, а также под руководством опытного священнослужителя.

Власть и религия

Правительство Бутана выразило готовность начать регистрировать христианские общины в стране

31.01.2011 Правительство королевства Бутан, которое находится в Гималайских горах в южной Азии, выразило готовность регистрировать христианские общины в стране. Такое решение представители правительства объясняют необходимостью иметь официального представителя христиан для контактов с администрацией страны, передает агентство Agnuz со ссылкой на Радио "Ватикан".

Большинство населения Бутана, около 70%, являются последователями буддизма. Из других религий на территории страны разрешен только индуизм. Христиане до сих пор терпели гонения и были вынуждены покидать страну. С 60-х годов прошлого века исповедовать Христианство в Бутане было запрещено, поэтому Церковь действовала там подпольно. В целях безопасности Ватикан не озвучивает количества католиков в этой стране.

Единственным священником бутанского происхождения является иезуит Кинли Тзэринг, который управляет католической школой в Индии, где обучается молодежь из Индии, Непала и Бутана. К обращению из буддизма в Христианство Кинли вдохновила встреча с матерью Терезой Калькуттской.

Новость об изменении государственной политики в Бутане вызвала большую радость в миссионерской среде. Миссионерские организации, работающие на границе с Бутаном в Индии, выразили готовность возобновить работу в этой стране.

В Иране арестован еще один христианский пастор

31.01.2011 В Иране задержан христианский пастор, передает Майкл Айэленд, ASSIST News Service. По словам Джейсона Де Марса из Present Truth Ministries, пастор Бехнам Ирани был обвинен в «действиях против порядка».

Де Марс говорит, это значит, что Ирани организовывал встречи домашней церкви и занимался другой христианской деятельностью. В электронном письме в ANS Де Марс сообщает: «Мне стало известно, что около 11 часов по местному времени он был вызван на встречу в особый отдел и после арестован». Пастор Бехнам имеет семью и двоих детей.

Что касается дела Бехруза Саде-Ханджани, который находится в тюрьме в Ширазе, Де Марс сообщил, что его процесс, наконец, назначен на 5 февраля. Де Марс также информирует, что Юсеф Надархани остается в тюрьме в провинции Лакан, в северном Иране. «Его положение не изменилось. Ему все еще угрожает смертный приговор за отступничество. Он ждет Верховного Суда, чтобы он или подтвердил или удалил обвинение. Продолжайте молиться за него и его семью».

Русская Церковь разрешит священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах только в исключительных случаях

01.02.2011 Представители духовенства смогут участвовать в политической борьбе только в порядке исключения, заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

"Мы не вносим никаких принципиальных изменений в "Основы социальной концепции Русской православной церкви". Остается основополагающим принцип неучастия священнослужителей в политической борьбе, в политических партиях, а также в каких бы то ни было выборных или предвыборных мероприятиях, связанных с партийной деятельностью", - сказал он на пресс-конференции в Москве.

Исключением могут стать те случаи, когда участие священнослужителя оказывается необходимым для защиты интересов канонической Церкви.

"Например, где-то на Украине какой-нибудь раскольничий лжесвященник выставляет свою кандидатуру на выборах, он участвует в этих выборах, он носит рясу и крест, в публичном сознании он ассоциируется с Церковью, а его деятельность в качестве выбранного депутата будет наносить урон канонической Церкви. В этом случае священнослужитель канонической Церкви ради защиты интересов Церкви и чтобы противостоять расколу, может включиться в такого рода деятельность и выставить свою кандидатуру на выборах", - привел пример митрополит Иларион.

Владыка указал, что в западных странах практика участия священника в политической борьбе очень разная. "Есть страны, где священнослужители становятся президентами, есть страны, где священнослужители тех или иных конфессий участвуют в работе политических партий, но для Православной церкви неучастие в политическом процессе всегда было принципом, взятым за основу ее существования", - напомнил митрополит.

По его словам, это не значит, что Церковь никак не должна участвовать в политической жизни страны или граждан. "Естественно, что Церковь высказывает свое мнение по тем или иным вопросам - социальным, общественным, вопросам нравственного характера, но Церковь не может занимать ту или иную сторону в политической борьбе, она не может поддержать одну партию в противовес другой партии", - сказал митрополит.

Впервые идея одобрить участие духовенства в политической борьбе в исключительных случаях прозвучала в декабре прошлого года на заседании президиума Межсоборного присутствия.

В проекте одного из документов, который был одобрен по итогам заседания президиума этого совещательного органа под председательством патриарха Кирилла, говорится, что "в данный исторический момент иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней (общегосударственные, региональные, местные)".

"Исключения из этого правила могут делаться только по соображениям крайней церковной необходимости. В этом случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение", - говорилось в документе.

В ХМАО оштрафована последовательница "Свидетелей Иеговы", не давшая лечить своего сына

02.02.2011 Мировой суд Когалыма (Ханты-Мансийский автономный округ) вынес приговор последовательнице секты "Свидетели Иеговы" Наталье Подложевич, которая не дала сделать переливание крови своему ребенку, от чего тот скончался.

Женщина признана виновной по ст.125 УК РФ (оставление в опасности) и оштрафована на 5 тыс. рублей, сообщает в среду пресс-служба прокуратуры ХМАО.

По данным следствия, 3 февраля 2010 года в педиатрическое отделение Когалымской городской больницы в тяжелом состоянии был госпитализирован пятилетний ребенок. Спасти жизнь ему могло переливание донорской крови.

"Однако мать несовершеннолетнего, получив от медицинских работников достоверную информацию о состоянии здоровья и необходимости переливания крови, а также о возможных негативных последствиях, следуя своим религиозным убеждениям, отказалась от проведения переливания, от чего 5 февраля 2010 года мальчик скончался", - отмечает прокуратура.

Данное уголовное дело является первым в России, создающим предпосылки для формирования правоприменительной практики привлечения к ответственности членов религиозной организации "Свидетели Иеговы" за отказ от переливания крови малолетним детям по религиозным основаниям.

Церковь просит государство облегчить доступ к архивам для установления имен пострадавших за веру в советские годы

03.02.2011 Архиерейский Собор Московского Патриархата, проходящий в эти дни в Москве, обратился к государству с просьбой облегчить доступ представителей Церкви к архивам, которые помогли бы выявить максимально полный круг новомучеников, пострадаваших за веру от большевиков.

"Церковь призывает государственных и общественных деятелей поддержать ее усилия по изучению и увековечению памяти жертв гонений. В частности, она обращается к руководителям учреждений, в чьем ведении находятся архивные документы, с просьбой содействовать скорейшему и полному выявлению сведений о пострадавших в годы гонений... Необходимо продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан", - говорится в решениях Собора.

Иерархи также высказались за продолжение диалога с государством и разъяснительной работы в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру.

Собор обратился к кинематографистам и руководителям телеканалов с призывом создавать документальные и художественные фильмы и телевизионные передачи, посвященные подвигу новомучеников и исповедников.

Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников, особенно там, где они служили или пострадали, устанавливать мемориальные доски, создавать памятники и музеи в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов, объективно отражать тему новомучеников в современных учебниках истории.

Собор выражает уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей.

"Памятуя слова церковного писателя III века Тертуллиана – "кровь мучеников есть семя христианства", Собор призывает всех членов Церкви "быть по духу верными наследниками новомучеников и исповедников, твердо стоять в подвиге жертвенного свидетельства Истины, не отступать от нее, малодушно пугаясь вызовов мира, все более удаляющегося от Христа".

Собор новомучеников и исповедников российских был канонизирован в 2000 году на Архиерейском Соборе Московского патриархата. Тогда в лике святых было одновременно прославлено более 1000 наших святых современников.

В истории Русской Церкви такое случилось впервые. До этого одновременная канонизация большого количества подвижников также имела место, и всякий раз была связана с исключительными моментами в жизни российского государства. Например, несколько десятков русских святых, в их числе преподобный Сергий Радонежский, канонизировали на Московских Соборах середины XVI века. Это произошло при Иване Грозном, когда в подчинение Московскому княжеству окончательно перешли все русские земли, и местночтимые святые были собраны для общецерковного почитания.

В Ханты-Мансийске суд отказался признать экстремистским саентологическое учение Хаббарда

03.02.2011 1 февраля судом кассационной инстанции в г. Ханты-Мансийске транспортному прокурору Сургута отказано в удовлетворении кассационного представления, содержащего просьбу отменить определение Сургутского суда, которым ранее заявление прокурора о признании ряда материалов Л. Рона Хаббарда экстремистскими было оставлено без рассмотрения. Об этом сообщили представители Саентологической церкви Москвы.

26 марта 2010 г. было вынесено решение Сургутского суда, в котором судья и прокурор сочли экстремистскими основы саентологии, изложенные в 29 наименований книг и лекций. Данное решение было обжаловано, и 12 октября 2010 г. Ханты-Мансийский окружной суд, по заявлениям учредителей религиозной группы, отменил решение Сургутского суда и отправил дело на новое рассмотрение, в ином составе суда.

9 декабря 2010 г., удовлетворяя ходатайство саентологов, Сургутский суд оставил заявление прокурора без рассмотрения. Транспортный прокурор не согласился с судебным постановлением и подал кассационное представление в Ханты-Мансийский суд.

Саентология — религиозно-философское учение, созданное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей и повышение духовного осознания. Многие православные специалисты в области сектоведения (А.Л. Дворкин и др.) считают саентологию тоталитарной сектой.

В России впервые пресечена деятельность сатанинской секты

04.02.2011 Верховный суд Мордовии признал экстремистской и вынес решение о запрете секты "Благородный орден Дьявола", которая действовала в Мордовии, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской и Тульской областях и позиционировала себя как региональный филиал "Церкви Тьмы".

"Организатором и руководителем секты является Казаков Александр Борисович, 1984 года рождения, житель Мордовии, студент 6 курса медицинского института республиканского госуниверситета", - сообщили корреспонденту "Интерфакс-Религия" в пятницу в суде.

Установлено, что в 2004-2009 гг. под руководством А.Казакова в орден были вовлечены более 75 учащихся вузов и средних школ.

Руководство ульяновской ячейкой секты, по данным суда, осуществлял Даньшин Денис Германович, 1987 года рождения, зарегистрированный в городе Инза Ульяновской области, работник частного охранного предприятия.

"По данным следствия, указанные лица в рамках деятельности секты организовывали регулярные оккультно-сатанинские обряды, проведение которых было связано с физическим насилием над отдельными участниками организации, практиковался групповой секс, в том числе с несовершеннолетними", - рассказал собеседник агентства.

Как сказано в решении суда, в ходе таких встреч А.Казаков и Д.Даньшин навязывали членам секты постулаты оккультного характера как единственно верные взгляды на жизнь, религию, государство, убеждая их, что только сатанизм является верной религией. При этом А.Казаков давал указание непосредственно Д.Даньшину физически расправляться с лицами, не разделявшими идеологию сатанизма.

В январе 2009 года Следственным управлением СК при прокуратуре РФ по Республике Мордовия был одномоментно осуществлен комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по выявлению и процессуальному закреплению фактов противоправной деятельности участников секты.

В ходе пятнадцати обысков у членов объединения, проживающих в Мордовии и Ульяновской области, изъяты предметы культа, литература, электронные носители информации, А.Казаков и Д.Даньшин задержаны.

В результате указанных мероприятий добыты документальные материалы и вещественные доказательства, послужившие основанием для возбуждения СУ СКП по Мордовии уголовных дел.

16 июля 2010 года Октябрьским районным судом Саранска А.Казаков признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.239 (организация объединения, посягающего на личность и права граждан), ст.135 (развратные действия) УК РФ и приговорен к наказанию в виде лишения свободы на срок один год восемь месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. Д.Даньшин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 239 (участие в деятельности объединения, посягающего на личность и права граждан) и приговорен к лишению свободы на срок один год (условно).

Полученные в ходе расследования дела материалы послужили основанием для обращения прокурора Мордовии в ее Верховный суд с исковым заявлением о признании распространяющего антиобщественную идеологию сатанинского религиозного объединения "Благородный орден Дьявола" экстремистским и запрету его деятельности на территории страны.

22 декабря 2010 года решение Верховного суда республики вступило в законную силу.

Новые издания

К 20-летию Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви вышла книга, посвященная деятельности Отдела

02.02.2011 Вышло в свет юбилейное издание «Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 1991-2011», посвященное 20-летию Синодального отдела. Книга, богато иллюстрированная фотоматериалами, рассказывает об истории Отдела и основных направлениях его деятельности.

Издание открывает обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Книга вышла под общей редакцией председателя Отдела религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Меркурия, помощь в издании оказал Фонд просвещения «Мета».

Происшествия

В новых религиозных столкновениях в Нигерии погибли 35 человек

31.01.2011 В столкновениях между христианами и мусульманами в Нигерии погибли 35 человек, сообщает в воскресенье, 30 января, Agence France-Presse со ссылкой на местную полицию. Речь идет о столкновениях в южной части штата Баучи, расположенного на северо-востоке страны. Кроме того, по словам полиции, 30 января в штате Баучи удалось пресечь совершения теракта в методистской церкви. Прихожане сообщили сотрудникам правоохранительных органов о мужчине, который принес в церковь сумку из-под ноутбука, оставил ее на лавке и вышел. Оказалось, что в сумке находилось самодельное взрывное устройство. Мужчине удалось скрыться на мотоцикле.

Кроме того, в городе Джосе, столице штата Плато, более десятка человек погибли 28 января в столкновениях, поводом к которым послужило убийство мусульманами университетских студентов. В течение выходных подожжены были многие христианские церкви, а также мечети, заправочные станции, дома и магазины. Один из полицейских был обезглавлен повстанцами. Военные, посланные на место столкновений, задержали 27 человек.

Джос находится в центральном регионе Нигерии, где примерно в равных пропорциях живут мусульмане и христиане.

25 декабря 2010 года в Джосе произошла серия взрывов, в результате которой погибли 32 человека. Среди погибших были как мусульмане, так и христиане, а также приверженцы других религий. Ответственность за теракт взяли на себя члены радикальной исламской секты "Боко Харам" .

В сентябре 2010 года около 800 заключенных сбежали из тюрьмы в городе Баучи, где содержались исламские экстремисты. Массовый побег был осуществлен в результате нападения на тюрьму группы вооруженных людей, по всей вероятности, членов секты "Боко Харам".

Население северной части Нигерии традиционно исповедует ислам, южной - христианство, а также древние африканские культы. Конфликты между земледельцами-христианами и скотоводами-мусульманами возникают регулярно, особенно часто - в центральной части страны.

Неоднократно судимый инженер из Казани осужден за кражу икон из монастыря

02.02.2011 Вахитовский районный суд Казани признал виновным 31-летнего Эдуарда Билялова в краже икон из храма Казанского подворья Раифского Богородицкого мужского монастыря.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе суда, Э.Билялов, состоящий на наркоучете и работающий инженером на одном из казанских предприятий, уже был неоднократно судим за кражи, мошенничество и незаконный оборот наркотиков.

В 2008 году Э.Билялов был освобожден условно-досрочно, но в июле 2010 года вновь взялся за старое: в течение нескольких дней он похитил мужские костюмы и оргтехнику из ряда магазинов одного из торговых комплексов в Казани на общую сумму около 400 тыс. рублей. В конце июля явился с повинной, был отпущен под подписку о невыезде, но уже в августе попался на краже икон.

В ноябре 2010 года состоялся суд по кражам в торговом центре, приговор - три года колонии. В итоге Вахитовский райсуд приговорил Э.Билялова к 3,5 годам колонии строгого режима, учитывая наличие у него на иждивении маленького ребенка.

Как сообщалось, Э.Билялова задержали в ночь на 13 августа 2010 года после звонка в милицию охранника соседнего с подворьем здания, заметившего, что кто-то вылезает из окна храма.

Как выяснилось, злоумышленник похитил несколько икон - образ Спасителя, Смоленскую икону Божьей Матери, икону Анастасии Узорешительницы, складень с изображением Грузинской иконы Божьей Матери, 11 церковных книг и старинный семисвечник на общую сумму около 170 тыс. рублей.

На допросах он сознался в содеянном, однако на суде свою вину признал лишь частично.

Церковные ценности возвращены храму.

Конференции, съезды, чтения

В Париже пройдет XII Всезарубежный съезд русской православной молодежи

04.02.2011 По благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, впервые после восстановления единства внутри Русской Православной Церкви в 2007 г. устраивается XII Всезарубежный съезд русской православной молодежи с участием молодых людей из России и всех стран пребывания Русской Зарубежной Церкви.

Съезд пройдет в Париже с 1 по 8 июля 2011 г. Более подробные сведения о предстоящем съезде будут опубликованы несколько позже. За дополнительной информацией обращайтесь к протоиерею Андрею Соммеру, заместителю председателя Синодального отдела по работе с молодежью, по адресу: rev.a.sommer@synod.com

Фестивали, выставки, ярмарки

В Санкт-Петербурге открылся Второй фестиваль древнерусской музыки

04.02.2011 Выступлением ансамбля «Сирин» под руководством Андрея Котова в Успенском храме подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге открылся Второй фестиваль древнерусской музыки.

Со 2 февраля Андрей Котов, руководитель старейшего и самого известного в России коллектива, исполняющего подобный репертуар, проводит пятидневные мастер-классы по ансамблевому исполнительству.

Занятия ведутся в двух группах — с новичками и профессионалами, они совместно занимаются коллективной импровизацией, результаты которой представят 16 февраля в 19 часов в Народном православном университете. Там пройдет концерт духовных, монастырских и покаянных стихов.

В программе фестиваля, который продлится до 20 февраля, в исполнении ансамбля «Сирин» и других коллективов из Москвы и Санкт-Петербурга прозвучат древнерусские богослужебные песнопения: знаменный, демественный распевы, строчное многоголосье и духовные стихи.

Также в рамках фестиваля выступят богослужебные коллективы города, ансамбли «Ключ разумения» и «Элеон». Москвички Полина Терентьева и Мелитина Макаровская проведут мастер-классы по исполнению духовных стихов, богослужебному и наонному пению (особому способу исполнения певческих текстов).

«Изучение традиций древнерусского певческого искусства не просто повышает культурный уровень, а знакомит с духовной историей, объединяет нас, помогает обмениваться бесценным опытом», — считает куратор фестиваля Екатерина Матвеева.

Фестиваль организован факультетом церковной музыки Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на Соловках будет создан музей креста

06.02.2011 Создание музея креста при кресторезных мастерских Соловецкого монастыря благословил во время визита на Соловки в августе 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Посетители музея смогут ознакомиться с богословием креста, историей развития форм креста, традициях кресторезного дела. Подобного музея в мировой практике еще не было.

Музей разместится в здании бывшей Биологической станции, где сейчас действуют Соловецкие кресторезные мастерские. Под одной крышей разместятся экспозиция, информационный центр, библиотека с читальным залом. В здании продолжит работу одно из отделений мастерских.

Инициатором создания музея на Соловках и главным организатором работ по его формированию является руководитель кресторезных мастерских Г.Г. Кожокарь. Планируется, что музей откроется в 2013 году.

В экспозиции будут представлены более тысячи крестов — келейных, домашних, крестов-икон — самых разных видов, как традиционных, так и малоизвестных (солярных, якорных и т.д.). Все они будут реконструкциями древних форм креста. Как пояснил Г.Г. Кожокарь, мастера не просто скопируют древние образцы, а после тщательного их изучения создадут по-новому осмысленные аналоги.

По замыслу организаторов музея, его посетители после знакомства с экспозицией смогут пройти в информационный центр, где в компьютерных киосках будет представлена подробная информация о крестах, или поработать в читальном зале с интересующими их печатными изданиями. Желающих пригласят понаблюдать за работой кресторезов в мастерской. В здании разместится также небольшая трапезная. Планируется организовывать в музее экскурсии, консультации специалистов и проводить тематические конференции.

Разное

В трех саратовских селах ввели уроки ислама для учащихся средних классов

01.02.2011 На территории Саратовской епархии в трех селах - Тарлыковке, Васильевке и Лопуховке - с начала этого года начали проходить еженедельные уроки по "Основам исламской культуры", которые проводит имам.

На таких занятиях только два татарских ученика - Алес и Алимхан, которым ислам проповедуют с рождения. Остальные дети - православные, но их родители согласились, чтобы ребята посещали уроки мусульманства, пишет во вторник "Комсомольская правда".

"Мы давно знаем нашего имама, он очень порядочный. Его занятия скорее уроки нравственности, чем история одной религии", - говорит Светлана Приходько, мама семиклассницы Светы.

По словам завуча средней школы Тарлыковки Ирины Черемушкиной, этот урок только для тех детей, кто хочет туда ходить. "Мы сознательно пошли на такой эксперимент, когда к нам зачастили участковые. Мол, только ваших в милицию приводим! А теперь - не поверите - спокойнее стало. Может, и не с уроками это связано, но результат налицо", - рассказала она.

Единственное, что смущает педагога, - теперь семиклашки на переменках в ответ на какую-нибудь обиду могут крикнуть: "Шайтан тебя покарает!"

Некоторые родители согласились отдать своих детей на занятия по исламу отчасти потому, что православной церкви в их маленьких селах нет. Одну начали строить, но не доделали - денег не хватило.

Собору Святой Софии в Стамбуле угрожает повышенная влажность

01.02.2011 Внешним стенам и особенно интерьеру собора Святой Софии в Стамбуле угрожает повышенная влажность, что может в ближайшее время привести к серьезному повреждению его древних фресок и мозаик, сообщило со ссылкой на турецкое издание "Sabah" агентство KIPA.

Об опасном воздействии влаги на внешние и внутренние стены собора предупреждает специально подготовленный доклад экспертной комиссии, с содержанием которого ознакомлены лица, отвечающие за сохранность этого уникального памятника.

На месте древней Лаодикии обнаружен христианский храм

01.02.2011 На юго-западе Турции археологи обнаружили храм, который принадлежал поместной Лаодикийской Церкви или «седьмой асийской Церкви», упоминаемой в новозаветной Книге Откровения св. Иоанна Богослова. Об этом заявил министр культуры Турции Эртугрул Гюнай, посетивший место археологических раскопок на территории древнего города Лаодикеи, сообщило агентство KIPA.

По данным главы археологических раскопок Челала Симсека, здание церкви было обнаружено с помощью радара. По мнению ученых, здание хорошо сохранилось.

Античный город Лаодикия расположен близ нынешнего турецкого посёлка Эскихисар, в 6 км восточнее области Денизли. Он был построен в III в. до Р.Х царём из династии Селевкидов Антиохом II на месте старого города Диополис. Название Лаодикия дано городу по имени жены царя — Лаодики.

Лаодикия находилась на важном торговом пути, что обусловило процветание города. В I в. до Р.Х.. Лаодикия перешла под контроль Рима, затем город находился под властью Византии. В начале 11 ст. город захватили турки.

Открылась библиотека петербургского Музея истории религии

01.02.2011 Научная библиотека петербургского Государственного музея истории религии после трехлетнего перерыва вновь доступна для посетителей.

С 2007 года библиотека была закрыта на инвентарную проверку фонда. За это время ее сотрудники проделали огромную работу по систематизации, учету, организации выдачи книг. Созданы книгохранилища русских и зарубежных монографий и периодических изданий, брошюр, литературы на церковнославянском языке.

В библиотеке хранится уникальное собрание епархиальных ведомостей многих губерний царской России, состоящее из почти 12,5 тысяч единиц, которое сброшюровано и переплетено.

Научная библиотека Музея истории религии - одно из крупнейших книжных собраний мира по вопросам религии и атеизма. Это единственная в России библиотека светского характера, где в столь полном объеме представлена литература по религиозным конфессиям - христианству (православию, католицизму, протестантизму), иудаизму, исламу, буддизму, даосизму, синтоизму. Также в собрании хранятся книги по истории, философии, психологии, археологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению. Всего фонд библиотеки насчитывает 192 тысяч единиц хранения.

В России появилась услуга православной SMS-рассылки

02.02.2011 Московское объединение православной молодежи "Воскресение" запустило проект православной SMS-рассылки "Доброе слово".

"Каждое утро подписчики новой услуги получают SMS с выдержками из Священного Писания или сочинений святых отцов", - сообщил порталу "Интерфакс-Религия" в среду руководитель объединения "Воскресение" игумен Иоасаф (Сорокин).

Организаторы надеются, что, начиная свой день с нескольких строк Священного Писания, многие полюбят чтение и изучение Библии и других священных для православных верующих текстов.

Проект - благотворительный, то есть все жители России смогут ежедневно получать короткие цитаты бесплатно на свой мобильный телефон. Для подписки нужно отослать SMS-сообщение "Доброе слово" на номер +7-916-815-95-63.

Количество подписчиков проекта уже перевалило за тысячу и продолжает расти. В настоящее время проект охватывает практически все регионы России: от Сахалинской области до Калининградской.

Благодаря Интернету люди, живущие в самых отдаленных и заброшенных уголках России, участвуют в проекте и изъявляют желание подписаться, а инициаторы проекта убеждены, что их начинание вызовет у людей, живущих на периферии и в самых удаленных уголках России, чувство сопричастности к вселенскому православию, поможет преодолеть замкнутость и оторванность от остального мира.

В проекте используется синодальный перевод Священного Писания, а подбор цитат ведет православный священник.

В Грузии будут восстановлены памятники из списка ЮНЕСКО

04.02.2011 Начинается реабилитация памятников Грузии, внесенных в список ЮНЕСКО. В 2011 году в список попали несколько памятников. Среди них -- Крестовый монастырь Джвари в Мцхета. Будет произведена его консервация и полное восстановление комплекса, сообщает "Грузия Онлайн".

В список ЮНЕСКО внесены еще несколько памятников. В Сванети полностью будут обновлены сванские башни в Ланчвари, в Местиа - старинные каменные дома, а вокруг башен будет обустроена современная туристическая инфраструктура.

Реабилитационные работы будут произведены в соответствии с требованиями ЮНЕСКО.

Также будут возобновлены приостановленные реставрационные работы в храме Баграта. Произойдет полная консервация храма. Восстановительные работы начнутся и в Гелатской академии.

До конца года будет разработан план реабилитации кафедрального собора Светицховели в Мцхета. До этого же будет законсервирована уникальная фреска на южной стене храма. В требованиях ЮНЕСКО именно этой фреске, изображающей Судный день, уделено особое внимание


Рассылка "Православное обозрение" выходит с 1999 года. Целью рассылки является распространение православной информации и интересных новостей мира других религий. Перепечатка и дальнейшее распространение материалов рассылки приветствуется при сохранении ссылок на источник информации.

Информационная поддержка:

  • Рассылка "СЕДМИЦА - Православные новости за неделю"
    http://www.sedmica.orthodoxy.ru
    Каждую неделю - дайджест самых важных новостей и событий из религиозной и околорелигиозной жизни Украины, России и других стран.


Редактор рассылки: Александр Иванов, webmaster@pravbeseda.ru

Энциклопедия "Древо": http://drevo-info.ru
Официальная страница Обозрения: http://drevo-info.ru/list.html

Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок, автор узнает о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.

В избранное